Острова и мысы западного берега Ладоги,
(часть-1).

От мыса Сосновец до бухты Владимировская и о.Коневец.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: В отличие от других районов Ладоги бухта Петрокрепость, а также верховья Невы наиболее подвержены колебаниям уровня воды в зависимости от направления и силы ветра на Ладоге. При северном и северо-восточном ветре уровень в бухте повышается до 0,5 м. от номинала, а при западном и юго-западном ветре понижается до 0,5 м.
В некоторые годы, в связи с гидрологическими особенностями Ладоги в бухте Петрокрепость, как и во всей Ладоге, уровень может понижаться ниже среднегодового до 1,5 м., как правило, понижаясь к осени. Максимальный перепад уровней воды в Ладоге в разные годы может достигать более 2-х метров.
Колебания уровня в бухте Петрокрепость сказывается и на значительном протяжении Невы от истока, что обязательно следует учитывать при стоянке у берега.

При движении вдоль западного Ладоги берега следует соблюдать осторожность, внимательно наблюдая за установленными перпендикулярно береговой черте рыбопромысловыми сетями, выступающими от берега иногда до 2-х км. Первые сети вы встретите после мыса Сосновец и за мысом Осиновец.
Концы сетей всегда обозначены или вехой с флажком, которую легко отличить от навигационной вехи, либо установленным "заколом" - растянутые на высоких шестах с растяжками на якорях подъемные сети для выборки рыбы. Такие "заколы" видны издалека и их надо обходить мористее. Но если вы уже попали в район между берегом и "заколом", следует сбавить ход и быть готовым выключить винт, несмотря на то, что поплавки сетей могут быть погружены. В этом случае суда с маленькой осадкой и винтом, защищенным шпорой, проходят над сетью, не задевая ее.
Килевые яхты и катера с незащищенным снизу винтом во всех случаях должны обойти сеть со стороны озера, особенно опасны для них сети на волнении в сильный ветер при плохой видимости. Во избежание встреч с сетями маломерным судам рекомендуется двигаться вдоль берега на расстоянии не менее 2-х км.

Выход в Ладожское озеро:
Участок фарватера от острова Ореховый до Пасеченского створа, с точки зрения расхождения сложностей не представляет. Сложности только от подходящего к самым бровкам мелководью и рыбаков на различных плавсредствам.
Некоторые из них сразу же после прохождения каравана вылезают на середину, а некоторые особо сумасшедшие и не уходят за бровки. При низком уровне Ладоги можно увидеть рыбаков, стоящих по колено в воде практически на линии красных буев.

Пос им П.Морозова
Я/К "Кошкинский фарватер" https://marinaladoga.ru/

На берегу посёлка расположен Я/К "Кошкинский фарватер".
Есть: удобная полностью закрытая гавань с минимальной глубиной 2,5м.
Стоянка для лодок и катеров, от 150 руб.за 1 погонный метр в сутки или от 1 200 руб.за 1 погонный метр в месяц.
Плавучая заправочная станция.
Ресторан,бар, баня, котеджи, автостоянка.

Осиновецкий фарватер
Неофициальный фарватер проходящий вдоль правого берега Ладоги мимо мыса Сосновец на Осиновец. по малым глубинам.
...Если вы, после выхода в Ладогу, намерены пойти вдоль западного берега, то судам с осадкой более метра лучше идти по фарватеру до Бугровского буя (синий трек), и далее рекомендованным курсом до буя банки Железница.
Суда с более мелкой осадкой могут себе позволить свернуть раньше, у конца Посеченского створа, обозначенного двумя буями, и идти практически вдоль берега по так называемому Осиновецкому фарватеру(красный трек).
На участке от Пасеченского створа до банки Астречье возможны сети рыболовов любителей (или браконьеров). Надо быть внимательнее, вешки низкие, поплавки плохо заметные.
На Банке Астречье нет никаких знаков проходить чисто по GPS. Минимальная отмеченная глубина в 2014 году 1,7м (низкий уровень воды в Ладоге, но далеко не самый низкий). Далее опять возможны сети, но уже настоящих рыбаков....

....Осиновецкий фарватер. Позволяет пройти судам с осадкой до 1,2 м между берегом у мыса Сосновец и банкой Астречье.
При ходе по Кошкинскому фарватеру из Невы в озеро по Пасеченскому створу надо свернуть на север у буев "84" и "71", держа курс на оконечность мыса Сосновец по долготе 31°8,8'О до широты 60° 2,5'N;
Для визуальной ориентации при подходе к южной оконечности мыса Сосновец двигаться на расстоянии 500 м от кромки камышей (береговая черта в этом районе не прослеживается) до северной оконечности мыса Сосновец. В этом случае мы обходим с запада заросшую травой банку Астречье с глубинами 0,8 м;
Точка наименьших глубин банки Астречье с юга имеет координаты 60° 2,7'N , 31° 8,8' О, ее надо оставить с север и с востока;
При выходе в залив между мысами Сосновец и Осиновец до окончания камышей на северной оконечности мыса Сосновец держать курс на Осиновецкий маяк или мыс Осиновец.
Грунт в этом районе песчаный, без камней, волнение как правило незначительное из-за близости берега с одной стороны и мелководных банок с другой стороны. Однако проходить этим фарватером рекомендуется только в светлое время суток, сбавляя ход и внимательно наблюдая за глубинами воды и наличием водорослей у поверхности воды....
Капитан катера "Lambada" Р.П.Бискуп.

м.Сосновец Между пионерлагерем "Ладожец" и м.Сосновец есть остатки береговой батареи, блиндаж, и НП. НП бетонный на таких же бетонных опорах. На него можно залезть.

...Этот малоизвестный теперь укрепрайон, состоявший из системы подземных сооружений, площадок для зенитных орудий и батареи береговой артиллерии, действовавший в годы блокады Ленинграда на обороне "Дороги жизни" ранее являлся исторической экспозицией под открытым небом и опекался сотрудниками ближайшего пионерлагеря и пионерами.

Главной достопримечательностью экспозиции было уникальное сооружение - укрепленный наблюдательный пункт, который до сих пор поражает воображение размерами и оригинальностью конструкции.
В настоящее время это один из немногих хорошо сохранившихся артефактов (большинство построек укрепрайона разрушены, либо заняты буржуйскими дачками. Ведшая вокруг бывшего пионерлагеря дорога наглухо перегорожена нынешними хозяевами, хотя не совсем понятно, на каком основании...

...Сосновецкая база, о сооружениях которой идёт речь, была выстроена в 1933 году для защиты Кошкинского судоходного фарватера и головной базы Ладожской флотилии, находившейся тогда в Шлиссельбурге, а также входа в Неву и Шереметьевских пороховых заводов от возможного нападения финских бронекатеров.
В августе 1941 года во исполнение приказа ГК СЗН "Об использовании кораблей КБФ и береговой морской артиллерии для обороны г. Ленинграда" она была усилена тремя 100-мм стационарными орудиями тяжелой морской артиллерии. Здесь в трагический день начала блокады находились позиции 101-й Отдельной дальнобойной батареи береговой обороны, сыгравшей выдающуюся роль в обороне нашего города.

В состав 302 ОАД Осиновецкой ВМБ также входили батареи №
№ 380 3х130мм д. Кокорево,
№ 440 2х102 д. Остерман,
№ 460 2х88 мм м. Песочный.

