Острова и мысы южного берега Ладоги.

о.Шлиссельбургская крепость(Нотебург, Орешек) и город Шлиссельбург.

Исток Невы и бухта Петрокрепость - это район интенсивного судоходства. Будьте осторожны. ГИМС находится с правой стороны при входе в Новоладожский канал.

Информация с сайта BOATCLUB.RU от Xaikan2012 :

Стоянки для катеров и яхт.

В Шлиссельбурге можно стоять в так называемой Фабричной канавке или у Гранитной стенки.
Стоянка в Фабричной канавке удобна защищенностью от волны. Швартоваться лучше (да и больше негде) у общего причала, которого как такового уже давно нет. На этом месте откос дамбы из булыжника, заросший кустарником. Неудобство - наличие больших пароходов, швартующихся к стенке у коренного берега, в выходные дни шастают маломеры с платной стоянки в северной части канавки. Но стоянка там маленькая, около десятка лодок. В южной части канавки под мостом вход в канал, где кучкуются плавсредства местного населения. Мост низкий, ну может быть максимум 1,5м.
Стоянка у гранитной стенки не защищена от волны, но маневрирующие большие суда беспокоить не будут. Но стоянку могут испортить местные любопытствующие, иногда не трезвые элементы.
Также можно подняться по каналу, но приличное место до наплавного моста может не оказаться. Да и стоянка там тоже может быть неспокойной и неуютной.

Участок Кошкинского фарватера от оконечности дамбы Новоладожского канала до северной оконечности острова Ореховый является затруднительным для плавания.
Сильное течение с большой свальной составляющей. Интенсивное движение переправщиков.
Спускающиеся большие суда на траверзе острова Ореховый делают подворот влево, прижимаясь к левой стороне фарватера, при этом корма уходит вправо, еще и подталкиваемая свальным течением. Редко, но встречаются крылатые, так они идут с видимым простым глазом боковым сносом.
Поэтому лучше на этом участке не пытаться расходится со встречными большими, да и с попутными тоже. Хорошим подспорьем является постоянно работающая на прием рация.
В тоже время лучше не выпендриваться, представляя себя на мостике большого белого парохода, и не пытаться запрашивать диспетчера о возможности прохода. Можно зависнуть надолго в ожидании разрешения на проход, и не из-за вредности диспетчера, а только из-за того, что перегон занят встречными. Даже если они еще только подходят к Бугровскому бую. Тем более что маломеры не обязаны делать запрос, а диспетчер не обязан регулировать движение маломеров.

Дальнейшее описание выхода в Ладогу в разделе: "Западный берег часть 1."

ИСТОРИЯ

 "...В лето 6831 (1323 от Р.Х.) ходиша Новгородци с князем Юрием Даниловичем в Неву и поставиша город на усть Невы на Ореховом острову; ту же к нему приходиша послы от Свейского короля и взяша мир вечный с Новымгородом по старине..."
Название крепость получила от формы острова, на котором расположена - крепость Орешек. Первоначально она была земляною, в 1352 г. после большого пожара возведены первые каменные стены, в конце 15 в. крепость была перестроена и имела стены высотою 12-15 м. 10 башен, цитадель и внутренний канал-гавань.
В сентябре 1611 г. крепость осаждена шведами, и в мае 1612 г. русский гарнизон сдался. Шведы назвали крепость Нотебург (Ореховый город).
Во время Северной войны, после 10-дневной бомбардировки русское войско под командованием Б.Шереметева, 11 октября 1702 г. приступило к крепости и одержало полную викторию. В приступе учавствовал Петр I , лично в должности бомбардир-капитана. Тогда же крепость поименована Шлиссельбург - "ключ-город".
С начала 18 века крепость постепенно теряла свое военное значение и стала использоваться как политическая тюрьма. Здесь сидели члены царской семьи, опальные фавориты, декабристы, народовольцы, участники польского восстания.
С 1907 года - каторжный централ особо строгого режима.
В феврале 1917г. восставшим народом узники были освобождены, а тюремные здания пожжены.
С 1928 года по 1940 - музей Революции.

Башни:


1.Государева.
2.Головина.
3.Головкина.
4.Флажная.
5.Королевская.
6.Княжая (Меншикова).
7.Светличная.
8.Колокольная.
9.Мельничная.

Другие строения и памятники:


10.Канал-гавань.
11.Водные ворота.
12.Подъемный мост.
13.Старая тюрьма.
14.Места казней.
15.Новгородская крепостная стена 14 в.
16. Братская могила руских воинов, погибших при штурме 1712 г.
17.Солдатская казарма.
19."Новая" тюрьма.
20.4-й тюремный корпус.
21.Надзирательский корпус.
22.Мемориал павшим в 1941-44г.
23.Памятник народовольцам.
24. Бастионы 18 в.
25. Пристань.

По информации с сайта «Северные крепости»

В 1941-44 годах, крепость - передний край.
Героическая оборона крепости продолжалась почти 500 дней. Крепость ежедневно подвергалась огневым налетам. Немцы крепость не взяли, но основательно разрушили.
В крепости сохранились места крепления под морские стационарные орудия.
В 1966 году начались восстановительные работы. Пока восстановлены Старая и Новая (Народовольческая) тюрьмы - там теперь выставки посвященный декабристам и народовольцам, часть стен, три башни.
По краям фарватера выходящего в Ладогу (Кошкинский фарватер) все заросло водорослями. В районе г.Щлиссельбурга наблюдается сильное течение из Ладоги в Неву. Будьте осторожны.

