Первая Ладога и перегон
Тверь-Мошковский залив (КрапивоМалина).
2002 год.

        Есть люди живые.
Есть люди мертвые.
Есть моряки в море.

 

Составил: Виговский И.О.,капитан катамарана "Лучина" М450.
ioklmn@bk.ru
iv70.narod.ru

Маршрут:
г.Приозерск - о.Лавуатсари - о.Кярпянсенсари - о.Путсари - о.Валаам - о.Святой - о.Байовый -
- о.Лембос - о.Мантсинсари - Шхеры около Иля-Уксу - г.Питкяранта.

Экипажи:
 
Катамаран "Лучина" М450. Типа "Простор +". 10м2.
Виговский И.О. - капитан.
 
Катамаран "Кентавр" М161. Конструкция братьев Успенских. 13м2.
Успенский Сергей - рулевой.
Успенский Михаил (дядя Миша) - рулевой
Кто из них капитан я так и не понял :)
Юлька - Матрос.

Пройденно: 167,5 км. - по Ладоге.
                          79 км. - по Волге.
Всего:           247,5 км.

День сборки: 1
Ходовых дней: 8 +2 (Волга).
Дневок: 11
---------------------------------
Всего дней: 22

Примечание:
Более подробно о Ладоге можно узнать из
:последующих отчетов
и из "Исторической справки по островам Ладоги."
Поскольку это была моя первая Ладога то многого я не увидел.

10 июля.
Еду один, поэтому расчитываю только на себя.
До похода договорился с Успенскими, что встречусь с ними завтра на Ладоге, на о.Бурнев и дальше мы пойдем вместе.
Вокзальные носильщики, а точней возильщики, совсем оборзели. Докатить тачку с вещами на 150м. до вагона стоит столько, сколько я бы заплатил за машину из одного конца Москвы в другой и еще два раза. Но у меня была своя, разборная тачка. :)
Я погрузил кат и вещи на тачку и докатил до вагона, сопровождаемый высокомерно презрительными взглядами монополистов вокзального извоза.
Проводница была занята проверкой билетов у пассажиров и поэтому не обратила внимания на меня с такой кучей барахла. Я заехал ей за спину, раскидал тачку и с билетом и самым легким рюкзаком прошел в вагон. Потом вышел и начал переносить катамаран и шмотки. После третьей упаковки глаза проводницы начали округлятся, а после того как в вагоне исчезла вторая длинная упаковка (2,2м.) она взревела как белый медведь в теплую погоду и потребовала багажную квитанцию.
Распихав свой багаж по верхним полкам я вышел с бутылочкой пивка на платформу. До отхода оставалось пару минут. Проводница продолжала сотрясать окрестности своими необоснованными претензиями в мой адрес. На что я заявил, что вытащить все я все равно не успею, а когда поезд тронется то мы договоримся.
Выехал из Москвы на 20-20 часовом поезде Москва-Питер.
Позже пришлось расстатся с 150р. к обоюдному удовольствию сторон.

11июля.
В Питер прибыл в 5-оо утра. Потом за 250р. перебросился на Финляндский вокзал на машине и сел на электричку до Приозерска. В Приозерске, у вокзала стояли местные бомбилы. Взял шестерку с багажником за 150р. и в 11-00 был у воды на пляже напротив о.Бурнев.
Урааа я на Ладоге. Красотища. Водный простор, солнце, жара, пиво.
На радостях решил искупатся. Разделся и зашел в водупо колено..., и тут же выскочил обратно.
Вода холоднющая. Ноги сводит.
Стал собирать катамаран.
Сборка идет тяжело. Прямо перед походом сделал себе новые баллоны из ПВХ "Феррари". Баллоны налазят тяжело. Так же мешает пиво.
Где-то в 15 -16-оо увидел "Кентавр" Успенских, который вышел из-за мыса со стороны Приозерска и пристал к о.Бурнев. Пытался обратить их внимание, размахивая красным флагом Москвы. Они не заметили.
Вечером допил пиво и лег спать.
P.S. Хорошая тачка(не машина), это залог успеха при заброске поездом.

