Отчёт о парусно - туристическом походе
по Онежскому озеру в 2006 г.

         ...Деревянные церкви Руси,
Перекошены древние стены,
Подойди и о многом спроси,
В этих стенах есть сердце и вены......
                        "Черный кофе"

.

Составил: Виговский И.О.,капитан катамарана "Лучина" М450.
ioklmn@bk.ru
iv70.narod.ru


Цель похода: Осмотр достопримечательностей Онежского озера: Петроглифов на мысу Бесов нос. Финских береговых укреплений и бетонного Н\П на острове Мег, Кижей и Шардонских островов. Посещение Петрозаводска и пересечение до Шальского. Активный и матрасный отдых.

Экипажи:

Навигационное оборудование: использовался атлас Карелии и калька с морской карты Онеги.
Имелся GPS Garmin 76, бинокли.
На "Сириусе" был установлен яхтенный компас КМС 55-2
Использовались радиостанции: две "Моторолы" на ++МГ., и два "Беркута" на 27МГ.

Маршрут: п.Шальский - м.Бесов нос - о.Новая тоня - Мыс северней м.Толстый Наволок. - о.Хед - о.Мег - п.Шиловцы - о.Волкостров - Церковь на м.Корба - пролив у м.Пиче-сельга - м.Чажнаволок - о-ва.Великие(северный остров) - г.Кондопога (тогда еще очень мирный).
--------------------------------------------------
Жирным шрифтом выделены места днёвок.

Сотовая связь: На Онеге присутствуют МТС немного и Мегафон. Мегафон Лучше. Би Лайна нет
(только в Петрозаводске, и как говорят немного на Шардонских островах).


Число,месяц Км. Курс. Сила ветра погода Место стоянки.
6 июня ……. …………. …………. Солнц. П.Шальский
7 июля 14 Переменн. 4-5м\с. Солнц. М.Бесов Нос
8 июля 0 …………. …………. Солнц. М.Бесов Нос
9 июля 45,64 Форд-Бак 4-5м\с. Солнц. o.Новая Тоня
10 июля 21,75 Форд-Бак 5м\с. Солнц. Мыс Северней м.Толстый Наволок
11 июля 47,5 Форд-Бак- Бейд. 5м\с. Солнц. о.Хед
12 июля 16,66 Фордак-Бак-Бейд 5м\с. порывы до 15м\с. Солнц. о.Мег
13 июля 11,5* Переменн. 5-6м\с. Солнц. о.Мег
14 июля 21 Переменн. 5-10м\с Солнц. Около пос. Шиловцы
15 июля 50 Все 6-8-15м\с. Облач.дождь о.Волкостров
16 июля 2* Бейд-Форд 15-20м\с. Облач.дождь. о.Волкостров
17 июля 0 Форд-бейд 3-5 м\с Облач.дождь. о.Волкостров
18 июля 10 Переменн. 3-5-7м\с. Солн /облач/дождь М.Корба
19 июля 15,5 Переменн. 2-5-7м\с. Дождь/ град/солнц. В проливе у м.Пиче-сельга.
20 июля 1* Переменн. 10м\с Солн/дождь В проливе у м.Пиче-сельга.
21 июля 18 Бейд 10-3м\с Солн/Дождь м.Чажнаволок
22 июля 18 Бейд 2-5м\с Солнц. …………….
23 июля 11 Фордак 2-5м\с Солнц. г.Кондопога
Итого:18 дн.(12 ход.дн.) 6 днев. 289 (+14,5*)


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


* - Растояния пройденые только М450 "Лучина"

Продолжительность похода: 17 дней.
Ходовых дней: 12 дней.
Количество днёвок: 5.
Пройденно за поход: 289 км. + 14,5* км. (Пройдено "Лучиной" во время дневок.)
Средний переход за ходовой день: 25,2 км.
Самый длинный переход в день: 50 км.
Максимальное удаление от берега: 8 км.
Сила ветра оценивалась визуально при помощи шкалы Бофорта.

Полный список всех GPS координат Онежского озера, найденные мной в сети и дополненыые собственными: http://iv70.narod.ru/IV/7/1.html


5 июля.
Сегодня мы едем.
Едем в четвером с собакой и двумя катамаранами на "четверке". Техосмотра у нас еще нет.
В 19-30 наконец то прошли техосмотр. Ура. Поехал грузится. Сначала к себе потом к Косте. Были сомнения что все и вся поместятся. Поэтому планировали, как аварийный вариант, отправить часть народа поездом.
Запихнули все. Для этого машину пришлось максимально облегчить. Выкинули все лишнее вплоть до ковриков и запаски. Сняли заднее сиденье. Продукты запланировали купить на месте.
После погрузки машина стала похожа на верблюда и была наречена "Дромадером" - белым, беговым одногорбым верблюдом.
В 23-50 Старт. Я за рулем.
4-24 Ярославль. Шоколад и кола бодрят.
8-30 Вологда. Ужасные дороги в городе. Как потом оказалось, именно в Вологде у нас лопнула задняя пружина подвески, но мы не заметили, и поехали дальше.
12-09 Остановка на сон. Начал засыпать за рулем. Свернули с дороги и легли спать на земле без палатки. Жара. (зато ветер сдувает всяких насекомых, привыкших закусывать беззащитными туристами)Коментарии Насти здесь и далее, даны курсивом и в скобках.
14-35 Поехали дальше. Как не странно, но два с половиной часа хватило, чтобы восстановится.
17-39 Вытегра. Обед. Заправка, Которую пришлось искать долго и упорно с опросом местных аборигенов. От Вологды до Вытегры нет заправок, поэтому надо наливать полный бак. Дорога сносная. Бензин поганый.
19-21 Поехали дальше.
21-00 Шальский. Ура, мы на Онеге. Наконец-то я выпил пивкааааа Ж :-P
От Вытегры до Шальского нет заправок. Надо иметь полный бак. Дорога прекрасная.
(Такой поездки врагу не пожелаешь: сидишь на куче спажилетов одним полужопием, второе - то висит, то что-то туда втыкается…Шею выпрямить не получается, ноги - тоже. Часть пассажиров все время курит, а собачку - подумать только - тошнит. Благо, не в мою сторону).
Перетаскали вещи и катамараны на песчанный мыс в устье р.Водлы и встали в молодых елочках на пляже.(61.48.053 035.57.952) Стоянка хорошая. Местные тактичны и не беспокоят. (Хотя Костя упорно не верил в миролюбие местных земцев, из-за чего капитаны долго и упорно спорили, где де все-таки упасть)
Ходовое время: 21час 10мин.
Средняя скорость 90км\ч.
Сожжено 96л. бензина.