Одной из трагических страниц Великой Отечественной войны стала судьба погибшего в сентябре 1941 года знаменитого «шлиссельбургского десанта».
Задачей нашего десанта было отвлечь немцев от "Невского пятачка".
Утром 25 сентября, после нескольких неудачных попыток, командующий ЛВФ контр-адмирал Б. В. Хорошхин, действуя согласно настойчивому требованию генерала армии Г. К. Жукова, приказал произвести высадку десанта днем, "чуть восточнее Шлиссельбурга, прямо "в лоб" противнику".
По сути десантников сознательно бросали на верную гибель, чтобы отвлечь противника от "Невского пятачка".
Подготовка к операции проводилась весьма спешно. В десант наскребли всё что нашли. 105 курсантов морского пограничного училища, 40 разведчиков-водолазов роты особого назначения БФ и ладожской флотилии, 44 краснофлотца взвода охраны штаба ЛВФ.
Десантников высадили в полутора километрах от берега, ближе не позволяла осадка высадочных средств.
Высаживали днем в 15-20 - немцы их сразу увидели, налетели самолеты, и наша дымовая завеса не помогла. С берега стреляют, с неба бомбят, связи со своими нет. Моряки шли по пояс в воде. До берега добрались немногие. Потом пошли в рукопашную. Немцы подтянули танки. Бой на побережье Шлиссельбургской губы продолжался и с наступлением темноты.
Из 189 участников Шлиссельбургского десанта уцелело только 14 человек. 11 с боем пробились к своим в районе "Бугры", трое выплыли в Ладогу и их подобрали катера. 175 бойцов и командиров - погибли или пропали без вести. Современным историкам удалось установить некоторые фамилии тех, кто выжил в том кровавом десанте, - это:


Политрук И. Д. Каширкин
Н. С. Кадурин - главный старшина роты особого назначения БФ.
П. Сафонов - лейтенант морского погранучилища.
Старшина 2-й статьи Л.Ф.Енищенко
Н.П.Бавин - разведчик Ладожской флотилии.(Воспоминания http://www.iremember.ru/)
С. А. Попов, Е. Ерохин, С. Воробьев, Ф. Г. Бородай, И. Г. Горлишев, А. А. Добруля, В. А. Свитченко, Д.Щукин ( Воспоминания) - курсанты морского погранучилища.

Подробнее о героях десанта можно прочитать . «тут»

На месте десанта, на берегу Новоладожского канала, установлен якорь-памятник .

Надпись на табличке гласит:
Что в этом заливе, в неравном бою с немецкими захватчиками, пали смертью храбрых моряки-десантники, офицеры и курсанты военно-морского поограничного училища,водолазы подплава КБФ и матросы Ладожской военной флотилии.
Найти памятник не просто. Он стоит в малодоступном месте.

Слава героям. Живым и погибщим.

о-ва. Зеленцы.
Представляют собой три острова:
Большой Зеленец — тот, что восточнее,
Малый Зеленец — западнее и
Новый Зеленец — с юга.
Между островами и около них заросли камыша и очень мелко. Много подводных камней. Подходить лучше с мористой, северной стороны, к острову Большой Зеленец ориентируясь на бухточку с памятником участникам обороны Дороги Жизни. Дорога жизни проходила мимо островов Зеленец с северной стороны. На острове держали оборону зенитчики и части охраны Дороги Жизни.

На острове Малый Зеленец есть дот.
На острове Большой Зеленец памятник и стоянка.

Место часто посещаемое рыбаками в изрядном количестве. Вокруг много "банок" камней и сетей. Человек снявший чужую сеть рискует быть обнаруженным в другой сети.
Тем не менее отмечались случаи наезда ГИМСа и Рыбохраны на рыбаков, под предлогом, что острова заповедник и нарушением разрешенной удалённости от берега для надувных лодок. Если не дашь на лапу, буксируют на штрафстоянку со всем соответствующим геморроем.
Заезжать на острова удобнее от Кобоны, около 10 км, но желательно заходить с севера.

м.Бугры.
На мысу расположена:
Охотничье-рыболовная база завода «Звезда» и
Бугровский маяк.


Маяк был построен по проекту помощника начальника Шлиссельбургского отделения инженера С.Г. Врублевского.
Это было сооружение высотой 71.5 метров, диаметром у основания 11.4 метра и у вершины – 5.3 метра. Основание фундамента маяка имело диаметр 18 метров и было заложено на глубину 4.4 метра. Толщина бетонных стен у основания достигала 1.4 метра. Фундамент был сделан из кирпича и молотого гранита на цементном растворе, облицованном тесаным гранитом. С четырех сторон к основанию маяка вели ступени лестниц из Путиловской плиты, имеющей 4 и 5 маршей с площадками из гранита и поручнями из полированного дуба.
В то время работы оценивались в 92 тысячи рублей. Осветительный дерекционый аппарат маяка был усовершенствован линзами типа Френеля и был доставлен из Парижа фирмой «Сауттер Харле и Ко». Аппарат был высотой 2.76 метров, его разместили на вершине маяка под двойным медным куполом. Лампа имела 100 хрустальных кольцевых элементов, диаметром 1.84 метра. Был сделан специальный резервуар для керосина и особая спиралеобразная горелка. Высокие пластины приводил в действие часовой механизм маяка: гиря в медной трубе, закрепленной при помощи железных балок, заложенных в бетонные своды в вершине башни.
При маяке был дом смотрителя, скотный двор и ледник.
Вокруг основания маяка были выложены плиты, располагались газоны, были цветочные клумбы и кусты шиповника.
Позже в 30-е года здесь разместился исследовательский институт, назначение которого было никому не известно. Были построены специальные лаборатории, от которых сейчас остался лишь фундамент.
Во время Великой Отечественной Войны маяк был взорван, чтобы немцам не достался.
В 90-х годах около маяка построили еще один маяк - железный, повыше каменного. Потом построили еще деревянный маяк - повыше железного.