12 июля.
Встал в 10-оо, легкий ветерок, солнце.
Собрался, поставил мачту и отвалил на о.Бурнев. До острова дошел за 20 мин.
Встретился с Успенскими. Их трое Сергей Успенский, его подруга Юля и Михаил Успенский (дядя Миша). Пока Успенские собирали лагерь (делают это они всегда основательно и долго), прошелся по острову.
На острове была, какая то военная база. Вероятно для испытания торпед. Внутри острова находится озеро с искуственным уровнем воды. Оно сообщается с Ладогой через насосную станцию, находящуюся в бетонном ангаре, возле которого мы стояли. В насоснои сохранились механизмы. Некоторые в масле.
На берегу этого озерца есть шлюзы со стеклянными стенками, имеющие помещения за стеклом для наблюдения. Напротив шлюзов, на другой стороне озера, есть бетонный блиндаж с железными дьверями.
Так же на острове есть: Взорванный бетонный ангар. А где-то в глубине острова, со слов Успенских, есть еще и обсерватория.
Все частично демонтированное, раздолбанное и взорванное.
Раздолбанно, наверное, в годах в 90-х, поскольку на некоторых механизмах сохранились шильдики 1986г.
После осмотра острова мы двумя катамаранами отвалили на о.Лавуатсари, где как мне сказали Успенские, есть хорошая стоянка. Дошли хорошо, одним галсом. Бейд, галф. По дороге ставил генакер. При заходе в бухту у Лавуатсари задели швертами камни, оказалась каменная гряда.
Стоянка на западной оконечности острова хорошая, пляж, песок. Есть стол и кострище. Как только мы поставили палатки и разожгли костер, пришла команда на ЯЛе и с ворчанием встала рядом с нами в 30м. Типа, мы их место заняли. ЯЛы дают на прокат в п.Березово вместе с капитаном, матросом, палатками, котелками и спальниками. Стоит это 150долл. с человека в день, на 10 дней.
Вечером ужинали.
Пройденно за день:23км.

13 июля.
Сегодня решили никуда не идти, так как гребцам передали по телефону штормовое предупреждение и они любезно поделились с нами инфориацией. Решили сделать дневку.
Ветер и правда усилился, но не на столько чтобы не идти. На Ладоге отдельные белые барашки, солнце.
Где то в середине дня к нашей стоянке подошел катер, буксирующий за собой 5 лодок с кучей народу и барахла. Вся эта толпа состоящая из мужиков, баб и датей высадилась на нашу стоянку и проперлись сквозь нее с вещами и барахлом, задевая наши растяжки.
Потом подъехало еще столько же.
Затем они стали ставить палатки и разжигать костер прямо около наших палаток. Дети пытались играть в футбол об наши палатки. Несколько энергичных мужиков достали бензопилу и повалили несколько сырых деревьев. Со словами: "а здесь у нас будет хлеборезка" притащили сырые бревна и стали возводить нечто монументальное. На законное замечание по поводу такой их наглости нам было заявленно что это ихнее место, они тут всегда стояли и стоять будут.
Захотелось надавать им всем по мордам или срочно откочевать в более спокойное место, но было уже поздно.
Сходили на катамаранах в магазин, расположенный в поселке Терву. Купили водки. Прокатились.
Вечером к нам пришел Кирилл, делегат от команды Яла и пригласил на посиделки. Они тоже обалдели от колличества народа и от их наглости.
Посидели просто классно. Костер, гитара, песни орали до утра. Я срубился около 4 часов.
Пройденно за день: 9км.(до магазина и обратно)