6 июля.
Встали в 9-00. Жара. (Кому жара, а кому и не очень...)
Позавтракали и стали собирать катамараны.
Ездили в магазин закупались.
Познакомились с местным жителем Василием Ивановичем. Он живет на краю поселка у устья р.Водлы. Его все знают и только у него есть единственный на всю Шалу белый запорожец, на котором он лихо гоняет. Договорились оставить у него машину.

7 июля.
Встали в 10-00. Собрались и отошли на Бесов Нос.
Всю тушенку, картошку и прочие овощи мы забрали себе, на "Лучину", чтобы облегчить "Сириус". Поскольку у "Лучины" на 1 квадрат больше площадь парусов.
Солнце, 3-4м\с., бейд, лавируемся.
Через час Костя сообщил по рации, что он забыл на берегу кроссовки и возвращается.
Мы решили подождать его на видневшихся прямо по курсу островах Малые Гольцы. Подошли к одному из островов и высадились(61.46.066 035.59.825) . Можно стоять на пологих каменных плитах. Есть остатки рыболовной избушки. Решили приготовить супчик. Выташили котелки, горелку и продукты. Настя все быстро порезала и закинула в котелок. Когда суп был готов, подошел "Сириус" и мы пообедали. После обеда двинули дальше.
Не доходя 5км до Бесова Носа у "Сириуса" стал травить баллон, и мы встали на пляже к северу от мыса (61.40.561 036.02.161)
Пройдено за день по генкурсу: 14 км.

8 июля.
С утра жара. Дневка.
Костя и Татьяна сняли баллоны и намылили их. Обнаружились дырлы в швах, на новосклеенных Татьяной баллонах. Еще Костя прожег баллон сигаретой. Ведь написано-же курить вредно..... даже для катамаранов :)
Бесов нос, маяк Костя Лагерь
Мы с Настей пошли смотреть Бесов Нос и Петроглифы.
На Бесовом носу сохранилось 89 самых известных на Онеге наскальных рисунков Они расположены у маяка, на южной части мыса, почти у самой воды, на площади около 100м2.

Лось Бес Охота


Нашли Беса. Впечатлило.
Вообще-то на мысах Бесовом носу и Пери нос, а так же на ближайших островах расположенно около 570 рисунков эпохи неолита.
Рядом с древними Петроглифами расположены современные, типа "здесь был Вася". Можно еще как-то понять людей, оставивших свои автографы в 1927 или 33 годах, темные они были. Но современным пачкунам прощения нет. Особенно добила надпись "Туристы". Очень странно, что Петроглифы не охраняются. Хотя бы пост милиции был бы.
Встретили несколько Англичан бродящих в поисках Петроглифов. Пообщались. (насчет англичан не знаю, не спрашивала, откель эти пришельцы вылупились в таких количествах :) Лагерь у них весьма внушительный - почти весь мыс заняли, интервенты, блин. По-инглишу лопочут очень правильно - либо родом из Оксфорда, либо инглиш для них не родной. На своем родимом так правильно не говорят (недоверчивые могут почитать Интернет-форумы). Зато одна милая дамочка указала нам на петроглифы прямо у нас под ногами. Сами мы никогда бы не дотумкали, что это они и есть. На неопытный взгляд больше похоже на разводы от чаячьего помета :) Хорошо хоть предупредили, а то мы как раз прикидывали, что на этот каменный лоб прекрасно можно каты вытащить…)
Потом обедали. Купались в "Джакузи" на Бесовом Носу. (ага, с головастиками)
Пройдено за день: 0км.

9 июля.
Встали в 10-00. Жара. Идем на Унойские шхеры.
Так называются Унойские острова.
Фордак- Бакштаг 4м\с.
Настя на руле, я читаю книжку про древнюю Африку. Жара очень помогает восприятию.
За мысом Пери -нос я заметил нечто. При ближайшем рассмотрении это оказалось деревянной лодьей с прямыми парусами. Сразу вспомнился фильм "Россия молодая", всякие поморы, стрельцы. Дохнуло стариной.
Глюки???