8-9 сентября 1941 г., когда фашисты захватили Шлиссельбург и вышли на левый берег Невы, правый её берег напротив Шлиссельбурга совершенно не был готов к обороне. Здесь тогда находились только сильно потрёпанные врагом части отступившей из Шлиссельбурга 1-й дивизии НКВД, в распоряжении которых не оказалось ни артиллерии, ни даже миномётов, и, если бы немцы, развивая наступление после взятия Шлиссельбурга, смогли бы тогда с ходу переправиться на правый берег Невы, – город был бы однозначно удушен в тисках вражеской блокады – ведь только горсточка НКВДэшников, не имевшая даже полковой артиллерии, оказывалась между ними и финскими войсками, до которых было всего 60 км.
И именно 101-я дальнобойная батарея в те роковые дни оказалась единственной боеспособной артбатареей на участке берега Ладоги и Невы от Осиновца до Невской Дубровки. И – сорвала попытку фашистов переправиться через Неву и захватить западный берег Ладоги, и таким образом сохранила для ленинградцев возможность организовать Дорогу Жизни...

...Тогда, в сентябрьские дни 1941-го, у 101-й Дальнобойной ещё даже не было зенитного и пехотного прикрытия, но командир батареи ст. лейтенант А.Л. Седов приказал открыть огонь, потому что необходимо было любой ценой помешать врагу начать переправу через Неву, создать у него впечатление, что правый берег Невы укреплен и готов к отражению десанта.
Два дня – 8 и 9 сентября 101-я батарея вела интенсивный огонь по немецким войскам в Шлиссельбурге. За эти два дня на правый берег Невы подошли 2 наших артполка и бригада железнодорожной артиллерии береговой обороны КБФ, а также армейские части прикрытия. Сюда же в середине сентября была переведена 380-я батарея 302 Особого артиллерийского дивизиона, защищавшая потом вместе с Сосновецкой великую ледовую трассу Дороги Жизни, начавшую действовать 22 ноября.

В 1942 г. оборона этого плацдарма была усилена 4-й отдельной морской бригадой и частями стрелковых подразделений и артиллерии 1-й стрелковой дивизии, а также береговой артиллерийской группой КБФ под командованием полковника М.И. Туроверова, охранявших Дорогу Жизни не только на этом пятачке земли, но и по коварному ладожскому льду...

...Как сообщает в газете "Минуты века" историограф 101-й батареи, член-корр. Петровской академии наук и искусств А. Молчанов, "в 1999 г. над бывшей 101-й батареей нависла угроза уничтожения.
Участок земли сначала был продан двум пенсионерам-генералам для их личных дач, а потом они перепродали его для строительства базы отдыха, и администрация Всеволожского района согласовала отвод земли, несмотря на то, что сооружения батареи состоят на учёте в Департаменте госконтроля за сохранением объектов культурного наследия.
Проектом строительство базы было намечено прямо на существующих сооружениях 101-й батареи, с использованием подземных жб сооружений в качестве фундамента и подвалов.
В результате все надземные сооружения батареи были бы полностью уничтожены, и хотя проект базы отдыха не был утверждён, территорию батареи обнесли высокой оградой, закрывающей доступ...

...По просьбе ветеранской общественности осенью 1999 г. по распоряжению губернаторов СПб и ЛО на батарею была направлена комиссия, которая аннулировала права собственников на эту землю как незаконные и запретила все строительные работы.
Казалось бы, реликвии легендарной батареи спасены. Но спустя 7 лет собственник, невзирая на все запреты и незаконность своего захвата территории, возобновил строительство на боевых подземных сооружениях.
Уже сейчас полностью уничтожен средний орудийный дворик, внутри подземных сооружений наведён "порядок", в результате которого оборудование жизнеобеспечения и боевого функционирования батареи, сохранявшееся 62 года, разломано и приготовлено к выбросу. Вот так может окончательно исчезнуть с лица земли и из памяти 101-я Отдельная дальнобойная батарея береговой обороны ЛВФ на мысе Сосновец, которая 11 лет (с 1933 по 1944 г.) защищала наш город"...

В описании использовались материалы статьи Юрия Чуканова "Забытые святыни Коккорева", Газета "НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГЪ", N36(800), 21.09.2006 г.
найденные на сайте http://www.geocaching.su

В настоящий момент(2013г.), на сооружениях батареи построен дом отдыха ЗАО «РЭП Холдинг».
Чтобы решить свои проблеммы с домом отдыха построенном на исторических останках береговой батареи защищавшей Ленинград, територию дома отдыха объявили филиалом музея "Дорога жизни" и установили на територии ДО артелейристкую установку Б-13-2С снятую с Ржевского полигона.
Територия огорожена, охраняется и о посещении не может быть и речи, но музей однако.

То есть, получается мы имеем:
1. Убитую батарею ввиде построенного на одном орудийном блоке корпуса отеля. Причем не просто построенном как на фундаменте, а видоизмененном и обложенном кирпичем блоке.
2. Новодельный кирпичный бруствер.
3. Закрытую территорию.
4. А в довершении всего индульгенцию ввиде Б-13 с полигона, установленную не на своем месте.

Так что ли? Стоит ли этому аплодировать?

С сайта fortoved.ru

м.Осиновец
В посёлке "Ладожское озеро" есть высокий кирпичный маяк.
Под маяком есть гавань огороженная молами

За молом, очень узкий обвехованый фарватер (белый пунктир на скрине), ведущий точно в небольшую гавань. Теперь это база отдыха "Осиновецкий маяк". Есть кафе. Причал для катеров. Местные работники базы хамоваты и крайне не гостеприимны. Требуют за стоянку яхты типа микро 1000р(2014г). Можно торговаться и сбросить до 500. Я бы не платил вовсе.
Южнее бухты под водой огромные валуны, а ближе к берегу - остовы затонувших судов, части которых как будто обрезаны по уровню малой воды. Более того, с одной из лодок курочат на металл ещё выступающие детали. Будьте осторожны.

Там же расположен музей "Дороги жизни", который является филиалом Военно-морского музея. Он расположен в поселке при станции Ладожское озеро, рядом с мысом Осиновец.
Музей открыл свои двери для посетителей 12 сентября 1972 года в 31-ю годовщину начала действия Дороги жизни. В пяти залах собраны многочисленные документы и реликвии тех дней: флаги и знамёна, различные виды оружия, фотографии. Кроме документов, портретов, личных вещей в экспозиции представлены модели кораблей Северо-западного речного пароходства и Ладожской военной флотилии. На берегу Ладожского озера расположена открытая смотровая площадка, где установлен речной буксирный пароход "Ижорец-8"- тральщик ладожской флотилии, сторожевой катер, самоходный плашкоут - тендер, транспортно-пассажирский самолёт Ли-2Т, другие экспонаты. О дороге жизни подробно можно узнать здесь.

Внимание От м.Осиновец (на 30 км к северу) до п.Нижниие Никулясы расположен закрытый для плавания район. В этом районе расположена В\Ч - военный полигон, на котором переодически проходят боевые стрельбы (иформация 2004г.) Хоть кто то в нашей армии стреляет :) Держитесь мористее, примерно в 10км. от берега. Так же много сетей.

Гавань Гольсмана - Расположена в 1,6 мили к S от мыса Морьин Нос. С севера она ограничена полуразрушенным молом, а с юга – двумя каменистыми насыпными грядами. При подъеме уровня воды в озере выше среднего каменный мол и гряды затопляются.

