Острова северо - восточного архипелага.

о.Святой(Угрюмый, Пюхясари) к востоку от о.Валаам. (см.карту выше)
Остров с высокими, 15-метровыми , отвесными берегами.
У северо-восточного берега острова находится причал с глубиной у оконечности 2м. Рядом с причалом, восточнее, расположена подводная каменная гряда с малыми глубинами. Подход к причалу с востока, проливом между о. Святым и о.Воспоминаний опасен. Подходить к причалу следует только с запада, со стороны о.Валаам.

В конце ХУ111 века его именовали "Старым Валаамом". По преданию, здесь в пещере подвизались Преподобные основатели обители, и находился первоначальный Свято-Троицкий монастырь. Что же помешало им сразу высадиться на Валааме, который, очевидно и был целью их путешествия? Серьезным единственным препятствием на пути миссионеров могло быть только языческое население острова, обитавшее в дебрях большого острова. В одной из финских легенд, повествующих об основании Валаамского монастыря, рассказывается, что на Валааме жило богатое семейство. Прибывшие на остров Сергий и Герман, попросили у них землю размером с лошадиную шкуру. Получив разрешение, они разрезали шкуру на ремешки и разложили вокруг лучших земель. Прежним хозяевам ничего не оставалось делать, как переселяться на берег озера. Валаамская традиция считает Святой остров местом подвигов Преп. Александра Свирского (1448-1533), основателя знаменитой обители "Во имя Пресв. Троицы". В свое время Преп. Александр переселился на Святой остров в пещеру, а затем удалился к реке Свирь. В 1777 г. Путешественник Я. Я. Мордвинов видел ,близ пещеры ,деревянную часовню и крест. Крест с вырезанной на ней датой "1759 г." уцелел и является древнейшим памятником Валаама.


В середине XIX в. по инициативе игумена Дамаскина и Санкт-Петербургского митрополита Никанора на Святом острове устраивается скит. В память посещения острова Владыкой сохранился гранитный обелиск.В 1840-42 гг. строится новая часовня. В 1855 г., возможно, по проекту А. М. Горностаева, часовня перестраивается в церковь во имя Преп. Александра. Иконостас письма В. Пошехонова, внутреннее убранство, вырезанное из кипариса, частица гроба Преподобного и десять колоколов утрачены. Уцелели шестигранный колодец и деревянная галерея вдоль северного берега. В скиту обычно жили восемь иноков.В 1930-е годы за строениями, садом и огородом наблюдал один монах. Скит отличался строгим уставом, иноки не вкушали молочную пищу. Служба в храме совершалась в праздники, в будние.
В наше время на острове находится скит со строгим уставом. На острове есть новодельная церковь Александра Свирского. Старую церковь, стоявшую здесь со времен Николая I, спалили по безалаберности монахи. О посещении скита надо договариваться и получать благословение на Валааме и не факт что разрешат. Можно попробовать прийти и без спроса. Могут пустить.

о. Байовый.(Большой и малый Гундяи.)
После строительства ВИП скита, и прорытия канала на перешейке, представляет собой два острова: Большой и малый Гундяи.

Красивейшее место на Ладоге. На острове расположена бухта, известная среди яхтсменов, как «У Христа за пазухой» (GPS N61°24’23” E31°06’42”). В ней есть отвесная скальная стенка, удобная для швартовки яхт с большой осадкой. Имеется два небольших песчаных пляжика, а так же наклонные каменные плиты.
В самой узкой части острова, на южном берегу находились выложенные из камней «дороги», шириной 1,5-2м. Они располагались на наклонной луде и описывали окружность, примерно, 50-40 м. в диаметре. Назначение непонятно. Можно только предположить, что это либо остатки оборонительных сооружений древних Карел, каменных валов, или фундамент подо что-то типа деревянной стены. На перешейке, до револьции, стояла часовня, от которой осталась груда кирпичей, а так же были рыболовные тони и небольшой огород.

