Острова северного берега Ладоги.

о. Лавуатсаари В районе п. Терву.
Остров гористый и труднопроходимый. Южный берег острова весь обрывистый и каменистый и ничего хорошего не сулит при выброске на него.

При обходе Лавуатсари с юга надо остерегаться пологих луд, лежащих в 500 м. от берега острова.
При обходе о.Лауватсари с севера следует остерегаться затопляемого плоского надводного камня в самой середине пролива между восточной оконечностью о.Лауватсари и о.Мялисари. Лучшее место для прохода - вдоль материкового берега по проливу Уйтонсалми, однако при очень низком уровне воды в Ладоге пролив может оказаться непроходимым даже для судов с осадкой 0,5 м.

На северной оконечности острова, в направлении п. Терву, есть песчаный пляж с мостками для причаливания, пригодный для стоянки (GPS 61*16,970N 30*10,818E) К сожалению, эта стоянка, можно сказать, забронирована за устоявшейся большой компанией туристов из Питера, которые поселяются там на достаточно длительный период (около месяца). Стоянка оборудована столами, построен туалет, а на берегу сделана коптильня для холодного копчения. Дров мало.
Есть ещё стоянка рядом, на галечном пляже (GPS 61*16,885N 30*11,141E).
В проливе между островом и материком стоянок практически нет. Только в начале и конце пролива.
На самой высокой точке, в восточной части острова, есть финский сторожевой - наблюдательный пункт.(см. карту выше)

Бетонная наблюдательная башня высотой 5-7м. с углублением в крыше под дальномер. По конструкции типичный Финский Н/П.
С северной стороны острова, в проливе, ближе к восточной оконечности острова есть мысок. На этом мысу постоянно стоят рыбаки или туристы, так что промахнуться невозможно. Рядом, чуть восточнее мыса, есть поросшая лесом ложбина между двумя горами (см. карту выше). На берегу у начала ложбины есть пляжик. От него ведёт еле различимая тропа на правую, по ходу гору и минут через 10-15 достигаешь цели своего путешествия.
По слухам, в восточной части острова тоже есть Финский Н/П, но он не бетонный, а сложен из камней. Сам не видел, состояния не знаю.

прол. Киискансалми , пролив через полуостров Терву.

Cкальный каньон, глубина около 10м. На выходе небольшой волок 30 м. или проводка по мелководной протоке (в зависимости от уровня воды в Ладоге) Пролив удобен тем, что ,в случае сильного волнения на Ладоге, позволяет пройти байдарке из б.Терву в шхеры за о.Кухка минуя открытую Ладогу.
Есть версия, что эти 30м.окончания протоки были прокопаны местными жителями в стародавние времена, чтобы не выходить в Ладогу.

о. Вехкамо

Находится около восточной оконечности о. Лавуатсаари. На северном берегу, со стороны пролива, оборудованная стоянка, песок (GPS 61*17,160N 30*15,310E).

о-ва. Палосарет (горелые острова) (около о.Векахамо)
(GPS 61*17,066N 30*16,455E – крайний мыс выдающийся в Ладогу, ориентир) На самом дальнем острове от Ладоги, со стороны материка, есть стоянка на пологих каменных плитах.

о-ва. Лоуккионсаарет (Лоуккионсарет) Всего островов три.

Восточный из них высокий и обрывистый, а остальные более низкие и покрытые хвойным лесом. Северный выгорел. Западный и восточный разделяет узкое ущелье, которое в высокую воду становится проливом.
На восточном берегу стоит навигационный знак,он действующий.
В бухте между островками есть прекрасная стоянка, но она постоянно занята. Там стоит стационарная избушка и плавучий дом на понтонах. Дожидаются красного петуха.

Пролив «Кошачья кишка» (от названия острова Котасари) Пролив между островом Котосари и полуостровом Калксало

Мелководная, но проходимая. Позволяет не обходить остров с моря. Глубина зависит от уровня Ладоги, в низкую воду (2014) 0.3-0.5 метра.

Кухкинский фарватер
Ведет с юга через шхеры к городу Лахденпохья и обратно.
Путь известный с давних времён. Им пользовались ещё древние Карелы и Викинги. Он позволял пройти от Лахденпохьи, до бухты Терву, не выходя в открытое озеро, что повшало безопасность и значительно экономило время и силы.
В шхерах много стоянок, как для байдарочников и парусных катамаранщиков, так и для яхтсменов и моторщиков. Фарватер довольно глубоководен: 3—35 м; грунт — ил и ил с песком.
Местами сохранились финские навигационные знаки. Бетонные пирамидки с указателями, гурии и накрашенные на скалах белые пятна – створы.
В настоящее время сквозной проход по Кухкинскому фарватеру из Ладожского озера на рейд Лахденпохья прегражден мостом, сооруженным через пролив Соролансалми, пройти могут только мелкосидящие моторные лодки и байдарки.

Опишу фарватер при заходе в него с юга.
Не официально фарватер начинается от бухту Терву, далее проливом, «Лавуатсарским», между островом Лавуатсари и коренным берегом можно выйти к островам Харьюсари и Котасари, откуда начинается официальная часть фарватера, описанная в лоции Ладожского озера.
«Лавуатсарский» пролив в самой узкой части имеет ширину около 15м и глубину около 1м., в нормальную воду.
Надо быть осторожным, отрезок пути до о.Котосари изобилует лудами и камнями.
Официальный заход для больших судов, описанный в лоции расположен между островом Ихамиеленсари и северным из островов Лоуккионсарет.
Далее надо идти серединой пролива Хамарансалми между островами Котатсари и Хамарансари.
Затем войти в проход между островами Сависалонсари и Котатсари. Островок Тоснансари, лежащий в этом проходе, следует оставить к югу, то есть слева. Пройдя островок Тоснансари, надлежит идти серединой прохода между островом Сависалонсари и полуостровом Калксало и серединой пролива Уйтонсалми вдоль восточного и северного берегов полуострова Калксало. Впроливе, на островке установлен (ещё финами) знак Сависалонсари представляющий собой бетонную пирамидку, островок и знак должен остаться справа.
Далее фарватер проходит проливом между островом Кухка и коренным берегом. Затем фарватер пролегает между берегом материка и островками Васансари, Кякисари. Здесь, пожалуй самая узкая часть фарватера, но глубина минимум 3 метра. Фарватер обставлен финскими бетонными пирамидками, так . что ошибиться невозможно.
Затем фарватер проходит между берегом материка и островками Каттиласари, Ниттюсари и Паяринсари.
Пройдя мимо них надо идти в проход между островами Кильпиосари и Орайтсари где откроется остров Рюттюсари который нужно оставить справа.
Пройдя остров Рюттюсари и лежащий севернее его голый островок, необходимо повернуть вправо и, обогнув северо-западную оконечность острова Орайтсари, следовать серединой пролива Орайтсалми.
Затем надо пройти остров Мюслясари и идти серединой прохода между островами Хаттурасари и Тимонсари.
Далее надо идти по проливу Осиппалансалми до острова Уконсари
Следовать далее, на рейд Лахденпохья могут только шлюпки, способные пройти под мостом, перекинутым через пролив Соролансалми.

о. Кухка
Прекрасно приспособлен для длительных стоянок. На северном берегу острова есть великолепные песчаные бухты –
Папиниеменлахти (GPS 61*22,672N 30*20,624E),
Хаукайсенлахти (GPS 61*22,867N 30*19,717E)
На юго-восточном краю острова имеется обжитая обширная стоянка. Залив с песчаным пляжем (GPS 61*22,091N 30*20,512E). На территории стоянки сооружены столы и построены туалеты. Дров поблизости практически нет. Стоянка является местом отдых жителей Лахденпохьи, что-то вроде детского спортлагеря. Если Вы увидите стилизованное под старинный парусник судно, значит лагерь густо заселен. Рядом с лагерем находится небольшая частная территория, о чем гласит соответствующая табличка на берегу.
С южной стороны о-ва Кухка есть уютный залив с узким входом. В заливе имеется несколько пригодных для стоянки мест(GPS 61*21,813N 30*17,925E)

Внимание!!! В районе к Е от острова Кухка (61°22'N, 30°17'Е) наблюдается магнитная аномалия со склонением на 2-3° больше нормального.

о.Кюнсари - остров выдающийся в озеро восточной оконечностью (GPS 61*20,981N 30*23,265E). Ориентир.

о. Кярпясенсаари(около о. Кухка).