Гавань Гольсман можно опознать по приметной песчаной насыпи, расположенной в 1,3 кбт к S от основания мола. (не факт). Ориентиром может так же служить металлическая вышка у основания мола.
Глубины в гавани 2,2–2,7 м; грунт – ил, глина и камень. У мола гавани находятся сваи – остатки разрушенных пирсов.(глубины могут измениться)
При следовании к гавани Гольсман со стороны Осиновецкой гавани надлежит идти курсом 330°, удерживая церковь в селении Морье прямо по носу. Как только гавань Гольсман придет на траверз, следует повернуть влево, лечь на курс 270° и этим курсом входить в гавань.
При подходе к гавани с севера от мыса Морьин Нос надо располагать курсы так, чтобы следовать по глубинам не менее 5 м.
На подходе и в самой гавани Гольсман имеются подводные камни, поэтому рекомендуется держаться середины гавани и не заходить за изобату 2 м.
Входить в гавань можно только при знании местных условий плавания.
В гавани есть стационарные стоянки рыбаков-дачников. Домики –хибары, огороды.

Выдержки из книги "Советский речной транспорт в Великой Отечественной войне" Многие подробности героического подвига я опустил.
Читайте книгу.

...С оставлением Шлиссельбурга была потеряна последняя возможность поддерживать связь Ленинграда со страной, используя освоенные пути сообщения. Началась блокада города. В этой ситуации все надежды возлагались на водный, путь. Но и в этом случае доставку грузов в Ленинград можно было наладить только через удерживаемый советскими войсками участок юго-западного побережья Ладожского озера протяженностью 65 км, где ранее судоходство не осуществлялось.
Предвидя такую необходимость, ГКО 30 августа 1941 г. в постановлении об организации водных перевозок в Ленинград предложил немедленно подготовить фронт разгрузки барж в районе железнодорожной станции Ладожское Озеро. Группа специалистов-речников из управления пути и пароходства за трое суток обследовала береговую полосу и определила пункты, которые могли быть использованы для приема и разгрузки судов. Выбор пал на бухты Осиновец и Гольцмана.
От бухтаы Гольцмана до станции Ладожское Озеро было 3 км. Здесь имелась эстакада на одно судно. Глубины также были недостаточными — от 1 до 2 м.
К сооружению причалов были привлечены бойцы строительных и саперных батальонов и ленинградские рабочие. Работы велись в тяжелых условиях. Большой помехой была штормовая погода. А с 11 сентября вражеская авиация стала подвергать район строившегося порта систематическим бомбардировкам. 15 сентября авиацией противника был выведен из строя земснаряд «Северо-Западный-7», экипаж получил ранения, но через несколько часов земснаряд был введён в строй ситлами экипажа.

...К концу сентября 1941 г. в гавани Гольцмана были сооружены 2 причала с глубинами 2,5 и 1,7 м. Узкоколейка соединила причалы с основным железнодорожным путем; в лесу построили склады. Однако тех судов, которые уцелели на Ладоге в навигацию 1941 г., было явно недостаточно. Cложной была проблема пополнения несамоходного флота. После перекрытия Финнами Свири пополнение флота за счет речных барж прекратилось. Поэтому основной расчет делался на строительство судов на месте.
Было решено организовать строительство металлических барж на Ленинградских заводах имени А. А. Жданова и Адмиралтейском. На сборочную площадку в бухте Гольцмана готовые секции барж доставлялись на железнодорожных платформах. Работами здесь руководил директор завода имени А. А. Жданова С. А. Боголюбов. Вначале дело продвигалось медленно. И на ленинградских заводах, и на месте сборки не хватало электроэнергии, топлива, продовольствия. Рабочие умирали от голода на рабочих местах. Авиация врага систематически бомбила стапеля. Несмотря на эти трудности, за июнь собрали первые четыре баржи, в июле — еще шесть. Всего к концу навигации пароходство получило 14 металлических барж общей грузоподъемностью 8400 т. Им были присущи хорошие ходовые качества. Такое судно имело длину 50 м, ширину 9,2 м, высоту борта 3,2 м, грузоподъемность его составляла 600 т.

...С середины июля 1942года на Ладогу стали поступать новые грузы, возрос темп эвакуации ленинградских заводов. Из блокированного города вывозились также находившиеся без движения паровозы, вагоны, цистерны, в которых остро нуждалась страна. Нужно было искать какой-то выход. И он был найден. По совету работников Наркомата речного флота решили организовать железнодорожную переправу, чтобы не перегружать груз из вагонов на баржи.транспортировку грузов через Ладожское озеро производить в вагонах, которые перевозить на палубных баржах.
В бухте Гольцмана ленинградские судостроители дополнительно построили баржи грузоподъемностью 600 т. Их палубы были соответствующим образом укреплены и оборудованы двумя рядами рельсовых путей. На такой барже-пароме свободно умещались четыре паровоза с двумя тендерами или десять двухосных вагонов.

...Ускорить эвакуацию подвижного состава помогла также идея начальника Осиновецкого порта А. Я. Макарьева, предложившего перебрасывать железнодорожные цистерны по воде. Для спуска их на воду в бухте Гольцмана был построен специальный слип. К нему шла железнодорожная колея от станции Ладожское Озеро. Принимали цистерны на таком же слипе в Кобоне. Первый состав порожних цистерн ушел из бухты Гольцмана к восточному берегу 1 сентября 1942 г.
Перевозка была организована следующим образом. Цистерны одного веса с одинаковой системой сцепки, одним и тем же количеством осей, с задраенными горловинами формировались на берегу в состав: четырехосные — по 9 штук, а двухосные — по 10 штук. Паровоз медленно толкал состав по слипу в воду, причем между паровозом и ближайшей цистерной ставились две порожние платформы. Состав съезжал в озеро; цистерны с тележками, прикрепленными к раме, всплывали. Подходил буксир, передняя цистерна крепилась к буксиру тросом, который поддерживался на воде деревянными буйками. По сигналу, цистерны отцеплялись от платформы и отправлялись в рейс. Таким способом в Кобону было доставлено 98 цистерн.

Недалеко от мола установлен знак в память о героических строителях блокадного флота.

м. Морьин Нос - валяется обрушившийся светящий знак.
Есть бухта огороженная молами. На песке есть место для постановки палаток. Бухта мелкая, шверт не опустишь. Там где песчаный берег, метров 100 не доходя до берега, глубина – 10-20 см.
Можно стоять прямо в устье речки Морье. метров 300 вверх. Вода ржавая есть сведения, что в Кузьмолово делали гептил – ядовитое топливо для ракет, и вполне возможно оно может течь потихонечку из захоронений. Рядом – полузаброшенная войсковая часть и полигон.

Урочище Гавань или Гавань Остерманн. – В конце XIXвека, Остерман, который владел этими землями соорудил гавань для судов, но из-за штормов гавань просуществовала не долго и обмелела, а каменные молы были разрушены.
В урочище есть «База Гавань». Работает с 7-00 до 18-00. Выходной – вторник.
Есть:
Русская баня
Мангалы
Прокат лодок
Аренда рыболовных снастей
Места для палаток
Стоянка для автодомов и трейлеров

Со стороны Ладоги в берег вдается канава 4м. шириной . Вход обставлен двумя вехами, красной и белой. До Гавани можно добратся по грунтовой дороге от Борисовой гривы. Место рыбное.