К сожалению батюшки и братия добрались и до Байового острова. На месте прекрасной южной стоянки с пляжем и каменными дорогами, находяшийся в середине острова, в самом узком месте, построен очередной ВИП скит

В самом узком месте, в скальном грунте, прорыт канал и теперь остров Байовый представляет собой два острова, которые у парусных катамаранщиков получили название: Большой и малый Гундяи.

Погибли красивейшие места, туристическая стоянка и каменные дороги.

НОВОСТИ 2015года. Некие вооруженные люди утверждают, что острова Лембос и Байовый теперь являются резиденцией, ажно патриарха и доступ простым смертным на них запрещён. В грубой форме, не приедъявляя никаких документов и угрожая оружием , эти деятели пытаются выгонять людей с островов.

....Абсолютно вымотанные длинным и утомительным штормовым переходом в лавировку с острова Мантинсаари (более 40 км) против сильного встречного ветра и волны, мы уже в сумерках пришвартовались в хорошо знакомой бухте о-ва Байовый.
Не прошло и получаса, как к нам подлетел катер, из которого некий не удосужившийся представиться субъект, стал вопить, что мы нарушаем границы ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (это буквально), что остров подарен Путиным патриарху, у которого теперь здесь резиденция, и по этому поводу стоянка в бухте для всех простых смертных запрещена. Никаких подтверждающих документов нам предъявить не смогли, а в самых нелицеприятных выражениях предложили убраться подобру-поздорову со всей возможной скоростью.
Для непосвященных поясню: ближайшая пригодная для яхты стоянка – это Монастырская бухта в 10 КМ (!) от Байового, куда ночью и в шторм продираться по Валаамским рифам, мягко говоря, не комфортно. Кроме того, сама Монастырская бухта имеет очень узкий и сложный фарватер, по которому даже в благоприятных условиях не так-то просто пройти.
Мы отказались, пообещав уйти утром. Катер пригрозил вызвать охрану и исчез. Буквально через 10 минут показался снова. На этот раз там сидел монах с собакой и абсолютно неадекватный персонаж (судя по манере поведения – бывший ЗЭК).
Приблизившись к яхте, он первым делом направил на нас помповое ружье и начал громко орать матом, угрожая всех убить, а лодку утопить, если мы немедленно не уберемся. Монах реагировал на действия своего напарника спокойно, в дискуссию старался не вмешиваться и лишь временами одобрительно кивал. Человек с ружьем заявил, что он охранник, но никаких документов не предъявил, ни формы, ни значка ЧОПа на нем не было.
В итоге катер ретировался, пообещав нам большие неприятности ночью. Взвесив все за и против, мы решили все же переместиться в Монастырку, куда вползли уже исключительно на силе воли. По пути встретилось еще несколько катеров, обитатели которых провожали нас весьма внимательными взглядами.
Финальным аккордом вечера стал визит местного участкового, который материализовался из темноты - для проверки документов. Сложилось такое впечатление, что он нас поджидал.
На следующий день мы попытались пообщаться с монастырской канцелярией, чтобы посмотреть на правоустанавливающие документы на Байовые острова, но к сожалению, никого не застали, а оставаться еще на день на Валааме очень не хотелось.
И да - бог здесь не живет.

Источник: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=508732299286612&id=100004495392107


Господи.....накажи этих...слуг твоих, дабы ведали что сотворили.


На восточном мысу острова есть бетонные основания под навигационный знак. На южном берегу острова есть несколько стрелковых ячеек сложенных из камней.

о. Лембос (Лембач).(см.карту выше)
В переводе с карельского Лембос означает «Чертов». Своим мрачным названием остров обязан необъяснимому в средние века явлению – черному песку, время от времени появлявшемуся на побережье. На поверку песок оказался магнитным железняком, который монахи стали использовать для изготовления чернил. Видимо, для того, чтобы очистить Лембос от нечистых духов, в середине века здесь был основан Ильинский скит Валаамского монастыря.
Раньше на острове был каменный фундамент скита, заросший красной смородиной и каменный колодец со старославянской надписью. К  скиту ведёт тропа, обрамлённая двумя рядами пихт, высаженных монахами. Пихты имеют диаметр 40-50 см. У воды, в малую воду, были видны остатки бревенчатой пристани.
В данный момент на острове построена новодельная бревенчатая Ильинская церковь, а-ля Кижи,возведенная в 2005 году, банька на берегу, причал и бетонный слип для катеров. Дорожка к скиту замощена плиткой.
Монахи устроили себе неплохую дачку.
Церковь и божественность - ничего общего.
Вместе с о.Байовым, о.Лембос создаёт очень живописный архипелаг.

