Острова и мысы западного берега Ладоги
(часть-2).

От острова Коневец до бухты Терву.

База отдыха ЗАО "ВАД" расположена на берегу между бухт. Владимировской и м.Мустаниеми.
ЗАО "ВАД" это большая дорожно-строитальная компания. Хапнула кусок берега и сделала заповедничек - вип дачку для своих.
Базу огораживает огромный забор, перегораживающий берег, с вышками по краям. Обходить долго и неприятно. На воротах, выходящих к дороге, написано "ДУБАИ".
Для яхтсменов база интересна как укрытие.
Отсыпан круговой мол образующий закрытую гавань.
Глубины при входе и условия стоянки не известны.

м. Мустаниеми (Дословно - Чёрный мыс),(мыс в районе пос. Моторное) (60°58'N 30°21'Е) является восточным входным мысом бухты Мусталахти. Мыс невысокий, покрытый лесом и окаймленный песчано-галечным пляжем, усеянным валунами.
В 1939г. Финны установили 2-120мм. морских орудия Амстронга. На мысу сохранились остатки финской береговой батареи. Два бетонных орудийных дворика и бетонные подземные помещения между ними.

А так батарея выглядела до 1939 года

На мыс ведет неплохая грунтовая дорога из поселка Моторное. Место часто посещаемое. Внутренние помещения батареи слегка подзагаженны мусором. Бронеколпак срезан, и судя по срезу недавно.
Бухта Мусталахти расположена в 1 миле к SE от бухты Моторная. Восточный и западный берега бухты Мусталахти более высокие, чем южный берег, который окаймлен узким песчаным пляжем. Берега бухты поросли лесом и кустарником. Глубины в бухте 2,4-5 м.

бух. Моторная(Вуохенсало) вдается в западный берег Ладожского озера с западной стороны мыса, находящегося в 5,4 мили к SE от устья реки Вуокса. На берегах бухты Моторная имеются строения.
В 1 миле к SSW от бухты Моторная находится селение Моторное (Vuohensalo - козья глушь). С северо-востока бухта защищена молом, выступающим от мыса в северо-западном направлении, а с северо-запада - волноломом.
Вход в бухту Моторная расположен между оконечностями мола и волнолома, ширина входа около 50 м. При входе в бухту следует держаться ближе к оконечности мола. Вблизи берега, мол, разрушен. При северных ветрах в образовавшийся проход с озера заходит зыбь. Глубина в бухте 4 м; грунт-песок и камень. В бухте могут найти укрытие от ветров всех направлений суда с осадкой до 3 м.
Светящий знак Вуохенсало установлен на оконечности мола бухты Моторная.


Ранее в посёлке был рыбколхоз. Его упразднили и построили Парк - отель "Капитан Морган" http://www.morganclub.ru/.
Для водоплавающих парк - отель интересен как укрытие от непогоды.
Есть: причалы, заправка для маломерных судов, слип естественно всё за деньги. Есть так же ресторан и магазин.
Использовать бушту для захода целесообразно только в крайнем случае, поскольку все услуги платные, а ведь через 12 км уже Приозерск.

Близ поселка Моторный есть затонувший колесный пароход популярное место среди дайверов.

Пляж "Снетково" Стоянка на краю перешейка между Ладогой и оз.Снетковским. Шикарный песок. Есть хороший подъезд по груновке.
На берегу обнаружил противотанковый ров, глубиной 2-3м. и шириной 5-7м., колючку в два ряда, а за ними локально расположенные окопы.

Ров проходит между Ладогой и оз.Снетковским и обозначен на картах как канал, хотя воды в нем нет. Укрепления ориентированны фронтом на юг, то есть финские. На берегу Ладоги, куда нельзя дорыть ров, стоят надолбы в два ряда, из камней высотой в метр.

г.Приозёрск (Устар.- Карела, Кегсгольм, Кякисалми). Точная дата основания неизвестна. В новгородских летописях упоминаются недобрым словом "свейские немцы" (они же шведы), поставивше укрепленный городок в Кареле. Шведы же сообщали, что Кексгольм был взят христианами и уцелел от огня, а язычников много побито (шведами) и уведено в Выборг. То есть укрепленный городок был тут до шведов. Оба сообщения относятся к 1295 году.

Через короткое время город Карела был взят новгородцами, а шведы основательно побиты. По некоторым данным, первоначально, городок был ниже по течению Вуоксы. Перенесён на нынешнее место - около 1300 г.
В те славные времена уровень Вуоксы в этих местах был гораздо выше (до 1857 г.) и крепость и посад (быв. Спасский остров- где сейчас военный саноторий), отделялись от материка протоками шириною 50-300 м. Удобнее места для таможн и сбора налогов и не найти.
В 13-14 вв. Карела был пограничным форпостом новгородской республики и неоднократно штурмовался шведами.

План крепости Кексгольм.


1. Круглая башня с воротами.
2. Старый Арсенал.
3. Новый Арсенал – Краеведческий музей.
4. Подземный ход под стеной.
5. Земляные валы.
6. Бастион.
7. Ворота.
8. Река Вуокса.

В 16 в. более чем на 100 лет попал под власть Шведской ландскроны и был переименован в Кексгольм (Keksgolm или Kexholm). В сентябре 1710 завоёвана обратно Петром I.


В 18 в. крепость упразднена, в ее строениях - как у нас водится, политическая тюрьма. Из замечательных людей здесь сидели предводитель крестьянского восстания Емельян Пугачев и члены его семьи, также декабристы. Сейчас Круглая башня и часть стен восстановлены, ведется дальнейшее строительство. Делается это грубовато, часть кладки выполнена из современного кирпича, швы расшиты современным же цементом, из под крыш - черные потеки битума. Некрасиво. Но хорошо, хоть что-то делается.
С 1918 года в соответствии с условиями Тартусского договора – город отошел к Финляндии и стал, называется Кякисалми (Kakisalmi). Затем с 1940 по 1944 - в Карело-Финской ССР, а затем в составе Ленинградской области. Приозерском называется с 1948 г.(По информации с сайта «Северные крепости»)

Устье реки Вуоксы
...У мысов Опасный и Ладожский, ограждающих Приозерский залив, следует опасаться установленных сетей, иногда выставляемых рыбаками, на концах сетей могут устанавливаться «заколы» с высокими шестами и натянутыми выше поверхности воды сетями.
В тумане, кстати, нередком в этом районе в летние месяцы, для входа в гавань следует выходить на точку с координатами 61° 03,5' N, 30° 14,5' О и по створу 71° -251° подходить ко входу в гавань, огражденному низким каменным молом, на оконечности которого установлен светящийся знак. В последние годы фарватер для входа в гавань Приозерска расширен и обставлен буями и вехами... Капитан катера "Lambada" Р.П.Бискуп.

