Ладога под углом 40 градусов.
2005г.


Погиб ли тот фрегат седой волной разбитый?
Иль может быть пират пустил его ко дну?
Но капитана ждет красотка Маргарита,
А вдруг не утонул? А вдруг не утонул.

 

Отчет составил: Виговский И.О., капитан швертбота типа "Мева", М-450, "Марго".
ioklmn@bk.ru

Цель похода: Осмотр достопримечательностей и финских береговых укреплений на Ладоге. Посещение Куркиекского залива. Прохождение проливом Путсаренсалми и посещение о.Валаам. Активный и матрасный отдых. Закрепление навыков хождения на швертботе.

Экипаж: Виговский И.О.- капитан. Ходил один.

Навигационое оборудование: использовалась морская карта севера Ладоги, помещённая в герметическую упаковку. Имелся яхтенный компас КМС 55-2, бинокль OPTUS 8х-24х50 zoom.

Маршрут:
п.Лосево - устье р.Бурная(Тайпаленйоки) - о.Коневец - пляж за м.Мустаниеми - о.Заячий
- м.Куркиниеми - б.Терву - о.Кухка - м.Семенгиеми (пляж безбашенной нерпы) - о.Котилуотто
- о.Путсари - б.Терву - м.Куркиниеми - б.Терву - зап. оконечность о.Корписари - м.Куркиниеми
- о.Заячий - зал.Лехмалахти - р.Тихая(Пярна) - г.Приозерск.
--------------------------------------------------
Жирным шрифтом выделены места днёвок.

Итоги похода:
Продолжительность похода: 20 дней. (+ 1, Волга)
Пройдено:
389км.- по Ладоге.
77км.- по Волге.
---------------------------
466км.- всего.

Ходовых дней: 16 (+ 1, Волга)
Дневок: 4
Средний переход за ходовой день: 22км.
Максимальное удаление от берега: 15,5км.
Сила ветра и высота волны оценивались визуально.

12 июля.
В 21-30 сел в поезд и наконец то ПОЕХАЛ!!! на Ладогу. Работа, проблемы и заморочки, все это осталось там, на перроне Ленинградского вокзала.
Я СВОБОДЕН. Как приятно после изнурительной погрузки лодки на июльской жаре , сесть у окна набирающего ход поезда, и открыв потную бутылку пива выпить сразу половину.
Я еду.
Катамаран в этот раз не взял. В результате весеннего дутья на Мосморе катамаран получил повреждения и требовал ремонта. Поэтому взял "Меву", которая мне досталась в этом году.
Это такой разборный швертбот с деревянным каркасом и прорезиненной оболочкой. Швертбот делали в Польше в 60-70 годах и поставляли в СССР. Сейчас они практически вымерли как класс , устарев морально. По сравнению с катамараном "Мева" имеет меньшую обитаемость, мореходность и площадь парусов при значительном весе, но это швертбот, а значит он более экстремален в управлении. Да еще и раритет.
Мне хотелось ощутить, как ходили на них на заре парусного туризма, а ходили круто, пересекая Азов и прочие большие водоемы.

Длинна - 3,5м.
Ширина - 1,3м.
Осадка швертом - 0,6м.
Вес - 72кг.(по паспорту)
Набор "Мевы" - деревянный.
Шкура - резиновая. (у меня ПВХ "Феррари" 900г/м.)
Паруса - х\б. (у меня Лавсан) - 6,4м2.(по паспорту), у меня 7м2.
Мачта - деревянная (у меня дюраль)
Шверт - кинжально-секторный, дюраль.
Руль - деревянный (у меня от "Простора").

Когда я был школьником владеть "Мевой" было несбыточной мечтой даже для взрослого работающего человека. Стоила она очень дорого, да и в свободной продаже ее практически не было. По тем временам она была самым прогрессивным судном для парусного туризма. Это была ЯХТА, маленькая, но настоящая.
Статья о "Меве" здесь.

13 июля.
Приехал в Питер в 5 утра. На Московском вокзале стоят бомбилы с любыми машинами. Я взял "Газель" за 400р. У водителя купил 5л. бензина, для косилки (косилка- это мои мотор сделанный из бензинового 700 ватного триммера. Скорость под косилкой 7,5км/ч.). Перебросился на Финляндский вокзал и в 10-30 был у воды, в п.Лосево, на озере Суходольском.
Место сборки находится в 100м от платформы, рядом с мостом.
Не спеша собрался и отошел.
Ветер свежий, фордак-бакштаг, солнце, жарко. Иду, балдею, попивая вино.
Около п.Громово осмотрел финский береговой форт. По финским данным там стояло несколько мелких орудий и пулеметов. Укрепление основательно взорвано. Это был довольно большой бункер со входом со стороны леса. Толщина взорванного перекрытия впечатляет- 1,5-2м. Есть отверстие от срезанного автогеном бронеколпака (судя по кромке среза, недавно). Варвары. Кроме бетонных "мегалитов" смотреть там нечего.