По данным 2011 года лес на берегу, между Морье и у.Гавань, вырубили. Толи будут что то строить, толи ликвидируют последствия загрязнения вызванного сжиганием на близлежащем военном полигоне реактивных ускорителей от ракет ПВО
.....На самом берегу Ладоги на территории воинской части вблизи деревни Морье, что относится к МО "Рахьинское городское поселение", сразу же после переизбрания на должность главы администрации систематически стали сжигать ускорители двигателей ракет системы ПВО. Страшная картина была зафиксирована местными жителями не только на фото и видео, но и на уровне их организма и в амбулаторных картах, так как несколько человек заболели непонятными болезнями легких....
Взято отсюда: здесь.

Б данный момент урочище и прилежащий берег взят в аренду под рекреационную деятельность, но Идёт распродажа участков под котеджную застройку.

Красково
В Советские годы здесь было и сейчас по инерции остается - так называемое Военное Лесничество. Живет егерь.
Есть шлагбаум. Закрыт цепью и навесным замком, ключи у егеря.
По информации 2017 года, это опять, типо военный объект.
Видать, чтобы Енералов никто не беспокоил во время рыбалки.
На берегу Ладоги небольшой пляжик и лодочные сараи.
Установлен памятник - часовня, погибшим в Ладоге.

п.Нижние Никулясы Гавань в устье реки Авлоги. Огорожена молами. Есть небольшой причал.Никаких признаков гавани с воды не видно. Без GPS эти Никулясы просто не найти – кусты и кусты. Если увидели вход, то легко принять северную дамбу за южную. Но на расстоянии 200-300 метров ошибку легко обнаружить.
При сильной навальной волне и ветре вход может быть опасен? заходить туда можно только в крайнем случае при достаточной освещенности. Лучше проследовать дальше до бухты Далекая, вход в которую проще и безопаснее.

...Обозначенного на карте знака давно не существует.
Глубины на входе между дамбами около 2х метров. Выраженного бара не наблюдается.
Стоянка в ковше не удобна. К берегу вплотную не подойти, мелко и камни. Лучше пройти по Авлоге около ста метров и швартоваться слева у правого берега, отсыпного из камней. Вода в реке коричневая....

....Для входа в гавань надо выйти на точку 60° 27,30' N, 30° 48,2’ 0 и двигаться курсом 245°. Каменные молы, ограждающие гавань с севера и юга, полуразрушены и очень низкие, поэтому вход в гавань при волнении, а также в условиях плохой видимости опасен. Для маломерных судов возможен проход вверх по реке Авлога до 1 км.... Капитан катера "Lambada" Р.П.Бискуп.
В устье р. Авлоги были ранее расположены сараи охотников (военное общество охотников).
В данный момент идет активное строительство "генеральских" дачь. Дабы никто не совался место назвали - "постом в\ч 33491". Дачи находятся под охраной очень агрессивных и неадекватных людей, которые пытались угрожать и даже демонстрировали оружие; тем не менее, конфликта удалось избежать, но удовольствия от стоянки и, тем более, от общения они не получили.
Эта информация, а так же очередная запретная зона (25064 ГУНиО: "....в период производства опасных действий в районе № 31..... осуществлять плавание надлежит......") на карте косвенно говорили о том, что под благовидным предлогом происходит очередной захват земли и что заходить в Аволгу без острой необходимости не стоит.

Северней устья р.Авлоги, на берегу есть ДОТ который является крайней укреплённой точкой КАУРА и прикрывает подступы вдоль берега и со стороны Ладоги.
В 7км от Нижних Никуляс, вверх по течению р.Авлоги, в районе с.Верхние Никулясы, расположенна братская могила. В ней похороненны бойцы, павшие в боях Гражданской войны, Советско-финской (Зимней) войны 1939-40г. и ВОВ 1941-45г.
В послевоенное время недалеко от братской могилы был воздвигнут мемориал.
Датировка самого раннего захоронения 1918 годом вероятнее всего является ошибочной, а речь на самом деле идет о погибших во время событий конца июля 1919 года.
"Жестокие бои разгорелись также на побережье Ладоги, на землях лютеранского прихода Мииккулайнен (Никулясы). Небольшая группа повстанцев... пополнилась местными жителями и оказала серьёзное сопротивление превосходящим отрядам красных. Приграничные деревни несколько раз переходили из рук в руки. Красные вынуждены были направить из Шлиссельбурга к мииккулайненскому берегу Ладожского озера два миноносца, которые обстреляли прибрежные деревни артиллерийским огнем и затем высадили десант."
А. Ю. Пюккенен (Antti Pyykkönen) автор книги "Георгий Эльвенгрен — Герой Перешейка" ("Yrjö Elfvengrén — Kannaksen Sankari").
Информация с сайта : КАУР

М.Далекий(Саунаньеми ( Saunaniemi ))
От мыса тянется гранитная дамба, огораживающая бухту. построенная еще финнами к дамбе подходит дорога. Могут быть рыбаки.
В гавани строят базу отдыха, стоит бытовка, вокруг пилят лес.


С форума BOATCLUB.RU от Xaikan2012
Бухта Далекая - весьма популярное место, в силу нахождения ее на половине пути от Шлиссельбурга до Приозерска. Отличное место для ночевки.
Преимущества - очень простой вход, даже при сильном ветре и большом волнение. Недостатки: 1. Не защищает от ветра восточной половины.
2. Нет инфраструктуры (магазины, почта и тп). 3. Стоянка только на якоре (это для яхт и больших катеров, для байдарочников и катамаранщиков в бухте есть песчанный пляж), не возможно швартоваться к коренному берегу, а на дамбе нет приспособ для швартовки. Ну разве что на борту найдутся металлические штыри и кувалда. Хотя варварство забивать штыри в такое хорошо сохранившееся сооружение.
Маяк на оконечности дамбы значительно облегчает нахождение входа в бухту.

...Вход в гавань удобный, обозначен издалека заметным светящимся знаком расположенным на конце каменного мола, заходит в гавань следует южнее знака Далекий, причем безопаснее всего обходить знак в 20 – 30 метрах. Маяк, расположенный на южной оконечности мола гавани Далекой, заметен днем и ночью с расстояния до 10 км.
Для входа в гавань также имеются створные знаки 69°- 249°. Глубина позволяет входить в гавань всем типам маломерных судов и яхт.
Суда, как правил, швартуются в средней части мола носом к молу, но при надежной постановке якоря с кормы.
В случае тумана для входа в гавань Далекую надо выйти на точку 60° 34,2' N. 30°42,2'О.
Надо помнить, что грунт в гавани Далекая илистый, якорь держит довольно плохо, что следует учитывать при швартовке катера или яхты у мола. Несмотря на то, что гавань защищена от волн, неприятности могут доставить ветер и волны южного направления, при котором в гавани образуется зыбь. При таком ветре нередко происходит изменение направления ветра со стороны берега, что также создает неудобства при ночевке. Лучшее, что можно посоветовать в случае сильного ветра и волн южных направления - это стать на ночевку внутри гавани на рейде на якорь, лучше на два якоря....Капитан катера "Lambada" Р.П.Бискуп.

В начале 30-х годов, поскольку уже было немало случаев гибели людей на озере во время шторма, в том числе и из-за невозможности укрыться от волн вблизи берега,
официальные власти приняли решение о строительстве каменного волнолома у мыса Сайнасаари (Далекий), что напротив деревни Сааройнен.
Проектом предусматривалось возведение уходящей в озеро от берега 560-метровой стенки из гранитных плит, с бутовым заполнением внутри сооружения.
На конце волнолома установили маяк. Одновременно с возведением волнолома проводились дноуглубительные работы. На эти цели было выделено около 5.5 миллионов марок.
Глубину у конца волнолома довели до 8 метров, так что в этой гавани в случае шторма могли укрываться не только баркасы, но и более крупные суда.
На средства волостного бюджета к гавани Сааройнен была подведена новая дорога.
Работы по строительству волнолома и обустройству гавани велись период 1930-34 годов, когда в Финляндии, как и в большинстве западных стран, свирепствовал экономический кризис, так что эта стройка многим предоставила рабочие места.