В Приозерске, в устье реки Вуоксы, есть три яхтенные стоянки:

ООО Лагуна. "Чисто конкретная" стоянка с завышенными ценами.
Хорошо оборудованная стоянка. Душ, гальюн, электричество на бонах. Баки для мусора и для отработки и подсланевых вод.
Расчетный час (по аналогии с гостиницами) 12-00. То есть, если пришли сегодня в 10-00, сходили в магазин, и собираетесь уходить после 12-00, то плата будет двойной.
Установлены силовые розетки по стандарту ЕС. Переходников нет.
Сайт http://www.lagunaladoga.ru/about

Клуб "Радуга", у моста. Акватория углублена, выкопано пара внутренних "ковшей" .

Яхт-клуб "Ладожский". Занимает часть бывшей территории Приозерского ЦБК.
Яхт-клуб имеет наплавные причалы и обширную береговую территорию. Есть туалет, мусорка, бетонный слип. Можно спустить лодку краном. Кран приезжает по требованию в течении нескольких часов.Возможен мелкий ремонт.
Замечательная демократичная стоянка. http://klub-ladogskii.ru/


При заходе на стоянки надо остерегаться топляков , которые не всегда видны .

Осенью 2001 года в паре километров к северу от устья на берегу построена гостиница "Ладога" и имеется укрытие для катеров.
Топливо можно приобрести на заправке , находящейся примерно в 3 км от стоянки в месте выхода дороги от Вуоксы на трассу СПб-Сортавала.
информация от :Сергея Баркалова
Если ехать из Питера на электричке, то от Приозёрской платформы можно взять машину и доехать до Ладожского берега напротив о. Бурнев, где есть пляж для сбора ката. Байдарочники могут собрать лодки прямо на платформе и сплавится в Ладогу по р.Тихой.

Пристань подворья Валаамского монастыря расположенно рядом с яхтенными стоянками. Отсюда на о.Валаам ходит теплоход "Валаам" и суда на подводных крыльях . Ориентировочное время отправления "Валаама" 10 часов утра (изредка, по специальному распоряжению паломнической службы он уходит в 9 утра), каждый день.
В Приозерске сохранились две православные церкви и лютеранская кирха. В центре можно увидеть довоенные финские дома и чудом сохранившееся красивое, деревянное здание вокзала.

р.Тихая(по фински Пярна) Удобна тем, что по ней можно сплавится в Ладогу прямо от Приозерской железнодорожной платформы на байдарке или катамаране размера "Альбатроса", только надо валить мачту.

Два моста, трубопровод, и несколько низко висящихЛЕП.
От станции надо повернуть на право и пройти протокой в камышах к железнодорожному мосту. Под Ж\Д мостом первый порожек. Далее два небольших разлива в которых можно заплутать. Ориентируйтесь по течению воды. У поселка Бригадное река сужается и становится бурной. Много небольших порогов. Под автомобильным мостом последний порог. Далее низкий трубопровод.
Река становится более спокойной.
Устье реки мало заметно с Ладоги. Ориентир - большой красный особняк. В устье стоят несколько катеров "кросовок". По вдоль по реке расположенны дома в которых, если договорится с хозяевами, можно оставить на хранение свое плавсредство на некоторое время. Как в разобранном так и в собранном виде.
Подняться на катамаране или байдарке по р.Тихой можно , местами придется вести лодку в проводку. Подъём по реке занимает день (8 час)

м. Маячный выступает от правого берега реки Вуокса в 3,2 кбт к WNW от основания южного мола. Мыс низкий и песчаный.

м. Ладожский(Мурикко) За период 1938-40г. Финны установили: южн. оконечность -2-75мм. зенитных орудия, по другим данным-3. В 1940г. пушки были перемещены на о.Коневец.
Во время Великой Отечественной Войны батарея не восстанавливалась.

В данный момент, прямо на орудийных двориках построена База отдыха "Самая Ладога" http://samayaladoga.ru/
База интересна тем, что обладает небольшой, защищённой молом бухтой. Предоставляются услуги по спуску и стоянке плавсредств, стоянке авто, проживанию.

м. Сторожевой выступает от берега в 9 кбт к SE от мыса Рогатый. Мыс Сторожевой возвышенный и покрытый смешанным лесом. Вблизи мыса расположено селение Сторожевое. В селении стоит башня, которая видна с расстояния до 12 миль. Берег в районе мыса окаймлен песчаным пляжем шириной около 50 м. К NW от мыса Сторожевой на 20 м в озеро выведены ряжи.

м.Рогатый (Вахтиниеми) (61°05'N 30°07'Е) является южным входным мысом залива Лехмалахти. Мыс возвышенный, сложенный из гранита и покрытый смешанным лесом. Светящий знак Рогатый установлен на мысе Рогатый. Огонь знака зажигается с 1 августа до конца навигации. За период 1938-44г. Финны установили: сев. оконечность-2-6 дм(152мм.) , по другим данным-3. Орудия Кане. Состояние и местоположение неизвестно.

пос.Берёзово (До 1939 Липола) Удобное место где можно собрать катамаран и оставить машину под охраной. Турбаза фирмы «Илакс», ещё её называют «турбаза КНИ».
Она представляет собой огороженный кусок берега, почти в самом конце залива Лехмалахти (GPS 61*10,082N 29*51,915E). На базе есть деревянные домики с холодильником и газом. Баня и сауна, на выбор. Большой запираемый сарай со снабжением для ЯЛ- ов, где, если договорится можно оставить кое какие вещи.
У указателя «Карелия» надо повернуть направо на проселок и по нему поехать в обратном направлении, до вышки сотовой связи "МТС" на горе, а оттуда одна дорога, вниз к базе, к воротам со звёздами. К сожалению, в поселке отсутствует магазин, лишь два раза в неделю приезжает автолавка. Магазин есть недалеко, в пос. Кузнечное.
У местных жителей можно приобрести картошку и прочие радости огорода. Если, не дай Бог, запасы Ваших спиртных напитков иссякли, то напротив лодочной станции, через заливчик в ближайшем доме можно у бабушки приобрести разбавленный водой «спирт» по вполне божеской цене и отличного качества. Бабушка бывший химик (информация устарела).