Вокруг все основательно вытоптпно и немного подзагаженно. У воды, под укреплением популярный среди местных жителей пляж.
Осмотрев остатки былого величия "Линии Маннергейма" отвалил к следующему форту - "Патониеми". По дороге видел стойбище индейцев. Вигвамы (типи), народ в прикиде с перьями. Подходить не стал, вдруг они настоящие и захотят мой скальп :).
С попутным ветром дошел до форта "Патониеми". Этот форт хотя и взорван, но сохранился немного лучше.

Сохранилась задняя стенка укрепления со входом - воротами, размером 2х2м., и металлической дверью. Потолок просел, внутри почти все взорвано. Внутри форта, или капонира (как его еще называют), стояло 4 мелкокалиберных орудий. Форт прикрывади несколько пулеметных дотов. Во время финской войны форт противостоял нашим войскам. За него шли упорные бои. Наши войска форт не взяли, финны отошли по приказу.
Подробнее о форте . здесь и … здесь.
Ветер по-прежнему попутный, дошел до начала реки Бурная. Река течет довольно быстро. На ней есть один порог длинной 50-40м. Вода была высокая, поэтому она не бурлила, но было много водоворотов. Река вполне проходима для парусных катамаранов, но надо обязательно валить мачту. На реке несколько низких ЛЕП и один тросовый паром, трос которого может быть натянут. Проходить порог надо левым по ходу берегом, там спокойней.
Пройдя порог, врубил мотор-косилку и прошел остаток реки на моторе. В Ладогу вышел уже в сумерках и направился к острову, виднеющемуся напротив устья. Вода в Ладоге высокая как никогда. В воде стоят десятисантиметровые деревья. Справа, в устье реки Бурной есть песчаный пляж. Встать там можно, но видел машины и рыбаков.
К островам подошел уже в темноте. Они представляют собой кучу булыганов, стоять на них не возможно.
В лодку начала поступать вода. В темноте трудно было определить откуда она берется. Поэтому я развернулся и направился к коренному берегу и встал в километре к северу от устья р.Бурная в каких то зарослях. Палатку ставил в темноте и с трудом. Пришлось искать ровное место среди камней и вырубать кусты.
Пройдено за день: 44км.

14 июля.
Встал с солнцем. Оно нагрело палатку, и спать стало невозможно. Решил сделать дневку и заклеить лодку. Нашел две дыры по 0,5см. в скуле. Дыры заклеил, но дневки не получилось КОМАРЫыыыы. Мелкие и кусючие. МНОГО.
Быстро собрался и отошел курсом на м. Чалка (Ярисевяниеми). Даже не позавтракал. Дошел в легкий бейд одним галсом. На мысу есть остатки финской береговой батареи. Один бетонный орудийный дворик в рост человека.

Подземное бетонное укрытие взорвано и превращено в груды бетона. Толщина бетона 2м. Впечатляет.
Еще на мысу стоит дом и есть люди, но я их видел мельком и на меня никто не наезжал.
Иду дальше, в легкий бейд, на о.Коневец, который виден на горизонте. По дороге разошелся на встречных курсах с катамараном СП-50. К о.Коневец подошел вечером на стихающем бейде. Пришлось включить "железный фордак". Пристал на м.Каменном, где должна быть финская батарея, но ее не нашел. Вероятно на ее месте, то есть прямо на ней, построены вот такие военные сооружения. Подземные помещения батареи находятся под сооружением.

Если учитывать, что на Коневце испытывали торпеды, то можно предположить, что это пусковые установки только стационарные, под крышей. Повсюду валяются такие(см.фото внизу) агрегаты, которые разбирают на металл.

Осмотрев останки полигона отвалил в сторону пляжа за м.Стрелка(Коневец), но проходя монастырской бухтой заметил пару "Лодий" и катамаран с прямыми парусами !!!.
Подошел и встал рядом. Оказалось, это дети под руководством священника и еще нескольких взрослых. Воскресная православная школа. Милые и гостеприимные люди. Угостили меня ужином. Посидели, поговорили.

Лодьи фанерные, с транцем, без воздушных ящиков и пенопласта. Вместо руля кормовое весло. Построены без соблюдения элементарных правил судостроения. До этого ходили они по рекам. Парусное вооружение - один прямой парус с двумя реями???!!! , верхней и нижней. В общем, для Ладоги довольно убого, но они прогребли вдоль берега от Шлиссельбурга до Коневца и собираются идти на Валаам.
Я им живо нарисовал перспективу их похода в случае возникновения штормика: Встречать волну они могут только носом. Грести против волны дети смогут минут 20,(сам греб на ЯЛах ребенком). Потом Лодью разворачивает бортом, а затем кормой к волне и заливает через транец. Лодьи идут на дно и дети в спасиках попадают в 10 градусную воду, где долго не проживешь.
Руководители задумались. Надеюсь я немного охладил их пыл.
Хотя как говорят местные рыбаки: "Ладога всех примет..."
Вечер был тих и прекрасен.
Пройдено за день: 24км.