п.Назия
Городское поселение в Кировском районе. Население – 5,8 тыс. чел. Расположено в центральной части Ленинградской области, на берегах рек Лавы и Ковры. Назв. происходит от р. Назия и связано с прибалтийско-финским словом, обозначающим кустарник «волчье лыко».
р. Назия упоминается в письменных источниках рубежа XV–XVI вв.
Рабочий поселок Назия образован в 1933 как центр добычи торфа при ст. Жихарево, на ж.-д. линии Ленинград – Волховстрой.
В настоящее время Назия представляет собой компактное поселение, застроенное в основном многоэтажными панельными зданиями.
Действует церковь Тихвинской иконы Божией Матери.
Поселок расположена за Ладожским каналом. Сквозь нее протекает речка Назия, которая, пересекая канал, впадает в Ладогу. Заходить В речку Назию по направлению к Ладоге нужно посередине. Справа и слева камни.
В поселке можно взять в прокат лодку (300р./сутки), поставить машину на стоянку (150р./сутки) и по каналу выйти в Ладогу (инфа. 2009г.). Если на Ладоге шторм - из канала выйти не реально, т.к. течение на встречу.
Если хотите выйти в Ладогу, а потом зайти обратно, то лучше засечь вход по GPS, иначе не найдете. Можно сделать остановку между каналом и Ладогой - есть места по левому борту - около 100 метров от канала. Течение довольно приличное из Ладоги в канал - вода чистая, но пить не не надо. Место на берегу совершенно открытое и, если дует сильный ветер, то стоять там холодновато. Да и дров для костра там просто не найти. Форватер узкий и местные на рыбацких судах проходят совсем рядом. Можно для стоянки вернуться от Назии обратно по каналу около 1 км - Назию видно.

д.Кобона
Деревня в Кировском р-не. Население. – 133 чел. Расположена при Ладожских каналах на берегу Ладожского озера, в устье р. Кобонка.
От канала до выхода в Ладогу метров 100. Но, если надумаете выходить, то держитесь правым бортом ближе к берегу - именно там форватер. По середине - песчаная мель.
В Кобоне есть место стоянки между каналом и Ладогой. Можно встать к берегу как с одного так и с другого берега. Подход к берегу нормальный - песочек. Но !!! там где хорошо, там и народу хватает. Много мусора.

Топоним происходит от hapana (фин.) – гнилой. Упоминается в Новгородской писцовой книге 1499/1500. В 1568-69 упоминается ц. Свв. Мчч. Фрола и Лавра.
Исторически население Кобоны занималось рыболовством.
С XVIII в., после прокладки Ладожского (Староладожского) канала, жители Кобоны и соседних прибрежных поселений в основном занимались торговлей.
В период ВОВ в 1941-44г.г. Кобона являлась важным трансп. узлом на «Дороге жизни»; здесь находился порт, к которому была подведена ж.-д. ветка, а также эвакуационный пункт.
В 1990-е годы, в Кобоне создан музей «Кобона: Дорога жизни», как филиал Музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда». (Музей сгорел 17 мая 2010г.)
После 22 ноября 1941 Кобона стала крупным портом и ж.-д. узлом, отсюда начиналась ледовая трасса «Дороги жизни». Через Кобону было эвакуировано из Ленинграда более 500 тыс. чел. Музейная экспозиция включает документы, фотографии, предметы военного быта. Расположен в довоенном здании бывшей школы.
В 2001 установлен памятный поклонный крест в честь 60-летия открытия «Дороги жизни».
В Кобоне родился и вырос поэт А.А. Прокофьев, в 1980-е создан его музей. (Музей сгорел 17 мая 2010г.)
Действует церковь Николая Чудотворца Святителя.
Информация отсюда: http://www.enclo.lenobl.ru/showObject.do?object=1803557897


Окрестности Кобоны – популярное место среди любителей рыбалки. В посёлке находится база отдыха "Весёлый Роджер" http://www.roger.spb.ru/.
На втором этаже базы расположен музей Дороги Жизни. Около базы стоит установленная на постамент Автомашина полуторка поднятая со дна ладоги и отреставрированная.

Речка Кобона впадает в бухту Петрокрепость в 4,5 мили к N от устья речки Лава. Устье речки Кобона шириной 25 м укреплено сваями. Перед входом в речку Кобона имеется бар.
Кобона является удобным укрытием для судов с небольшой осадкой.


Устье Кобоны. На горизонте острова Зеленцы.