о.Медвежий (Контиосари)(зал.Лехмалахти)Стоянка вытоптана и изрядно загажена, но благоустроена. Могут быть соседи.

о.Ягодный(Марьясаари) (дословно- ягодный остров) в заливе Лехмалахти. Есть стоянка в западной части острова на пологих плитах. Есть место для трёх катамаранов и трёх палаток.

о.Слитный (Nurmisaari) В заливе Лехмалахти.
Около Ю-В и С-З оконечностях острова есть маленькие острова, на них есть стоянки с кострищем.

Остров Большой Черный (Suuri Mustasaari).
Находится в западной части Ладожского озера в заливе Лехмалахти на границе между Республикой Карелия и Ленинградской областью. Относится к Приозерскому району Ленинградской области.
Большой Черный имеет в длину 900 метров и ширину до 300 метров. Минимальное расстояние до побережья Ладожского озера – 3 километра, 1,3 километра до большого острова Монтоссаари. Большой Черный – типичный остров этого района Ладоги, берега скалистые, сам он покрыт лесом. К нему можно и удобнее всего причалить в северо-западной части, там находится галечный пляж, другие участки берега по большей части обрывисты и каменистые.
Известно, что на острове Большой Черный жили люди, там до сих пор можно найти остатки старого хутора, а также бетонный подвал.

о. Бурнев(Руотсаари)(дословно- Шведский остров)(около г. Приозёрска) в 9,3 кбт. к SSE от острова Грядовый.
Остров Бурнев высокий и покрытый смешанным лесом. Северный берег острова приглубый; южный берег менее приглуб.
Сохранились остатки ВМБ или испытательного полигона, действующего примерно до 1992 г. На острове есть внутреннее озеро в котором сохранились шлюзы с толстыми стеклянными стенками. Поскольку на берегу острова расположена мощная насосная станция, то можно предположить, что уровень внутреннего озера мог изменяться. Остатки обсерватории и разрушенные военные сооружения. Назначение полигона непонятно, но очень интересно. Если есть информация, поделитесь. По одним данным это был торпедный полигон.Стоянки находятся:
около насосной – (GPS 61*06,296N 30*05,175E),
около пристани – (GPS 61*06,453N 30*04,677E),
в заливе – (GPS 61*06,356N 30*05,590E)

В 2005г. увидел на берегу, около насосной, зеленые военные вагончики-кунги, солдат и Андреевский флаг на флагштоке. Позднее узнал, что остров опять оккупировали военные. Они находятся на острове не постоянно, а наездами.
Напротив насосной, где установлены швартовные бочки, производят подводные взрывы. Закрыть весь остров они видимо не могут, поэтому пристать к острову можно, и посетить достопримечательности тоже.
Главное не соваться к насосной и бочкам.

На острове Бурнев была проведена серия испытаний тротиловых зарядов в подводном положении. Полученные результаты легли в основу прогноза ожидаемых последствий после атомного взрыва на акватории губы Черная Новоземельского полигона.
Подробнее здесь.

о.Грядовый, расположен в 3,7 кбт. к SSE от острова Большой Черный. Остров Грядовый высокий и лесистый. Южный берег его обрывистый и лишенный растительности. На скалистом мысу южной оконечности острова закреплена небольшая табличка: «А.Д.Петухову от ладожских друзей. 1985г.» Вокруг острова лежит множество подводных и надводных камней. Будьте осторожны.

о. Заячий (Яниссари)(дословно - заячий остров) около г. Приозёрска в 8 кбт. к востоку от острова Грядовый.

Остров Заячий высокий и поросший лесом. На берегах острова у уреза воды приметна узкая и ровная полоса обнаженных гранитных серовато-красных пород. Светящийся знак Заячий установлен на юго-западном берегу острова Заячий. Знак не работает.
В 1939-44г.- На восточной оконечности острова Финны установили сторожевой наблюдательный пункт. Он представляет собой бетонный квадратный бруствер высотой в 1м.от поверхности, глубиной в рост человека и размером 4Х4м. Толщина стенок 30 см. Есть дверной проём. Внутри стоит квадратная бетонная тумба с крепёжными болтами. Вероятно на ней стоял дальномер или другой оптический прибор. Крыши нет, но есть подпорки из двутавра.
По логике, она была, либо бетонной и её взорвали, либо сделана из стального листа, и его в последствии украли. Найти непросто. Н\П зарос травой.Стоять лучше на западной стороне острова (GPS 61*07,579N 30*06,005E). Там есть галечный пляжик.
Есть так же стоянка под скалой на которой установлен навигационный знак.

о. Кильпола(дословно –кильпи- Щит, ла- ля- окончание от личного имени. (место где жил род Кильпи)).Остров известен тем, что на нем были обнаружены поселения древних карел. До войны 1939 года на острове был обнаружен каменный новгородский крест, который в настоящее время находится в Национальном музее Финляндии (г. Хельсинки).