Не глюки Не глюки
Сделав круг вокруг этого чуда пошел догонять "Сириус".
Потом немного поддуло 5-6м\с. "Сириус" скрутил стаксель и стал отставать.
Прошли о.Шальские, о.Сосновец. Бабакаты
За о.Деда мы легли в дрейф чтобы подождать "Сириус", и тут заметили около мыса Крестовый Наволок, на материке, прекрасную бухточку с пляжиком (61.49.743 035.52.351). Там стояло два катамарана. Решил зайти пообщаться. Оказалось - Москвичи, знают Успенских.
Катамараны большие и широкие. На каждом по мотору и парусные вооружения от "Просторов" !!!???. Предпочитают матрасный отдых.
Попив кофейку и пообщавшись, мы отвалили далее. Идем на фордаке. Костя зарифился и несет 7м2. Я выпустил за корму 30ти метровую петлю троса, чтобы затормозить ход катамарана. Помогает слабо.
Вообще он переодически, весь поход , то рифится, то скручивает стаксель по нескольку раз за переход. Поэтому и отстает.
У Пролива между Лосевыми островами (61.52.430 035.48.551) лег в дрейф подождать "Сириус". Затем принял от него буксир, и мы прошли пролив на "Косилке" (мотор 700 Вт.) (подробнее тут.) В проливе был затишок.
К Унойским островам подошли уже в сумерках. Ветер стих до штиля. Солнце заходит за Лукостров.
Красиво.
Пошли на косилке искать стоянку.
Встали на острове Новая тоня (61.58.333 035.44.829). Прекрасный песчаный пляж, прикрытый от Онеги Лукостровом. Сосновый лес. Народу никого. Отличное место для длительной стоянки.
Пройдено за день:45,64 км. (трек)

10 июля.
Встали поздно. Выспались.
Солнце, ветер 4-5м\с. Фордак.
Сегодня запланирован короткий переход, поэтому мы особенно не торопимся.
Собрались и отошли на Лукостров смотреть деревянную церковь (61.58.276 035.44.240). Колокольня на Лукострове
Колокольня выглядит красиво, но внутри одни стены. Лестница разобрана. Много настенных каракулей. От церкви остались только стены, сложенные без единого гвоздя. Все постройки обнесены деревянной оградой в метр высотой. В ограде расположено несколько могил. Есть свежие. (а еще там куча муравейников и крапивы!!!)
Осмотрев и излазив все окрестности, отвалили и пошли дальше.
Прошли мыс Каткасинаволок (62.02.433 035.40.658) или как его еще называют, скала Пертищи. Шикарное место для стоянки, песчанный пляжик. Излюбленное место стоянки челенов МПТК.
Пляж был пуст :(
Встали за следующим мысом, к северу от м.Толстый Наволок, на песчанном пляже. Вообще, за каждым мысом восточного берега, с севера, есть песчаные пляжи. Много стоянок, дров и плавника.
Вечер был тихим и чудесным. Если не считать того, что я наступил в костер и серьезно обжег большой палец левой ноги. Помазал "Спасателем" и боль как рукой сняло. К окончанию похода ожог почти прошел. (угу, некоторые капитаны игнорируют необходимость покупки перед походом резиновых сапог. Вот и приходилось этим некоторым прыгать весь поход босиком с ожогом на пальце :))
Пройденно за день: 21,75км. (трек)

11 июля.
Встали около 10-00. Солнце. Ветер прежний, фордак-бакштаг (везет нам, любимым). Ночью был дождь, и изрядно полило.
Отвалили и пошли в сторону поселка Песчаный в надежде найти там магазин, почту и телефон. Костя сразу скрутил стаксель, а пожже раскрутил, и я как всегда улетел вперед.
Сириус Остров
Дошли до пос. Песчаное и пристали к пляжу (62.09.838 035.46.544).Пляж - это место отдыха местных земцев. Костя и Настя пошли в магазин, а мы с Татьяной и Нолой остались ждать на пляже.
Магазин оказался в пяти (!) км. от берега. (мы это узнали только в процессе ходьбы) Асортимент небогат. Тушняк, крупа, пряники-сушки, водки нет, но есть пиво.Молочного нет.
После магазина пошли дальше по островам в сторону о.Мег. На вахте
Прошли о.Тумбера, сняли точку с южной оконечности (62.16.445 035.45.015) "Сириус" зарифился. Мы подняли генакер.
Пристали к о.Пальяк с западной стороны, подводные булыгыны. Сняли точку (62.19.528 035.43.913). Есть стоянка на галечном пляже, на восточном берегу острова.
У острова Иванцов ветер зашел и стал попутный бейд, с тенденцией к стиханию. Идем одним галсом.
У Южной оконечности о.Хед ветер выключили и мы взяв "Сириус" на буксир пошли к западному мысу о.Хед на моторе-"косилке". Дошли до маяка на о.Хед , где и встали, с южной стороны косы (62.27.448 035.34.216).
На мысу пляж, много колючей проволоки, окопы. Здесь стояли финны. Есть высокий маяк, и несколько рыбачьих избушек.
Пройденно за день: 47,5км.