Кобонский канал прорыт через бар речки Кобона и ведет из бухты Петрокрепость к Новоладожскому каналу. Длина канала 7 кбт, ширина его 25 м, а глубина на оси ведущего створа 2,7 м. От устья речки на расстояние 250 м по обеим сторонам канала в дно вбиты сваи. Вход в канал и сам канал ограждаются вехами и речными буями.
Буй Кобонский выставляется в 1,3 мили к WSW от входа в Кобонский канал. Рядом с буем выставляется веха.
Кобонский створ светящих знаков, установленных на левом берегу речки Кобона, ведет по Кобонскому каналу в устье речки Кобона. Знаки створа издали не видны, поэтому при подходе к бару следует сначала ориентироваться по церкви в селении Кобона, а затем, подойдя к бую Кобонский, лечь на створ. Огни знаков погашены (2001 г.). Церковь в селения Кобона, видна с середины бухты Петрокрепость и является прекрасным ориентиром.
Заходить надо строго по створам около берега есть рукотворные рифы - каменные гряды из камней и бревенчатых клетей - остатки железнодорожных пирсов Кабоно-Кареджского порта.
Координаты четырех "пирсов":
60.061027, 31.491530
60.053325, 31.505629
60.051470, 31.506581
60.049735, 31.507581
Со спутникового снимка на Гуглкартах эти гряды видны в виде черных полосок перпендикулярно берегу. Особенно опасны в сезон низкой воды.
Гидрометеорологические сведения: В зависимости от направления ветра уровень воды в бухте Петрокрепость может повышаться на 0,9 м или понижаться на 0,5 м относительно среднего уровня.

Остров Кареджи
Вытянут с востока на запад на 1,9 километра, его максимальная ширина около 360 метров. Восточная часть острова низменная, песчано-каменистая, местами покрытая травой. Западная часть острова более высокая; здесь имеется каменная насыпь, на которой сооружены маяк Кареджи.

К востоку от острова па расстояние до 8 кбт простирается полоса зарослей тростника шириной до 1,6 кбт, среди которых находится много небольших низменных песчаных островков. Это так называемая Кареджская коса, которая начинается от мыса Литтига и тянется до самого острова.
Кареджский риф простирается к N от острова Кареджский на расстояние до 5 миль. Риф изобилует подводными камнями, над которыми при волнении образуются буруны. На рифе лежит несколько банок; наиболее мелководными из них являются банки Варецкие Луды и банка Стрелковая. Кареджский риф ограждается светящим буем и вехами.
Банки Варецкие Луды с подводными камнями лежат в 1,8 мили к NNE от острова Кареджский.
Банка Стрелковая каменистая находится в 3.6 мили к N от острова Кареджский. Наименьшая глубина на банке 1,2 м. Светящий буй Стрелковый, ограждающий Кареджский риф с севера, выставляется вместе с южной вехой в 7 милях к N от острова Кареджский.

д.Черное

Церковь в Черном - "Храм во имя Пророка Божия Илии"
В Черном есть протока в Ладогу в губу Черная Сатама. В протоке стоянок нет. Сухого берега нет - только тростник.
Если выходить в Ладогу, то надо помнить, что губа мелкая.
В Черном есть магазины.

м. Песоцкий Нос. Мыс с ю-з части представляет собой свалку озерног мусора, а вот с с-з стороны есть длинный песчаный пляж.

д.Дубно
Расположена на Староладожском и Новоладожском каналах.
Известна с начала XVIII в. как одно из поселений на трассе строительства Ладожского обводного канала. В 1724 в Дубно бывал Петр I. До конца XIX в. здесь хранился ботик, на котором император прошел от Новой Ладоги.

На Староладожском канале имеется гидротехнический памятник XVIII в. – каменный шлюз с водоспуском.
В поселении сохранилось полуразрушенное кирпичное здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы (1761-64) с приделами святого Николая и Всех Святых (закрыта в 1939).
В связи с тем, что деревня расположена между каналами, в ней сложилась улично-рядовая планировка. Традиционная застройка сочетается с современными дачными коттеджами.
В Дубно есть протока из канала в озеро.
Информация взята отсюда:http://www.enclo.lenobl.ru/showObject.do?object=1803557820

м. Пайгач. На траверзе много подводной травы. Она не дает идти нужным курсом буквально обволакивая катамаран, цеплялась за рули и шверт.
Трава редеет только в двух км от берега, а окончательно пропадает в четырех, по направлению к о. Сухо.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
Между островами Зеленцы и о.Кареджи, а так же о.Кареджи до о.Птинов стоит множество сетей, как официальных так и браконьерских.
Сети стоят примерно от 6м. до 10м. изобаты.
Официальные сети отмечены буями с вехами. Браконьерские не отмечены никак.
Ниже, примерное расположение сетей (найдено на рыболовном форуме)

о.Сухо, (GPS N 60°24'29.2" E 32°05'18.6") Остров имеет размер 90 на 60м.
Глубина при входе в гавань, примерно 2м.
Когда царь Пётр 1 путешествовал по Ладожскому озеру, то его корабль сел на мель по середине Ладоги. Пётр воскликнул: « здесь же сухо» и повелел возить на это место камни и насыпать островок. В последствии на острове построили небольшую гавань, а в 1825 году маяк. Существующий ныне кирпичный маяк был построен в 1891г. В советские времена на острове была метеостанция и постоянно жили метеорологи.

В 1941г.остров занимал важную тактическую позицию и позволял контролировать обширный район южной части Ладожского озера.