15 июля.
Утром встал с солнцем, которое, выйдя из за откоса берега где то в 12-00, нагрело палатку.
Попрощавшись с гостеприимными соседями отошел курсом на м.Стрелка, в бакштаг. Обогнув его пошел вдоль берега острова на м.Варгосы. Не доходя его, должна быть финская береговая батарея.
Дойдя в бейд до предполагаемого места ее расположения, осмотрел все окрестности, но нечего не нашел. Может не там искал или батарея была временная?
Отвалил на м.Мустаниеми в14-30. Иду на фордаке прямо в берег на знак "Береговое" с расчетом подойти к нему, определиться, и идти на мыс. Ветер свежий, дует хорошо. Волна 0,5м. кое где барашки.
Я предполагал, что управлять швертботом сложнее, чем катамараном, но не настолько же! Мало того, что на фордаке его болтало по курсу, его еще кренило и валяло изрядно. Приходится постоянно откренивать то на один то на другой борт. "Мева" отцентрована для чайников. Если бросить руль, она тут же приводится. На фордаке, если чуть зевнешь она приводится, и на галфе ее норовит кильнуть. Кроме того, в такие моменты ее заливает.
В общем, лодка расслабиться не дает. На катамаране, в таких же условиях, я бы не напрягаясь тупо ехал бы, лежа на трамплине.
В 17-35 дошел до м.Мустаниеми. На мысу сохранились остатки финской береговой батареи. Два бетонных орудийных дворика и бетонные подземные помещения между ними. По финским данным там стояло два 152мм морских орудия.

На мыс ведет неплохая грунтовая дорога из поселка Моторное. Место часто посещаемое. Внутренние помещения батареи слегка подзагаженны мусором. Бронеколпак срезан, и судя по срезу недавно.
В 18-21 отвалил от м.Мустаниеми в сторону г.Приозерска. Ветер поменялся и задул попутный фордачек на грани воображения. Крадусь в пяти километрах от берега. К вечеру мне это надоело и, включив моторчик, я направился к песчаному пляжу, на северном краю которого и встал. Стоянка на краю перешейка между Ладогой и оз.Снетковским
При высадке произошла маленькая неприятность. Легкий ветер, на воде только рябь, но при подходе к берегу образовался мощный накат. Пляж довольно крутой, поскольку вода в Ладоге высокая как никогда.
Как на катамаране, по простому, я направил швертбот носом на берег. Носом то он ткнулся, но тут же его начало заливать с кормы. Вытащить на берег 75кг. швертбота, плюс вещи, плюс вода в нем, я не мог. Поэтому начал быстро разгружать его и чуть не надорвавшись вытащил. Позднее я разработал тактику подхода к берегу на швертботе на волне. Подхожу бортом на закрененном в сторону берега швертботе, быстро выскакивая и занося на берег сначала корму, а потом нос, так попеременно и вытаскиваю.
На берегу обнаружил противотанковый ров, глубиной 2-3м. и шириной 5-7м., колючку в два ряда, а за ними локально расположенные окопы.

Ров проходит между Ладогой и оз.Снетковским и обозначен на картах как канал, хотя воды в нем нет. Укрепления ориентированны фронтом на юг, то есть финские. На берегу Ладоги, куда нельзя дорыть ров, стоят надолбы в два ряда, из камней высотой в метр.
Пройдено за день: 33км.

16 июля.
Встал поздно. Штиль. Жара. Отремонтировал стрингер, поломанный после вчерашней выброски в прибой. Купался. Вода холоднющая. Подъехала компания на нескольких машинах с катами "Простор". Пообщались. Неспешно собрался и отвалил курсом на о.Бурнев.
Ветер катательный, фордак- бакштаг. Солнце.
Из Приозерского залива вышло несколько катов и яхт.
Дойдя до пролива между берегом и о.Бурнев, повернул на фордак и вошел в пролив. Ветер усилился. Лодку стало болтать по курсу и крену. Управляюсь с трудом.
Тут неожиданно ветер зашел и гик перебросило на другой борт. Лодка мгновенно начала приводится. Я оказался на подветренном борту, а лодка накренилась и стала принимать воду через борт. Все происходило как в замедленном кино. Лодка медленно кренилась и вода, словно сгущенка, медленно переливалась через борт. Бросив румпель и шкоты, я прыгнул на наветренный борт и повис на нем. Лодка медленно выпрямилась. Вода стояла выше пайолов. Отчерпав ведра четыре-пять и передохнув я выбрал шкоты и пошел на о.Бурнев.
У берега острова Бурнев, в районе бывшей дизель - электростанции, увидел "Альбатрос" М508 "Одиссей". Пристал рядом. Никого нет. Подождав немного, пошел по дороге искать экипаж. Нашел их вяло бредущими по дороге после осмотра острова. Решили отойти на о.Заячий и там встать.
Идем одним галсом в бейд. На "Альбатросе" трое, я один. Парусность одинаковая. Скорость одинаковая. Однако я иду круче к ветру.
Вечером был костер, еда, спирт, пиво, разговор.
P.S. На о.Заячем с дровами плохо.
Пройдено за день: 19 км.