При входе в пролив между о. Кярпясенсари и о. Кюнсари, со стороны Ладоги, на о. Кярпясенсаари, за мысом Кейхясниеми, справа, есть прекрасная бухта правильной прямоугольной формы, 100 м. длинной и 30-40 м. шириной. Один берег песок-булыжник. Другой - отвесная скала. Дрова есть. В конце бухты избушка рыбаков.(GPS 61*21,436N 30*21,364E)

о. Каувонсари (см. карту выше)
В проливе между ним и о. Кярпясенсари есть небольшой песчаный пляж, удобный для стоянки . Чистый, мягкий песок, сосны, стол и ровная полянка для палаток. Имеется каменка для бани. (GPS 61*20,941N 30*20,772E).

о.Паяринсаари(Pajarinsaari).

Остров находится в шхере за о. Кухка. К нему ведёт пролив Сурсалми. Шикарные места для стоянок на берегу, обращённом к востоку. Песок. (GPS 61*24,005N 30*15,200E)
При финнах остров был заселен. До сих пор на острове сохранились фундаменты финских хуторов.
Северная часть острова Паяринсаари принадлежала деревне Харвио, а южная — деревне Кухка.
Пляжи острова были местом отдыха не только местных жителей, но и многочисленных туристов.
Выращивали Яблони, сливы, землянику. Разводили коров.

о.Перя-Кильписарет – восточная оконечность (GPS 61*22,617N 30*26,410E). Маяк - (GPS N61°22’36” E30°26’36”). Ориентир.

о.Соролансаари
Остров Соролансари это большой остров лежащий в шхерах не далеко от г.Лахденпохья. Территориально относится к Лахденпохскому району Республики Карелия. Длина Соролансаари – 7,5 км, ширина до трех километров.
Соролансаари вытянут на юго-восток, тем самым он образует южную оконечность Якимварского залива.
На острове есть несколько ручьев и небольших озер, практически весь покрыт довольно густыми лесами. Самая высокая точка – 91,1 метра, находится в центре Соролансаари.
Берега неоднородны, восточные и северные по большей части каменистые с сильно изрезанной береговой линией, южный и западный более пологие.
В северо-западной части острова Соролансаари находиться село Сорола, в котором проживает около 20 человек. Также в его окрестностях есть дачные участки. С материком существует автомобильное сообщение через мост. Мост низкий, пройти под ним могут только небольшие молторные лодки без мачты и байдарки.
В северной части острова Сороланссари можно найти пещеру (на мысле Тинатсу), местные жители прозвали ее «Пещерой Соломона». Она имеет искусственное происхождение – финны здесь в свое время добывали кварц. В советские времена неподалеку работал пионерский лагерь.
К югу через узкий пролив находится остров Тимонсаари, к северу – Хепосаари.

п.Лумиваара В шхере между о.Кухка и Солорансари. , около поселка есть турбаза откуда отправляются плановые группы на гребных лодках.

м.Кельпяниеми Находится на о.Соролансари, при входе в Якимааварский залив, по левую сторону. (GPS 61*27,146N 30*21,391E).
Фины установили 2-120мм. и 2-75мм. орудия.


Орудие на Кельпяниеми.

В данный момент на мысу сохранились остатки бетонных и каменно - бетонных сооружений. Сооружения частично сложены из камней на растворе, частично – бетонная заливка.

Ориентир с воды - створные знаки и каменный сарай с дверным проемом. Метрах в 300-400 от него, на самой верхней точке мыса, находятся собственно развалины. Там все качественно взорвано.


1 - взорванный бункер без крыши.
2 - каменная башня где-то 2х2 высотой 1.5 м. Башня из камней. Видимо что-то типа капонира для наблюдателя. Амбразур нет. Около нее что-то типа окопов выдолбленных в скале.
3 - бетонные блоки с надписью Kaasalainen K.U. 4.4.25 и еще какие-то финские фамилии. Надпись выдавлена в бетоне. Это может быть год заливки бетона или возраст солдата.
4 - площадка 5х5 с бетонными стенками. Там много всякой арматуры. Площадка в форме многоугольника. Стенки высотой 1 м., верх стенок ровный, наружная поверхность под 45 градусов к вертикали. Середина ямы завалена обломками и есть ли там болты под тумбу неизвестно. Очень вероятно, что орудие здесь и стояло.
5 – каменный "сарай", с воды виден хорошо, стоит прямо на берегу. В сарае есть нары, печка, затянутое полиэтиленом окошко и приставная дверь. Можно с комфортом переночевать.
Ближе к берегу, на пологой скале, есть великолепно выложенная из камней, стрелковая позиция. Высотой 0,5м., диаметром 3-4м. Позиция имеет три амбразуры. Одна фронтального, и две флангового огня.

о.Мёйсянсари - Маленький островок расположенный в Якимоварском заливе, западнее острова Ойтонсари.

В 1939-40 и 1941-44 годах на острове находился Финский склад морских мин. Сохранился бетонный блокгауз и бетонный причал, по которому проложены рельсы.

о.Хепосалонсари.
Со стороны Якимоварского залива в острове есть бухта Ликоенлахти. Бухта прикрыта высоким лесистым островом Мустасари. (GPS 61*28,718N 30*21,022E).
Бухта защищена от ветров всех направлений. Глубины в ней 5-20 м; грунт - ил. В бухте имеется хорошее якорное место.
По одним данным, это бывшая база подводных лодок, что сомнительно.
По другим, более достоверным - испытательный полигон. В 1970-80 годы между островом Мустасари и о.Юкансари проводили испытания взрывами различных отсеков погружаемых на различную глубину.
У берега лежит ржавый понтонный причал. Около него старый столбчатый фундамент дома с остатками бревен и огромное количество потрошеного силового кабеля. По всей видимости следы добычи меди.
Бухта в оконечностях заросла камышом. Есть несколько рыбачьих стоянок.

Информация с сайта BOATCLUB.RU от Xaikan2012
В проливе между о.Хепосалонсари и берегом находится база отдыха Микли Ольгино.
http://www.mikli-olgino.ru/
Отличное место для остановки или хранения плавсредства летом.
Есть все, что нужно путешествующим по воде. Баня, (две бани), электричество, интернет, устойчивая связь, свежие продукты с собственной фермы, кафе. Прокат лодок с мотором и без. Причал с глубиной 1-1,5 метра. В 2016г. владельцы обещают установить причал с глубинами до 3,5 метров.
Заходить на базу нужно северным проливом Рувитсалми. Вход с юга доступен только для байдарок и моторных лодок с поднятым мотором. Волна с Ладоги намывает песчаный бар.

о.Папинсари
Расположен в Якимоварском заливе, в получасе гребли от г.Лахденпохья, напротив городского пляжа (можно встать и на пляже). Ближайшая байдорочная стоянка около города. (см.карту ниже).

о. Кюльвяянсари
Расположен в Якимоварском заливе. Есть две стоянки с пляжем. (см.карту выше).

В устье пролива между о.Хепосалонсари и о.Кюльвяянсари проводили испытания опытных отсеков подводных лодок подводными взрывами. К отсеку цепляли кучу датчиков и опускали под воду. Через 30м. и на той же глубине вывешивался уложенный в желоб шнуровой заряд-прим.2,5 тонны тротила и подрывали.

В этом проливе есть небольшой залив Савилахти на о-ве Кулваласари.
Там у берега стоит плавучий бетонный блок, а на дне около него лежит судно, но так как вода очень мутная представить реальный вид его довольно сложно. Длина 50-70 м. Водоизмещающее ("юбки" как на СВП нет), но с воздушным винтом. На палубе есть еще отверстия закрытые решетками, как для воздушных винтов.
Так же через пролив, по диагонали под водой лежит отсек ПЛ.
Популярное место у дайверов.

о.Юкансари
Находится при входе в Якимаварский залив слева. является приметным ориентиром, так как выделяется на фоне берега. На острове установлен светящийся навигациолнный знак - (GPS N61°27’15” E30°23’45”).
Есть стоянка с северо-западной стороны.

Остров Ромпенсари.
На острове три бухты. Самая большая, северная, доступна для судов с осадкой 1,5-2 метра.
Две других, восточная и южная, доступны только для судов с малой осадкой (0,5м). На берегу восточной бухты есть вполне капитальный причал, ухоженный домик, приличный туалет, очаг для приготовления еды. Рядом на высоком пригорке цивильная скамеечка, с которой открывается вид на Ладогу.

о.Свиной(Сикасаари)(GPS N 61 27.571 E 30 28.722) Тот, который юго-западнее о. Путсари.
Стоянок нет, практически голый камень, на плитах-слипах можно причалиться , дрова – то, что волной на скалы набросало и отдельные деревья. Имеются несколько бассейнов с теплой водой.

 

м.Сямингееми
Правее мыса имеются обширный песчаный пляж открытый со стороны Ладоги. удобный для стоянки. (GPS 61*29,732N 30*28,883E)

Пляж, часто посещаемый группами байдарочников, моторщиков и катамаранщиков. В силу обширности пляжа места хватает всем. Среди Питерских парусных катамаранщиков пляж известен, как «Пляж безбашенной нерпы».
Нынче на пляже обитают "арендаторы", устраивающие в ночь с пятницы по воскресенье пьяные дискотеки со звукоусиливающей аппаратурой. Хорошее было место.