Фотография колодца и места где сейчас построили скит, до нашествия монахов

о.Голый(Горелый, Палинсари (фин), Пальяк (рус. в XVIII в.))
Полностью оправдывает свое название. Остров представляет собой голую плоскую скалу.


На северной части острова обнаружена яма обложенная камнями. По одним данным, это самый настоящий беломорский "паахус" - укрытие охотника за нерпой ( в Белом море и за белухой) - большая круглая яма, аккуратно выбранная в куче камней, принесенных ледником.
Но более вероятно просто укрытие рыбаков.

о.Сосновый (Хонкасари)
расположен к востоку от Байовых островов. Неприступный скалисто лесистый остров.
Стоянок нет.

о.Восточный Сосновый (Мантсин Хонкасари),(см. карту ниже)
расположен в западу от крестовых островов. Неприступный скалисто лесистый остров.
Стоянок нет.

о-ва.Крестовые (Ристисаари)(Дословно: Крест-остров).
Острова находятся между  о. Валаам и восточным берегом. 

Это три острова составляющие треугольник. На восточном острове, который собственно и называется Ристисари, есть остатки финской береговой батареи.
В 1939г. Финны установили-2-6 дм. (152мм.)орудия Кане. Сохранились оборонительные сооружения, блиндажи (GPS N61°24’40” E31°16’03”). В южной части острова скалы пологие (плиты). Северная часть острова имеет крутые берега, булыжник. Деревьев практически нет. Дров тоже. Стоять можно, но не удобно. Можно разместится в финских подземельях. Там есть нары, и нет ветра и освещения. Стоянка для яхт - (GPS N61°24’07” E31°14’07”)


Примерный план орудийного дворика.
Орудия на всех батареях Ладоги естественно сняты.

На острове есть:


1. По берегам колючая проволока и много стрелковых ячеек, сложенных из камней с применением цемента и частично брёвен (перекрытия). Брёвна отсутствуют, но в бетоне остались следы торцов. Их, вероятно, растащили на дрова рыбаки, так как дров на острове нет. Есть ячейки фронтального огня, а есть флангового которые с воды не видны.
2. На восточном склоне, в направлении соседнего острова, есть забетонированный дворик. Вероятно для полевого противодесантного орудия.
3. На самой высокой точке острова сохранились два орудийных дворика под 152 мм. орудия, между которыми существуют подземные помещения для арт. погребов и жилые помещения, вырубленные в скалах. Сохранились четыре входа в подземные помещения, два из которых представляют собой бетонные тамбуры (их хорошо видно с воды). Есть так же бетонная тумба 0,5м. шириной и 1м. высотой, вероятно для дальномера.
4. За батареей, на тыловом, северном склоне острова расположено большое «Убежище»,сложенное из камней на цементе, и брёвен (брёвна растащили на дрова), примерно 10м. на 10м. Свод его обрушен. Оно имеет выход к северному берегу, а через бетонный колодец к батарее.
5. От входов на батарею, к северному берегу ведёт бетонированный и зигзагообразный ход сообщения, частично заваленный камнями.
6. На северном берегу, на вырубленной в скалах площадке, расположены фундаменты нескольких домов и сохранившийся бетонный блиндаж, который выглядит обитаемым, вероятно там живут рыбаки, а так же много стрелковых ячеек.
7. На восточном берегу расположен бетонный наблюдательный пункт (два этажа вглубь) и убежище с подземным ходом в сторону воды.
8. По середине острова проходит каменная насыпь и небольшая траншея.

В подземных помещениях батареи могут иногда обитать местные рыбаки. Они довольно миролюбивы и на катамаранщиков смотрят как на слегка помешанных. При виде спирта теряют волю.

Назад.
Hosted by uCoz