17 июля.
Встал в 12-00. Ветер катательный. Волна 0.7м., одиночные барашки. Солнце. Собрался, зарифился и отошел курсом на о.Кильпола. "Одиссей" позже идет в б.Терву.
Иду на фордаке, энергично отрабатывая каждую волну. Лодка рыскает и кренится. Расслабится нельзя ни на минуту.
Не доходя 1км. до м. Кярмеламенниеми, повернул вдоль о.Кильпола. Бакштаг. Дойдя до о.Пелотсари, повернул в пролив за остров. Бухту за о.Пелотсари называли - бухтой смерти. В 1941г. отсюда эвакуировали под огнем две наши дивизии, окруженные на о.Кильпола. Нашел несколько стоянок.
Выйдя из залива обошел с севера о.Исо-Койрасари. В северном заливе острова есть стоянка.
Миновал о.Козлинный, обогнул о.Лапинсало и прошел проливом между о.Хепосари и о.Торосари Хотел дойти до г.Куркиеки ,но Куркиекскую шхеру затянул дым. Что-то основательно горит. Натягивает неслабую грозу. Я туда не пошел больно уж там мрачно, а развернулся и двинул в сторону м.Куркиниеми. Сзади настигает гроза.
В проливе между м.Куркиниеми и о.Хепосари гроза меня догнала.
И началось. Шквал, ливень, грохот. Струи воды, буквально прижимают к пайолам. Развернулся за фордак и мгновенно влетел в бухточку рядом. В бухте уже стояла на якорях яхта, а стоянка с пляжиком была занята моторкой. Поэтому я встал слева на скалах. Бухта удобная. Закрыта от ветров всех направлений. Поставил палатку, сготовил еду на газу и завалился спать. Гроза грохочет так, что меня аж подкидывает.
P.S. Перед походом купил шляпу- зюйдвестку, с лейбой "Экспедишен". По идее, это штормовая шляпа и воду она пропускать не должна. Как только началась гроза я напялил на себя шляпу и довольный собой начал ставить палатку, но оказалось, что шляпа течет???!!! прямо по ткани???!!!
Не покупайте товары этой фирмы. Нет ей доверия.
Пройдено за день: 18км.

18 июля.
Отошел на о.Койонсари. Зашел на м.Куркиниеми. Лазил на маяк.

Дальше пошел вдоль шхер. Галф-бакштаг, ветер катательный, солнце. Видел несколько стоянок. Зашел в залив Хеплахти у м.Раханиеми. красивый залив с удобными, закрытыми от ветра стоянками-слипами.
Из залива вышел на моторе и увалился до галфа.
Подходя о.Койонсари немного обалдел. Пляж забит людьми, как летом в Сочи. На остров сделали дорогу, а перед мостом стоянку для машин. Это была "Мекка" байдарочников и катамаранщиков. Шикарные пляжи, удобный подъезд, магазин в Терву. Пропал остров, жалко.
На краю пляжа увидел М508 "Одиссей". Подошел. Одиссеи тоже немного прифигевшие от количества народа уже собирались. Решили идти в магазин, а потом Лавуатсарским проливом (не путать с Гибралтарским) на о.Кухка.
После магазина я пошел на моторе к мосту на о.Койонсари разузнать как и чего. Сторож охранявший шлагбаум и стоянку перед мостом молчал как партизан. Он дал телефон человека который ответит на все вопросы. Вероятно зимой начнут строить коттеджи и вертолетную площадку, как я слышал ранее.
Отошел на о.Лавуатсари на моторе. У острова Линнамяки(Шапка Мономаха) пошел на парусах. Догнал "Одиссей". Не доходя о.Лавуатсари увидел слева на пляже "Шевницкую эскадру", Димастого, Лямцева, Степанова и еще многих . У них два "Альбатроса", "Тайфун", "Простор", и Самоделка с дубовыми шпангоутами.
Встреча была бурной и радостной. Встали рядом с ними. Вечером усиленно общались и двигали стаканы.
P.S. Потерял свою любимую, можжевеловую ложку. Вероятно забыл на стоянке на м.Куркиниеми. Надо будет на обратном пути зайти.
Пройдено за день: 23км.

19 июля.
Встал поздно. От вчерашнего общения болит голова. Катался на "Меве". Вечером ужинали, пили, неспешно беседовали. Пошел дождь.
Пройдено за день: ?км.

20 июля.
Встал как всегда поздно. Постепенно появляется солнышко.
Позавтракал вместе с М508, и отвалил курсом на о.Рахмансари.
Проходя Лавуатсарским проливом, встретил Володю Райкова на его супер "Альбатросе" с фанерной каютой (см. отчет 2003г). Помахали друг другу ручкой.
Выйдя из пролива начал лавироватся на о.Рахмансари. Волна 0,5м. ветер катательный. Швертбот лавирует 120 град. Встречная волна сбивает его с курса.
Встал на северной оконечности и пешком пошел на южную. С трудом нашел могилу наших моряков погибших при обороне острова в 1941г. Ориентир - поляна иван-чая. Установил на могиле фанерную крышку от ящика, с выжженной на ней хроникой боев за остров. Тот, кто посетит могилу, прочтет, что тут было в 1941г.
(подробнее тут).
Отошел на о.Кюнсари, который обогнул левым бортом. Видел тюленя, который выныривал в 10м. за кормой. Красивый, черный, блестящий. Большие выпуклые абсолютно черные бездонные глаза.
Дошел до о.Кярпенсенсари и вошел в протоку, делящую остров пополам, намереваясь выйти к о.Кухка. Однако, протока оказалась непроходной. Вышел обратно. Заштилело. Врубил "Железный фордак" и дошел до южной бухты о.Кухка, где и встал. Рядом, за кустами, носится свора детей.
Поставил палатку. Сижу, пишу свои заметки и тут, из кустов выбегает девочка лет 7-8 с автоматом Калашникова. Вижу что это не игрушка и предохранитель на автоматическом огне. Небрежно поводя стволом в мою сторону, девочка спрашивает: Дяденька, а что вы пишите? В голове мелькнула мысль, что это, дочурка какого нибудь "крутого" стырила у папы ствол. Я уже собрался выдать все военные тайны которые знал :), как тут прибегает мальчик. Отобрав у девочки ствол, начинает разбирать "Калаш" прямо на песке, попутно объясняя мне, что он учебный, что все эти дети из Лахденпохьи, военизированный лагерь.
Лег спать пораньше.
Пройдено за день: 26км.