о.Путсари (о. Преп. Сергия) (Пуут – серый, сари - остров)
Байдарочникам и катамаранщикам удобнее стоять в южной бухте острова, где имеется очень пологие скалы и маленький, живописный, песчаный пляж (GPS N61 29.624 E30 34.930).
Яхтсмены обычно стоят в бухте Лауринлахти (Монастырская, Скитская) Вход в бухту - (GPS N61°29’45” E30°37’30”) у отвесной скальной стенки - (GPS N61°30’03” E30°35’20”). Бухта харошо защищена от всех ветров и волн, кроме восточного, однако и при этом в северной части бухты можно найти укромное место для стоянки. Для входа в бухту со стороны открытой Ладоги надо выйти на точку 61°29,9' N, 30°36,9'О. У входа в бухту расположена каменная гряда к юго-востоку от северного мыса с минимальной глубиной 1,2 м., огражденная юго-восточной вехой. При входе следует держаться середины пролива, оставляя к северу каменистый островок у входа, на котором установлен памятный знак в память о погибших с двумя фотографиями.

В 5 кбт. к S от южной оконечности острова Путсари - мыса Салваменниеми и Южной бухты острова лежит Банка с глубиной 4,2 м. При ветре и волнении с S и SE на банке возникают аномально крутые волны. Надо соблюдать осторожность при выходе из Южной бухты о.Путсари при сильном ветре и волнении.


С перестроечных времён на острове жил отшельник Володя.Он не был ни монахом не священником.
Ненавязчиво проповедовал православие, даже службы проводил, хоть ему по чину и не положено это было. "Дикое" турьё, заходя в Монастырскую бухту, подбрасывало ему еды, помогало с дровами на зиму, вместе с ним восстанавливало скитскую церквушку.
Обращения Володи к игумену валаамскому помочь материалами для реставрации храма обычно наталкивались на "А кто ты такой?".

В 2005-м Володю, не смотря на его заслуги, монахи выперли с Путсаари. То ли он со своей искренней верой не вписался в мафиозно-официозные структуры, то ли просто убрали ненужного свидетеля.
Статья о нем: http://uksun.narod.ru/putsari.html.

По информации 2009 года остров возвратили церкви.
Вход на територию скита (берег бухты и церковь с постройками "не благословляется" , то есть попросту запрещен.
К внутреннему озеру проход закрыт.


Оккупация монахами Ладожских земель продолжается.

Теперь история:
В 1866 г. игумен Дамаскин приобрел остров для монастыря, устроил на нем скит во имя основателя монастыря Святого Сергия и начал добычу серого высококачественного гранита. Однако финские власти возбудили судебное дело о расторжении сделки, опираясь на финские законы, по которым монастырям приобретать землю на территории Финляндии, было запрещено.
Судебные разбирательства длились до 1869 г., когда в дело вмешался сам император Александр II. Так как он был правителем Великого княжества Финляндского, то, разумеется, имел право владеть финскими землями. Он приобрел остров на свое имя и затем передал его Валаамскому монастырю.
До 1917г. остров принадлежал Валаамскому монастырю.

На острове есть:
Кирпичная церковь во имя Сергия и Германа Валаамских, была построена в 1899 г. (которую восстанавливают).
Разрушенные монастырские постройки и пристань, скита Валаамского монастыря.
Каменный колодец.
Каменный,4-5метровый крест на массивном постаменте, на самой высокой точке острова. Крест установлен в память о передаче острова монастырю императором Александром II.
Внутреннее озеро около скита.
Живописная внутренняя «пиратская» бухта.


Для любителей эзотерики – О-в Путсари обладает мощной положительной энергетикой, что было отмечено, как профессиональным экстрасенсом, который побывал на нем летом 2003 года, так и женской половиной туристов, побывавших на острове тогда же. Другого такого же по силе места найти, пока не удалось.

На мысу Пуликаниеми (GPS 61*29,646N 30*36,362E) есть остатки береговой батареи: Два круглых бетонных фундамента под орудия и один недостроенный орудийный дворик, соединённые глубокими ходами сообщения. Ямы прямоугольной формы, вырубленные в скалах. Вероятно укрытия или артпогреба. Наблюдательный пункт.
На самой высокой точке, в двух метрах от наблюдательного пункта установлен памятный знак, в который забетонирован якорь. На гранитной плите выгравировано фото и надпись: «Вячеслав Николаевич Покатов 1948-1987.»

прол.Путсаренсалми Пролив между материком и о.Путсари.

При входе в пролив с юга, надо соблюдать осторожность. Вход в пролив Хайкансалми с юга производится по створу 345° на о.Палосари до бетонного знака Хайкан на западной оконечности о.Путсари
Перед входом лежит банка и вход резко сужается. В результате чего возникают аномальное волнение.
При входе в пролив стоит бетонный маяк "Хайкан"(финское название) высотой 4-5м. Маяк не работают. На мысу о.Путсари , так же заметен памятный знак-гурий с украденной памятной плитой. (Если есть точная информация о знаке, поделитесь).

Далее глубоководный фарватер идёт до следующего бетонного знака-маяка "Салми"(финское название). Напротив знака Салми на одиночном надводном камне в 150 метрах от берега острова установлен знак "Путсарен"(финское название), ограждающий мели. Он представляет собой бетонную призму с металлическим указателем на верху.
Проходит надо ближе к знаку Салми.
Далее курс лежит к бетонному знаку "Хурстакаллио"(финское название) на север-западной оконечности о.Путсари. Именно этот отрезок фарватера по проливу Путсаренсалми наиболее сложен для плавания, так как прямо на створе знаков "Хурстакаллио" и "Салми" находится большой плоский подводный камень с глубиной 0,4 м, ничем не выдающий себя в связи с тихим закрытым местом и поэтому наиболее коварный для судоводителей.
Поэтому при проходе в районе бухты Саламалахти следует углубляться в нее к берегу Путсари от линии створа между упомянутыми знаками.

После прохода знака "Хурстакаллио" проход по проливу Путсаренсалми к северу не представляет собой навигационных сложностей.

Маяк "Салми" и знак "Путсарен" на заднем плане.

Залив Меклахти
Расположен у восточного выхода из Пролива Путсаренсалми. Вход в залив лежит между о.Вавасари и мысом Юнитсаниеми. Залив узкий, практически фиорд, защищённый от волнения.Залив доступен для всех типов судов. Навигационную опасность при входе в залив представляет гряда подводных и надводных камней у восточного берега о. Вовасари. В оконечности залива небольшая и удобная для стоянки бухта.
До недавнего времени времени залив был мало посещаем. Сейчас в бухте появился дом, построенный на старом финском фундаменте. Рядом простейший причал. Также в глубине бухты совсем недавно построили бетонный слип. Оказывается где-то рядом обосновалась, так называемая, эко-ферма. Видимо, владельцы фермы попутно оказывают услуги по прокату надувных лодок.
Вход в залив несложен. Однако, особенно в низкую воду, следует учитывать наличие не обозначенных на картах осыхающих камней.

о.Рахкасари
Остров прикрывает пролив Путсаренсалми с северо-востока. С севера, с внутренней стороны острова есть прекрасная стоянка. Песчаный пляжик, оборудованное кострище.

м.Юнитсаниеми
Мыс коренного берега напротив островов Моукисарет и о.Рахкасари (см. карту выше).
На мысу, на самой высокой точке, стоит памятник видимый из далека. Памятник морякам Ладожской флотилии и бойцам 168 стр. дивизии, героически оборонявшим эти берега в 1941г. От памятника открывается прекрасный вид на пролив Путсаренсалми.

зал.Рауталахти (железный залив) Между г.Ланденпохья и Сортавала.
В поселке Рауталахти. Есть база отдыха, откуда отправляются организованные группы на байдарках. На базе есть столовая - летний домик с печкой, беседка с кострищем, рядом - деревянный дом.
В 1941г., к 16 августа, На участке 168-й стрелковой дивизии в районе Раута-Лахти резко ухудшилась обстановка. В 168-й дивизии 7-й армии раненых насчитывалось около трех тысяч. Окруженные части держались стойко и мужественно, но силы были неравны.
На ее эвакуацию было приказано переключить большую часть транспортных средств. Девятнадцать кораблей, транспортов и буксиров с баржами под сильнейшим вражеским артиллерийско-минометным огнем вошли в узкую гавань Раута-Лахти, которую краснофлотцы назвали «бухтой смерти». Трое суток, день и ночь отражая удары катеров противника, ладожцы выполняли боевой приказ.
К исходу 20 августа 10995 бойцов и командиров, 1823 лошади, 136 автомашин, 112 орудий и минометов 168-й дивизии были вывезены из Раута-Лахти на остров Валаам. Через пять дней после эвакуации эта дивизия вела уже напряжённый бой на юго-восточных подступах к Ленинграду, прикрывая участок Апалово - Колпинская колония.