Немецкое командование предприняло против о. Сухо специальную операцию под кодовым названием «Бразиль». Первоначально операция была намечена на 13 октября, но затем перенесена на 22 октября 1942 г.
о. Сухо, расположенный у входа в Волховскую губу, представляет собой маленький каменистый островок искусственного образования, имеющий форму неправильной подковы. Его размеры — 90 на 60 м.
На острове имелись маяк и сигнально-наблюдательный пункт.
Так как остров был расположен на пути движения наших конвоев (в 37 км к северу от Новой Ладоги), контролировал значительный район южной части Ладожского озера и прикрывал подходы к Волховской губе, в сентябре 1942 г. здесь была установлена 3-орудийная 100-миллиметровая батарея № 473 (орудия Б-12) противокатерной обороны и 3 пулемета. Гарнизон острова насчитывал 90 человек. Кроме артиллерии и пулеметов, создавалась противодесантная оборона, однако к октябрю она еще не была закончена: не были установлены проволочные заграждения, не закончено оборудование огневых точек, не были минированы и подступы к острову.

Предпринимая операцию против о. Сухо, вражеское командование планировало разрушение маяка и радиостанции, уничтожение артиллерийской батареи, овладение кодами и шифрами и минирование подходов к острову. Достижение противником этих целей несомненно затруднило бы наши перевозки, особенно по большой трассе.

Для осуществления операции против о. Сухо противник выделил почти всю флотилию паромов и десантный отряд, насчитывавший более 100 человек.
В составе флотилии имелось: семь тяжелых десантных барж, четыре легких, три транспортных, одна штабная, одна санитарная десантные баржи, семь десантных катеров — всего 23 судна.
На них имелось:
88-миллиметровых пушек — 21,
37-миллиметровых пушек — 9,
20-миллиметровых пулеметов — 135.
Обеспечивать действия судов и десанта должны были около 15 самолетов, немецкие, итальянские и финские катера.

В ночь на 9 октября флотилия паромов при поддержке 4-х итальянских торпедных катеров, имея на борту отряд специального назначения численностью 100 человек, вышла курсом на остров Сухо, но к утру, усомнившись в правильном определении своего местоположения, возвратилась на маневровую базу в Сортанлахти (б.Владимировская).

В ночь на 22 октября была предпринята новая попытка.
С 18 по 21 октября из-за штормовых условий на Ладоге наша авиация разведки озера не проводила. Пользуясь этим, а также низкой облачностью, шквальным ветром с дождем и снегом, противник утром 22 октября скрыто подошел к о. Сухо.

Ладожская военная флотилия за час до этого закончила учение по отражению десанта противника на западное побережье Ладожского озера, и ее основные силы располагались в местах своей дислокации.
В главной базе флотилии — Новой Ладоге — находился отряд кораблей: канонерская лодка «Нора», три катера «МО» (№ 201, 205 и 206) и три тральщика (№ 37, 126, 127) под командованием капитана 3-го ранга П. А. Куриата.
В бухте Морье базировался другой отряд (канонерские лодки «Вира» и «Селемджа» и два торпедных катера — № 61 и 81) под командованием капитана 1-го ранга Н. Ю. Озаровского. Здесь же находился резерв командующего флотилией из двух канонерских лодок — «Шексна» и «Бурея», одного торпедного катера и группы катеров (два катера «МО» — № 198 и 214 и два бронекатера — № 99 и 100) под командованием старшего лейтенанта Н. П. Епихина.

Около 7 часов сигнальщики о. Сухо обнаружили на западе большое число кораблей, шедших под прикрытием самолетов.


Впереди строем фронта шли десантные катера, а за ними — десантные баржи. Через несколько минут вражеские корабли открыли по острову интенсивный огонь из 88-миллиметровых орудий и пулеметов, в результате которого сразу же было сбито антенное устройство радиостанции, что лишило возможности командование гарнизона острова донести в штаб флотилии о появлении противника.
Сторожевой катер «МО-171» (командир — старший лейтенант В. И. Ковалевский) и Тщ-100 (командир — старший лейтенант П. К. Каргин), находившиеся в дозоре восточнее и южнее о. Сухо, обнаружив корабли противника, открыли по ним артиллерийский огонь и донесли об этом в штаб флотилии.
Командир МО-171, маневрируя под огнём девяти фашистких судов (это 16 стволов 88-мм пушек, да еще автоматы 20-мм.) , поставил дымзавесу, прикрывая тихоходный Т-100, и продолжал стрельбу по гитлеровцам. МО-171 сбил самолёт.
В 7 часов 17 минут открыла огонь береговая батарея. Первыми же залпами были подбиты 3 десантные баржи, а дозорные корабли уничтожили десантный катер и повредили 2 десантных судна.
Тем временем артиллерийским огнем противника на острове были выведены из строя командный пункт батареи и дальномер-ный пост, были ранены многие его защитники, в том числе командир батареи старший лейтенант И. К. Гусев. Однако артиллерийская батарея острова продолжала вести эффективный огонь по вражеским кораблям.
Около 8 часов самолеты противника нанесли по о. Сухо бомбовый удар. Сразу после этого его катера и надувные лодки подошли к острову и под ружейным огнем его гарнизона начали высадку десанта. Противнику удалось высадить на остров 50–70 человек с ручным пулеметом, автоматами и гранатами. Борьба приняла исключительно ожесточенный характер и доходила до рукопашных схваток. Враг захватил было два орудия, но в результате контратаки был отброшен нашими бойцами.
В 9 часов по вражеским десантным судам нанесла удар наша авиация. Под натиском гарнизона острова противник стал отходить к лодкам и катерам.
В 9 ч. 20 м. десант противника был полностью выбит с острова и его флотилия полным ходом направилась на северо-запад.
Из 23-х судов, принимавших участие в десанте, было потеряно либо повреждено 17.
Захвачен десантный паром типа "Зибель" который впоследствии вошёл в состав Сов.Ладожской флотилии под номером ДБ-51.
Сбиты 12 вражеских самолетов.
Наши потери составили 6 самолетов. В корабельном составе потерь не было.