21 июля.
Проснулся рано, в 7-00.
Поспать не дали дети, Эти юные милитаристы устроили стрельбище из пневматических ружей, прямо за моей палаткой.
Быстро собрался и отошел в сторону о.Путсари.
Солнце. Галф. Иду на м.Кельпяниеми, при входе в Лахденпохскую шхеру, посмотреть остатки финской береговой батареи.
Пристал в районе каменного сарая. Сам сарай, судя по всему, построен после войны пограничниками, охранявшими вход в шхеру, которая была закрытым районом. Уж больно открыто он расположен и крыша из бетонной плиты, стены из природного камня. В сарае есть нары, печка и приставная дверь. При желании можно переночевать с комфортом. Справа, на горе у которой стоит сарай, есть окопы, вырубленные в скалах. Далее, на следующей возвышенности, ближе к мысу есть Н/П, два орудийных дворика ( на дне есть болты), сложенные из камней и рельсов на бетоне. Есть взорванный бункер-укрытие(груда камней).

Ближе к берегу, на пологой скале, есть великолепно выложенная из камней, стрелковая позиция. Высотой 0,5м., диаметром 3-4м. Позиция имеет три амбразуры. Одна фронтального, и две флангового огня.

После осмотра двинул на пляж у м.Семенгиеми, или "пляж безбашенной нерпы".
Попутный штиль. Фордак-галф. Крадусь. Жарко.
Доплелся. На пляже народу не много. Подошел "Альбатрос" СП-65. Прошел в 20м. от меня. Даже не поздоровались, "братья по разуму", блин. Встали они на дальнем конце пляжа.
Вечером соседи байдарочники, девушка и парень, пригласили на ужин. Очень приятные и гостеприимные люди (жалко забыл как зовут). Мило пообщались.
Пройдено за день: 21км.

22 июля.
Встал в 13-00. Солнце. Ветер катательный. Собрался. Попрощался с соседями и отвалил курсом на пролив Путсаренсалми.
Я давно хотел проити этим проливом, но как то не случалось. По моим данным в проливе должен быть памятник морякам Ладожской флотилии и бойцам Красной армии. Хотелось его найти.
В пролив вошел на фордаке. При входе в пролив с юга, надо соблюдать осторожность. Перед входом лежит банка и вход резко сужается. В результате чего возникают аномальное волнение. При входе в пролив стоят два бетонных маяка высотой 4-5м. Маяки не работают. Так же заметен памятный знак-гурий с украденной памятной плитой.


Маяк на заднем плане.

Далее по проливу есть еще несколько таких же маяков.
При выходе из пролива ветер стал в морду и усилился. Пришлось лавироватся, энергично откренивая. Потом сильно вдуло и пошел сильный дождь. Откренивать не было уж сил. Вишу за бортом. Впереди увидел ЯЛ-6 Березово, быстро уходящий в шхеры. ЯЛ скрылся в бухточке за мысом на котором стоит памятник. Я последовал за ними и встал рядом. Мыс расположен в проливе между берегом и о.Рахкасари.

Памятник оказался морякам Ладожской флотилии и бойцам 168 стр. дивизии, героически оборонявших эти берега в 1941г. Его то я и искал. Памятник стоит на самой высокой точке мыса и виден из далека. От памятника открывается прекрасный вид на пролив Путсаренсалми.
Переждав грозу, отвалил курсом на о.Котилуотто. Иду в бейд одним галсом. Ветер хорош, волна 0,5м.
Прошел половину пути до острова, и тут начало раздувать. Волна 1м. Открениваю сидя на борту, лодку потихоньку заливает через наветренную скулу. Барашки на всех гребнях. Длинные полосы пены. Управлять трудно. Решил зарифится.
При спуске грота оборвался грота фал. Остался 1м2. грота, заклиненного в ликпазу и 1,5м2 стакселя. Думал уже хана. Волна 1.5м. Лавироватся не смогу, а на фордаке парусов не хватит уйти и зальет через транец.
Однако лодка идет в бейд. Шверт опущен полностью, нижнюю часть грота и румпель держу в руке, а стаксель потравливаю при порывах и под 2,5м2 парусов медленно иду в бейд. Гребни, обрушиваясь, забрасывали в кокпит очередную порцию воды. Не хватает третьей руки, чтобы отчерпываться. Иду точно на о.Котилуотто. Между делом прикидываю, хватит ли времени дойти, пока не зальет. Должно хватить.
Вход в бухту на о.Котилуотто оказался узким и малозаметным с воды и узким - 10м. Понимая, что второго шанса зайти в нее не будет, пошел мористее и, прицелившись, влетел на фордаке. При входе чуть не кильнулся. Ломаные аномальные волны. В бухте потише.

