Упрощение системы ведёт к её гибели
Лев Гумилев

И.О.Виговский

Мой опыт усиления живучести катамарана Простор

М-450 «ЛУЧИНА»

и как это сделанно у других.


В 1999 году я стал счастливым обладателем катамарана «Простор». После первой сборки и испытания счастье немного померкло и стало очевидно, что без существенного усовершенствования катамаран просто нельзя эксплуатировать, ибо он начал разваливатся. В первые же выходы сломался руль и срезало заклёпки на вант-путенсе. Вследствие чего рухнула мачта. Поэтому первое, что я сделал, это:

Заменил срезанные заклёпки на винты. На «ПРОСТОРАХ» заклёпки это вообще отдельная тема. Разные серии или варианты катов клепались разными по качеству заклёпками. Так что кому как повезёт. Мне повезло, только через 4 года некоторые из них потребовали замены. Наиболее уязвимые заклёпочные соединения:

  1. Крепление ликпаза трамплина к продольному коробу. Причиной разрушения заклёпок являются, как правило, дети, прыгающие на трамплине, или пассажиры, думающие, что кат — это железный пароход. На концах ликпаза надо поставить винты с потайной головкой и гайкой на гровер шайбе, так как на сильных ходах может открутиться. Я бы ещё посоветовал гайку завинчивать на клею.
  2. Крепление подкладных гаек на продольном коробе. Срезаются на волнении и при вывинчивании болтов на быстрых ходах. Ещё выгибается короб от изгибающего усилия кронштейна соединяющего продольный короб и поперечные балки. Особенно в месте соединения кронштейна задней поперечной балки с коробом. В этих местах надо сделать подкладки из дюралевого листа толщиной не менее 1,5 мм. и площадью 20\10 см. , изнутри короба. Затем закрепить их с помощью вытяжных заклёпок. Эти пластины распределят изгибающие усилия на большую площадь коробов.
  3. Крепление вант-путенсов. Рекомендую заменить заклёпки на болты диаметром не меньше 6мм., а так же такелажные скобы (мочки) на более мощные, а то родные не выдерживают.
  4. При эксплуатации ката в солёной воде, нужно обратить внимание на заклёпки крепления ликпаза баллона к коробу и места соприкосновения дюраля и нержавейки. Там появляется коррозия.

Желательно иметь набор болтов и гаек D-5 мм и соответствующее сверло и ручную дрель, для оперативной замены вылетевших заклёпок в походе.

Установка носовой балки (2 варианта). Считаю совершенно необходимым установку носовой балки. Поскольку натяжение штага под действием ветра создаёт силы, сдвигаюшие носы ката вовнутрь. Что вызывает черезмерное напряжение на болтовых соединениях продольных балок и последуюшее их разрушение. Установка штатной поперечной балки ничем не оправдана, кроме использования стандартных деталей. Достаточно балки D 50-40 мм и толщиной стенок 1-1,5 мм, что существенно экономит вес.

Первоначально я установил балку поверх коробов, однако в этом случае она работает только на сжатие. Поэтому родился второй вариант, который я считаю наиболее приемлемым, поскольку он обеспечивает некоторую жесткость моста ката (рис 1).

Первоначально, для предотвращения истирания трубы на стыке с коробом, была приклёпана накладка из дюраля толщиной 5 мм. Однако это не спасло, трубы продолжали истираться и я сделал накладки из капролона толщиной 20 мм.


Варианты передней балки на других катамаранах:

Укрепление продольных балок. Несмотря на установку передней балки, которая уменьшила нагрузку на стыки коробов, она всё-таки оставалась довольно значительной. Особенно на подветренные короба, в бейд. Поэтому возникла необходимость укрепить стыки коробов. Есть масса способов укрепления стыков и многие из них описаны. Я установил по два дюралевых швеллера в каждый короб с внутренней стороны, что усложнило сборку, зато внешний вид почти не пострадал.

Хотя есть более простой и как мне кажется более надёжный вариант: установить швеллера или уголки снаружи на подкладных гайках, как на этих катамаранах:

Изменение крепления обтекателей. Штатное крепление обтекателей не выдеживает никакой критики . На волнении трос может выхлестнуться из стопора, а из-за невозможности увидеть это вовремя можно потерять обтекатель. Поэтому я удлинил ликтрос и, проделав в обтекателе отверстие и выведя трос наружу, привязал его к поперечной передней балке (рис 2).

Родные баллоны. Родные баллоны катамарана это большой, очень БОЛЬШОЙ ГЕМОРРОЙ. Это тема отдельной статьи. Вообше-то их лучше сразу выбросить и поиметь баллоны из ПВХ ткани. Остановлюсь на минимальных необходимых доработках родных баллонов, c которыми зможно эксплуатировать катамаран.