На южном берегу Кильполы (напротив о.Стрела (Юконсари)) имеется небольшой залив, в глубине которого видна отвесная скала 20м высотой (GPS 61*09,231N 29*59,110E). На картах скала обозначена как высота 57 м, или г. Руллалахденвуори. Под скалой есть обширное место для стоянки. С вершины горы открываются прекрасные виды на залив Лехмалахти и открытую Ладогу. Из-за того, что данная стоянка описана еще в путеводителе 1971 года, она довольно известна и может быть занята. Кроме того, найти в районе стоянки дрова – задача практически неразрешимая.
Вообще остров имеет большое количество бухт, самая крупная – залив Сукмылахти. Скалистые берега в начале бухты сменяются лугами в ее глубине. На острове, на местах бывших финских хуторов – обилие малины, смородины. Местные жители из пос. Березово и Тиурула, собирают там осенью урожай яблок, и даже вишни!
На южной оконечности, северней мыса Саханиеми, в раионе мыса Кярмеламменниеми ,в 1941-44, был сторожевой пункт наблюдения (Финн.). Точное местоположение и состояние неизвестно.
На острове есть, так называемая, «бухта смерти» из которой 12 августа 1941г.происходила эвакуация Ладогой, под огнём противника, 198 стрелковой и 142 моторизированной, дивизий, окружённых на о.Кильпола. Эта бухта Лакилахти(Lakialakhti)
12 августа Ладожская флотилия, получив приказ, приступила к эвакуации дивизий. Были использованы девять транспортов, двенадцать барж с буксирами в обеспечении тральщиков. Вывозка красноармейцев и боевой техники производилась под ожесточенным огнем противника, делавшего неоднократные попытки зайти в тыл нашим частям. Отряд катеров флотилии под командованием капитан-лейтенанта М. П. Рупышева и батальонного комиссара А. И. Федотова не позволил противнику сделать это.
В бухте (заливе) Lakialakhti у восточного побережья о. Кильпола, на дне, обнаружена затопленная баржа. Она представляет собой металлический корпус длиной 18 метров и шириной 5,5 метров. Корпус стоит на дне на ровном киле носом на восток у южного берега бухты прижимаясь правым бортом вплотную к отвесной скале. Глубина дна - 5 метров, глубина до палубы 2,5 метров. Судя по всему баржа грузилась у берега и была потоплена при загрузке. Корпус в целом сохранился, но сильно проржавел, особенно в районе правого борта, где вверх торчат металлические шпангоуты. Левый борт сохранился полностью, включая деревянный планширь и кнехты. Носовая оконечность острая и наличие закрывающихся крышками иллюминаторов позволяет считать, что там была каюта. Корма полукруглая с глубоким подбором и трубчатым [леерным] ограждением. Палуба проржавела и рухнула в трюм под тяжестью стоявшего на ней груза. Сейчас его остатки представляют собой сложную мешанину деталей. Сверху это в основном обозные деревянные телеги, тележные колеса, кожаные конские хомуты. Видно не менее 10 телег и 20 хомутов. Что находится под ними неизвестно. Одна телега и несколько деревянных ящиков стоят на грунте под левым бортом. Тут же по дну разбросаны винтовочные патроны калибра 7,62 мм, артиллерийские снаряды калибра 37мм, гранаты РГД и Ф-1, и круглые противопехотные мины. Все это позволяет считать найденную баржу одной из шести барж погибших в период с 12 по 22 августа 1941 года при эвакуации окруженных на о. Кильпола частей 198 стрелковой дивизии красной армии.
...На выходе из бухты, затоплены два орудия и грузовик..."
"...Сами пушки производили весьма тягостное впечатление – их стволы, при взгляде снизу, напоминали скелеты рук со сложенными в просящее положение ладонями. Жуткое зрелище. Сам грузовик, похоже, горел, так как рама его здорово скручена. Хотя это может быть и последствием взрыва. Вообще, погружаясь в таком месте, видя все не в музейном порядке, а наваленным и разбросанным, начинаешь осознавать весь ужас той далёкой войны..." Информация с сайта http://www.decopro.ru/.

о.Монтассари (около о.Кильпола в устье залива Сукмылахти)


Есть стоянка с южной стороны острова, в проливе. Песчанный пляж. В народе пляж называется "Блядской бухтой" Дров не много.
На стоянке переодически появляется неадекватный гражданинс c базы "красный треугольник", он любит приходить на эту стоянку и гундеть, что это "его место", что он инспектор ГИМС (бумаг не показывает).
С вершин этого острова открывается превосходный вид на окрестности.

о.Исо-Койрасари. В западном заливе острова есть стоянка.

о. Селькьямарьянсари (Селька) (дословно, остров 1.хребтовой, 2.озёрной, ягоды)
Подходы к острову изобилуют множеством подводных, надводных и осыхающих булыганов диаметром около метра. Так что подходить к нему надо осторожно, дабы не повредить шверт, особенно на волне. Каменистая мель на северной оконечности о-ва (GPS 61.187330N,30.081090,37410.37286E,).

Северный и юго-восточный берега острова обрывистые. Юго-западный берег острова приглубый. Остальные берега острова отмелые.
Стоять лучше на северной части острова, которая обращена к коренному берегу, там галечный пляж (GPS 61*111N 30*05,191E). Стоянка часто посещаемая, так что с дровами туго.
На восточном берегу острова имеется избушка и есть стоянка (GPS 61.185920N, 30.089660,37410.37287E,).
Южная оконечность острова - (GPS 61.179180N, 30.094080,37410.37290E,)сосновый лес, рыбацкая изба, подводная каменная гряда на юг.

о.Харалуото Расположен к юго – востоку от острова Селькьямарьянсари представляет собой небольшую луду (скалу) на которую можно случайно наскочить, особенно в тумане. Знак Харалуото установлен на западной оконечности острова Харалуото.

м. Куркиниеми (журавлиный мыс) (GPS 61*13,617N 30*05,111E) является северо-восточным входным мысом Куркийокского залива.

Мыс пологий, у уреза воды он голый; далее вглубь материка растет редкий лес. К северо-западу от мыса берег резко повышается и со стороны залива образует отвесную гранитную скалу черного цвета. Ландшафт мыса Куркиниеми очень напоминает уменьшенную копию Норвегии, включая небольшие фьорды, скалистые обрывы и приглубый берег.
Знак Куркиниеми установлен в 1,3 кбт к WSW от мыса Куркиниеми.около Куркиёкской шхеры. Он выделяется своим неработающим маяком белого цвета. Маяк, хоть и неработающий, служит прекрасным ориентиром.

Если пойти вдоль берега залива «Кочерга», то позади маяка, метров 200, на высокой точке, видны остатки арматуры, торчащие из скалы. По финским источникам здесь был сторожевой - наблюдательный пункт. (Финн.)
Нашел там песчаную кучу???. Рядом валялась толстая, ржавая металлическая дверь. Вокруг стрелковые ячейки из камней.Много дров.
Можно предположить, что куча песка на скалах???, это основательно взорванный (отсюда и песок) Н\П. и , что Н/П был одноуровневым, вровень с поверхностью. Он был либо бетонный, либо вырубленный в скалах, что более вероятно.
В скальной стенке Куркиекского залива, километре от мыса Куркиниеми есть две бухточки.

В бухте смотряшей на Ладогу редкостный гадюшник. Много мусора. Накат. Стоянка плохая.
Вторая бухта закрыта от ветров всех направлений и удобна для безопасной стоянки. Яхты с большой осадкой могут встать у отвесной скалы на якорь, катамараны и байдарки на пляжике внутри бухты. Стоянка оборудована кострищем и столом.