Поставил палатку. Остров далеко от берега. Народу никого.
И вдруг, спуская парус, услышал : "Здравствуйте". Мне от неожиданности аж поплохело.
Оказалось московские катамаранщики. Алексей и его половина. Стоят в соседней бухте в 30м. от меня. У меня в бухте ветродуй, а у них жарко, мухи летают. Пригласили на жареную рыбу. Вечером посидели, поговорили.
P.S. По моим прикидкам, на переходе: пролив Путсаренсалми - о.Котилуотто, ветер был более 10м/с. и волна поначалу 1м., с обрушивающимися гребнями. Далее волны 1,5м.
Дует прямо с Валаама.
Пройдено за день: 23км.

23 июля.
Встал к 11-00. Дует так же как и вчера, ванты свистят. Валлам не пускает.
Идти 27км. в бейд при таком ветре и волне, на "Меве" - самоубийство. Решил никуда не ходить, а переждать.
Соседи ушли рано утром вероятно, когда немного стихло.
Постирался, развесил все сушится. Солнце, ветер, хорошо. Пошел гулять. Остров мне нравится. Типично пиратский. Рядом проходит трасса метеоров и теплоходиков Сортавала-Валаам, так что есть кого брать на абордаж :). Две бухты. Если нельзя уйти из одной, то можно перетащить катамаран и уйти из другой. С самой высокой точки острова открывается потрясающий вид.
После прогулки потушил пару последних луковиц с тушенкой и добавил поджарку в рис.
Сижу в кресле, смотрю на Валаам, обедаю. Кайф.
Через час с Валаама начало натягивать какую то хрень. Укрепил лодку и палатку и залез в палатку покемарить. Закапало. Подремал часа два. Дождь прошел и я вылез посмотреть что и как.
Дует так же, волна та же.
Смотрю мужик в "Капитанке" с фотоаппаратом. Поздоровались. Оказалось Москвич, зовут Александр, бывший байдарочник, первый сезон на парусном кате. Пристал в той же бухточке рядом. С ним на "Ветре" жена, двое детей, школьников и пятисильный "Джонсон". Он идет на Хунуку и далее в Питкяранту разбираться. Дойдя до о.Котилуотто он собирался тут же идти дальше, против ветра и 1-1,5м. волны. Правда под мотором.
По его словам на Хунуке стоит Дзюба, М-1.
Я убедил его переждать до завтра. Их кат перегружен, да и ветер с волной не слабые.
Вечером разбавил спиртику, хорошо посидели.
Пройдено за день: 0км.
Валаам не пускает. Если завтра погода не поменяется пойду назад. Пора.

24 июля.
Долго не вставал. Накат и ветер. Дует так же как и вчера.
Александр решил идти, но не в Питкяранту, а в Сортавалу, по ветру. А в Сортавале разобраться и пригнать машину из Питкяранты. Он и его сыновья помогли мне перетащить лодку в их бухту, так как из нее можно выйти на фордаке.
Собравшись, они отвалили на моторе при поднятом гроте на фордаке. Пошли прячась за о.Воспоминаний. Идут вроде ничего, но болтает их хорошо. Алексей оставил мне 5л. бензина, на случай если придется уходить шхерами на моторе.
Мне надо уходить сегодня в сторону Приозерска. Сегодня день возврата. Валаам не пустил. Я решил уходить, как только подстихнет, а пока отремонтировал степс мачты.
К 18-00 ветер чуть стих. Барашков стало поменьше. Быстро собрался, зарифился и отошел в 18-30. Выйдя из бухты, пошел в бейд левым галсом на пролив Путсаренсалми. Волна 1м. Ветер более 10м|с.
И тут начало раздувать. Волна 1-1,5м. Морось. Барашки везде. Полосы пены и рябь. Лодку заливает. Принял решение уходить в шхеры. Вытащил шверт и откренивая полностью растравленный швертбот и, подрабатывая краешком грота, пошел в сторону шхер. Лодка управляется с трудом. Постоянные брочинги.
Стало страшно.
В голове постоянно крутится мрачноватая, а в данной ситуации жутковатая песня о красотке Маргарите, которая ждет своего капитана: "А вдруг не утонул, а вдруг не утонул". Решил, как назвать свою лодку - Марго. Тем более, предыдущий хозяин наклеил на борта желтые короны.
С трудом дотянул до оконечности о.Селькясари (около прол.Маркатсимансалми) и нырнул в проливчик за островом. Перевел дух, отчерпался. Вода в лодке по пайолы. Через 30минут ветер стих и я вышел из шхеры курсом на пролив Путсаренсалми.
Стало темнеть. Ветер стих совсем. Иду в сумерках на моторе. Параллельно со мной идут две байдарки.
У о. Пиен-Хапасари появился катательный ветер и я начал лавировать на о.Сикасари и далее на о.Путсари. Темно. Прошел м.Пуликаниеми(на о.Путсари).
Встал в 00-00 часов в южной бухте о.Путсари
Пройдено за день: 20км.