12 июля. Маяк Хед
Встали в 10-00. Жара. Солнце. Ветер 6-7м\с. Волна 50 -60 см. Отдельные белые барашки. На пляже накат.
Насте приснился страшный сон матроса - она в одиночку, на "Меве" крутила фордаки. Ж8-) Кто ходил на швертботе, тот поймет. (Вот и рассказывай потом капитанам свои сны - заложат, и не поперхнутся… Благо, сон был не эротического содержания)
Собрались. Накат.
Костя сказал, что будет стартовать с другой стороны косы, прикрытой от волны, и утащил "Сириус" по песку туда.
Мы стартовали через прибой и, сделав пару галсов в бакштаг, пристали на противоположной стороне косы, рядом с "Сириусом". Хорошо прокатились. (угу, с ветерком!)
Костя сказал, что сейчас сильный ветер, и он будет ждать 2 часа пока не подстихнет. Сидим в рыбачьей избушке ждем ..... идет дождь. (Сыро, мерзко, крыша протекает… И когда мы, наконец, тронемся.)
Через два часа подстихло до 3-4 м\с. Дождь прошел. Отошли, как всегда: "Сириус" без стакселя, я с 11м2. Ветер фордак-бакштаг. Идем 10км\ч по ЖПСу.
Ближе к о.Мег подняли генакер. "Сириус" разрифился.
При подходе к Мегу убрали геннакер.
(ох, вовремя, вовремя мы его скрутили!), и тут вдуло. Сириус под всеми парусами
Разогнались в бакштаг до 18-19км\ч по ЖПСу.
Залетели за Мег, стукнувшись рулем о подводную косу, и стали лавироватся к пляжу. Руль у меня погружен глубже швертов.
Восточный мыс о.Мег имеет протяженную подводную косу, Которую надо обходить в 100-150м. от мыса. Долавировались с трудом. С острова ветер рваный, шквалит, задирает на баллон.
"Сириус" тоже благополучно миновал косу (что удивительно, я думала - они навернутся) и отлавировался к берегу. (Костик, пристав к берегу, рвал и метал - видать, нервы у него лопались с выделением в атмосферу цветистых выражений.) Хорошо шквальнуло.
Северная бухта острова представляет собой неширокий, но длинный песчаный пляж. Остальные берега каменисты и местами отвесны. Стоять лучше ближе к восточному мысу (N62 33.925 E35 26.496). Там редкий сосновый лес, слегка продуваемый (комаров нет). Имеются оборудованные кострища. Есть рыбацкая избушка. Вторая ближе к северному мысу. По виду заброшенная. У берега надо быть осторожным -есть колючая проволока (ха, есть! - ее там километры, километрищща!!! Очень досадное обстоятельство, особенно, если стремглав несешься по безотлагательному делу…).
Окопы идут прямо вдоль берега. Не далеко от берега есть ямы от землянок и круглые окопы диаметром 4м., вероятно под миномет.
Есть черника. (угу, крупная! Но брусники больше)
В глубине острова имеется большущий и глубокий овраг овальной формы. Я сначала даже принял его за гиганский кратер.
Вечером был затишок, а потом подуло с севера более 10м\с. Укрепляли палатки растяжками. Погода явно скоро будет менятся.
Завтра дневка.
Пройденно за день: 16,66км.

13 июля.
Встали, как проснулись (странно, если б мы встали, не проснувшись). Солнце. Ветер прежний. Сегодня дневка.
Утром ходил искать "дот", который есть на острове. Остров опутан по периметру колючей проволокой. Так-же, проволокой остров разделен на отдельные очаги обороны.
"Дот" не нашел. Нашла его Татьяна.
Собственно это не дот, а финский наблюдательный пункт, на самой высокой точке острова (62.33.730 035.25.544). Постройки такого типа я встречал на Ладоге. Финский Н\П
Найти его довольно не просто. Сам Н\П бетонный и возвышается над землей на 1,5м. Он двухэтажный. Один этаж подъземный. Смотровая амбразура ориентирована на восток, а вход на запад.
Проще его найти если поднятся от южного мыса к створам. Н\П находится в 30-50м от них.
После обеда мы с Настей поехали прокатится до "копанки", пролива для моторок, через Челмужскую косу. Пролив оказался на месте (62.34.182 035.30.825). От восточного мыса острова Мег прямо на N. Он представляет собой канаву длинной 30-40м. и шириной 3-4м. Глубина 50см. От большой воды "копанка" отделена песчаными барами длинной 2-3м. По ней можно провести катамаран типа "Ветер", мачту валить не надо. По краю "копанки" есть тропа. (а комаров там, комаров! ТУЧИ!).
Создатели пролива основательно потрудились высота косы в этом месте 4-5м. Пролив значительно сокращает путь в пос.Челмужи.
После осмотра пролива отошли обратно на о.Мег. Обошли его кругом и сняли GPS координаты со всех его мысов:
Мыс N- (62.34.318 035.25.228)
Мыс S- (62.33.442 035.25.397)
Мыс Е- (62.33.992 035.26.871)
Вечер был тих и прекрасен. (угу, когда настал штиль мне дали порулить)
Пройденно за день: 11,5км*.

14 июля.
Встали в 10-00. Солнце, штиль.
Отошли и пошли на юг.
Из-за о.Мег вышли на "косилке". Потом включили бейд 3-4м\с. Лавируемся. Дошли до деревни Вицино. Пристали к берегу размяться. На берегу обнаружили две дряхлые лодки "Кижанки", образец местного судостроения. Их строят с незапамятных времен и до сих пор используют.
Отошли далее по направлению к пос.Кузаранда.
Не доходя до пос.Шиловцы ветер стих, а потом наступил штиль. Далее пошли на "косилке" в Шиловцы. В Шиловцах магазина и почты нет, магазин только в Кузаранде. Зато есть рыболовная база, где можно остановится и баня.
Отошли в 20-00. Ветра нет. Идем на "косилке" искать стоянку. Со стоянками совсем плохо. Весь западный берег Заонежского залива представляет собой узкую полоску валунов и лес подходящий прямо к воде. Удалось найти стоянку для трех катов, но место под палатки пришлось вырубать в малине (N62.23.406 E035.30.886)
Пройдено за день: 21 км по генкурсу.