о.Пиен-Хапасаари (N 61 33.824 E 30 43.473)
Стоянок нет, практически голый камень, на плитах-слипах можно причалиться в северной оконечности, дрова – то, что волной на скалы набросало.

"Дача Винтера" - База отдыха.
Расположена в проливе Маркатсимансари (Сортавальская шхера) на материковом берегу рядом с поселком Вуорио. База отдыха создана на территории бывшего загородного дома окружного врача Густава Ханес Винтера. Он был построен выдающимся архитектором Элиэлем Саариненом на месте одной из древних крепостей Северного Приладожья в 8 километрах от города Сортавала в 1908-1910 гг. Дом Винтера имеет весьма необычную архитектуру и является местной достопримечательностью.


База располагает несколькими котеджами. Есть детская комната, сауна, баня прокат спортинвентаря кафе, бар, автостоянка, конференц-зал.
В проливе Маркатсимансари интенсивное судоходство, в том числе и суда на подводных крыльях. Будьте осторожны.

г.Сортавала ...ранее назывался Сердоболь.
Был основан в 1617 году на месте Сердобольского погоста, существовавшего еще в XII веке. Получил статус города в 1646 году и быстро развивался благодаря обширной торговле. В 1705 году во время русско-шведской войны Карл XII сжёг город, после чего Сортавала никогда не приобретала былого значения крупного торгового центра...
Центр цивилизации со всеми ее благами. Есть железная дорога.
Подходы к г.Сортавала затруднены тем, что пролив Маркатсимансалми, между островом Риекалансари и берегом, очень узкий. По нему проходит фарватер, по которому ходят теплоходы и суда на подводных крыльях на Валаам. Для безопасного продвижения к городу необходимо идти по кромке фарватера, а если осадка позволяет, то и за кромкой фарватера.


Другой пролив, ведущий на северо восток, - Ворсунсалми , непроходим даже для байдарок из-за низкого понтонного моста. Необходим обнос.
Два раза в неделю из г.Сортавала ходят рейсовые "Метеоры" на о.Валаам.Остальной водный транспорт на остров ходит по наличию паломников.

В Сортавале есть лодочная стоянка.
Координаты 61* 42' 065" N, 30* 42' 545" Е
Глубины в месте стоянки - от 1,5 до 5 метров.
Основа плавающей конструкции - ж.б. дебаркадер длиной 45 метров, шириной 12,5 метров - возможность причаливания и стоянки пассажирских судов среднего класса, включая "Метеоры", а так же всех типов моторных и парусных яхт.
Количество причальных мест на воде для плавсредств длиной до 8 метров и шириной до 2,5 метров - 52 (2 причальные линии со швартовочными выстрелами и кнехтами ), швартовные буи.
АЗС в 600 метрах (канистры, такси 40 руб.)
Ж.б. слип для спуска-подъёма судов/катеров с осадкой до 1 метра.
220 v, освещение, пресная вода, сборник мусора, туалет, стоянка автомашин, такси.
Круглосуточное видеонаблюдение с памятью.
Wi-Fi

<КОНТАКТЫ :
http://www.sortclub.ru/
тел. +7 921 454 25 05,
E-mail: intw@onego.ru

о.Хаавус В проливе Маркатсимансалми.
Прежде, в досоветские времена, остров славился тем, что здесь шились лучшие на всей Ладоге лодки, приспособленные к особенностям плавания по Ладоге. В данный момент на острове расположены дачи.


Фины установили 2-87мм. орудия. Точное местонахождение и состояние батареи не известны.
Протока между материком и островом проходима только для байдарок. Есть низкий деревянный мост.


На Юго-восточной оконечности острова есть байдарочная стоянка, в бухте с небольшим островком посередине. Стоянка на камнях. (см. карту выше).

бухта Тихая (или бухта Александра)
Представляет собой пролив между островами Маркатсимансари и Тамханка. Здесь спокойно при любом направлении ветра, есть несколько мест стоянки. В бухте по утрам и вечерам можно удачно ловить щук.


Южный пролив зарос камышом и проходим только на лодке или байдарке. Можно пропихнуть катамаран типа "Ветер""Альбатрос".
Северный пролив широкий, но при при входе в бухту под мотором или на судах с осадкой больше байдарочной необходимо держаться как можно ближе к правому берегу (т.е. входить в бухту фактически вдоль правого берега, в метрах в трех), поскольку, начиная от своего левого берега по направлению к правому, пролив перегорожен подводной каменной грядой, и Гряда заканчивается, не доходя до правого берега пролива.
При уровне воды в Ладоге, близком к нормальному, глубина над грядой в некоторых местах - не более 0,5 м.
При соответствующем падении уровня воды эти камни выступают над поверхностью.(По информации Юрия Васильева, С-Пб). Рекомендую заходить на малых ходах и промерять дно.
При входе в бухту есть коварный подводный камень, который бывает видно при низком уровне воды. На карте он обозначен стрелкой.
Бухта глубокая.

о.Маркатсимансари
Вместе с островом Тамханка образует бухту Тихая (Александра)


Во время ВОВ, Финны предприняли две попытки высадиться на Маркатсимансаари .
В ночь с 12-13.8.41 на катерах на южном побережье
В ночь с 13-14.8.41 на лодках на восточном побережье острова.
В обоих случаях десанты были встречены ожесточенным прицельным огнём и отошли. В условиях большой волны один из катеров затонул, люди спаслись. Взять остров с наскока у финнов не получилось.

В ночь с 16/17.8.41. Финны в составе двух взводов вновь решили осуществить захват острова. Остров обороняло около 50 Советских бойцов 74-го отдельного разведбатальона.
Для того чтобы выявить расположение огневых точек РККА, катера финнов несколько раз проходили вдоль берега острова обстреливая его из 47 мм. пушки и пулемётов, провоцируя красноармейцев на открытие огня. Однако красноармейцы на провокацию не поддались.
17.8.41 в 02.00 Финны двинулись к северному мысу Маркатсимансари на нескольких катерах. Катера с десантом были вооружены пулемётами , а катер прикрытия 47мм пушкой.

рис

Как только двум первым катерам удалось достичь берега, противник открыл огонь сразу из всех огневых точек. Один из катеров загорелся и затонул. Финны понесли потери. Три группы достигли берега, остальные две группы из-за огня противника не добрались до берега и возвратились на Хонкасало. Атака на южный мыс с острова Маасари была отбита.
В 07.00 захваченным финнами был только северный мыс острова.
Около 15.00. на северный мыс была переброшена резервная рота, которая начала прочёсывание острова. Наши бойцы отошли на соседний остров Тамханка через узкую и мелководную протоку.
До вечера 17.8.41 Маркатсимансаари был прочесан и у пролива, разделяющего Маркатсимансаари и Тамханка, выставлено охранение. Финнами было обнаружено несколько убитых Советских солдат, пленных не захвачено.

По архивным документам установлено, что с Саветской стороны погибло девять бойцов , среди которых был родной дядя руководителя республики Карелия, пулеметчик Александр Абрамович Худилайнен.
На острове установлен памятный знак с именами погибших бойцов.

Лейтенант:
Сергей Тимофеевич Максютин,
Красноармейцы:
Абрам Самсонович Винокур,
Василий Зиновьевич Казенный,
Андрей Иванович Котомкин,
Федор Кириллович Пашковский,
Василий Прокопьевич Стариков,
Иван Матвеевич Фофанов,
Сергей Леонтьевич Фролов
Александр Абрамович Худилайнен.

____________________________________________________

На одном из Юго-Восточных мысов острова установлен памятный знак "Патриот". Знак белого цвета, прекрасно виден с воды и является заметным ориентиром.
Знак установлен в память о гибели моторного бота "Патриот" в 1966 году перед Октябрьскими праздниками.



По информации kuevela с форума КиЯ:
Перед Октябрьскими праздниками, на Валаам для ремонта дизельной электростанции,отправились на "Патриоте" два работника "ЭЛЕКТРОСЕТИ". У одного была фамилия Сергунов.
Когда уже шли обратно корабль налетел на скалу. Команду сняли, а на ночь, по распоряжению главинженера "ЭЛЕКТРОСЕТИ". Для обеспечения работы двигателя и насосов, остались трое, два энергетика и Капитан бота Золотов.
Ночью разыгрался шторм и бот затонул на глубине 30м. Тут же вдарили морозы и лёд встал.
Капитана Золотова так и не нашли, Сергунова нашли вмёрзшим в лёд а молодой до костей ободрал пальцы о скалы пытаясь выбраться.