14 июля.
Наша мстя была жестокой. Вражеский лагерь не мог заснуть всю ночь.
Утром, где то в 12-00 :) к нам подошли хмурые и не выспавшиеся вчерашние мужики "лесорубы" и вежливо поинтересовались долго ли мы еще сорбираемся здесь стоять. Видать наш ночной концерт допек их до печенок. Было искушение сказать, что мы постоим тут недельку :), но мы же не звери и после недолгих сборов отвалили на о.Кухка.
Солнышко несильный ветерок. Голова потрескивает. Обогнули о.Лавуатсари Ладогой и легли на курс. Ветер гуляет и меняется от Бейда до фордака. Жарко. Купался с катамарана предварительно обвязавшись крепким концом.
Кайффф. Бодрит.
До о.Кухка не дошли. Дядя Миша заблудился, и мы свернули в шхеры раньше, чем надо. Нашли неплохую стоянку с песчанным пляжиком у входа в глубокий и узкий залив. Как определили вечером по карте, это был о.Кярпянсенсаари. В конце залива оказалась избушка, в которой обитали рыбаки на двух "Прогрессах". Впрочем, они нам не мешали.
Пройденно за день: 20 км.

15 июля.
Встали поздно.
Дядя Миша встал раньше всех и приготовил кашу. Позавтракали. Затем я клеил свои баллоны. Я клеил их за два дня перед отъездом, спешил. Один баллон подтравливает. Пришлось искать дырлы.
Со стороны Приозерска должен подойти Толя Харитонов на "Гнедом". Он говорил, что тоже идет на Ладогу, но на несколько дней позже.
Поехали на "Кентавре" на Ладогу за о.Кюнсари посмотреть не идет ли Толя. Горизонт чист.
На обратном пути ветер скис, и мы сели на весла. По дороге встретили штилюющую яхту "Ласточка" и подошли пообщатся. "Ласточка" - микруха типа "Рикошет". Мачта черная.
Оказалось это наш бывший коллега - катамаранщик ходивший ранее на "Альбатросе" На борту кроме него был еще один взрослый и пара подростков. Мы пригласили их к нам в гости и погребли на стоянку. Через некоторое время "Ласточка" появилась из-за мыса и встала на якорь недалеко от берега. Экипаж надул резиновую лодку о отвалил к нам.
Я мнгновенно разбавил спирт, а ужин был уже готов.
Хорошо посидели.
"Ласточка" завтра уходит в Лахденпохью, а мы на о.Путсари.
Решили завтра выходить из шхеры вместе.
Пройденно за день: 4 км.

16 июля.
Встали, позавтракали и стали выходить из залива в лавировку.
Солнце легкий ветер 3-4м\с.
Обгоняю "Ласточку" и "Кентавр", но яхта ставит геную и на 18м2.парусов начинает меня медленно догонять. Выйдя из шхеры мы расстались с "Ласточкой". Она пошла в Лахденпохью, а мы решили зайти за восточный мыс острова Кюнсари, чтобы посмотреть не идет ли с юга Толик Харитонов. Его на горизонте не оказалось за то Дядя Миша заметил тучи которые должны были стать грозовыми. Мы укрылись на о.Кюнсари. Пошел дождь.
Дядя Миша и Юлька остались мокнуть около катамаранов, а мы с Сергеем забрались на самую высокую точку острова где мы застали грозу во всем ее великолепии.

С горы открывался феерический вид на Ладогу. На горизонте угадывалась еле заметная полоска Валаама. Увидели и "Ласточку" которая, убрав паруса, удирала в Лахденпохскую шхеру под мотором.
Переждав грозу мы двинули на о.Путсари который виднелся где-то на горизонте.
Прошли острова Кильписарет и Перя Кильписарет. На одном из них, на западной оконечности, есть хорошо видимый каменный гурий.
Идем на прямки на о.Путсари. Солнце. Жарко.
Где то посередине между островами Кильписаретами и о.Путсари ветер стих и на нас стало надвигатся нечто.