 

15 июля.
Ветер 3-4м\с. Фордак. Быстро собрались и отошли. Пасмурно.
Сегодня утром наконец узнал, какой сегодня день. Оказалось - 15 июля. Ветер порывистый, крепчает.
Прошли Кузаранду и мыс Тамбиц нос (N62.14.032 E035.36.378) На мысу Маяк под которым есть место для стоянки.
После мыса повернули и пошли в бакштаг. Ветер усилился до 6-7м\с. "Сириус" скрутил стаксель и стал отставать.
Прошли м.Курней Наволок (E62,12,358 E35,33,913). Периодически ложусь в дрейф и жду "Сириус".
Прошли пос.Вороний остров (N62,10,832 E35,31,147) Перед поселком есть маленький островок, на котором можно стоять. Вероятно это и есть сам Остров Вороний.
После м.Варнаволок (N62.12.358 E035.33.913) ветер усилился до 10м\с, а на порывах и более.
Костя зарифился и пошел под 5м2.
Я делаю 15 км\ч стабильно в бакштаг под 11м2. На шквалах разгоняюсь в среднем до 20км\ч.
Настя откренивает.
Из под носов пена.
Кайффф. (Кайффф!!!)
Так бы и ходить всегда.
После м.Лейнаволок (N62.07.389 E035.22.485) пошли в бейд. Ветер усилился. Начало задирать на баллон. Рифлюсь и жду "Сириус".
Скорость дрейфа с опущенным швертом и растравленными парусами 4км\ч. Волна с берега 80 см. Все в белых барашках и ряби. Зашел за острова и снова подождал "Сириус". Затем пошли на фордаке искать собственно сами Кижи. Ориентироваться трудно. Много островов. Собор с воды не видно. Пристали к небольшому островку (N62.06.026 E035.13.574) перед деревней передохнуть. На острове можно стоять.
Подошел к деревне видневшейся далее по курсу, оказалось это о.Кижи и деревня Ямка. Сориентировавшись, стали лавироваться в проливе между о.Кижи и Волкостровом. Пролив шириной 100м. Разрифливаться не стал. Несу 9м2. Ветер прежний, гораздо более 10м\с.
Мы с Настей отлавировались первыми и нашли не плохую стоянку на Волкострове (N62.06.620 E035.12.029) Стоянка расположенна на западном берегу острова при входе в небольшой залив слева. Она почти не видна с воды. На первый взгляд ничего и не увидиш нужно подойти поближе.
Стоянка представляет собой обрывистый берег высотой в 1м., по краю которого растут деревья и кусты, а за ними небольшая поляна с кострищем. Катамараны можно оставить на плаву в заливе, который закрыт от ветров всех направлений. При желании можно вытащить один катамаран на берег.
На стоянке ветра почти не ощущается, это при том, что на воде дуло более 10 м/с.
Пока "Сириус" лавировался, мы успели натаскать дров. Когда Косте оставалось 150м. до стоянки он по радиостанции сообщил, что не может вылавироватся. Костя шел зарифленый до 5м2 и у него, естественно, не получалось. На предложение раскрутить стаксель он ответил отказом и пристал к небольшому островку подветренней нашей стоянки.
Оставив Настю на берегу, я отошел к ним на помощь. Сначала попытался вытащить "Сириус" на "косилке"- стоим на месте. Затем под парусами на буксире - не вышло. От предложения пересесть на мой катамаран и помочь мотору веслами Костя отказался !???......... Я отдал буксир, и мы расстались. Я пошел лавироватся на стоянку, а "Сириус" спустился под ветер, и я потерял его из виду. Его радиостанция на вызовы не отвечала, что и понятно,......МГ. за деревьями не берет.
Вернувшись на стоянку, мы с Настей поставили палатку, разожгли костер и стали готовить ужин. Вот только вся крупа соль и сахар осталась на "Сириусе", а вся тушенка ,кроме одной аварийной банки, у нас. Пришлось почистить всю оставшуюся картошку, потушить ее с луком и морковью и добавить тушенки. Вместе с салатом, шпротами и спиртом получился королевский ужин.
Вечером сидели у костра.
Пройденно за день: 50 км.
Классно прокатились.

16 июля.
Встали поздно. Дождь. Ветер как вчера, более 10 м\с с порывами, северный.
Сидим в палатке, завтракаем. Погода примерзкая. (наимерзейшая!) После завтрака решили сходить в Кижи за крупой и поискать экипаж "Сириуса". Собрались и отошли на фордаке под стакселем. Это чтоб скорость была поменьше.
Прошли 500м вдоль Кижей. "Сириус" не обнаружили. (ага, они забились в кусты по самые уши - поди их найди).
Пристали к берегу около мельницы и, оставив катамаран у берега, отправились по дороге в центр острова. Все вокруг мокрое и мерзкое (угу, а у меня непромоканец промокает). Ветер ощутимо толкает в спину. Прошли красивую деревянную церковь на пригорке, несколько больших деревянных домов и амбаров. Поднялись на пригорок и перед нами открылся прекрасный вид на......местную помойку, деревню Ямка и главный собор.
Помойка почему то расположена в центре острова на самой высокой его части. Вероятно это главная достопримечательность :).
Спустились с горы и пошли к главному собору, по карте там обозначена пристань, а следовательно магазин.
Настя и Кижи Я Кижи и пиво
Народу никого, дождь, но у собора маячат какие то "инопланетяне" в ярких одинаковых куртках. Ну, кто может в такую погоду и в таком виде болтаться по острову? Только яхтсмены. И точно, оказался экипаж стоящей у острова яхты. От них узнали, что причал мы прошли.
На причале нашли много закрытых сувенирных ларьков (нет пароходов с туристами), кафе, магазин и почта в дебаркадере. В магазине Настя разошлась не на шутку :). Драйбек с продуктами я с трудом взвалил на плечи. Обратный путь был не так приятен. Драйбек ощутимо тяжел. Обожженная нога болит, так как иду босиком. Да и ветер с дождем в морду.
Обратно отлавировались зарифленные. (вот тут-то я впервый раз за весь поход подумала, что спасики все-таки иногда стоит одевать…)
Ага, матросы крутеют не по дням :) .
Спасики надо носиь всегда. Даже во время сна :).
Вечером забабахали классный ужин.
Пройденно за день: 2 км*.