пос.Куркийоки(журавлиная река) Расположен в самом конце Куркиёкского залива.
Вход в залив расположен между мысом Куркиниеми и островом Хепосари. Опознать вход можно по мысу Куркиниеми, знаку Куркиниеми и по знаку Хепосари. Кроме того, входить в Куркийокский залив можно и западнее острова Хепосари по проливу Киелувансалми.
Берега Куркийокского залива высокие и сильно изрезаны небольшими заливами и бухтами, вершины которых поросли камышом. Берега залива поросли смешанным лесом и кустарником, но местами у уреза воды они лишены растительности. Глубины в заливе 10-52 м; грунт- жидкий ил, а у берегов камень и песок. В заливе имеется много островов и скал, между которыми пролегает фарватер. Залив укрыт от ветров всех направлений. Якорные места. Становиться на якорь в Куркийокском заливе можно всюду. Лучшее якорное место находится в 1 кбт к NW от северо-западной оконечности острова Хепосари; глубины здесь 15-24 м; грунт - ил. Стать на якорь можно также в широкой части залива к северу от острова Корписари. Глубины на этом якорном месте 12-29 м; грунт-ил.

В посёлке можно осмотреть памятный знак, отмечающий 600-летие поселка, памятники погибшим в годы войн 1918, 1939-1940, 1941-1944 гг. От деревянной кирхи сохранился только фундамент, здание сгорело несколько лет назад.
У гостиницы стоит дом, где родился Лаури Кристиан Реландер - президент Финляндии (1925-1931). Памятная табличка. Деревья, высаженные учениками финского сельскохозяйственного училища 100 лет назад: лиственница, кедр, веймутова сосна, клен. Рядом, лишенное черепичной крыши здание, где размещались учебный двор.
В полукилометре от центра поселка, вверх по реке располагается частный домик, в окружении лиственниц. Построен по проекту известного финского архитектора Ларса Сонка.
Гора Линнавуори расположена в посёлке. Юго-западный склон горы, пологий. Северный и восточный склон каменной горы - практически отвесен. Вершина - голый гранитный монолит. Сверху видна вся панорама окрестностей. В древности на скале было городище-крепость, и сейчас на Линнавуори видны остатки крепостных валов, защищающих городище с запада. К сожалению, крепость была разобрана на постройку домов в середине 19 века. На вершине, среди традиционных надписей типа "Кися и Ося были здесь", встречает выбитая на скале надпись, датированная 1901 годом.
Телефон местной администроции: 24339,
Телефон милиции: 24333.
Телефон больницы: 24346, 24370, 24347(аптека)

пос.Ласанен (Риеккала)
История посёлка насчитывает много сотен лет. В средние века на подходе к поселению существовала система укреплённых городищ. Часть из них охраняла пролив, соединяющий соседние заливы Ладожского озера — Лайккаланлахти (Куркиёкский) и Найсмери. По проливам шел древний водный путь, который позволял миновать открытую Ладогу.
Впервые название Рекала (11 дворов) появляетсяв 1500 году в Новгородской писцовой книге. По мнению исследователей, название острова переводится как “Греческий”. После основания Валаамского монастыря в некоторых прибрежных деревнях Ладоги появляются скиты. Очевидно, что одним из таких мест и была деревня, получившая название Риеккала, переименованная в 1970-е годы в поселок Ласанен.
На территории посёлка есть место с названием Кяряямяки (в переводе “Судилищная гора”). По преданию, на этом холме собирался совет деревни и вершил суд. В день Ивана Купалы здесь жгли костры и водили хороводы. Местные жители находили древние вещи буквально под ногами. Так, однажды на лесной тропинке было найдено копьё XI века.
В окрестностях Риеккала можно встретить интересные и редкие растения: тёмный и узколистный костенец, лесной майоран и репешок. Весной склоны холмов около посёлка покрываются ковром из фиалки трёхцветной. Трудно отыскать поблизости другое такое место, где бы росло 40 разновидностей этого цветка.

В посёлке находится небольшой, но очень интересный краеведческий музей, созданный энтузиастом истории древних Карел Игорем Петровым. Музей работает нерегулярно и лучше предварительно связаться с Игорем. Сайт Игоря "Кирьяж"
Сам Игорь, это ходячая энциклопедия по истории древних Карел и Куркиёкского края.

В поселке Ласанен расположен Ладожский испытательный гидроакустический полигон который входит в состав Карельского Филиала ОАО «Концерн «Океанприбор». Полигон создан в начале 60-х годов с целью обеспечения проведения натурных испытаний и исследований крупногабаритных приемных и излучающих гидроакустических антенн, их фрагментов, обтекателей, гидроакустических преобразователей и ГАС в целом, а также иного подводного оборудования.

Полигон расположен в Северо-Западной части Ладожского озера в заливе Найсмери и имеет уникальную особенность: дно покрыто слоем ила толщиной до 18 м, являющимся хорошим поглотителем звука.
Удаленность полигона от промышленных объектов и судоходных линий гарантирует малые акустические помехи на уровне естественных шумов.

В состав полигона входят три плавлаборатории проекта 14840, представляющие собой несамоходные суда размером 54 x12м и с площадью рабочих помещений 220 кв.м. Они оборудованы подъемными кранами и спецустройствами для заглубления испытуемых изделий массой до 5 тонн и вращения их на требуемой глубине.
На полигоне имеется также несамоходная плавлаборатория-понтон СП-ЗМ «Зайсан» для обеспечения испытаний антенн массой до 90 тонн при заглублении на 20 м, плавлаборатория оснащена подъемно-поворотным устройством маятникового типа с карданной подвеской, что позволяет осуществить поэлементный монтаж крупногабаритных гидроакустических антенн.

Береговая инфраструктура полигона включает в себя административный корпус, макетную мастерскую, складские помещения, гараж, автотранспорт, гостиницу для размещения командированных сотрудников на 50 мест.
Сайт ОАО «Концерн «Океанприбор».