о.Древний (Латтоинсари ( Lattoinsaari ))
Все лето тут живут рыбаки.

о.Узкий около мыса Резной.
Низкий, поросший лесом остров. Ровных мест под палатку мало. Подходы затруднены большим количеством булыганов.
Протока между островом Узкий и мысом Резной, мелководна и в малую воду пересыхает, так что на остров можно пройти пешком.
На острове установлен новодельный православный крест, из той серии, что втыкают по всей Ладоге во все места.

оз.Суходольское (Вуокса). Озеро сообщается с Ладогой посредством р.Бурной и из него удобно начинать поход от станции Лосево, которая расположена в 50м.от воды. В Лосево есть несколько продовольственных магазинов и кафе.

Во время "Финской войны2 1939 года по северному берегу озера проходила линия обороны финнов (линия Манергейма), которая состояла из отдельных укреплённых пунктов (фортов, по финской терминологии). Форты представляли собой углублённые в грунт на два этажа, бетонные сооружения со стенами толщиной 1,5-2м бетона, оснащенные несколькими станковыми пулемётами и пушками. "Форты" прикрывались системой мелких дерево-земляных укреплений.
Советским частям не удалось прорвать эти укрепления. Лишь в двух местах удалось создать плацдармы и закрепится на северном берегу:
Восточнее посёлка Портовое в районе котеджного посёлка "Портовое". Плацдарм был уничтожен.
И в районе "Тайпале" - там где река Бурная вытекает в Ладогу. Здесь мясорубка была всю войну.
После войны, в 1950-х годах, все форты были качественно взорваны. Остались только циклопические бетонные мегалиты. Полностью сохранилась только батарея "Каранайоки", благодаря своей удалённости.

п.Громово(на оз.Суходольском) Западнее поселка, на высоком песчанном мысу есть финский береговой форт. По финским данным там стояло несколько мелких орудий и пулеметов. Укрепление основательно взорвано. Это был довольно большой бункер со входом со стороны леса. Толщина взорванного перекрытия впечатляет- 1,5-2м. Есть отверстие от срезанного автогеном бронеколпака. Кроме бетонных "мегалитов" смотреть там нечего.

Вокруг все основательно вытоптпно и немного подзагаженно. У воды, под укреплением популярный среди местных жителей пляж.

м.Лаутаниеми около посёлка Портовое. На мысу есть остатки взорванного финского "форта Лаутаениеми".

м.Патониеми(Игольный)(на оз.Суходольском) На мысу есть остатки форта - "Патониеми".
Этот форт хотя и взорван, но сохранился немного лучше.

Форт был построен в 1920-24 гг. Это был двухэтажный орудийный капонир, интегрированный в высокий берег озера, в котором укрытие для гарнизона находилось непосредственно под боевым казематом. В 30-е годы, проводились широкомасштабные работы по реконструкции и частичной модернизации форта.


План верхнего каземата форта где были установленны орудия.


Система организации огня форта.

Форт вёл огонь во фланг наступающим частям РККА/ C фронта его прикрывал фланговым огнём такой же форт на мысу Лаутаниеми. В результате такого архитектурного решения, форт был практически неуязвим со стороны обращённой к противнику.
Сохранилась задняя стенка укрепления со входом - воротами, размером 2х2м., и металлической дверью. Потолок просел, внутри почти все взорвано. Внутри форта, или капонира (как его еще называют), стояло 4 мелкокалиберных орудий. Форт прикрывади несколько пулеметных дотов. Во время финской войны форт противостоял нашим войскам. За него шли упорные бои. Наши войска форт не взяли, финны отошли по приказу.
Подробнее о форте . здесь и … здесь.

р. Каарнайоки (сев.- зап. устья р. Бурная), В 1939г. Финны установили- 4-6дм.ор.(152мм) в лесу, в 4км от берега Ладоги. На высоте 49.0.
Схема финских укреплений района "Тайпале" без привязки к масштабу.

У подножия высоты текла речка Каарнайоки.
Батарея Каарнайоки представляет собой расположенные в форме правильной трапеции друг относительно друга четыре орудийных дворика с сектором обстрела 360 градусов, каждый из которых имеет подсобные подземные помещения. Бетон как новенький. Расстояние между орудиями (двориками) - 150-200м. Если смотреть в плане, вершину трапеции венчает бетонное укрытие. Рядом с ним есть также остатки фундамента дома. Есть так же колючая проволока на полусгнивших столбах и противотанковый ров. Найти батарею довольно сложно - она в глухом лесу, довольно далеко от основной дороги.
Эта батарея указана в данной справке потому , что она , так же как и батарея на м.Чалка, принимала активное участие в обороне позиций на р.Тайпаленйоки (сейчас р.Бурная) в 1939-44г. и обстреливала наши суда на стоянке в б.Саунаниеми.
Если будете там лазить остерегайтесь мин.

Тайпалевский залив


Вдается в западный берег Ладожского озера между мысом Чалка и находящимся в 4,4 мили к SE от него мысом Резной. В вершину залива впадает река Бурная.
От мыса Чалка до устья реки Бурная западный берег залива высокий, поросший смешанным лесом и окаймленный узким' песчано-каменистым пляжем.
Юго-западный и южный берега Тайпаловского залива пологие и покрытые хвойным лесом и кустарником. Берега залива отмелые и окаймленные узким песчаным пляжем, местами поросшим кустарником.

р.Бурная(Тайпаленйоки).
Вытекает из озера Суходольского и впадает в Ладогу.
Судоходна примерно на протяжении 7км. Глубины в судоходной части 2,8—5 м. Скорость течения в реке достигает 4 уз.
Посредине залива перед устьем реки Бурная находится обширная отмель, усеянная камнями. Через эту отмель пролегает фарватер, ведущий из Ладожского озера в реку Бурная; наименьшая глубина на фарватере 3,5 м. Грунт в заливе песок, а у берегов песок и камень, поэтому при входе в реку следует строго держаться оси фарватера.

Ещё один космоснимок, где отчётливо видны песчанные мели в устье реки Бурной и длинная коса выдающаяся в Ладожское озеро.