Гарнизон о. Сухо во главе со старшим лейтенантом И. К. Гусевым и команда дозорных кораблей во главе со старшими лейтенантами П. К. Каргиным и В. И. Ковалевским действовали смело и решительно.

«Командир батареи и гарнизона старший лейтенант Гусев Иван Константинович, член ВКП(б), — писал в политдонесении начальник Политотдела ЛВФ бригадный комиссар Л. В. Серебрянников, — проявил храбрость, стойкость. Имея четыре ранения, истекая кровью, появлялся там, где трудно было бойцам, умело ими командовал, из автомата и пистолета в упор расстреливал врагов. После пятого тяжелого ранения, теряя сознание, Гусев упал. Руководство боем принял старшина батареи коммунист Мартынов...
В течение двух часов, до подхода кораблей поддержки из Новой Ладоги, Тщ-100 вел бой с кораблями противника. Им выпущено по вражеским кораблям 400 снарядов. Командир тральщика Каргин показал блестящее мастерство ведения боя, исключительную смелость и настойчивость в бою».

Однако бой с противником на этом не закончился.
Командование Ладожской флотилии сразу же после получения донесений о нападении на о. Сухо приступило к развертыванию кораблей. Уже около 9 ч. 30 м. в бой вступили три сторожевых катера («МО-201», «МО-205» и «МО-206»), высланных из Новой Ладоги капитаном 3-го ранга П. А. Куриатом с целью сковать силы противника до подхода канонерской лодки и тральщиков.
Около 11 часов в соприкосновение с вражеской флотилией вступили остальные корабли Новоладожского отряда и катера группы старшего лейтенанта Н. П. Епихина из Морье, а около 12 часов — отряд кораблей под командованием капитана 1-го ранга Н. Ю. Оза-ровского.
Бой прекратился лишь около 16 часов. Корабли Ладожской флотилии дрались мужественно, но разрозненно.

Информация взята из книг:
ЛЕНИНГРАД И БОЛЬШАЯ ЗЕМЛЯ.
ИСТОРИЯ ЛАДОЖСКОЙ КОММУНИКАЦИИ БЛОКИРОВАННОГО ЛЕНИНГРАДА В 1941-1943 ГГ.
Ковальчук Валентин Михайлович

СОВЕТСКАЯ БЕРЕГОВАЯ АРТИЛЛЕРИЯ:
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ 1921–1945 ГГ.
Перечнев Юрий Георгиевич

Вокруг острова расположена обширная банка с глубинами 5-8м. На банке водится балтийский Лосось, который заходит в Ладогу из Балтики по Неве.

о.Птинов – Находится около берега и практически сливается с ним.
Вокруг острова малые глубины и множество подводных и осыхающих камней. По берегам сплошной камыш. Отличительный знак – одиночное дерево.
Протяженность острова – пять километров, ширина до трех. От побережья остров Птинов отделен очень узким проливом, который полностью зарос камышом. Пролив называется Зеленецкий и он соединяет Волховскую губу (которая омывает остров Птинов), Зеленецкий залив и Ивановское и Суховское озера. Населения на острове Птинов нет. По большей части он покрыт кустарниками, однако встречаются и леса.
В 2016 году на острове Птинов был создан мемориал, посвященный погибшим в крушении баржи, которое произошло 17 сентября 1941 года около берегов острова. Освятили пятиметровый крест, установленный на предполагаемом месте захоронения сотен жертв, тела которых вынесло на берег.
Подробнее здесь: Ладожский Титаник.

В сентябре сорок первого состоялась одна из первых операций по эвакуации жителей Ленинграда.
На борту баржи оказались курсанты военно-морских училищ и выпускниками Военно-морской медицинской академии. Многие из них, в основном курсанты Дзержинки, училищ Орджоникидзе и Жданова и военно-морские медики, уже прошли до этого боевое крещение, защищая Ораниенбаумский пятачок.
Часть военных училищ к тому времени уже эвакуировались, а молодые офицеры-врачи направлялись к местам новых назначений. Некоторые были с жёнами и детьми. Плюс к ним на барже оказались сотрудники гидрографического и транспортного управлений, учащиеся ремесленных училищ, а так же многие «неучтённые» граждане, преимущественно женщины с детьми и старики, эвакуировавшиеся на Большую землю.
В открытой Ладоге ветром оборвало буксирные тросы и судно пошло под воду.
Количество погибших варьируется от 1200 до 1300. Общая численность была около 1500. спастись в холодных водах озера было практически невозможно.
Тела погибших, судя по архивным данным, прибивало к берегам острова Птинов. В описании тех событий фигурировал ориентир захоронения - некий камень с выбитым на нём текстом о трагедии. Камень нашли. Надпись была заросшая мхом. Надпись прокрасили.

Поисковики предполагают, что захоронение примерно в ста метрах от камня. Там где высажены кусты шиповника. Скорее всего, так жители окрестностей обозначили братскую могилу.
На мысе Княжой (восточная оконечность острова) сохранились строения. Северная оконечность острова называется мыс Воронов

м.Стороженский На мысу есть кирпичный маяк постройки 1906г. Его координаты (60*31,9'N 32*37,7'E).
Маяк является самым высоким в Европе – 71м. С него открываются превосходные виды на озеро и окрестные берега. Смотрители маяка, по отзывам других посетителей, люди строгие и на верх не пускают.
Подходы к Сторожно изобилуют камнями. Заходить надо на створные знаки расположенные между домами деревни. Идя по створам дойти до белой вехи (на карте её нет, это народное творчество) и после неё повернуть направо к причалу. С озера причал и рейд около него, прикрывает подводная гряда (отмечена красным пунктиром), о которую разбиваются крупные волны.