Это было красиво. Белый вращаюшийся валик из облаков завораживал.
Вдруг я заметил что на "Кентавре" экипаж одевает непромоканцы, и это в такую то жару!!! Я подумал, что Дяде Мише виднее и сам облачился в непромоканец.
Когда валик облаков оказался над нами, вдуло в морду и пошел дождь.
Нет, не просто подуло, а ВДУЛО.
Ветер поддувал под трамплин и катамаран стал ехать боком и скакать как козел.
Положив его в дрейф я стал рифится и спустил стаксель.
Стало немного легче управлять, но катамаран все равно прыгал.
Посмотрел на "Кентавр". Они тоже зарифились.
Стало разгонять волну.
Через 20 мин дождь прекратился, ветер стих до штиля, выглянуло солннышко. Осталась только метровая!!! зыбь.
Постояли некоторое время в надежде, что появится ветер, но его выключили и надолго. До Путсари примерно 10км. да и другие берега далеко. Делать нечего взялись за весла.
К вечеру мы все таки вошли в главную бухту о.Путсари. Народу в бухте было как тараканов. Стояло несколько теплоходиков, катеров и яхт. Было несколько Ялов и множество байдарочников. Всех их загнал в бухту тот шквал, под который мы попали. Обойдя всю бухту и не найдя приличного места для стоянки мы вышли из бухты и направились к южной бухте острова. Там мы и встали.
Пройденно за день: 22,5 км.

17 июля.
Сегодня дневка. Идем на осмотр острова.
Начали подъем наближайшую высокую точку острова и обнаружили на вершине большой каменный крест.

Крест поставлен в честь присоединении острова к Валаамской обители.
Потом спустились к главной бухте. Часть плавсредств уже покинули бухту, остальные собирались это сделать. От бухты поднялись к небольшой кирпичной церковке оставшейся от бывшего сдесь когда то скита. Церковь неспешно востанавливают. Около церкви есть большой каменный колодец диаметром 2м. Колодец запущен, вода цветет. За церковью есть живописное внутреннее озеро, которое выше уровня Ладоги и впадает в нее небольшим ручейком.
После обеда я залез на высокую скалу и сфотографировал гостеприимную южную бухту.
Вечером, сидя в кресле на берегу, я увидел яхту приближающуюся к нашей стоянке. Взяв бинокль, я определил, что это "Ласточка".
Сообщив новость Сергею и Дяде Мише, я мнгновенно разбавил спирт.
"Ласточка" подошла и пришвартовалась носом в берег. Они привезли нам свежий хлеб.
Вечером вместе ужинали, пили и разговаривали.
Завтра идем на Валаам. Наконец то увижу что это такое.
Пройденно за день 0 км.

18 июля.
Солнце. Легкий ветер.
Собрались и в 13-30 отвалили на Валаам. "Ласточка" с нами не пошла. Компасный курс 115град. Идем в некрутой бейд одним галсом.
На горизонте белеет церковь Нкольского скита,стоящая на островке при входе в Монастырскую бухту. Ветер немного усилился и в 16-20 мы высадились У Никольского скита. Оказалось что скит закрытый для посещения и с очень строгим уставом. Узнав у монаха где магазин мы отвалили. В Монастырскую бухту решили не соватся, она очень длинная и извилистая, а направились в Федоровскую бухту. Там и нашли стоянку на камнях.
После ужина пригреб местный рыбак и попросил метров 20 веревки и обещал рыбы. Обманул.
Вечером лежа в палатке и переваривая сытный ужин я услышал какое то хлюпанье рядом с катамаранами, стоящими в 10м от палатки. Подумал, что гребет рыбак на лодке. Оказалось Лоси. Лосиха с Лосенком паслись около катамаранов по брюхо в воде. Наверное они ели водоросли. Я вышел из палатки и смотрел на них. Они меня не боялись.
Пройденно за день: 22,5 км.
Пересечение Путсари-Валаам - 2час 50мин.