25 июля.
Отошел в 13-00. Моросит. Легкий встречный ветер.
Вылавировался из южной бухты и ветер стих. Включил "железный фордак". Иду на о.Кухка. Через 5 мин. включили легкий бейд и я одним галсом пошел на о-ва.Кильписареты. Прохладно и пасмурно.
У Лавуатсарского пролива ветер стих и врубив мотор, прошел его довольно быстро.
В б.Терву должна еще стоять Шевницкая эскадра. Выйдя из пролива, заметил на берегу оживление. Забегали, замахали руками и фотоапаратами.Встреча была радостной. Сразу налили. Помогли разгрузится.


ВИДЕО ПРИХОДА.

Вечерком делился впечатлениями. Ели. Пили.
Пройдено за день: 35км.

26 июля.
Дневка. Солнце, катательный ветер.
Ездил в п.Терву в магазин. У дальнего магазина есть БИ Лайн. На берегу вечером тоже проклевывается.
Вечером сидели, ели, пили, разговоры говорили.
Пройдено за день: 8км.

27 июля.
Встал поздно. Утром был дождь. Потом солнце.
Решил сходить в радиальный выход на м.Куркиниеми.
Ветер хорош. Открениваю сидя на борту. До мыса шел в бейд. Зашел в бухту около мыса, где стоял 17 июля. Нашел там свою забытую можжевеловую ложку. Обратно в б.Терву шел в бакштаг. По дороге встретил Московский кат "Ветер", идущий в Приозерск, без парусов под мотором. Яхтсмены блин. Кстати заметил, что мотор развращает. Видел несколько катов с моторами, которые предпочитали идти в бейд под мотором.
Вечерил с Шевницкой эскадрой.
Пройдено за день: 22км.

28 июля.
Дневка. С утра дождь. Потом развиднелось. Солнце, легкий ветерок.
Съездил в магазин. Потом немного походил на разных курсах побаловался Лямцевским ЖПЭсом. В лавировку не откренивая "Мева" идет 5,6км\ч. В галф 7км\ч. Лавирует менее 45град.к ветру. Это при волне не более10-15см.
Вечером традиционная культурная программа.
Пройдено за день: 9км.

29 июля.
Встал поздно, впрочем, как обычно. Солнце.
После завтрака собрался и вместе с Лямцевым и Димастым пошли на о.Шапка Мономаха(Линнасари). Они на "Альбатросе", а я на своей "Меве". Посмотреть каменный стол и поснимать виды.
Вид с острова потрясающий.
Потом, попрощавшись с ними отвалил курсом на Приозерск. У м.Куркиниеми ветер усилился и я нырнул за о.Хепосари. Как только зашел в шхеры ветер стих и наступил встречный штиль. Где под мотором, где под парусом пошел вглубь Куркиекской шхеры. Кругом красота неописуемая. Дошел до ее резкого поворота, до местности называемой на старых финских картах Райкуу. На наших картах не обозначена ни как. По финским данным там была береговая батарея и стояло несколько береговых орудий.
Излазил всю гору, ничего. Может, она была временной или не там искал.
После осмотра отвалил обратно к выходу из пролива. Сначала шел под мотором. Потом на легком фордаке. Параллельно со мной из шхеры выходила яхта "Атлантик". Ветер усилился и яхта, подняв геную, меня сделала и первой зашла в заветную бухту у м.Куркиниеми поэтому встал в следуюшей бухте, смотряшей на Ладогу.

Редкостный гадюшник. Много мусора. Накат. Стоянка плохая.
Пройдено за день: 28км.

30 июля.
Утром ветра не было, штиль.
До 12-00 лежал, балдел. Потом сходил на верхнюю точку м. Куркиниеми. По фипским данным там был наблюдательный пункт. Нашел там песчаную кучу???. Рядом валялась толстая, ржавая металлическая дверь. Вокруг стрелковые ячейки из камней.
Можно предположить, что куча песка на скалах???, это основательно взорванный (отсюда и песок) Н\П. Рядом валяется броне-дверь. Можно предположить, что Н/П был одноуровневым, вровень с поверхностью. Он был либо бетонный, либо вырубленный в скалах, что более вероятно.
После осмотра мыса отвалил на Приозерск. Иду в бейд, открениваю сидя на борту. Вдувает. Не доходя м.Саханиеми устал. Довольно утомительное это занятие, хождение на швертботе. Даже не прилечь, как на кате. Пристал к маленькому островку около о.Кильпола. Вместе со мной пристал дед на самодельной разборной Байде. Пообщались.
Пошел дальше в бейд. Ночевать решил на о.Заячем.
Долавировался и встал на западном конце острова. На о.Заячем прекрасная, хотя и обжитая стоянка с видом на закат и острова в заливе Лехмалахти. Сделал костер, искупался. Сижу балдею, любуюсь закатом. Тепло. Легкая рябь.
Раздражают моторки зудящие около Приозерска. Пушечку бы, и накрыть с третьего выстрела.
Нерпа вынырнула в 10м. от берега посмотреть на меня. Вся черная, словно лакированная.
Пройдено за день: 15км.