Причал является причалом МЧС и официально швартоваться к нему нельзя.
МЧС, беззастенчиво и нагло отжало этот причал у местных жителей которые его и построили.
Из общения с местными жителями:
… Да он (её зять) хотел как лучше, чтобы и свой катер ставить и наш и чтобы знакомые, при необходимости, могли воспользоваться… Да не о каких деньгах речи даже не шло… Уж мы это место с детства знаем, мели да камни сплошные….Здорово, что село возрождается… Построили. Кто-то «стуканул», что, мол, хотим деньги на причале зарабатывать…. Приехали из милиции и из МЧС, сказали, что это водоохранная зона и нельзя частным лицам строить причалы… Т.е. или сами ломайте и платите штраф, ну или пишите официальную бумагу, что кругом виноваты, но осознали и отказываетесь от причала в пользу государства (МЧС, пожарный причал)… Тогда нас не накажут… Нет, у них самих денег на причал конечно же не было, поэтому так были рады отнять у нас – им же отчетность нужна…Бумагу мы написали, да еще нас заставили пройти обучение, как «добровольных пожарных»… Ну теперь с него официально только купаться и можно… ».

Сказывают, что в 1400-каком то году, некий преп. Киприан основал в Сторожно монастырь.
Киприан прежде был разбойником или пиратом: грабил суда проходящие из Свири в Волхов. На мысу Стороженский разбойники «сторожили» суда проходящие мимо и грабили их.
Раскаявшись, Киприан принял постриг и на разбойные деньги построил монастырь и храм, который сохранился до наших дней. Сам Киприан почил в своём монастыре в 1498 году. На его могиле была установлена плита, которую после 1917г. рыбаки разбили на грузила. До сих пор существует укромная бухта "Разбойницкий носок", где отстаивались суда Киприана.

Стороженский храм, считается древнейшей постройкой на Ладоге. На протяжении нескольких веков противостояния со шведами на Приладожских землях этот монастырь выполнял сторожевые функции, полностью оправдывая свое название. Его стратегическое значение было настолько велико, что обитель еще при жизни Киприана получила особые привилегии от русских царей: освобождение Киприано-Стороженского Никольского монастыря от податей подтверждают несудимые грамоты Федора Иоанновича (1587) и Бориса Годунова (1598). В те времена количество насельников в монастыре составляло не более 30 человек, которые "питались от трудов своих", в основном, занимаясь рыбной ловлей.
В соответствии с существовавшей на севере и северо-западе Древней Руси традицией, церкви и монастыри, стоявшие вдоль важнейших водных путей, освящались в честь Николая Чудотворца - покровителя мореплавателей, одного из самых чтимых святых на Руси. Расстояние между Никольскими храмами равнялось одному дневному переходу по воде, таким образом путешественники постоянно находились под покровительством Свт. Николая.
Согласно изданному в 1764 году Екатериной II указу "О Духовных штатах" количество монастырей в России сократилось почти вдвое. Оставшиеся, разделенные соразмерно богатству и знатности на три класса, они практически полностью лишились вотчинных имений. По этому указу скромная Киприано-Стороженская обитель была упразднена, монашествующих перевели в Александро-Свирский монастырь, а церковь стала приходской. В 1832 году, в виду бедности Никольского Стороженского прихода, церковь приписали к Спасо-Преображенскому храму в селе Загубье.
Архитектура храма очень оригинальна. Стены храма выложены из необработанного камня, скрепляющий раствор заменен белком яиц чаек, окна разного размера и формы, расположены безо всякой симметрии, стены очень тосты и сильно наклонены вовнутрь. В данный момент храм находится в ужасном состоянии. Несколько лет назад в храме обвалилось перекрытие 2-го этажа, и теперь на двери висит замок, а окна заложены кирпичем. Подробнее можно почитать и посмотреть фото на сайте
http://www.yuri32.nm.ru
Несколько лет назад в храме обвалилось перекрытие 2-го этажа, и теперь на двери висит замок, а окна заложены кирпичём.
Храм медленно восстанавливается.

В районе Сторожно встречаются, так называемые, жертвенные камни. Один из них находится в 4-х километрах восточнее маяка, это большой валун характерной формы – Пичин камень. На его вершине есть жертвенная чашечка. На берегу так же есть подобные камни.
Вдоль берега озера есть оборудованные рыбацкие стоянки.

Стороженский риф.
При подходе к этим местам надо быть предельно осторожным, так как вследствие мелководья образуется значительное волнение и рядом находится печально знаменитый Стороженский риф.

Стороженский риф тянется от мыса Стороженский на 3,2 мили к N. Риф изобилует подводными и осыхающими камнями.

Знак Торпаков установлен на Стороженском рифе на искусственном островке Торпаков, лежащем в 1 миле к N от мыса Стороженский. Ограничивает риф с юга.

Светящий буй Стороженского рифа выставляется в 2,7 мили к N от мыса Стороженский. Рядом с буем выставляется веха. Знак ограничивает риф с севера.