1. Пришить ликтрос к ткани баллона в кормовой оконечности, чтобы ликвидировать сползание ликтроса.

2. Наклеить полосы резиновой ткани в местах соприкосновения баллонов с обтекателями и швертовыми колодцами. Однако это мало помогает, так как баллон всё равно трётся из за невозможности надуть его в треск. Если его передуть , то вылетят клапана, если недодуть, то он будет тереться о швертовые колодцы. Поэтому приходится постоянно контролировать на ходу состояние надутости баллонов.


Только после вышеописанных переделок, на катамаране, можно безопасно выходить на воду.


Проект модернизации.

Новые баллоны из ПВХ. Избавили меня от постоянного латания родных. Диаметр новых баллонов увеличен до 45см и увеличен объем в носу. Это позволило поднять палубу на 10 см. Уменьшен диаметр транцев в корме до 25см, что как ожидалось позволит избавится от плохого обтекания кормы потоком, но это оказалось не так. Отказавшись от носовых обтекателей, я применил носовые жёсткие вставки длинной 1,5м., Волну они режут изумительно, но уж больно тяжелы (4шт. фанера 6мм.—10 кг).

При такой констукции носовой части необходимо вклеить продольную перемычку внутри баллона для снижения давления на носовые фанерные вставки. В дальнейшем я от них откажусь и сделаю носовую оконечность с продольными перемычками как на «Симбе» Успенских. Баллон дополнительно крепится к коробам широкими полосами в корме, перед подмачтовой балкой и карманом в носу, что страхует его от потери вследствии удара боковой волны или при перевороте.

Cуществует три варианта заиметь баллонs из ПВХ ткани (теза, феррари, виниплан):

1. Сшить двухслойные баллоны: верх из тезы , а внутренний баллон из резины (БЦЦ, БЦК). Цену не знаю, не делал. Этот способ практически ушел в историю.

2. Склеить из «ФЕРРАРИ» клеем «УРМОНА». 150-200 дол.+ работа.(2003г.) ( Нужно хоть раз посмотреть как делать и надо кучу времени).

3. Купить баллоны от катамарана «Ветер», с приклеенным сверху ликтросом, выпускаемые фирмой «Тритон». Ориентировочная цена 380 дол. (сейчас уже дороже). Купить в фирме «Фрегат», выпускают два вида. Под родные обтекатели и туристкий вариант.

4. Так же баллоны делают на заказ отдельные катамаранщики:
Сергей Успенский - делает баллоны со штевнями, самые скоростные, и как следствие дорогие баллоны.
Михаил Шандыбин - делает баллоны со штевнями, прекрасные походные баллоны.

Недостатки и достоинства этих вариантов неоднократно обсуждались в МПТК и на наших сайтах parusa.narod.ru и catamaranforum.ru.

Баллоны из ПВХ ткани, за счёт значительной прочности ткани, можно надувать до звона, и они выполняют роль продольной фермы, которая усиливает стыки коробов. Во время хода на волнении надутый до звона баллон практически не болтает в поперечной плоскости.

Удлинён румпель. Не открою секрета, если скажу, что оптимальное размещение экипажа на «просторах», это 1 м позади мачты, что нужно для правильной центровки ката и получения максимальной скорости. Поэтому штатный румпель оказывается коротковат и его надо удлинить до 1.5 м минимум, но можно и больше (видел что делают до 2м.). При этом грота-шкот надо развести на шпрюйт, чтобы румпель мог свободно перемещаться под ним. В данный момент изготовил центральный руль с пером от катамарана «Ветер» и с нормальным румпальником. Это позволило отказаться от двух рулей и в последствии удлинить баллоны на 50-60 см в корму, а также улучшилась манёвренность и поворотливость катамарана.

Установлен новый шпрюйт штага. Для того чтобы нести нормальный полноценный стаксель, нужно было удлинить штаг что повлекло за собой увеличение угла разводки шпрюйта. После года эксплуатации, обуха крепления шпрюйта стали выдавливать стенку короба наружу что потребовало установки подкрепляющих дюралевых пластин изнутри короба, которые распределяют усилие по площади.

Изготовлены поворотные швертовые колодцы. Как-то, в очередной раз забыв выдернуть шверты перед подходом к берегу, я решил избавится от этой проблемы и сделал их поворотными. Оказалось очень удобно. Я склепал листами дюраля 2мм, половинки колодцев и сделал их неразборными, а шверты вращающимися между ними. Поскольку вследствие установки новых баллонов увеличенного обьема катамаран стал сидеть на 10 см. выше, то на лавировке площади швертов стало не хватать. Попытка увеличить длину швертов на 10 см привела к тому, что стало ломать швертовые колодцы из за увеличения длины плеча рычага. Поэтому в данный момент изготавливается центральный поворотный шверт.