Газета "Ленинская правда", 2 апреля 1967 по этому поводу писала:
...8 октября 1967 года от удара о подводную скалу в районе острова Кельосари погибло судно "Патриот" Сортавальской электросети вместе с экипажем в составе:
Капитана Золотова, матросов Архипова и Сергунова.
Теплоход доставлял на Валаам топливо. Организаторы спасательной экспедиции, допустившие ряд ошибок, были осуждены на 1,5 лет лишения свободы ...

Этот случай описан Евгением Кузнецовым в его "Валаамской тетради" в художественно переработанном виде (стр. 23).

"Патриот" представлял собой 17 метровый траловый рыболовный бот типа ТРБ.

Эти боты строились большой серией (355 ед.) с 1946 по 1956 гг. в ГДР.
Корпус был композитным (набор сталь, обшивка дерево). Подробнее о конструкции.
Бот принадлежал ЗКАС(ЭЛЕКТРОСЕТИ) и базировался на Сортавальском рыбозаводе.

о. Кельёсари

Фины установили 3-57мм. орудия. Найдено одно место под орудие (болты в скале)на самой высокой точке острова. Много колючей проволоки.

Боевые действия батареи острова в 1941 году.
Остров Кельёсари занимал важное стратегическое положение. С острова можно было вести огонь прямой наводкой по всем бухтам Рауталахти, Большой и Малой Карилахти и по выходящим оттуда кораблям Советской Ладожской флотилии, эвакуировавших окруженные советские части на Валаам. Кельёсаари находится под прикрытием группы островов Селькясаари и Мустасаари от артиллерийского огня по нему с озера и закрыт от пулемётного огня со стороны Маркатсимансаари островом Маасаари.

4.8.41. Разведка осуществлённая фенриком Пелкконеном показала, что. находившееся на Кельёсаари охранение противника спешно покинуло остров на катере, не вступая в бой. На острове были обнаружены оставшиеся ещё со времен прошлой войны заграждения из колючей проволоки и пулеметные гнезда
11.8.41 Под покровом полной темноты, под прикрытием Мустасаари финские суда сгруппировались и двинулись к острову. Советские части оставили остров и высадка прошла спокойно. Было установлено две 75-мм пушки обр.1917 г. Командир батареи лейтенант Копонен. Связь с командным пунктом на острове Хонкасало поддерживалась по радио.
12.8.41 , В первой половине дня батарея Кельёсаари первый раз вступила в бой с кораблями Советской Ладожское флотилии. После двух прямых попаданий в канлодку на ней начался пожар, после чего Советские корабли удалились под прикрытием поставленной ими дымовой завесы. В 15.30 с Кельёсаари была обстреляна артиллерийская баржа, которая получила попадание, очевидно, в кормовую палубу. Корабль выпустил плотную дымовую завесу и под её прикрытием смог избежать вилки. Дистанция около 9 км.
13.8.41, Обстреляна артиллерийская баржа, которая получила одно или два попадания. (Согласно перехваченным радиосообщениям противника, баржа должна была затонуть ).
16.8.41, Добились попадания в буксируемую грузовую баржу.
18.8.41, В течение дня добились попаданий в одну, а возможно и в две крупные транспортные баржи.
До самого завершения Сортавальской операции 20.8.41. Остров являлся объектом постоянного и зачастую прицельного огня с кораблей.
К примеру, 18.8.41 на остров поблизости от орудий упало 300 снарядов. Корабли Советской Ладожской флотилии вели огонь как правило из калибров около 6 дюймов и из-за пределов сектора Кельёсаари. Батарея лейтенанта Копонена выполняла свою задачу, несмотря на массированные артобстрелы, и почти что каждый из проходящих мимо кораблей подвергался обстрелу. Орудия продолжали вести огонь зачастую и во время артобстрелов. Ежедневный расход боеприпасов был в среднем более 100 снарядов. Помимо ранее упомянутых, попадания были зафиксированы также ещё в три баржи.

о.Воспоминаний (Мустасари)(см. карту ниже).
Название "остров воспоминаний" произошло из-за неправильного перевода финского слова "musta"- чёрный, как "muisti"- воспоминание, так что правильнее называть остров черным.
Цепочка островов, выдающаяся в открытую Ладогу, носит у местных жителей название "Курилы"
Это острова: Воспоминаний,Хонкасари, Котилуотто и Сури - Вирулотто.

Во время войны 39-44гг. финны установили на острове 2-150мм. стационарных орудия. Точное местоположение и состояние батареи неизвестно.
Остров высокий, скалистый, сложенный из гранита темных оттенков и покрытый хвойным лесом и низким кустарником. Остров Воспоминаний издали кажется совершенно черным; по этому острову можно опознать вход в пролив Маркатсимансалми. Берега этого острова отвесны и приглубы. Светящий знак Воспоминаний установлен на северо-западной око­нечности острова Воспоминаний.
Стоянка для яхт - (GPS N 61 33.777 E 30 51.274)
Банка Каменистая с наименьшей глубиной 0,4 м расположена в 6,6 кбт к SSW от северо-западной оконечности острова Воспоминаний. При малейшем ветре над банкой образуются буруны. С W банка ограждается вехой.

Сказать, что остров покрыт лесом – это ничего не сказать. Это сплошной бурелом. Стволы деревьев лежат хаотично и в несколько ярусов. Передвижение по острову крайне затрудненно. С северо – западной стороны острова, недалеко от навигационного знака есть место где можно пристать. В вершины открывается красивый вид на Ладогу и окрестные острова. Можете туда залезть если вам не жалко своего здоровья.

о.Котилуото.
Маленький островок , самый северный в гряде из трёх островов .
На острове есть две красивые «Пиратские бухты». Красивые места, обнесенном крутыми горками. Вход в эти бухты трудно разглядеть с озера. При хорошем навальном ветре из бухт без мотора выйти трудно, при входе возникают ломаные аномальные волны. Если нельзя уйти из одной бухты, то можно перетащить катамаран и уйти из другой.
С самой высокой точки острова открывается потрясающий вид. Дров мало.
На остальных 2-х островах стоянок нет.

"

п.Хийденсельга (Ляскеля)
Достаточно большой посёлок, там есть 3 магазина. Находятся они приблизительно по середине посёлка, если смотреть по карте. В Ляскели впадает в Ладогу река Янисьёки.
Немного западнее впадения р.Янисьёки что-то типа городского пляжика.
Около посёлка Хийденсельга, на правом берегу реки Янисйоки, расположена гора (скала) Хиденвуори(фин.: Hiidenvuori - Гора Хийси). Высота скалы 111,4 метра. Хийси (фин. Hiisi) - в карело-финской мифологии - дух леса, представляемый как призрак или великан. Ему посвящались огромные каменные валуны, каменные кучи (так называемые сады Хийси).
На вершине горы имеется дырка-колодец диаметром около метра и глубиной метров 7-10.Это недостроенный финский наблюдательный пункт. На высоте метров 10-15 ниже макушки есть вход, ведущий в камеру. Ориентир осыпь осколков гранита.
В глубине пещеры есть вырубленная надпись "J.F.K. 14.02 1940".

Вид с вершины горы.

о.Юхвонсари (Ювень).
На острове добывали камень для строительства С-Петербурга.

о.Калккисаари
Маленький островок около п.Ляскеля, находится в 150 м от побережья Ладож.оз между о.Янатсари и берегом. Карьер мраморных ломок “Калккисаари” (июль1766-нач. 1810-х гг.)

о.Кело.
Маяк - (GPS N61°35’13” E31°02’10”). Хороший ориентир. Стоять негде.

о.Хонкасало
Остров Хонкасало вытянут с севера на юг. В юго-западной части с горы Вахтимяки (80 м) открывается чудесный вид на открытую Ладогу и Валаамский архипелаг.
На южной оконечности острова есть две бухты пригодные для стоянок.
Западная имеет узкий заход и прикрыта от озера островком. Пригодна для стоянки на якоре маломерных судов бухта. Закрыта от ветров и волнения.
Восточная бухта имеет в конце пляжик и оборудованную стоянку. Открыта ветру и волнению с южного направления.

В древности гора Вахтимяки выполняла функцию сторожевого поста.

«В годы лихолетий деревенский люд следил сверху за Ладогой, высматривая тени парусов.
На этой горе терпели холод и страдали от жгучего солнца. Столетиями молодые обнимались здесь, опираясь на старые чахнущие деревья, и клялись в любви.
Здесь судились, делили охотничьи угодья и спорили о православии востока и запада.
Здесь сражались и убивали, бились секирами и мечами. Кровь окрашивала склон когда труп скидывали на съедение воронам. Тысячелетиями человек взбирался на крышу Ладоги, чтобы ощутить своё величие и власть над Карельским морем». Ю.Таскинен «Семь морей Ладоги».