17 июля.
Встали поздно. Разбудили Костя с Татьяной. Пользуясь затишком, они, наконец-то пригребли к нам.
Оказалось, что они стояли на подветренном островке рядом. В острове есть бухточка, куда и загнали катамаран. Поэтому их и не было видно с воды. Стоянка не оборудована.
Погода ни то не се. Переменная облачность. Есть солнышко.
Настя не выспалась и завалилась спать.
Татьяну мы с Костей перевезли в Кижи, и она отправилась смотреть достопримечательности.
Сидели, разговаривали, заготавливали дрова. В рукоятке Костиного суперножа мы нашли крючки и леску. Я сделал удочку из ивовой ветки. Поплавок из кусочка коврика, грузила из гаечек. (и ловко же это у него получилось, черт возьми :). С таким капитаном и на необитаемом острове не пропадешь … при наличии суперножа:)) Натаскал на хлеб пяток плотвичек.
Вечером сидели у костра.
Завтра идем дальше.
Пройдено за день: 0 км.

18 июля.
С утра дует 6-7м\с. Отдельные барашки. Ветер с юга. Переменная облачность. Солнца больше чем облаков.
Костя сказал, что будем ждать, пока стихнет.
Сидели, ждали часа два. Потом отошли и стали лавироватся к д.Ямка.
Пристали у причала, около старого, стоящего на берегу, Саперного Буксирно - моторного катера БМК-Т который входит в состав комплекта понтонного парка ПМП (12 катеров) и предназначен для буксировки отдельных звеньев, участков понтонного моста при его наведении (подробнее тут). Саперный катер Дом крестьянина середняка
Кижский собор
Катер был покрашен в красный цвет, имел водометную пожарную пушку. Он исподьзовался ранее в Кижах в качестве пожарного катера.
Костя и Нола остались сторожить каты, а Я с Настей и Татьяной отправились смотреть Кижи.
У пристани стоят три четырехдечных парохода. По острову бродят толпы итальянцев. Купил пивка. Выглянуло солнышко.
Дошли до главного собора. Вошли во внутрь ограды.
Собор впечатляет грандиозностью исполнения и удручает своим состоянием. Серая покосившийся громада, с подгнившими бревнами.
Местные говорят, что при послевоенной реставрации шибко "Вумные" реставраторы нарушили естественную вентиляцию, которую придумали гениальные строители собора. Собор стал гнить и разрушаться. Тогда сваяли металлический каркас внутри собора и подвесили весь сруб на каркас, а бревна пропитали какой то гадостью от гниения. Судя по виду, помогает мало. Спешите увидеть Кижский собор! Неизвестно долго ли он еще простоит.
В XVI-XVII Кижский погост стал административным центром значительной части Карелии. Ему подчинялось 130 деревень, расположенных на близлежащих островах, 687 дворов.
На Клименецком острове проживало около 2300 чел.
В Кижах были многочисленные ярмарки.
Все осмотрели, пофотографировали и отправились на пристань. Там магазин, почта и сувениры. Ассортимент сувенирных ларьков традиционен. Матрешки, шкатулки, шунгит (типа лечебный камень). Шунгит якобы лечит. Как утверждают, можно прикладывать и вставлять во все места и даже глотать во внутрь. Увидел даже шунгит для сотового телефона !!!??? в виде симки :)
Закупились сувенирами и двинули обратно к катамаранам.
Погрузились и отошли на юг, в направлении о.Букольникова. (см.карту ниже) На острове расположена единственная приличная стоянка в Кижских шхерах. Лавируемся вдоль Кижей.
Я отлавировался до южного окончания острова, пересек фарватер и подойдя к ЛЭП, лег в дрейф, чтобы подождать "Сириус".
Костя пошел другим путем. Он как всегда убрал стаксель и не смог вылавировотся в узкий проход между Кижами и островом лежащим к востоку. Поэтому стал обходить остров с подветренной стороны, в надежде выйдя из-за острова найти более широкий проход. Однако там оказались камыши и десятиметровый проход через них. По радиостанции Костя сообщил, что не может его пройти против ветра. Я вернулся и провел "Сириус" под мотором через проход в камышах.
Подойдя к ЛЭП, мы прошли под ней около берега не валя мачты (мачта 7м.), и двинули дальше вдоль длинного острова. Стемнело. Ищем стоянку. Берега - камыш и бульники. Я заметил слева, на другой стороне фарватера, темный кусок леса. (глазастый, блин, я так ни черта там не видела). Это был сосняк. Рассудив, что там, где сосны, должен быть сухой берег, я направился туда.
На берегу оказалась деревянная церковка-часовня "Знамения Богородицы" XVIIIв. (N62.01.886 E035.14.292) Она-то и занимала самое удобное место для стоянки.
Часовня относится к клетскому типу часовен с шатровой звонницей.

Часовня м.Корба Часовня м.Корба Часовня м.Корба Настя

Это был мыс Корба(см. карту ниже). Встали на задах церкви, чтобы не светится и не портить пейзажа. Свой катамаран я загнал в камыши, а "Сириус" вытащили на берег.
Готовили на газу с соблюдением всех мер противопожарной безопасности. (Да уж, каждый окурок Кости сопровождался сжатой лекцией по правилам противопожарной безопасности около деревянных объектов, охраняемых государством :))
Пройденно за день: 10 км по ген. курсу.

