Пушка Канэ 152 мм. образца 1892 г.

(152/45 C)

Морское, скорострельное орудие с унитарным зарядом предназначенyое для применения на кораблях и береговых батареях.
Было разработано в конце XIX века французской фирмой «Форже э Шантье Медитеране», под руководством её основателя, инженера — Гюстава Канэ. Впервые поступило на вооружение военных флотов в 1889 году. Первый корабль русского флота вооружённый 152-мм орудиями системы Канэ — броненосный крейсер «Рюрик».
Принято на вооружение российского флота 31 августа 1891 года.

Калибр: 152,4 мм
Длина ствола: 45 длин калибра
Вес станка с орудием: 14690 кг
Темп стрельбы: 8 выстрелов / мин (теоретический) / 6 выстрелов / мин (практический)
Начальная скорость снаряда: 607 - 830 м / сек
Угол горизонтального наведения: 360 градусов
Угол вертикального наведения: Кане крепление: - 0,5 градусов, + 38 градусов
Максимальная дальность: 13,2 км
Вес боеприпаса: 41,5 кг
Страна происхождения: Франция / Россия

В начале 1891 года во Франции русской делегации была продемонстрирована стрельба из 120-мм/45 и 152-мм/45 пушек системы Канэ. Стрельба из них велась унитарными патронами, и французы получили огромную скорострельность — 12 выстрелов/мин — из 120-мм пушек и 10 выстр./мин из 152-мм.
Управляющий Морским министерством адмирал Н. М. Чихачев, вопреки мнению Морского технического комитета (МТК)решил ограничиться приобретением у Канэ чертежей, не заказывая образцов орудий.
10 августа 1891 года был заключён договор с обществом Forges et Chantiers de la Mediterranes (рус. Форж и Шантье де ля Медитерранне), согласно которому Канэ представил чертежи станков к ним, снарядов, гильз и трубок (взрывателей).
В 1895 году на вооружение береговых крепостей приняли 6"/45 (152 мм) пушку Канэ.
Всего Обуховский завод в 1909—1916 годах изготовил 215 152-мм/45-кал пушек, а в 1917 году планировалось сдать 21 пушку.
Пермский завод в 1914—1916 годах выпустил 89 152-мм/45 пушек, из них 9 скрепленных до дула. Последний заказ Морского ведомства Пермскому заводу был на 23 орудия со сроком сдачи с 1 сентября 1917 по 1 июля 1918 года. После февраля 1917 года производство резко упало.
К 25 ноября 1916 года на Балтийском флоте имелось 170 152-мм пушек. К 1 апреля 1917 года на Черноморском флоте насчитывалось 132 152-мм пушки, из них на судах 110, в действующей армии 14 и на складах 8.


В Российском Императорском флоте использовалось раздельное заряжание. Для размещения картузов с порохом использовалась укороченная гильза. В Армии Российской Империи использовались унитарные боеприпасы.

Во время русско - японской войны (1904 - 1905) выявились недостаток прочности стволов. Имелись случаи разрыва стволов. В результате этого стволы были усиленны. Было внесено и множество других мелких улучшений. Все орудия были оборудованы оптическими прицелами.
Во время Первой мировой войны 152-мм пушеки Кане широко использовались в Российском Императорском Флоте, береговых батареях и в крепостях на сухопутных фронтах.
Во время гражданской войны в России (1917 - 1922), Пушки использовались многими сторонами. Обычно в качестве железнодорожной артиллерии.
Советский Союз продолжал использование этих орудий в больших масштабах. В Cоветское время 152мм пушки Кане, оставшиеся в СССР были модернизированы.

В 1918 году финнам досталось около 100 шт. 152 мм. пушек Кане. Эти орудия стали как бы стандартом береговой артиллерии финнов. Они стали самыми распространенными береговыми орудиями финской армии. Финны наловчились разбирать, собирать и устанавливать эти орудия быстро как автомат Калашникова. Пушки в больших количествах использовались финнами в «Зимней» и «Войне продолжения» в качестве орудий береговой обороны и железнодорожных (152/52 C Raut). Пушки устанавливались на предварительно отлитые бетонные основания – тумбы, на деревянные платформы – щиты из бруса и на железнодорожные платформы.

Финны усовершенствовали 152/45 C орудия. Они переместили механизмы гашения отдачи с нижней части ствола на верхнюю, что позволило увеличить угол возвышения ствола и как следствие дальность выстрела. Эта идея принадлежала полковнику Хедлунду, который знал о подобных переделках пушек более мелкого калибра в России.
Во-вторых, они упростили систему заряжания орудия посредством удаления лотка с которого снаряд поступал в казённую часть орудия. Теперь снаряд подавался заряжающим непосредственно в казённую часть орудия. Это выдвигало повышенные требования к хорошему физическому состоянию личного состава расчёта. Это усовершенствование увеличило скорострельность и позволяло заряжать орудие на максимальных углах возвышения.
Третье улучшение касалось снарядов и зарядов орудия. Проводились эксперименты по увеличению дальности выстрела путём изменения аэродинамики снаряда и увеличения заряда, но они не увенчались успехом.

Из имеющихся 100 орудий финны потеряли в «Зимней войне» 1939-40 годов 18 орудий и один ствол. После «Зимней войны» финны имели в готовности 76 орудий этого типа.
На март 1943 года по результатам инвентаризации в наличии было 78 орудий. Из них несколько пушек, повторного захватили в 1941 году), и четыре орудия были сломаны.

После окончания Второй Мировой Войны большинство стволов было изношено из-за интенсивного использования. Проведённые испытания показали, что это происходило в следствии стрельбы зарядами развивающими давление больше штатного. Поэтому для пушек были произведены новые боеприпасы с уменьшенными зарядами и новым порохом. Проблему изношенности стволов решили изготовлением новых стволов местного производителя Oy Ab Tampella. Стволы имели 50 длин калибра и пушки получили обозначение (152/50 T) где Т обозначает Тампела.
К 1959 году почти все орудия были перестволены на стволы Тампела.
Последние оставшиеся 152/45 C пушки с оригинальными стволами длинной в 45 калибров служил до 1980-х годов, после чего почти все они были списаны. Осталась только одна батарея Bolax вблизи Ханко.
В 2001г. орудия артиллерийской батареи Bolax стали музейными экспонатами.
Последние перестволённые пушки Кане (152/50 T) сняты с вооружения и активного использования в 2003 году.
Три 152мм пушки Кане (152/45 C) сохранились в музеях до наших дней. Один на острове Kuivasaari за пределами Хельсинки и еще две на линии Салпа, в Ylisenauvila Сулкава и в Huhmarisvaara Полвиярви. Кроме того, В 2001г. орудия артиллерийской батареи Bolax стали музейными экспонатами.