Установлена средняя поперечная балка. Каждый владелец «Простора» знает, что родной трамплин при намокании безбожно провисает. Поэтому я поставил балку D-40 на расстоянии 1м в нос от задней балки. Балка установлена аналогично передней на капролоновых подкладках.. Впоследствии оказалось, что помимо поддержания трамплина она благотворно влияет на поперечную прочность моста и за неё крепится оттяжка центрального руля.

Установлен шпрюйт под мачту. Как-то раз при набивке вант после поднятия мачты было замечено, что подмачтовая балка довольно сильно прогибается. Это и сподвигло меня на изготовления подмачтового шпрюйта . В дальнейшем на его основе будет сделан паук. Однако, паук требует установки дополнительных усиливающих подкладок под обуха крепления оттяжек к коробам, что увеличивает и без того большой вес катамарана.

Удлинение мачты. Планируя установку нового грота (9м2) я удлинил мачту на 60см. снизу. Верхнюю точку крепления вант перенёс на нижнюю часть верхнего колена и установил ромбованты с трёхлучевой краспицей. Это позволило мне нести в переднем треугольнике стаксель от «Альбатроса», который вписался туда как родной.

Что касается родной мачты, то по собственному опыту могу сказать , что она ломается в месте максимальной нагрузки (на 20-30 см. выше точки крепления гика-уишбона к мачте). Для её укрепления достаточно поставить в этом месте, на передней кромке мачты, обух, типа того который стоит в верхней точке крепления вант. К которому и раскрепить малые ванты с небольшой слабиной, которые приходят на родные обуха вант. Слабина даст мачте вращаться, а при её загрузке, и как следствие, изгибе под действием ветра, ванты натянутся и не дадут ей прогнутся дальше.

Бушприт длиной 2 м и диаметром 40 мм, установлен от подмачтовой балки в нос. Он позволяет нести дополнительный носовой парус (генакер или геную) до 7,5 м2 на генакер-фале.

Палуба. Перед мачтой сделана грузовая палуба, но не длиннее 50-60 см в нос. Если сделать длиннее, то при ходе в бакштаг-фордак, на высокой волне возникает опасность зарывания носами, а затем и палубой в воду.

Проводка шкотов. Грота шкот проведён стандартно, но внизу крепится к шпрюйту, который позволяет провести под ним румпель и не перебрасывать его каждый рез при смене галса. На нижнем блоке установлен кулачковый стопор.
Стаксель шкот закольцован. Между родными швертовыми колодцами, на трамплине , на четырёх растяжках, установлена площадка из дюралевого листа на которой укреплены два кулачковых стопора для шкотов.

Распашные вёсла. Родной гребок (которым только уху мешать) заменён на два байдарочных тайменевских весла, удлиненных на 1м. Уключины установлены на концах задней поперечной балки. Можно грести и без уключин, если вставить весла в вант-тали, но это не так удобно.

Бортовые баллоны (катки) диаметром 30 см. и длиной 1м из материала «Феррари» расположены по бортам. Они служат удобными спинками и дополнительными ёмкостями плавучести, а также по ним можно одному выкатить гружёный катамаран на берег.

Паруса.

Заказал новый грот площадью 9 м2. у Сергея Новицкого, и поставил стаксель от Альбатроса 2,2 м2. Площадь лавировочных парусов 11,2 м2. На бушприте несу генакер-геную 7 м2.

Выводы: С этими переделками катамаран успешно эксплуатировался с 1999 года, при волне до 1.5 м и ветре гораздо более 10 м/с (Волга, Ладога). Сухой (гоночный) вес катамарана стал 120 кг.

После этого, по итогам эксплуатации, были сделаны следующие выводы:

  1. «Простор» это конструктор «Очумелые ручки». Чтобы сделать кат надёжным, надо приложить к нему руки и материальные средства. Одна переделка неизбежно влечёт за собой несколько других.
  2. При переделках непременно возрастает вес ката и он превращается в походную лодку, поэтому надо использовать, по возможности, облегчённые материалы и узлы.
  3. При переделках многое зависит от мастерства того, кто их осушествляет и от качества материала, ибо одни и те же усовершенствования можно сделать с разной степенью качества.
  4. Необходим постоянный контроль за состоянием катамарана. Поскольку конструкция изобилует заклепками и винтами которые периодически вылетают и отвинчиваются.

И.О.Виговский

ioklmn@bk.ru

Первая редакция - декабрь 2002 г.
Вторая редакция - март 2004 г.
Третья редакция - ноябрь 2006 г.



Весной 2002:
На ралли Казань-Тольятти, май 2002 г.
Осенью: с новыми баллонами.
В Измайлове, День города.
В Измайлове, День города.
В Измайлове, День города.

Hosted by uCoz