Это, единственная из рек области возникла в недавнем прошлом.
До 1818 г. Суходольское озеро имело сток в Вуоксу. А от Ладожского озера оно отделялось широкой песчаной грядой, поросшей лесом. Как рассказывали очевидцы, весной 1818 г. в связи с быстрым таянием снега и обилием дождей воды Суванто сильно поднялись и залили луга и пашни расположенной на гряде деревни Тайпале. Тогда крестьяне начали рыть канал для спуска паводковых вод в Ладогу. Вечером 18 мая, не окончив работы, крестьяне спокойно легли спать. Выйдя из домов следующим утром, они увидели быструю мутную реку: это воды Суванто с большой скоростью устремились в Ладогу. Ночью была сильная буря, и волны, прорвав небольшую перемычку, углубили созданный крестьянами канал. За короткое время в результате стремительного падения воды в Ладогу уровень Суванто понизился на 7 м; вследствие этого ток воды в северо-западном направлении (к Вуоксе) прекратился. Река проложила себе новое русло, образовав на пересечении низовых холмов пороги.
Река вполне проходима для парусных катамаранов, но надо обязательно валить мачту. На реке несколько низких ЛЕП и один тросовый паром, трос которого может быть натянут. Проходить порог надо левым по ходу берегом, там спокойней.
Справа, в устье реки Бурной есть песчаный пляж. Встать там можно, но видел машины и рыбаков.
Левый берег реки обрывист и представляет собой безлесное поле.
На перешейке между Суходольским и Ладожским озером в прошлом находился старинный новгородский городок Волочек Сванский, точное местонахождение которого не установлено до сих пор. Как показывает его название, он стоял у волока из озера Сванского в Ладогу.
Из переписных окладных книг XVI в. известно, что в Волочке, являвшемся "пригородом" Корелы, насчитывалось 55 дворов, из которых 26 принадлежало торговым людям, а 29 - "рыбным ловцам". Население городка доходило до 400-450 человек. В Кореле, которая в то время являлась самым значительным из городов Новгородской земли, жителей было только в 3 раза больше.
Волочек Сванский принадлежал раньше Валаамскому монастырю и был куплен у него Великим князем Московским.
К сожалению, это и всё, что известно нам о Волочке. Позднейшие источники XVII и XVIII вв. говорят о существовании здесь крепости Тайпале, точное местонахождение которой тоже неизвестно. Может быть, крепость Тайпале, принадлежавшая некоторое время шведам, тот же Волочек, но получивший новое название.

Во время "финской войны" 1939г., в течении всей войны, за реку и поле на левом берегу шли упорные и кровопролитные бои. Поле перед рекой и лес километра на 1,5 были как раз плацдармом, который удалось частям РККА захватить. На этом поле, при штурме, за три дня погибла целая дивизия РККА (11-15тыс\чел.). Там вся земля нашпигована металлом и костями, на которых постепенно строят дачи!!! Дачи на могилах павших!!!
Подробно об этих боях здесь и … здесь.

Острова Близнецы (Паскалуотто)
Посредине Тайпаловского залива в 2км к востоку от устья реки Бурная на отмели лежат два острова, называемые островами Близнецы. Острова каменистые; на южном из них растет кустарник. Вокруг островов и к юго-западу от них лежит много подводных и надводных камней.

Тайпалевская мель или Суханевская банка.
Посредине залива перед устьем реки Бурная находится обширная отмель, усеянная камнями. Между отмелью и берегом пролегает фарватер, ведущий из Ладожского озера в реку Бурная; наименьшая глубина на фарватере 3,5 м. Грунт в заливе песок, а у берегов песок и камень.

Отмель с давних пор представляла опасность для судоходства.
В 1860 Финский сенат поручил Таможенному бюро разработать проект установки плавмаяка у Тайпале, причем он должен был быть максимально дешевым. Спроектирован плавмаяк был деревянным, а оптическое оборудование предполагалось взять со старого маяка Глосхольм (это у Порвоо). Но вмешался глава лоцманской службы и в 1877 году в Турку был построен стальной плавмаяк со светооптическим оборудованием оригинальной конструкции, специально изготовленном во Франции.

Длина/ширина судна 25.6/6,5 метров, водоизмещение 200 т., движитель - паруса, но был паровой котел для тифона, брашпиля и отопления, экипаж 7 человек.

Весной 1878 маяк установили на место.
Маяк работал с конца мая по начало ноября, зимовал в Сортанлахти (бухта Владимировка), там же и доковался.
В 1895 установили компрессор и воздушный тифон.
В сентябре 1899 команда маяка спасла финский галеас, который выбросило на отмель Тайпале штормом.
В конце 1920-х вместо фок-мачты и керосиновых фонарей поставили колонну с ацетиленовой лампой.
Войну 1939/40 года маяк встретил в Сортанлахти, разоруженный на зиму.
В 1941 его в том же состоянии снова нашли финны. На прежнее место выставлять, понятно, не стали, но была идея перевезти по ж.д. в Хамину.
В 1944 снова перешел в руки СССР, как часть репараций. После этого про судьбу маяка не известно ничего.

м.Чалка (Ярисевяниеми)

-В 1939г. Финны установили-2 орудия 120мм.Амстронга, позднее оставили одно. По другим (Красн.Армия) данным 2- 152мм.)


Это единственная береговая батарея, имевшая боевое соприкосновение с Советской ладожской флотилией в 1939г. На местности есть один бетонный дворик и много взорванного бетона. Стрелковые ячейки, колючая проволока. Берег - песок с камнями и осока. На мысу стоит жилой дом. Сторожей, заборов, собак нет.

История орудия стоявшего на мысе Чалка, довольно интересна:

В конце 19 века, Англичане разработали 120 мм орудие Амстронга и производили его сами , а так же продали лицензию на производство нескольким другим странам (США, Италия, Япония).
Перед Первой Мировой Войной, Россия заказала у Японцев те-же 120 мм орудия Амстронга японского производства. Позже этими орудиями вооружили береговые батареи Балтийского моря (батареи МкИПВ).
После революции 8 орудий досталось финнам. Которые применяли их в том числе и на береговых батареях Ладожского озера.
Одно из таких орудий и было установлено на мысу Ярисевяниеми(Чалка).
При отступлении финны вывезли орудие в Финляндию.
В данный момент орудие установлено в финском музее береговой обороны в крепости Суоменлинна (Свеаборг), в районе Хельсинки.
Это единственное сохранившееся "финское" орудие такого типа.

Японское клеймо на стволе орудия.

Действующие против этой батареи корабли Ладожской флотилии в 1939г.:


ТШ-31(тип «Ижорец»)- коснулся грунта (навиг. ошибка на отходе)
ТШ-37--------\---------- -затонул (навиг. ошибка на отходе)
ТШ-32--------\----------.
ТШ-34--------\----------.
ТШ-30--------\---------- - пробоина и выброс на берег (сроч. выход из гавани при обстреле в шторм)
ТШ-Москва - повредил винт, (сроч. выход из гавани при обстреле в шторм)
ТШ-Видлица - разрыв орудия
МО-211 - повредил винты (навиг. ошибка на отходе)
МО-213
СКА-415 - пробоина (навиг. ошибка при отходе)
СКА-422
СКА-416 - затонул от тарана ТШ-30(сроч. выход из гавани при обстреле в шторм)
СКР- Разведчик
СКР- Дозорный.
Кан. лодк. «Ораниебаум»- села на камни (навиг. ошибка при отходе)

Все эти корабли участвовали в обстреле батареи, но без особого успеха с обеих сторон. Из-за попаданий не потерянно ни одного корабля. В основном из-за раздолбайства при маневрировании.

зал.Черемухинскии

- вдается в западный берег Ладожского озера между мысом Черемухин (60°43'N, 30°33' Е) и расположенным в 3,6 мили к югу от него мысом Чалка. Высокие берега залива поросли смешанным лесом и кустарником и окаймлены отмелью, усеянной подводными и надводными камнями. Изобата 10 м проходит в 2-4 кбт.( кабельтов-185м.) от берега. Глубины в средней части залива 18-34 м. Грунт в заливе песок, а у берега камень.