о.Каннансаари ("Остров-полуостров") Находится в трёх километрах от посёлка Куркиёки, в заливе Лайккаланлахти.
Между северо-западной оконечностью о.Корписаари и пос.Куркиёки, находятся два острова. Канансаари западный. От материка его отделяет небольшой пролив, поэтому и название он получил такое, которое в переводе с финского означает “остров-полуостров”.
Когда уровень воды в Ладожском озере понижается, то можно видеть остатки каменного моста, ведущего с материка на островок.
Вплоть до 1580 г. на острове находилась женская обитель. Известно, что этот монастырь был деревянный.До нашего времени о нём дошли лишь скудные сведения.
Первое упоминание мы находим в воспоминаниях соратника шведского полководца Германа Флеминга, который в 1573 году огнём и мечом прошёлся по землям Корельского уезда. В январе того года, накануне Рождества, он сжёг административный центр Кирьяжского погоста, где в наше время находится посёлок Куркиёки. Соратник Г. Флеминга пишет, что шведы сожгли две красивые церкви и монастырь на острове Каннансаари.
"...Монастырские ценности вывезли на шести лошадях, переправили на другой берег пролива и опустили на дно там, возле камня Сатулакиви ("Камень-седло"); колокола же утопили у Ляявямяки. А насельники монастыря ушли..." Т.Швиндт
В шведской налоговой книге «Поземельной книге Кексгольмского лена 1589 - 1593 гг.» снова упоминается этот монастырь. Здесь монастырские земли на острове Каннансаари названы опустевшими. Больше упоминаний об этой островной обители в официальных документах не встречалось. На острове находили кости и кирпичи. На каменистой горке сохранились две большие ямы. Сейчас там лишь поля и луга. Чуть выше на острове, посреди поля, есть место, именуемое Кирккомаа ("Церковная земля"), и Кирккомаакаллио ("Церковная скала"). Видимо, тут и стояла церковь. И место захоронений, и берег - все поросло тернием.

Сохранилось предание, которое проливает свет на загадку ладожских землетрясений.
В стародавние времена некий князь перед дальним путешествием пошел к арбую (жрецу), чтобы тот предсказал, удачным ли будет поход. Арбуй ответил: «Когда будешь возвращаться и уже увидишь родные берега, твое судно утонет». Задумался князь, но все равно отправился в путешествие. И вот возвращается он из далеких стран, и видны уже и остров Каннансаари, и родные берега Куркийокского залива.
И тогда князь сказал: «Видно, ошибся на сей раз арбуй! Не пройдет и часа, как я буду дома!» В это время корабль проходил по самому узкому месту пролива — под отвесной скалой Риуттавуори. Неожиданно раздался страшный треск, грохот. От скалы отколо¬лись огромные глыбы и потопили корабль...

о. Корписаари.(Дремучий остров) Корпи korpi(финн.) дремучий лес-чаша, труднопроходимый сырой лес). На острове находится древнее карельское городище.
Если ехать со стороны пос. Куркиёки, то проехав дамбу и въехав на остров надо через 400-500м. повернуть на право и полезть в гору. Вершина горы образует треугольную площадку. Со стороны склона прослеживается заросший травой и кустами каменный вал, который имеет вход шириной примерно 2,5 метра.
В 1995 году известный археолог Александр Сакса посетил городище и подтвердил хорошую сохранность валов, высота которых составляет около 2 метров. Им же была найдена сковорода, которую можно датировать X—XI веками. Был там сам. Умели наши предки выбирать места для крепостей.

Считалось, что в Корписаари была лучшая рыбалка во всей волости. Рыбачили артелями. Невод тащили лошади. Рыбачили с лошадьми и в зимнее время. Лошадей подковывали зимними подковами с шипами.
В финские времена на остров был перекинут мост. В 1970-е годы здесь была насыпана глухая дамба, соединяющая остров с материком. Не некоторых современных картах она до сих пор не обозначена. Уйтонсалми превратился в Уйтонлахти.
В настоящее время здесь, в заливе Найсмери, расположено рыбоводное хозяйства ЗАО «Кала-Ранта». В садках выращивается форель и другая ценная рыба.

зал. Муролахти (Кочерга, Литовка) .Назван так из-за Г-образной формы.
Расположен к северу от мыса Куркиниеми, практически сразу за ним - (GPS N61°13’28” E30°05’43”)открывается узкий и длинный залив (смотри карту выше).
Протяженность залива – около 4 километров. Ширина залива 0,1-0,5 кабельтова (20 – 90 метров). Глубины в нем 1,8 (на входе)-7 метров. Грунт – ил.

Для входа в залив надо выйти на точку 61°13,6' N, 30°05,4' О и далее заходить курсом 300°.
Залив полностью закрыт от волн и ветров. Однако при сильном юго-западном ветре и волнении вход и выход из залива довольно опасен для малых судов: в горле залива шириной всего около 50 м образуются короткие волны высотой более 2 м.

Залив Кочерга пользуется бешеной популярностью и в выходные дни найти свободное место для стоянки практически невозможно.
В заливе есть множество обжитых мест для стоянки и верх сервиса – баня на понтоне! Банщик живет здесь же, договариваться о бане лучше заранее, за пару часов.

Залив также славится обилием раков, которые легко ловятся на мелководье у берега во время вечерних сумерек или ночью, с помощью фонарика и ловкости рук. Наличие раков свидетельствует о чистоте воды залива.
Залив удобен для байдарочников тем, что из него можно попасть в Куркиекский залив минуя открытую Ладогу в случае шторма. В дальнем конце залива есть перешеек на котором распологался старый финский хутор. От него остались только фундаменты и заросли смородины. По перешейку идет тропа по которой можно перетащить байдарку из залива Кочерга в залив Куркиниеми и обратно.

бухта Антейнлахти
Севернее залива Муролахти в 1,5 км. находится довольно живописная бухта Антейнлахти, в которой имеется несколько удобных для стоянки мест, но при ветре юго-восточного направления в бухту заходит зыбь, однако бухта может служить хорошим местом для временного укрытия от непогоды.

Для входа в бухту надо выйти на точку 61°14,5' N, 30° 06,0' О и заходить курсом 310 °. При входе в бухту следует опасаться подводных камней обозначенных на карте, а также хорошо заметных низких голых каменистых островков перед входом в бухту.

зал. Хеполахти ( "Залив Пяти Бухт")
Южнее мыса Раханиеми есть залив который защищен от ветров всех направлений.

В западной части залива берег приглубый, поэтому залив облюбовали яхтсмены, восточная часть залива более мелкая. Даже если в заливе много яхт, они сосредоточены в западной части, оставляя свободной восточную часть залива.
Стоянка – (GPS 61*15,314N 30*05,836E).