Хонкасало с севера отделен от острова Риеккалансаари узкими проливами. Там же останки финских хуторов. На острове два внутренних озерца болотного типа.

В 39-44гг. прошлого века финны установили 2-57мм. орудия. Точное местонахождение и состояние батареи не известны.
В южной части острова, на высоте - остатки взорванных финских военных сооружений.

о.Хийретсаари(Мышиный остров)- В проливе Хонкасалонселькя, между островами Риеккала и Тулоланоаари.
"...На нём сохранились длинные низкие ограждения из камня, протянувшиеся вдоль берега. На острове кроме этого, имеется еще один вал, длиной примерно с километра полтора, который окружает почти весь остров, - причем оба вала расположены на расстоянии 15м. от берега. С внутренней стороны кругового вала насыпано много камней величиной с кулак. По преданию, метелиляйнены (люди-великаны) собирали эти камни для военных целей и во время сражений, спрятавшись за валами, кидали их за версту друг в друга с острова на остров..." Т.Швиндт
На острове действительно прослеживаются остатки каменных валов по периметру острова. Особенно они четко выраженны в распадках.

Есть две стоянки на южной и на западной оконечностях. Стоянка на южной оконечности оборудована кострищем, а немного в глубине установлен деревянный стол с лавками и места под палатку.
Остров часто посещаем.
Посреди острова стоит небольшой деревянный столбик с иконками(новодел)

о.Мякисало
На острове расположенно два Городища-убежища.
Одно (II тыс. до н. э.) зап.часть острова.
Второе (ХIV в.) ю-в часть острова.
На северном мысу Лумпуниеми острова Мякисало установлен деревянный памятный крест с двумя твбличками.

о.Каарнетсаари
Расположен около о.Орьятсари, от которого его отделяет узкий пролив.

На острове есть отколовшаяся от основного массива скала, высотой с пятиэтажный дом. Место разлома образует небольшую пещеру. Заплывать в пещеру не рекомендуется, опасно.
Есть стоянка напротив скалы на о.Орьятсаари.
На самом острове есть стоянка с пляжем. Обычно занята.

о.Тулолансари
В просторечье – Тулон, Тулола, (остров пришлых).
Красной стрелкой на карте помечен пролив Менселянсалми, который проходим для моторных лодок и байдарок. Не доступел судам с осадкой более метра (в нормальную воду). Перед островком, в проливе, если следовать с севера, у берега лежит остов небольшого судна ( 20-25м.) с деревянной обшивкой, металлическим набором и деревянной палубой. По одним данным это Баркас??? "Гвардеец". больше информации о нём нет.

Название острова переводится с финского, как: остров пришельцев, место прибытия, остров пришлых.
Есть две версии названия острова:
1. «...Отправились как-то жители Сортавала в путешествие на плоту в поисках новых мест. Ветер пригнал их на большой остров, который они и назвали Тулолансаари - остров пришлых.
2. По другой карельской легенде, первым жителем Тулолансаари был герой карело-финского эпоса «Калевала» рунопевец и богатырь Вяйнемёйнен, который родился на Ладоге, долго плавал по ней, пока не вышел на безлюдный остров, где совершил свои первые подвиги.

На острове Тулолансаари в прошлые столетия находилось шесть селений - Пиени Тулола, Суури Тулола, Мёнтсёля, Путсинлахти, Каннас (Расила) и Соуканранта – именно столько, сколько упоминается в одной из рун «Калевала». В конце XIX века число жителей на острове Тулола достигало почти 2000 человек, из них большая часть были лютеране и около 10% - православные.
На острове Тулолансаари, в деревне Пиени Тулола, в течение 200 лет проживало семь поколений рунопевцев Ванниненых. Последним из этого рода был Андрей (по карельски – Онтрей). Родился он в 1805 году. От своего отца Андрей записал 23 руны, и затем всю свою жизнь исполнял их на свадьбах и праздниках. Исполнял Андрей также лирические и свадебные песни, знал много заговоров. Он был весел и добродушен, смел, независтлив и честен. Считалось, что Андрей наделен мифической силой, и встреча с ним приносит счастье. Андрей был профессиональным сватом, и все сосватанные им, около 200 пар, были счастливы. В любую семью приглашали Андрея, как самого дорогого гостя, веря, что вместе с ним в дом приходит удача и любовь. Там, где Андрей – веселье, музыка, пение. Умер Андрей Ваннинен в 1890 году.
Достопримечательностью деревни Суури Тулола («большая Тулола») до войны был красивый двухэтажный дом с мезонином, принадлежавший известному русскому купцу Андрею Андреевичу Баринову. А.А. Баринов имел в Санкт-Петербурге свою камнерезную мастерскую, на которой изготавливались высокохудожественные памятники. В Александро-Невской лавре, по крайней мере, есть две известные работы мастерской Баринова – надгробные памятники на могилах А. Куинджи и Ф. В. Достоевского. В мастерской Баринова также были изготовлены пьедесталы памятников Петру I в Петрозаводске и А.С. Пушкину в Москве. Материалом для всех этих монументов послужил сердобольский гранит с острова Тулолансаари. К югу от деревни Суури Тулола, в восточной части острова, в горах Руотсенкаллио («шведские скалы») с 1770-х годов до 1914 года действовали казенные и частные каменоломни, в которых добывали блоки голубовато-серых сердобольских гранитов. Здешний гранит в Санкт-Петербурге применялся для декоративного убранства Мраморного дворца, Михайловского замка, Зимнего дворца (Атланты), Нового Эрмитажа, Казанского собора, Николаевского дворца, памятников Петру I и Екатерине Великой, обелиска «Румянцева победам», для строительства опор Благовещенского моста, Невской пристани Петропавловской крепости и других сооружений.
Летом 1918 года, уже после смерти А.А. Баринова, в этом доме жил со своей семьей известный художник и мыслитель Николай Константинович Рерих. Здесь Николаем Рерихом были написаны ставшие известными картины: «Всадник заката», «Всадник утра», «Всадник ночи», «Зов», «Колдун», «Могила великана», «остров Тулолансаари» и другие, а также повесть «Пламя».
После 1944 года, когда в Северное Приладожье вошло в состав Советского Союза, на остров Тулолансаари приехало несколько десятков переселенцев из России, которые стали жить в сохранившихся финских домах и потихоньку заниматься хозяйством. На острове был образован колхоз «им. Ворошилова», а потом его земли вошли в состав совхоза «Сортавальский». В 1960-е годы в результате укрупнения поселений, объединения колхозов, с острова Тулолансаари выехали все жители.

о.Кирккосаари (Церковный остров)
Расположен в заливе Пёлькенсекя острова Тулолонсари. Находится напротив бывшей деревни Мёнтсёля.

На острове в начале XVI века действовал мужской монастырь, с церковью Пророка Илии. По преданиям, монастырь сожгли шведы во время похода в 1589 году или же в 1636 году. Новая церковь Пророка Илии появилась на месте исчезнувшего монастыря в XVIII веке. Что там сейчас неизвестно.

о.Орьятсари (остров рабов).

На восточной стороне Орьятсари, в горле залива Харьянпохьянселькя («гребень основания хребта»??), в северной оконечности заросшего лукоморья, возле каменного мыса, есть бухта. Примерные координаты: 61°36’50”Nord 30°56’20”Ost. Здесь записная стоянка. Оборудовано кострище. Место приятное, но довольно тесное. От непогоды закрыто со всех сторон окрестными островами. На берегу камни и следы песка, в воде песчаное дно. В южной части этого лукоморья тоже виднеется песочек, но там нет места для бивака.
Еще стоянка, одна из лучших стоянок - бухта Перттилахти на о. Орьятсари.
Здесь могут одновременно стоять 3-4 лагеря, не мешая друг другу.
Сосновый лес, песчанный пляж, ровное место для палаток.
Пляж открыт со стороны Ладоги.

о. Мунатсунсаари(GPS N 61 31.774 E 31 05.991)
Маленький мало лесистый островок между северным берегом Ладоги и о. Валаам, состоящий из булыганов на них немного земли и кустов – лесом это не назовешь.

Крайне неудобен для стоянки, но встать можно. Преимущество острова в том, что он является одним из наиболее близких к о. Валаам и его можно использовать как промежуточный пункт для достижения о.Валаам.
Во время войны 39-44гг. финны установили на острове 4-150мм. и 2-75мм. орудия. Точное местоположение и состояние батареи неизвестно. На местности никаких следов батареи не обнаружено.

о.Тейсянсаари
Берега мелкий булыжник, много деревьев и дров. Остров имеет узкую, глубоко вдающуюся в южную оконечность острова, бухту. Бухта довольно известна у местных рыбаков.