Банка Северная Торпакова каменистая расположена в 4,5 мили к NNW от мыса Стороженский. Наименьшая глубина на банке 1,2 м.
Светящий буй банки Северная Торпакова выставляется у северной кромки банки Северная Торпакова. Рядом с буем выставляется веха.

г. Новая Ладога - расположен в устье реки Волхов, в 12 километрах от колыбели русского государства - села Старая Ладога.
Своим возникновением в 1704 г. город обязан Петру I, по приказу которого здесь была открыта судостроительная верфь и начато строительство обводных каналов (их решили строить в обход Ладожского озера из-за частой гибели судов во время штормов на Ладоге). Канал, некогда носивший имя царя и был в ХVIII в. самым крупным гидротехническим сооружением Европы. По историческим легендам первые три тачки с землей на строительстве канала вывез сам царь Петр.
Одной из первых построек на месте будущего города стал Николо-Медведский монастырь, основанный в ХIV-ХV в.в. На территории монастыря до сих пор радует глаз церковь Рождества Пресвятой Богородицы (ХVI в.). Вся центральная часть города - это сохранившийся до наших дней в первозданном виде купеческий город - Гостиный двор, здание Городской управы, купеческие деревянные дома с мезонинами, Торговая площадь.
В 1764-1768 гг., город принял на постой Суздальский пехотный полк под командованием 34-летнего полковника А.В. Суворова.
C 1941 по 1944 г.г. в Новой Ладоге находился штаб Краснознаменной Ладожской военной флотилии. В память о героических событиях тех лет в городе создан мемориал. У берега на вечной стоянке два судна, тральщик ТЩ-100 (участвовавший в бое за остров Сухо) и буксир "Харьков.
Сейчас Новая Ладога представляет собой небольшой промышленно развитый город с населением 12 тысяч человек. Об истории города подобно рассказывают экспозиции краеведческого музея.

В городе очень развита лодочная инфраструктура. Есть много мест, где можно оставить лодку и машину под охраной.
Например:
Комплекс активного отдыха "Горизонт" http://bazagorizont.ru/
Турбаза "Ладога" http://ladoga-baza.ru/
База отдыха "Креницы" http://krenitsy.ru/
Гостевой дом "Приют рыбака" http://xn----8sbac7ap4aics5h6a.xn--p1ai/index.html
Так же, присутствует ремонт и продажа моторов.

д.Старая Ладога (Ладога) - большая деревня, вытянутая вдоль берега реки Волхов на 1,5-2 километра, и расположенная в 15 километрах от Ладоги.
В деревне сохранилась древняя пятиугольная крепость с высокими каменными стенами и башнями. В крепости действует музей.

Старая Ладога является одним из старейших городов России, впервые упоминается под 862 годом. Летопись рассказывает о призвании трех братьев варягов на княжение на Русь: "...И избраша трие брата с роды своими и придоша к славеном первее и срубиша город Ладогу и седе старейший в Ладозе Рюрик...". Таким образом, Старая Ладога, наряду с Киевом и Москвой, должна считаться одной из столиц Русского государства. Правда статус этот она носила весьма непродолжительное время.
В 1144 г. здесь начинают строительство каменного кремля. Через 20 лет сюда приплыли шведы на 55 судах. Местные жители укрылись в крепости. После неудачи при штурме, шведы отправились обратно в Ладогу, однако там их настигли пришедшие на помощь новгородцы.
В 1313г. была предпринята вторая попытка взятия крепости. Шведы захватили крепость и сожгли деревянные постройки, однако взять крепость под свою юрисдикцию не смогли.
В 1338 году отбито ещё одно нападение шведов.
В середине 15 века крепость перестроили в связи с появлением огнестрельного оружия.

В 1610 и 1611 годах, крепость дважды захватывали шведы.
Вернее не шведы, а... французские мушкетёры Пьера Делавиля, бывшие наёмниками в шведском войске.
Они захватили крепость летом 1610 года и продержались в ней, в осаде, пол года.
Помимо французов, в отряде Делавиля, французского гугенота, были выходцы из Франции, Англии, Шотландии и Нидерландов. Они прибыли на русские земли в составе шведского войска в 1609 году для оказания помощи царю Василию Шуйскому в борьбе с Лжедмитрием II и в августе 1610 года были направлены в Ладогу.
Отряд наемников, в составе которого были рейтары и мушкетеры, взял крепость с помощью военной хитрости и удерживал ее до середины февраля 1611 года, когда новгородские войска лишь с пятой попытки смогли принудить гарнизон сдаться.
Французы покинули Ладогу под развернутыми знаменами, Новгородцы позволили им вернуться в Швецию.
В XIX веке во Франции были изданы записки Делавиля о событиях Смутного времени.

В 1701 году Старая Ладога выдержала последний в ее истории штурм.
В 18-20 веках торговлю перехватила Новая Ладога, в которую в 1704 году по приказу Петра перевели все административные учреждения и жителей из Старого города. Позже железные дороги свели к минимуму и сам транзит через Волхов. Товары пошли напрямую в Петербург. Все это и превратило Старую Ладогу в маленькую деревушку.
Никольский монастырь- находится к югу от Крепости. Его появление связывают со временами Александра Невского, однако, документов подтверждающих подобную древность монастыря, нет. Никольский собор (XVII в) построенный на месте церкви 12 века. единственное уцелевшее от монастыря здание.
Недалеко от деревни обнаружены холмы - могильники. По преданию, в одном из них похоронен Вещий Олег.

Назад.
Hosted by uCoz