Вход в залив возможен по двум путям.
Для входа в бухту Хеполахти с юга вдоль западного берега надо выйти на точку 61°14,8' N, 30° 06,5' E(Не известна система координат) и заходить курсом 325°. По другому пути проход возможен вдоль высокого скалистого берега мыса Раханиеми, ограничивающего бухту с севера. Здесь следует опасаться подводных камней, обозначенных на карте.
Для входа в бухту по второму варианту надо выйти на точку 61°15,1' N, 30°06,7'E(Не известна система координат) и двигаться на расстоянии 10-15 м вдоль высокого скалистого северного берега
Перед входами в бухту также много голых каменистых островков, которые надо обходить мористее.


В районе залива Хеполахти найден один артефакт: На берегу из камней выложена непонятная фигура - то ли стрела, то ли лицо человека. Видно, что камни выложены специально, два камня слегка обтесаны. При этом все обросло ягелем, а ягель растет очень медленно. По прикидкам этой фигуре лет пятьдесят, не меньше. К сожалению не известно, точно, насколько быстро растет ягель в этих местах.
К сожалению на берегах залива произошел пожар и теперь это, в прошлом, красивейшее место имеет неприглядный вид.

м. Раханиеми (денежный мыс) (GPS 61*15,190N 30*06,707E)(см карту внизу) издалека выделяется своим рыжим цветом. Является северной оконечностью бухты Хеполахти.
Когда-то на мысу прошел низовой пожар и все ели и сосны высохли.
На мысу Раханиеми в древности было торговое место. По другой версии у этого мыса переодически терпели крушения лодьи с товаром.

Бухта и пос.Терву (дословно - смола) Очень древний посёлок. Название происходит от terva, что означает “смола”. Когда-то здесь было смолокуренное производство.
Бухта Терву глубоко вдается в берег материка. Берега бухты изрезаны небольшими бухточками, большинство которых поросло камышом.
Во входе в бухту Терву и в самой бухте лежит много островов и надводных камней. Наиболее значительными из них являются острова Хауккасари, Койонсари и Хермункисари. Эти острова высокие, сложенные из гранита и поросшие лесом.
Глубины в бухте Терву неравномерные и колеблются от 2 до 25 м; грунт — ил.
Бухта Терву защищена от ветров всех направлений и может служить хорошим местом для якорной стоянки судов с осадкой до 3 м. Лучшие якорные места находятся в восточной и северо-восточной частях бухты.
Кроме того, становиться на якорь можно в западной части бухты Терву между западным берегом острова Койонсари и берегом материка. Глубины на этом якорном месте около 5 м.

Вход в бухту Терву: до недавнего времени обозначенный створными знаками, хорошо заметными на высоком материковом берегу полуострова Терву, однако которые в последние годы утрачены
Створ Терву (356°-176°) служит основным входом в бухту Терву для крупных судов, он обозначал фарватер, огражденный в наиболее своей узкой части слева знаком Райппалуодот на одноименном каменистом островке (в настоящее время знак не сохранился) и справа от фарватера - восточной вехой, установленной на оконечности каменной подводной косы у подводного камня с глубиной 1,2 м. Коса отходит от западного берега о.Лауватсари. К сожалению, как и большинство указанных на картах навигационных знаков Ладоги, створные знаки входа в бухту Терву, знак Райппалуодот и веха утрачены. Видимо местные власти не заинтересованы в безопасности плавания по Ладоге. Но, к сожалению, то единственный вход в бухту Терву.
Для прохода по фарватеру (створу Терву) надо выйти на точку 61°16,3'N, 30°10,0’E(Не известна система координат). Знак имел координаты 61°16,45'N. 30°09,8’Е(Не известна система координат), а восточная веха, имеющаяся на картах и также в последние годы не выставляемая - координаты 61°16,6'N, 30°10,05/Е(Не известна система координат). При выходе по створу Терву в обратном направлении нелишне помнить, что направление створа Терву – курс 176° направлен на Приозерск.

При следовании вдоль восточного берега о.Койонсари следует остерегаться одиночных подводных камней с глубиной 0,8 м в проливе у островка Саммалсари (координаты камня 61°16,75’N, 30°08,6’E) , а также - в центре плеса к северо-востоку от О.Койонсари (координаты камня 61°17,3/N,30°08,7'E)(Не известна система координат ).

Впервые это поселение упоминается в Писцовой книге 1500 года под названием Тервозимская весь. В деревне занимались ремёслами и промыслами. Жили здесь отличные кузнецы.
С незапамятных времён в районе Терву находились монастырские земли и деревни. Из документов 1571 года известно, что в Терву была церковь Крещения Господня, настоятелем которой был священник Яков Семёнов. Церковные угодья располагались на полуострове.
С 1618 года упоминается церковь Архангела Михаила. Она стояла на высокой, сглаженной ледниками скале на узком перешейке между двумя заливами Ладожского озера. Шведы сожгли её в 1656 году. На современных картах сохранились топонимы: Кирккокаллио (“Церковная скала”), Киркколампи (“Церковное озеро”). В 1999 году на месте бывшей церкви был установлен поклонный крест.
В 1721 году деревня вошла в состав России.
С 1797 года владельцем Терву стал Кушелев-Безбородко.
В 1857 г. интендант, барон Себастьян Грипенберг взял в аренду усадьбу Терву, где построил первый в Финляндии сырозавод. Сыр изготовлялся по швейцарской технологии. Масло и жирный сыр с особой торговой маркой возили на продажу в столицу (Петербург).
Сохранился коровник, сложенный из каменных плит. Толщина стенок и перекрытий впечатляет. Это скорей бомбоубежище для коров. Коровник постепенно ломают. Сейчас эти основательные, с гранитными стенами, дома в запущенном состоянии, в одном из зданий - местные мастерские.
На холме у берега залива стоит белокаменный дом. Рамы полувыбиты, полузаколочены. В финские времена там был роддом. Печальное зрелище.
В посёлке есть три магазина. В них есть практически всё. Можно оставить машину под охраной, договорившись с местными жителями. Место причаливания – (GPS 61*18,714N 30*07,487E)

п.Вяттикя (см. карту выше). Посёлок Вятиккя расположен на берегу Ладожского озера западнее полуострова Терву за о.Койонсари.
Около 5 000 лет назад здесь уже жил человек. Тут были найдены каменные топоры, наконечники стрел, грузила, керамика.
В начале XVII века у этого поселения было два названия: Артонпохья и Святика. Второе имя появилось впервые в 1618 году в шведской поземельной книге Кексгольмского лена. Ещё с века, со времени основания Валаамского монастыря, на некоторых островах в окрестностях Вятиккя были монастырские скиты. В народе монахов называли “святиками”. В шведской поземельной книге 1637 года встречается имя такого “святика” - Домка Самуйлов. Позже за поселением закрепилось название Святика.