19 июля.
Встали и отошли. Ветер северный 3-5м\с. Солнце.
Фарватер проходит рядом с церковью. Судоходство по нему очень интенсивное. Через каждые 30-40 мин. ходят "метеоры" и большие четырехдечные пароходы. Фарватер извилист и "Метеор" может появится неожиданно, а свернуть ему некуда. Поэтому мы пересекли его в бейд и по кратчайшему расстоянию и пошли вдоль него. Нужно было бы, конечно уйти на север, в острова, но ветер дул с севера, а протоки были узки. Временами приходилось прижиматся к камышам, уворачиваясь от "Метеоров", благо шли на фордаке. Лавироваться здесь - безумие.
Рекомендую ходить только между северными островами (синий форватер). Красный форватер судоходен.
Самое опасное место обозначено красным кругом. Это не широкий пролив где ходят "Метеоры"(см.карту)
Подошли к острову Букольникова, ветер усилился до 6-8м\с.
Мы отлавировались в проливе вдоль восточного берега острова. Пролив узкий пришлось покувыркаться.
После чего пошли проливы 1. (N62.00.186 E035.10.944) и 2. (N61.59.861 E035.09.964) (см.карту они обозначенны жирными точками) Проливы представляют собой проходы в камышах шириной 1,5-2м. Увидеть их очень сложно. Далее начали лавироваться к проливу у м.Пиче-Сельга и тут вдуло.
Ветер около 10 м\с. временами и более, дождь, град, солнце. Все 33 удовольствия (АГА!!!).
Дождь, град Солнце Незабудки
Когда подошли к проливу Пиче-Сельга, ветер стих, вышло солнце, и мы встали в проливе на стоянку (N62.01.781 E035.05.497)
Стоянка на каменном лбу. На него можно вытащить несколько катамаранов. С дровами напряг.
Пройдено за день: 15,5 км по ген. курсу.

20 июля.
Дует с северо-запада 10 м\с. Волна 80см. Отдельные барашки.
Можно уйти одним галсом в бейд на м.Чажнаволок.
Костя сказал, что будет ждать, когда стихнет.
Ждем.........
К вечеру стихло до 2-3 м\с. Решили идти. Я стал собиратся. Собрал лагерь, подкачал баллоны, поднял паруса. Осталось только палатку снять.
И тут Костя сказал, что не пойдет.........???!!! Ветра мало и ночью холодно.
Разгрузил катамаран, и мы с Настей поехали прокатиться к неопознанному кораблику, ржавеющему на берегу в 150-200м. к северу от пролива. Это оказался старый водометный катер, длиной 15 м. Его переделали в баржу. В корпусе лежит какая-то сеялка, или культиватор.
К вечеру ветер стал 1-2 м\с.
При выходе из пролива в сторону м. Чажнаволок есть две подводные каменные косы. (нам катерок показал, как пройти и мы по его следам благополучно выползли)
Проходите рекомендованным форватером или поднимайте шверт и руль.

Форватер


Получилась дневка.
Пройденно за день: 1км.*

21 июля.
Ветер 7-10 м\с. с северо-запада. Солнце. Периодически дождь, грозы. Сидим - ждем, когда стихнет. К середине дня утихло до 5-7м\с. Отошли. Лавируем на мыс Чажнаволок. Через полчаса ветер опять усилился до 8-10 км\ч. Ношусь галсами. "Сириус" убрал стаксель и отстает. Потом я заметил, что Костя перестал лавироваться и заложил галс на север, вдоль берега, примерно на о.Сярь. По радиостанции он сообщил, что будет идти этим галсом, пока не стихнет. Через некоторое время его парус пропал из вида. По связи он не отвечал. Как потом оказалось, у меня в радиостанции сели батарейки.
Я пошел дальше
До М.Чажнаволок мне осталось 6-7км.
Поскольку связи с Костей не было и он пропал из виду я повернул назад, на бакштаг, и поднял генакер.
Полный вперед Ужас летящий на крыльях ночи
Волна 80см. несемся. Кайфффф. (КАЙФФФ!!!)
Когда подъехали к "Сириусу", ветер стих до 2-3м\с., и мы вместе заложили галс к м. Чажнаволок.
Неспешно лавировали до часа ночи. (Я замерзла, как суслик! И это притом, что на мне была вся моя одежда и большая часть Игорьковой.)
На самом краю мыса с востока есть бухточка, а в ней заливчик, не видимый с воды. Там неплохие стоянки (N62.00.964 E034.43.740) (N62.00.972 E034.43.645). Мы же ткнулись в темноте в первое же более менее приличное место. (Приличное - это с ба-альшой натяжкой. У меня потом все бока болели от спанья на бульниках)
Пройдено за день: 18км. По ген. Курсу.

22 июля.
Спали хреново. (УГУ!) Под палаткой - сплошные бульники. Встали бы чуть подальше - выспались бы. Ветер 4-5м\с. с юго-востока. Солнце.
Перед отходом долго решали, куда идти: в Петрозаводск или в Кондапогу. Косте завтра надо уже уезжать.
Я предложил идти одним галсом в бейд до Петрозоводска. Оттуда ходят "Метеоры" до Шальского.
Костя решил идти в Кондопогу на фордаке, хотя оттуда дольше добираться.
Идем на Кондапогу.....
Обогнули м.Чажнаволок, и через час ветер усилился до 7-8 м\с., поменялся и стал в морду. Лавируемся, на подходе гроза. "Сириус" пристал к берегу около деревни Кулмукса. Мы же долавировались до о.Юлькин и сняли точку с южного мыса (N62.03.217 E034.34.275)
На острове большой и приметный маяк. Потом, удирая от грозы, увалились на бакштаг и помчались в Кулмуксу к "Сириусу" переждать грозу.
После грозы ветер стих до 2-3 м\с. Подошли к островам Великим. Стоянка (N62°05'46.27" E34°29'08.19") оказалась занята, и мы вошли в протоку между островами. Стоянок нет. Еще одно удобное место было занято.
Встали на самом северном острове архипелага, на камнях. Стоянка никакая. Мест по палатку нет. Бульники. Кое-как поставили палатки.
Вечер был тих, а ужин обилен и вкусен. Завтра окончание похода. Вечер
Пройдено за день: 18 км. по ген. курсу.