От южных мысов острова отходят длинные гряды подводных камней, поэтому заходить в бухту надо с запасом.
За 300-400 метров надо ложится на курс по оси бухты, Глубина медленно повышается с 5 до 2м, а потом при входе в бухту бар глубиной 1,5м. Долее в бухте глубина около 2м. Справа по ходу, у знака каменистая отмель и крупные валуны.

Заходить надо внимательно, могут быть отдельно стоящие камни. При ветре с южного направления и стоянка на якоре становится опасной. Грунт ил, якорь ползёт. На баре возникает сильное волнение и выход из бухты становится опасен.

На южной оконечности острова, при входе в бухту, справа по ходу, есть навигационный знак, высотой 3 м., который плохо просматривается с воды. Он представляет собой сварную конструкцию, на которой когда-то стоял огонь, но сейчас он заброшен и фонаря нет, а вокруг валяются старые, битые аккумуляторы. 

о.Рантасаари -(береговой остров, остров у берега) (см.карту ниже)
Довольно большой и лесистый. Берега - мелкий булыжник. Есть стационарные стоянки рыбаков (несколько сараюх). Много дров.

С началом ВОВ на острове разместился гарнизон из частей 4-той Отдельной Бригады Морской пехоты. 20 июля на остров незаметно высадился десант финнов. Завязались ожесточенные бои. Неся потери, батальоны вынуждены были на самодельных плотах, связанных из бревен, эвакуироваться.

о.Ристисари (Ristisaari), (Крестовый).
Расположен к западу от полуострова Хунука.

От Полуострова, о. Ристисари отделяет узкий пролив.
Под водой, поперек пролива, лежит некая деревянная конструкция. Видел ее в 2005 году, когда уровень Ладоги упал на два метра, она была на поверхности.
В северной части острова, есть небольшой пляжик, который годится для стоянки.
С юга есть две стоянки открытые с Ладоги.

п-ов. Хунука

б.Хунуканлахта. (GPS N61°36’22” E31°08’40”)- Заход в бухту. (GPS N61°35’30” E31°09’40”) - Стоянка для яхт.
В бухте есть несколько стоянок.

Рядом с озером на горе Хитоланмяки, как раз где стоит точка на карте, есть остатки финской береговой батареи. Имеется один бетонированный орудийный дворик глубиной примерно 2 метра, диаметром больше 10ти метров. На его дне болты под орудие. Косой боковой вход, от него что-то похожее на ход сообщения ведет под скалу с другой стороны от озера. Рядом есть остатки разваленной избушки и следы ломки камня. Есть остатки укрытий (прямоугольные ямы).
4-5-6-7-муста стоянок.

м. Импиниеми (61°35,5' N, 31°09,0' Е)
Является южной оконечностью полуострова Хунукка и западным мысом б.Хунукалахти. Знак Импиниеми представляет собой белое пятно, накрашенное на мысе Импиниеми.
С запада мыса есть бухта прикрытая от озера островком. Бухта удобна для стоянки маломерных судов, разборных катамаранов и байдарок.
В период 1941-1944 гг. Импиниеми входил в финский узел обороны "Хуунука".
На Импиниеми была (1/57/26,5 К) батарея.
На мысу сохранились остатки финских береговых укреплений. На самой вершине мыса небольшая система окопов в полный человеческий рост и даже типа маленького бункера, выдолбленного в граните (зелёная метка).
У подножия вершины в хаотичном беспорядке валяются крупные бетонные блоки. Блоки скорее ровные, чем расколотые. Расположены в виде эллипса, вытянутого от вершины к берегу(красная метка). Назначение этого сооружения непонятно, может это и есть батарея, но качественно взорваная. Очень похоже на НП.


Еще на Импиниеми велась добыча камня для строительства в С.-Петербурге, Добывали плагиоклазовые граниты серого цвета известные под названием "сердобольские граниты". Следы добычи камня также хорошо заметны.

зал.Импилахти
Узкий залив, шхера, длинной 6,5км. Идти под парусами затруднтельно. Нужны весла либо мотор. В заливе много рыбаков.
На берегу залива есть красивая отвесная скала.
В самом конце залива расположен поселок Импилахти (N61.40.026 Е 031.10.060 место причаливания, мостки) В поселке есть несколько магазинов (N 61.40.166 Е 031.09.459 ближайший магазин на горе). В магазине можно пополнить телефонный счет.
В поселке действует деревообрабатывающее предприятие, с довоенных лет здесь сохранилось несколько старых домов. Есть памятники советским и финским войнам, и памятный камень на месте церкви.

м.Теппананниеми
Является восточным мысом залива Хунукалахти.
В период 1941-1944 гг. на мысу была батарея (4/90 К/77), входившая в финский узел обороны "Хунука". Командир - лейтенант Холопайнен. Точное местоположение и состояние батареи не известны.

п-ов.Кулхониеми (см. карту выше).
4 – стоянка так себе, не оборудована, небольшая бухта, пляж булыжный, по низкой воде причаливаешь на крупные булыжники, палатки на 4-5, дров навалом (на восточном мысу был низовой пожар), много черники.
5,6 – еще стоянки с песчаными пляжиками, неплохие, но дров меньше и замусоренные, особенно 6, но она и больше (с материка к 6 подходит колея, «Нива» проедет, тянется до 5). Лучше стоять на 5.
7 – стоянка , вроде хорошая.
На полуострове Кулхонниеми привлекает внимание так называемая "Глухая Шхера", где шумит ручей, впадающий в Ладогу шестиметровым водопадом.

Своё прозвище это место получило благодаря острову, практически наглухо "закупоривающему" вход в залив.
Входить, где стрелка. Очень красиво, остров скальная стенка, где водопад в принципе можно и постоять (2-3 палатки). Шхера глухая, закрытая, ветра нет. Другая протока по низкой воде 2003 г. непроходима мелко и узко. Остальные красные точки – примерно стоянки байдарочников, обнаруженные с воды.

о.Карпансари
Остров расположен к западу от острова Пелотсари.

Остров взят в аренду ООО Пелотсари (см ниже о.Пелотсари)
Оно собирается построить на острове небольшой гостиничный комплекс коттеджного типа (10 домов на 5-6 человек) с комплексом хозяйственных и вспомогательных построек в центральной части острова на имеющихся площадках, которые необходимо предварительно расчистить.
Планируется организация спортивно-оздоровительного комплекса для туристов, проживающих на острове 5-10 дней: спортивные площадки для различных игр (теннис, волейбол, и т.д.), детская площадка со специализированным оборудованием, плавательные бассейны для взрослых и детей с необходимым инвентарем для них.
Финские бани с бассейном в северо-восточной части острова.
Организация пункта проката туристического снаряжения и оборудования для занятий различными видами спорта: водные виды спорта, пешие походы, рыбалки и т.д.
Строительство нового причала на северо-восточном берегу острова для туристов, прибывших в гостиничный комплекс коттеджного типа.
Строительство кафе в зоне спортивно-оздоровительного комплекса и на северо-восточном берегу. Маршруты следования, предложенные на острове, оборудованы площадками для отдыха, беседками, мостиками и лестницами, где это необходимо.
В зимнее время на острове предлагаются лыжные прогулки, катание на коньках, зимняя рыбалка, бани, бассейн с подогревом воды, и т.д.

о.Пелотсари (Около Импилахти).
В 1938-39г. Фины установили 2-87мм. , 1-57мм. стационарных орудия. Точное местонахождение и состояние не известны.

На острове расположены заброшенные финские хутора и каменоломни в которых добывали кварц. Добычу вело местное население со второй половины XIX века и в начале XX века. В годы активных разработок в заливе на берегу стояли 9 домов, обитатели которых занимались разработкой камня или же были матросами на грузовых баржах.
Добытый на Пеллотсари кварц везли на фарфоровые, фаянсовые и стекольные фабрики в Петербург и Москву. Баржи грузили в заливе Хиеталахти.
На дне залива до сих пор лежит затонувшее судно, груженое кварцем. После того, как ломки были заброшены, они постепенно наполнились водой. Затопленные многоуровневые кварцевые каменоломни похожи на бездонные колодцы.

В 2009 году образовалось ооо "Пелотсари" которое, построило на острове причал, способный принимать круизные суда с туристами.
Судовая стоянка и причал (61*38.7N; 31*02.5Е) находится у северо-восточного берега острова Пеллотсари
Причал представляет собой палубную баржу (длина 64 метра, ширина 12 метров) с оборудованным административным зданием, в котором расположены информационный центр и сувенирный киоск.

Глубина с внешнего борта баржи 4 метра.
Причал может принимать при боковой швартовке одновременно два 3-х или 4-хпалубных теплохода.