В Вяттикя находится база "Аннушкин причал" Удобная точка для начала путешествия.
База предоставляет следующие услуги:
- Охраняемую автостоянку.
- Спуск катеров, лодок, катамаранов, байдарок на воду.
- Хранения водного транспорта.
- Доставка (заброску) на острова (так же на о.Койонсаари) в любую погоду.
- Экскурсии по Ладожским шхерам, группа до 12 человек (три маршрута).
- Экскурсии на архипелаг Хейнясенмаа (острова Оборонные).
- Аренда лодок с мотором и просто весельных.
- Прокат байдарок (морских каяков)- 5шт.
- Проживание в гостевом домике.
- Рыбалку с инструктором и без.
- Эвакуацию Вашего судна в случаи поломки.
- Стоянка кемперов, автодачь (только по предварительной записи).
- Питание.
- Пирс.

Около поселка находится большая турбаза Ленинградского Северного завода (GPS 61*17,236N 30*05,594E - причал). Попросив разрешения у администрации, можно пройтись по турбазе, посмотреть зенитную ракетную установку, установленную там, посетить часовню, построенную на её территории.
Между п.Вятикя и о.Койонсари пролив шириной 100м. через который насыпана дамба и построен автомобильный мост.

м.Ристиниеми("Крестовый мыс"), - в трех, четырех. километрах от посёлка Терву, на материке, при входе в пролив между о.Лавуатсари и берегом, В позапрошлом веке: "...был крест, прикрепленный к сосне, там моряки оставляли пожертвования. Находились такие люди, которые забирали эти приношения, - тогда их настигали болезни..." Т.Швиндт. От старого креста ничего не осталось, а на его месте недавно, воздвигли новый новодельный крест. Из тех которые ставят монахи по всей Ладоге по разнорядке. Наверное территорию метят.

о. Шапка Мономаха(Линнасари)(крепостной остров)см.карту выше.
Перевод названия указывает на то, что остров был укреплением, но скорее всего на нём был сторожевой пункт древних карел. С вершины горы открывается великолепный вид на Ладогу и бухту Терву.
Сам остров резко выделяется и служит прекрасным ориентиром, если вы идете по Ладоге вдалеке от берега. Он торчит в б. Терву в 2,5км. от поселка Терву. Остров с очень крутыми берегами, куполообразной формы, размером 100м. на 150м.

Подойти и пристать к берегу можно со стороны пос. Терву (GPS 61*17,797N 30*08,558E). От этого места на вершину ведет тропа.
На пол пути к вершине, в стороне от тропы, справа, можно обнаружить что-то типа полянки, защищенное от ветра, на которой расположен так называемый "Каменный стол", представляющий собой плоский камень 1,5м. на 0,6м. и расставленные по его периметру девять, меньших камней одинакового размера (табуретки).
Искусственное происхождение данного сооружения, несомненно - под "столешницу" снизу подложены маленькие камушки специально для получения горизонтальной поверхности. Загадкой остается время создания. Толстый слой мха на камнях показывает, что этому сооружению не меньше лет пятидесяти.
По информации Куркиёкских краеведов "Кирьяж", это возможно «Судилищный камень» древних Карел. Около которого они решали свои проблемы и выносили приговоры.
Берегите это историческое сооружение и не засоряйте окрестности.


К сожалению остров горел. Много гари и бурелома.

В 2009 году на острове производились археологические раскопки под руководством главного специалиста по древним Карелам, С.И. Кочкуркиной.
О результатах раскопок пока неизвестно.

о. Койонсаари (см.карту выше)Остров в районе п. Терву - Великолепные песчаные пляжи, чередуясь со скалами опоясывают почти весь остров.

От материка до о-ва – пролив шириной всего 100-150 метров. Стоянки обжитые, дров нет (они на островах напротив).
Это место популярно у байдарочников, и разного рода туристов. Через б. Терву можно пройти из Куркиёкских шхер за островом Лавуатсаари в шхеры, ведущие к о. Кухка, а так же в пос. Терву, где есть два магазина. У местных жителей можно приобрести домашний творог, сметану и молоко.
Остров Койонсаари в дореволюционные времена был местным курортом для городских господ и помещиков и владением финского помещика. На острове был так же публичный дом. В советские времена эта "инфраструктура" была полностью уничтожена.
В данный момент, по одним данным, остров, через подставных лиц взял в аренду на 50 лет некий гражданин Финляндии. Говорят, что остров Койонсаари собираются закрыть для свободного посещения и туда уже проводят дорогу и даже строят мост. Будут строить котеджи.
По другим сведениямв 20.10.2003, правительством Карелии (распоряжение N 399р- П) был проведен открытый конкурс по о. Койонсаари в целях использования его «для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей».
В результате конкурса о. Койонсаари в аренду на 29 лет получило ЗАО «Коэнсаари» зарегистрированное в г. Лахденпохья. В течение 3-х лет эта фирма должна будет разработать проект использования острова, который должен будет пройти экологическую экспертизу и согласование в правительстве Карелии. Только после утверждения проекта будет возможно благоустройство на острове. В проект входит и строительство моста на остров, который должен будет согласовать Карелрыбвод
Выдержка из правил: «Пользование лесным фондом для культурно-оздоровительных и туристических целей, как вид отдыха, включает в себя прогулки (пешие, на велосипедах, лыжах и так далее). В лесном фонде, предоставленном для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, допускается проведение мероприятий по благоустройству этих участков при условии сохранения лесов и природных ландшафтов, соблюдения правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах.»

Как видно из этих правил рубка леса на острове вообще запрещена, а любые сооружения могут сооружаться только на открытых участках. Во что не верится. Вероятно, минимум что построят, это стоянку для машин, домик охраны и будут с туристов деньги собирать. О максимуме даже думать страшно.

С 2005 года на остров сделали дорогу, а перед мостом стоянку для машин. Это была "Мекка" байдарочников и катамаранщиков. Шикарные пляжи, удобный подъезд, магазин в Терву. Пропал остров, жалко.
Спешите посетить остров в его первозданном виде.

Зла не хватает. Погибнет жемчужина Ладоги. Госкомимуществу и Гринпису сообщали им похрену они молчат.
«Землю крестьянам, Воду матросам, Трубу народу». Составитель.