м.Черемухин

(Юлляпяниеми) - является северным входным мысом Черемухинского залива. Мыс возвышенный и лесистый; он приметен благодаря многочисленным постройкам на нем. Знак Новик установлен на холме в 5 кбт к северу от мыса Черемухин. Знак приметен с большого расстояния; вблизи берега он не виден. Якорное место, защищенное от северо-восточных, северных и западных ветров, находится в 5 кбт к W от мыса Черемухин. Глубина на якорном месте 24 м; грунт - ил и песок.
На мысу расположен пос.Черёмухин и база ФГУП ЦНИИ "Электроприбор". База охраняется.
Во время "финской войны" 1939г. финны перенесли с мыса Чалка одно 120мм. морское орудие.
На мысу имеется финская бетонная башня управления огнём.

зал. Владимировский (Sortanlahti)

Топоним Сортанлахти, очевидно, восходит к русскому "Чортова бухта". В писцовых книгах XVI века не зафиксирован, т.е. имеет более позднее происхождение.
Залив вдается в западный берег Ладожского озера между мысом Роговой и находящимся в 1,9 мили к SSE от него мысом Владимировский. В южный берег залива вдается бухта Владимировская. Берега залива пологие и покрытые лесом и кустарником. Северо-западный берег окаймлен песчаным пляжем. Владимировский залив открыт ветрам от NE до SE. Северные и северо - восточные ветры разводят в заливе сильное волнение. Берега залива большей частью приглубые. Изобата 10 м проходит в 1,5-5 кбт от берега. Грунт в заливе мелкий песок, а у юго-западного берега камень. Девиационныи полигон расположен во Владимировском заливе. Он оборудован тремя створами знаков в виде веера, установленных на юго-западном берегу залива в 1 миле к NW от мыса Владимировский.

м. Роговой (60°52'N, 30°27' Е) невысокий и поросший кустарником. Мыс окаймлен узким песчано-галечным пляжем, усеянным валунами. В 8 кбт. к W от мыса находится холм высотой 51 м. Светящий знак Роговой установлен на мысе Роговой.

м.Владимировский низкий и поросший кустарником. К NW от мыса Владимировский простирается отмель, по которой тянется дамба длиной 1,2 кбт. Северная и западная кромки отмели ограждаются буями. Светящий знак Владимировский установлен на оконечности дамбы, выступающей от мыса Владимировский. Подводное препятствие с глубиной над ним 0,7 м находится в 0,8 кбт. к S от оконечности дамбы.

бух.Владимировская - расположена, в южной части Владимировского залива (GPS N60°50’44” E30°27’39”). Бухта защищена от ветров всех направлений и является удобным местом для якорной стоянки.

Створ светящих знаков Владимировский подходный, установленных на юго-западном берегу бухты Владимировская в 4,5 кбт к SSW от мыса Владимировский, ведет к входу в бухту Владимировская. Створ светящих знаков Владимировский входной, установленных на южном берегу бухты Владимировская, ведет от Владимировского подходного створа светящих знаков в бухту Владими­ровская. Буи - В южной части бухты Владимировская выставляются два буя. Один из них ограждает с N оконечность подводного трубопровода.

На берегу вершины бухты раскинулось селение Владимировка.
Есть магазин, почтамп.
У основания мола есть два бетонных дворика непонятного назначения.


С форума сайта www.around.spb.ru

... Весной 2017 г. началось строительство многофункционального комплекса в бухте Владимировская? поселок Владимировка Ладожского озера.
Объект строится в рамках реализуемых инвестиционных и благотворительных проектов в районе бухты Владимирская Ладожского озера и реставрационно-восстановительных работ в Коневском Рождество-Богородическом мужском монастыре Выборгской епархии Русской Православной Церкви, расположенном на острове Коневец.
В рамках проекта будут возведены объекты для туристов и паломников, транспортная, энергетическая и хозяйственная инфраструктура.
Кроме того, будут построены автозаправочная станция с кафе, отель на 100 номеров, восемь бунгало с бытовым блоком, пирс для швартовки судов, мол с дамбой, слип для частных судов, пандус, эллинг-ангар для хранения судов, кассовый павильон и десять фермерских торговых павильонов. Также на территории комплекса разместятся спортивная и детская площадки, временный причал, паркинг для автобусов, легковых автомобилей и велосипедов.
Строящийся МФК имеет потенциал стать локальным туристско-рекреационным комплексом северного приладожья, обеспечивая логистику доставки паломников и туристов водным транспортом на остров Коневец и острова Валаамского архипелага....

о.Коневец

(60°51'N 30°37'Е приблизительно) отделен от берега материка Коневецким проливом шириной около 2 миль. Северная часть острова .поросла смешанным лесом и кустарником, а южная - хвойным лесом. Западный и юго-западный берега острова высокие и обрывистые, юго-западная оконечность острова, называемая мысом Стрелка, низкая и песчаная. Буй, ограничивающий косу мыса «Стрелка» - (GPS N60°50’20” E30°33’00”) Стоянка для яхт - (GPS N60°50’45” E30°34’53”) Северный и восточный берега острова Коневец менее высокие; они окаймлены песчаным пляжем, усеянным валунами.

За последние годы Роснефть вложилась в Коневец и построила мощный причал для пароходов и закрытую монументальную марину для маломерок.
Стоимость стоянки (2020г):
4 часа - 1000 руб. с мачты,
сутки - 2000 руб. с мачты.
Пляжи около монастыря, а так же мыс стрелка патрулируются охраной ЧОП "Нарвская застава".
Охрана активно гоняет, хамоватая, общаются на матерно-уголовном языке.

Берега острова Коневец изрезаны небольшими бухтами. Наиболее значительной из них является бухта Коневецкая, которая вдается в юго-западный берег острова. Берега острова отмелые и большей частью каменистые. Кромки отмели, выступающей от южной оконечности острова Коневец, ограждаются буем.

Приметные пункты. При плавании в районе острова Коневец ориентирами могут служить горы Змеиная и Святая, возвышающиеся соответственно в его северной и южной частях. На вершине горы Святая находится остроконечная колокольня скита. При подходе с юга гора Святая обычно открывается на параллели мыса Далекий (60°35'N 30°41'Е); при сильной рефракции она заметна: значительно дальше и похожа на черную шапку. Кроме того, хорошим ориентиром служит белая с голубыми куполами церковь монастыря, расположенная в 7 кбт к ENE от мыса Стрелка.

Мыс Варгосы является северо-восточной оконечностью острова Коневец. Мыс Варгосы возвышенный, каменистый и поросший лесом и кустарником. На мысу имеется бухта. При входе в бухту , на камнях стоят разбитые и притопленные военные корабли (тральщики).

Внимание!!! Эти корабли РАДИОАКТИВНЫ, и подходить к ним опасно. Строения на берегу являются исследовательской базой института атомной энергии им. Курчатова, размеры которой превосходят все монастырское хозяйство. Там есть собственная электростанция, водокачка и лесопилка, небольшой причал, выложенные бетонными плитами дороги и несколько десятков зданий разного назначения. На базе проводятся работы по ликвидации последствий радиации.