31 июля.
С утра пасмурно, даже немного накрапывает. Потом солнце.
Отвалил в 13-00. Обошел о.Заячий вокруг и пошел в залив Лехмалахти. Легкий фордачек. Не спеша дошел до залива на о.Кильпола, где есть скальная стенка самой высокой точки о.Кильпола, горы Руллалахденвуори. Залив напротив о.Стрелка.
В заливе стоянка занята. Стоит долговременный лагерь.
Вышел из залива и пошел одним галсом курсом на коренной берег залива.Ветер слабый. По дороге разошелся с "Альбатросом" под мотором и самодельным катом с "Лисинским" гротом. Встал на галечном пляжике на коренном берегу около створов, напротив о.Волчья лапа.
Пройдено за день: 13км.

1 августа.
Встал в 11-00. Утром шел дождь. Потом переменная облачность.
Вышел к устью р.Тихая(по фински Пярна), намереваясь подняться по ней до Приозерской платформы. Ветер катательный . До р.Тихой дошел быстро.
Проходя о.Бурнев увидел на берегу, около насосной, зеленые военные вагончики-кунги, солдат и Андреевский флаг на флагштоке. Позднее узнал, что остров опять оккупировали военные. Напротив насосной, где установлены швартовные бочки, производят подводные взрывы. Закрыть весь остров они видимо не могут, поэтому пристать к острову можно, и посетить достопримечательности тоже. Главное не соваться к насосной и бочкам.
В устье р.Тихой срубил мачту и пошел по реке по мотором. В устье стоят знатные трехэтажные хатки, катера "кроссовки". В общем, рассадник "олигархов".
До автомобильного моста шел на моторе. Река и в правду тихая. Много низко висящих ЛЕП и толстая труба. Под мостом первый порог. Река перестала быть Тихой. Разделся, надел кроссовки и провел лодку. Вода теплая.
Дальше пороги пошли чаще. Где греб, где проводил. На порогах течение сильное, приходится сильно упиратся. Иногда проваливался по грудь в воду.
Под Ж\Д мостом последний порожек, а далее протокой и на лево прямо к станции.
Подняться на катамаране по р.Тихой конечно можно , но это сложно и напряг. На "Меве" есть хотя бы нормальные распашные весла и то их не хватало, а на кате только гребки.
Спустится по р.Тихой можно на кате размера "Альбатроса" только надо валить мачту.
У платформы разобрался, перетащил лодку на платформу и узнал, что электричка будет только завтра утром. Взял в магазине винца, пирожков. Перекусил.
На платформе встретил двух братьев-катамаранщиков из Питера и Москвы. Один из них тезка, Игорь. Всю ночь проговорили, а утром уехали в Питер.
Пройдено за день: 16км.

P.S. С поезда сошел в Твери, собрал лодку и за 13 часов дошел до Мосморя (Крапивомалины). Ветер с начала был слабый, потом катательный, со всех направлений. Пару раз неслабо шквальнуло. Когда был штиль, шел под мотором.
Пройдено за день: 77км.

О моторе.
Моя газонокосилка (700 ватный бензиновый триммер фирмы "Craftsman") показала себя с самой лучшей стороны. Надежна и безотказна в работе. Заводится с 2-3 рывка. Использовал в штиль, при заходе и выходе из узких бухт, в шхерах, при прохождении Лавуатсарского пролива, при подъеме по реке Тихая.
За весь поход израсходовано 5л. !!! бензина. Для безопасности обращения с мотором и предотвращения повреждения винта на камнях, необходимо сделать кльцевую защиту гребного винта.

О "Меве".
В штатном варианте "Мева" абсолютно не приспособлена к серьезному походу. Лодка строилась Поляками для хождения по внутренним водоемам с минимальной волной "Мазурским озерам". И это так. При хождении в более суровых условиях наступает экстрим и гораздо ранее чем на катамаране.
Залитая лодка сидит вровень с водой и ее практически невозможно отчерпать даже на минимальной волне (проверял). Необходимы дополнительные емкости плавучести.
Швертбот требует постоянного внимания. Нельзя расслабится ни на минуту. Если на катамаране в тех же условиях я еду и отдыхаю, лежа на трамплине, то на швертботе сижу и постоянно открениваю.
"Мева" склонна к приведению. Руль надо постоянно держать в руках.
"Меву" заливает и надо об этом помнить и периодически отчерпывать. Лучше установить ручной насос.
Подход к берегу на "Меве" более сложен. Можно повредить оболочку или поломать стрингера. Поэтому не все стоянки для нее приемлемы. В прибой на пляж и камни, как на катамаране, не выбросишся, разобьет. Надо по возможности выбирать закрытые стоянки.
Лодка лавирует круто к ветру, но при появлении хотя бы 30см. волны угол лавировки увеличивается.
В свое время на "Мевах" ходили много и везде. В частности пересекали Азовское море, но в те времена "Мева" была самым прогрессивным по тем временам судном для парусного туризма. Других не было.

Вывод: Идеальная лодка для покатушек. Быстро собирается. Можно перевозить на багажнике не разбирая. Имеет распашные весла. Можно установить 2-х сильный мотор. Можно ходить с креном даже в слабый ветер.
Нельзя идти на "Меве" в поход не имея опыта хождения на швертботе.

Hosted by uCoz