Сделали «экологическую тропу» для туристов с пароходов.
Тропа пересекает весь остров и выходит на прекрасную, в прошлом стоянку – песчанный пляж со стороны Ладоги.
Теперь здесь стоять нельзя. На северном мысе острове расположен официальный "кемпинг", то есть место где можно встать.

Экологическая тропа порадовала. Она довольно широкая, рельеф местами выровнен, есть деревянные мостики и лестницы. В наличии мусорные контейнеры, тематические плакаты, рассказывающие о особенностях карельского таёжного леса и о местных достопримечательностях.
Обычно передвижение по карельскому лесу с его неровным рельефом, камнями, болотинами и буреломами довольно утомительно. Экологическая тропа даёт возможность передвигатся по карельскому лесу без труда. Идёшь, а вокруг дикая карельская природа.
В связи с тем, что остров ранее был заселён, а сейчас ситуация совсем иная, можно наблюдать, как восстанавливается таёжный лес после прекращения деятельности людей. Есть здесь места, которые явно изменили свой облик вследствие деятельности людей, а есть уголки, которые находятся практически в первозданном виде.
Организаторы, приятные и компетентные люди , делающие благое дело. Они реально работают, а не просто собирают деньги за воздух.

БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ НА ВОДЕ вокруг острова Пелотсари. Большие белые пароходы бегают очень быстро.

Питкярантский залив
Вдается в берег материка между мысом Крестовый и находящимся в 5,2 мили к NW от него мысом Лапойнниеми. Берега Питкярантского залива возвышенные, сложенные из гранита и покрытые лесом. На восточном берегу залива расположен город Питкяранта.
В северный берег Питкярантского залива вдаются заливы Койрино-янлахти, Фунтилялакс и Мурсуланлахти. Глубины в Питкярантском заливе достигают 60 м; грунт - жидкий серый ил и камень.
Магнитная аномалия. В Питкярантском заливе наблюдается интенсивная магнитная аномалия; значение магнитного склонения здесь изменяется от 0,8° W до 14,1° Е.
В заливе лежат множество островов. Самые крупные из них Пусунсари, Путкисари, Паймионсари и Вуоратсу, разделенные глубоководными проходами.

Зимой 1939-40 годов во время «Финской войны» между островами Максимансари и Петясари проходила так называемая ледовая «Дорога смерти», по которой конными обозами, доставлялось продовольствие и боеприпасы, окруженной в районе Киттеля – Коринойя 168 стрелковой дивизии. Обратно вывозили раненых. Финны сидевшие на островах обстреливали обозы. Потери были значительные.
В последствии, финны усилили гарнизоны на островах. Установили артиллеристские орудия и много пулемётов.
Вморозили в лёд деревянные колы, с натянутой на них колючей проволокой, от коренного берега до острова Вуоратсу. Тем самым прервав снабжение 168 СД. В дивизии начался голод.
С 15 февраля было предпринято три попытки отбить острова у финнов.
В бой была брошена элитная 204 воздушно-десантная бригада. Наступали по льду под пулемёты. Потери были до 80% личного состава.
6 марта 1940 года состоялась третья попытка. Советские части в которые входили остатки 204 бригады взяли острова Максимансари и Петтясари штурмом деблокировав 168-ю стрелковую дивизию, что позволило дивизии продержатся в окружении до конца войны.

Подробнее о боях за острова в 1939-40х годах здесь:
"Неизвестная "Дорога смерти",
"Битва за Дорогу смерти - 1",
"Битва за Дорогу смерти - 2",
"Битва за Дорогу смерти - 3",
"Битва за Дорогу смерти - 4",
"Битва за Дорогу смерти - окончание.",

о.Вуоратсу
1939-40гг. На острове находился финский оборонительный пункт. Боёв за остров не было.
1944 год.
Из наградного листа: ...После взятия Путкисари была поставлена следующая задача - овладеть островом Вуоратсу.
Для выполнения этой задачи батальону требовалось еще больше приложить усилий и подготовки, так как о.Вуоратсу занимает господствующее место на побережье. Гарнизон этого острова доходил до 200 человек, вооруженных двумя пушками, 10 пулеметами и автоматами.
В ночь на 17 июля группа в составеодной усиленной роты под непосредственным командованием майора Евтушенко на катерах и мелких лодках, выполняя задачу, стала подходить к острову . противник подпустил роту на близкое расстояние и открыл сильный артиллерийско-пулеметный и ружейный огонь. Несмотря на огонь противника, рота быстро достигла берега, высадилась и штурмом овладела островом. Остров был очищен, гарнизон полностью уничтожен.
В этих двух операциях батальон майора Евтушенко понес незначительные потери, тогда как противник потерял до 300 человек солдат и офицеров, из них взято в плен 24 солдата, остальные уничтожены.
Достоин награждения орденом "Красное Знамя"
комендант 162 СУР полковник Москалев. 2 августа 1944 г.

о.Паймионсари (Зуб)
1939-40г.
На острове был финский укреплённый пункт. островной гарнизон участвовал в отражении попыток деблокады 168 сд.
За остров шли упорные бои с применением артиллерии и авиации.
Наши части штурмовали остров по льду.
Остров был взят с боем.

о.Путкисари
Туристическая стоянка - (GPS N 61 33.992 E 31 23.532)
Из наградного листа:...13 июля 1944 года батальон получил боевую задачу очистить остров Путки-саари на побережье Ладожского озера в районе Питкяранта. К этой операции с высадкой десанта роту готовил сам лично майор Евтушенко. Перед ротой стояла трудная задача, требовалось преодолеть большую водную преграду на лодках.
В ночь на 13 июля 1944 г. рота, возглавляемая майором Евтушенко пошла в наступление. С подходом к острову враг открыл сильный пулеметно-артиллерийский огонь. Умелым обходным маневром рота высадилась на остров и штурмом овладела им. Финский гарнизон острова численностью 100-120 чел. был полностью уничтожен.

о.Петтясари
1939-40г.
На острове был финский укреплённый пункт. островной гарнизон участвовал в отражении попыток деблокады 168 сд. Мимо острова проходила ледовая "Дорога смерти" по которой доставляли продовольствие окруженной 168 сд.
С 15 февраля по 6 марта за остров шли упорные бои с применением артиллерии и авиации.
Наши части штурмовали остров по льду.
Потери до 80% личного состава.
Подробнее ссылки выше.
Остров был взят с боем.

На острове, финнами установлены две памятные доски.

о.Пусунсари
Лежит у восточного берега Питкярантского залива в 1,3 мили к NW от мыса Крестовый. Остров высокий, каменистый и покрытый смешанным лесом. Южный берег острова обрывистый. В северо-восточной части острова расположен поселок, вблизи которого возвышаются две трубы завода, видимые с расстояния до 15 миль. Прекрасный ориентир. На западном берегу острова в 4 кбт к SSW от его северной оконечности находится здание водокачки.

По финским данным на острове была финская береговая батарея. Её состояние и местоположение неизвестно.
>На острове есть воинское захоронение из 2-х братских могил советских воинов, погибших в годы советско-финляндской войны (1939-1940 гг.)Одна из могил находится по дороге на водозабор.

о.Нурминсари
Примыкает к острову Пусунсари с севера и отделён от него нешироким проливом через который перекинут мост.
Эра лесопиления в районе Питкяранты, началась в конце XIX века, в лесопильне на острове Нурминсаари.
Хозяином ее был промышленник Виктор Ховинг. Второй лесопильный завод был построен в первой четверти прошлого столетия на острове Пусунсаари.
С острова Пусунсари на остров Нурмисари проложен мост, который существует и поныне.
В 1918 году лесопильню на о. Нурминсаари купили Петербуржские купцы из Салминской волости Сергей и Федул Громовы.
Качество пиломатериалов нурминсаарского лесозавода очень ценилось и в Западной Европе, и даже в США. Высокая марка качества этого завода постепенно перешла на пиломатериалы и целлюлозу заводов Пусунсаари. Вот почему на продукции пусунсаарских заводов долгое время ставилась марка завода «Нурминсаари».

г.Питкяранта.
Довольно большой промышленный город. Венцом местной промышленности является ЦБК (Целлюлозно-бумажный комбинат), расположенный на острове Пусунсари рядом с городом.
Труба комбината является прекрасным навигационным ориентиром.

Комбинат издает неприятную вонь которая иногда достигает даже Валаама.
Вода в Питкярантском заливе интенсивно цветет. Берега города безобразно загаженны.

Яхтенная инфраструктура представлена базой отдыха , "Длинный берег", которая имеет небольшой причал? cлип и неприлично большие цены: 300 руб - швартовка и 1000 руб в сутки (цены лета 2014г)

.

В конце 2005 года в Питкяранте был сооружен новый памятник войнам РККА: на постамент установили точную копию танка Т-26,

Назад.
Hosted by uCoz