В районе мыса Варгосы находится еще одна финская береговая батарея.
Бывшая 3-я батарея береговой артиллерии Финской армии.
Батарея находится в основании северного мыса, образующего вместе с южным мысом, бухту в оконечности острова,в которой располагаются полузатопленные корабли.
На местности есть: Два орудийных дворика и качественно взорваный "обьект". "Объект", при ближайшем рассмотрении, напоминает «взорванный в хлам» кольцевой бетонный дворик P>

Неподалеку расположен орудийный дворик, а на расстоянии 20 метров – второй

…«Фрагмент из книги "Линия Маннергейма и система финской долговременной фортификации на карельском перешейке"
(c) Балашов Е.А., Степаков В.H. - СПб.:

Генерал-майор О.Энкель назначается в июле 1919 г. начальником береговой обороны страны.
По его мнению, высадка десанта противника представляется возможной прежде всего на участке между Кякисалми [ныне Приозерск] и госграницей на Ладоге. В силу этого необходимо было укрепить отдаленные острова по линии Кякисалми-Салми,
Вторую линию фортов предстояло построить на побережье между Кякисалми и Яаккима, а третью - на побережье между г.Сортавала и Салми.
К 31 октября 1921 г. на Ладожском озере появились следущие первые финские батареи:
- Тайпале (Ярисевя) - два 120-мм орудия "Армстронг";
- остров Коневец (северная часть) - два 6-дюймовых морских орудия, (южная часть)
- два 6-дюймовых морских орудия;

Работы были выполнены частным строительным предприятием - АО "Гранит". Это же предприятие возводило, наряду с площадками для батарей, также и казармы, жилые дома для постоянного обслуживающего состава, пристани и подъездные пути.»…

…То есть, Северная батарея на о.Коневец представляет собой ОДНУ ИЗ ПЕРВЫХ Финских батарей БО национальной постройки – своего рода СТАРТ Финской фортификации…

Информация с форума сайта "Фортовед"

Мыс Белый Носок выступает от восточного берега острова Коневец в 9 кбт к S от мыса Варгосы. Мыс Белый Носок каменистый и поросший кустарником.

Мыс Родушка находится в 9 кбт к от мыса Белый Носок. Мыс Родушка пологий, каменистый, местами покрытый кустарником. На мысе имеются два дома, около них остатки военного железа. Севернее мыса в берег вдаются две мелководные бухточки, поросшие камышом.

Мыс Каменный (60°50'N, 30°37' Е) является южной оконечностью острова Коневец. Мыс низкий, скалистый и лишенный растительности. На 2 кбт к SSE от мыса выступает риф. В непосредственной близости от мыса на рифе лежит островок Каменный. Светящий знак Каменный установлен на островке Каменный. Огонь знака погашен (1992 г.).
Во время "финской войны" 1939г. финны установили два крупнокалиберных морских орудий. Сохранились только подземные бетонные помещения батареи. Прямо на орудийных двориках построены вот такие военные сооружения.
Если учитывать, что на Коневце испытывали торпеды, то можно предположить, что это пусковые установки только стационарные, под крышей.

Бухта Коневецкая вдается в юго-западный берег острова Коневец между мысами Каменный и Стрелка. Берега бухты окаймлены узким песчаным пляжем. Глубины в бухте 3-7 м; грунт-глина, покрытая песком. Бухта защищена от западных, северных и восточных ветров.

Мыс Стрелка является западным входным мысом бухты Коневецкая. Мыс низкий, песчаный. В основании мыса есть соснячёк с оригинальными соснами (Балканскими), стелющимися по земле. В начале 20 века эти сосны были завезены из Финляндии и высажены для укрепления берега. На стороне обращённой к бухте Владимирская, у берега, лежат остатки нескольких Морских охотников времён войны. От деревянной обшивки почти нечего не осталось. Видны фундаменты двигателей и винты. На берегу лежит перевёрнутый, металлический , клёпаный, корпус. Вернее корма. Светящий знак Коневец установлен на мысе Стрелка. Не работает. Светящий буй Коневецкий выставляется у кромки отмели в 2,3 кбт. к SSW от мыса Стрелка.

Основатель монастыря "...Преподобный Арсений, снарядив небольшую парусную лодку, спустился по Волхову на «Великое озеро Нево» (Ладогу) в поисках подходящего места для основания монастыря. Так Арсений достиг острова Коневец..."
По-видимому, своим «лошадиным» названием остров обязан находящемуся здесь огромному валуну - Конь-камню, длина которого достигает 9 метров, высота - 4 метров. Его вес составляет не менее семисот тонн. Своей величиной он превосходит знаменитый Гром-камень, служащий основанием петербургскому «Медному Всаднику».

В свою очередь Конь-камню дано такое имя из-за его вытянутой формы, придающей валуну сходство с конской головой.
Считается, что до XIII века Конь-камень служил местом языческих жертвоприношений. Жители побережья, использовавшие необитаемый остров как пастбище для лошадей и другого скота, каждую осень у этого камня оставляли в жертву, позабытым ныне богам, одного коня. Легенда гласит, что когда в XIV веке у подножья Конь-камня была впервые прочитана молитва, то с него поднялась стая воронья (или нечистых духов в образе этих птиц - зависит от точки зрения) и улетела по направлению к материку.
С тех пор на острове никогда не видели черных воронов, а бухта, что напротив Коневца, в связи с этим еще до первой половины XX века называлась Чертовой или Сортанлахти (современное название - Владимирская).
Сейчас на Конь-камне высится небольшая деревянная часовня, и только сохранившиеся с давних пор название и легенда напоминают о ранней истории острова.
Своим изолированным расположением остров Коневец привлекал не только монахов, но и советских и Финских военных. Во время Сов.Фин. войны, Финнами ,на острове были установлены : (сев. часть)-2-6дюйм.(152мм.) морских орудия (юж. часть)-2-152мм. и 2-75мм. морских орудия. Возможно сохранились остатки батарей.
Вскоре после войны на нем была размещена военно-морская часть и химический полигон НИ ВМФ. Что именно испытывали на полигоне - до их пор остается тайной за семью печатями, но можно предположить, что вряд ли военные тестировали здесь средства бытовой химии. Позже на острове была создана еще одна экспериментальная площадка, на этот раз для морских торпед. Здесь их собирали и проверяли действие на списанных военных судах Ладожской флотилии, упраздненной за ненадобностью после войны. У северо-восточной оконечности острова с того времени осталось целое кладбище затонувших и полузатонувших кораблей; под водой лежит около девятисот тонн их останков.
Хотя военные покинули остров в 1991-92 годах, на Коневце до сих пор можно найти сохранившиеся следы их присутствия - казенного вида здания, железобетонные конструкции непонятного предназначения, навесы для часовых, груды металлолома, ржавый броневик, ящики с корпусами торпед, колючую проволоку, потускневшие от времени таблички «Категорически запрещается…» и другие подобные предметы. И это несмотря на то, что все, представляющее хоть какую-нибудь ценность, например, цветные металлы, в течение нескольких лет собиралось жителями Владимировки, а то, что можно было использовать в хозяйстве - монастырской братией! Справедливости ради надо добавить, что в наследство от военных моряков монастырь получил не только все вышеперечисленное, но еще и добротную пристань, гораздо более удобную, чем захиревшая ныне гавань Петровских времен.

На острове действует паломническая служба, и проводятся экскурсии. Если приедете своим ходом, то по прибытии обязательно обратитесь в паломническую службу, там помогут с экскурсией. Женщинам надо соблюдать форму одежды – длинная юбка и головной убор. При монастыре есть: две действующие гостиницы («Белая» и «Красная»), хлебопекарня, скотный двор, сад и огород, дизельная электростанция, насосная станция, маленький автопарк (мотороллер, пара тракторов и грузовик), свечная мастерская, баня. Трапезная в состоянии вместить примерно сто человек. В отдалении от монастырского комплекса находятся две рыбацких хижины и резиденция для высокопоставленных гостей. Монахи и послушники ведут по большей части натуральное хозяйство, хотя, конечно, получают значительную помощь извне и зарабатывают на паломниках.