23 июля.
Сегодня последний переход. Ветер 3-4 м\с. Фордак. Солнце. Неспешно идем в Кондопогу.
Постепенно появляются трубы, дома. Немного грустно. (Немного?! Очень!!!)
Встали на мысу перед городом (N62.09.307 E034.18.970) удобное место для стапеля, если не считать стада бычков приходящих туда на водопой и погадить.
Поход закончен.

...........................................................................

Как только пристали и вытащили каты, мы с Настей отправились за машиной.
До Кондопожского Жд. вокзала добрались на автобусе, конечная остановка которого расположенна в 1км.от нашей стоянки. Взяли билеты на междугородний автобус, и пообедав в привокзальном кафе, поехали в Петрозаводск.
В Кондопоге есть неплохое местное бочковое пиво и растегаи.
В Петрозаводске переночевали на железнодорожном вокзале. (Местные менты оказались весьма доброжелательны, и проверив документы, пожелали нам спокойной ночи)
На следующий день, утром, сели на "Метеор" до Шальского. "Метеоры" идут два раза в день. Утром - в 8 и 10 часов. По пути прошли сквозь строй Онежской регаты. Красиво. (Ага, качаются бедняжки на волнах, откренивают, попы морозят… Ну, прям как мы :))
Через два часа были в Шальском. Василий Иванович был на работе, и мы прождали его до 16-00.
В Шальском большая проблема с бензином. Заправки там нет. Ближайшая только в Пудожи.
Вследствие ремонта моста до Пудожи около 50 км по обьездным дорогам. Бензина нам явно не хватало. Удалось купить с рук 5л. 76 бензина.
До Пудожи дотянули на последних каплях. Залили полный бак и двинули в сторону Медъвежьегорска.
Лопнувшая задняя пружина подвески скрипит и громыхает, но мы идем 120 км\ч. Дорога прекрасна. Машин нет вообще. Асфальт ровный, словно бархатный. Разметка идеальна. Свежие автобусные остановки. Пешеходные переходы и ...... пролное отсутствие людей.
Кайфф. Эта дорога сделана для человека,......... для меня. (Но по воде мне все равно больше нравится).
В Медъвежьегорске поужинали и поехали дальше. (Блинчиками. Со сгущенкой, Вку-усно!)
В Кондопогу приехали поздно вечером. Довально мирный небольшой городок.
На следующий день, после замены пружины, выехали в Москву.
По дороге посетили крепость в Старой Ладоге.
Старая Ладога Подземелья
Она была основана в 753 г. как каменно-земляная крепость. В 862 г., согласно "Повести временных лет", после смерти представителя местной славенской династии князя Гостомысла на княжение приглашен знатный скандинав Рюрик с братьями и дружиной; То, что стоит сейчас, было построено позднее, в 1495 г., с началом эпохи широкого применения огнестрельного оружия, на месте древнего городища. Мощные стены имеют толщину от трех до семи метров. Впечатлила суровая красота небольшой древней крепости.
Старая Ладога - это 12 гектаров культурного слоя, и только 2-3 процента от этой площади исследованы.
(Подробнее о старой Ладоге здесь.)

Выводы:
Поход удался частично. Удалось посмотреть многие достопримечательности Онежского озера. Бесов Нос, Унойские острова, остров Мег, Кижи, Чаж,
Не удалось пройти весь запланированный маршрут.
Не смотря на примерное равенство площадей парусов (11м2. и 10м2), скорости катамаранов были разные. "Сириус" периодически отставал. Костя часто, и, на мой взгляд, не обоснованно уменьшал площадь парусности. Он объяснял это тем, что катамаран уже 2,2 метров и его сильно кренит или зарывает носами, чего я, признаться, даже в бинокль не видел.
Это можно объяснить разной степенью подготовленности экипажей.
Считаю что каждый капитан, конечно, имеет право рифится, когда считает нужным. Однако в условиях группового похода это очень тормозит группу.
Поэтому есть три решения этой проблемы:

  1. Тормозить ход самого быстрого катамарана уменьшением площади парусов, но это неизменно уменьшает скорость группы и укорачивает маршрут.В этом случае я ложился в дрейф и ждал.
  2. Разделиться и идти разными маршрутами, встретившись на финише. Это было неприемлемо по причине разной подготовки экипажей.
  3. Подбирать команду равную по опыту и стилю хождения.

GPS Garmin 76 вещь полезная. Спасибо(UD)Гадкому Утенку. Хотя GPS и превращает навигацию из исскуства в ремесло.
В режиме постоянной работы в течении переходов кушает 2 батарейки 1,5V (пальчиковые Дюрассел) за два дня.

Радиосвязь групповом походе безусловно очень желательна, а порой и необходима.
Использовались радиостанции: две "Моторолы" на ++МГ., и два "Беркута" на 27МГ.
Беркуты дальнобойнее, но неудобны и тяжелы. На себя не повесиш. На них сидит много посторонних пользователей, например такси Петрозаводска.
"Моторолки" мне понравились больше. При дальности связи 2,5 км. ни с кем в эфире на пересекаешся. Имеется тональный вызов. 2,5км вполне хватает для связи между судами на открытой воде.
Радиостанция легкая, можно повесить на себя. У меня она постоянно висела на шейном платке. Трех пальчиковых "Дюраселок" хватает на 2-3 дня.
Катамаран идущий впереди может предупредить идущих следом о подводных камнях.
Наветренный катамаран может предупредить подветренные об усилении ветра и шквалах.
Удобнее искать стоянки. Да и просто объщатся.

Hosted by uCoz