19 июля.
Встали поздно.
После завтрака пошли на осмотр Валаама.
Сначала по еле заметной тропке вышли на тропинку, а потом и на хорошую накатанную дорогу. Прошли мимо Игуменского кладбища и направились к монастырю, видневшемуся в конце дороги. Вдоль дороги растут два ряда пихт в два обхвата. Пихты посаженны монахами в незапамятные времена.
Посетили два магазина. Асортимент радует, есть все. В магазине у ворот монастыря есть телефон по телефонкартам. Карты продаются здесь же.
Сходили на пристань в Монастырскую бухту. Там оживленное движение судов. Снуют Монастырские "ОМ"ики, Траулеры перевозящие паломников, "Метеоры". Стояло несколько яхт и каютный катер "Швейк". Мы познакомились с капитаном катера.
Он сам был похож на Швейка. Полный и жизнерадостный человек. С его разрешения мы осмотрели катер, пообщались. На пристани есть сувенирные лавки. Я затарился сувенирами.
Долее мы разделились Успенские пошли в лагерь, а я решил посетить монастырский собор. У монастыря было много финнов и толи амеров, толи англичан. В сам монастырь пускают только с экскурсией. На входе стоит охрана из местного ЧОПа.

Вообще то свинство. Каких то Америкосов в храм пускают даже в шортах и без головных уборов, а меня гражданина России нет.
Я упросил охранника разрешить мне пройти. Мимо как раз проходила группа финнских тофарисчей и я просочился как финн :-). Посмотрел нижний храм, поставил свечки.
После чего затарившись в магазине продуктами и пивом отправился на стоянку. По дороге я решил облегчить свою ношу и выпил несколько бутылок пива :-) Скорость передвижения резко уменьшилась :-)
Дошел с трудом.
На стоянке оживление. Режется крабовый салат, готовятся окорочка на шампурах, будет картошка и торт.
Оказывается у Дяди Миши сегодня день рождения.
Я тоже поучавствевал в подготовке дня рождения, разбавил спирт :-).
Вечером хорошо отпраздновали.
Пройденно за день: 0км.

20 июля.
Сегодня дневка.
Встал в 11-00. Ветер S очень крепкий. Все еще спят.
Пошел прогулятся по острову.
Выйдя на дорогу я пошел я пошел в сторону Тростяного залива и о.Зосимы. Дорога очень живописная, идет через лес. На поляне около воды, напротив о.Зосимы стоит полуразрушенное кирпичное строение. Похоже на коровник или сарай. Удобная стоянка. Рядом проходит дорога, но если кто то будет беспокоить можно встать напротив на острове.
На Ладоге все в белых барашках. Ветер усиливается. Волна.
Далее пошел мимо зимниковской бухты к монастырю.
У монастыря полно народу. Купил сувениры, звонил домой, не дозвонился и пошел на стоянку. Успел как раз к обеду.
После обжорного обеда (первое, второе, салат, и чай) все, сыто икая разбрелись по палаткам. Ветер усилился и зашел до SW. Волна 1-1,5м.
Я уже почти дремал в палатке, когда услышал шум и голоса. Вылез посмотреть что да, как и увидел "ФАРАОН" и два закоченевших тела в неопрене и с литровой бутылкой "Флагмана", ковыляющих по берегу в нашу сторону.
Это оказались Питерцы. Ярослав (Yarno) и Масяня.
Увидев мой флаг Москвы 1x1,5м, а потом и наши мачты они вышли на нас.
Шли от Проиозерска вместе с Толей Харитоновым. Толя завис где то на подходах к о.Путсари, а они рванули в бейд с Путсари на Валаам.
Ярослав и Масяня поставили палатку. и пошли в магазин, а унас началась подготовка к ужину.
Я разбавил.
Вечером ели, пили, разговоры говорили.
Пройденно за день: 0км.

21 июля.
Встал в 12-00. Все спят.
Вчера славненько посидели, и это ощущается организмом.
Полный штиль. :-( Солнце.
Пока продрал глаза немного подуло и я пошел прокатится. Вдруг натянуло тучи и пошел дождик и я вернулся. К вечеру очень хорошо раздуло. На ночь поставили сеть.
Вечером неплохо посидели.
День прошел бездарно. Хочется уже куда то идти.
Пройденно за день: 0км.

22 июля.
Сегодня опять никуда не пошли.Задолбало. Хочется двигатся.
Снял сеть. Есть с десяток рыбок.
После завтрака народ в очередной раз пошел в магазин пополнять поредевшие запасы продуктов и горячительного, а Дядя Миша за грибами. Я остался охранять лагерь.
Взял пивка, поставил кресло на берегу и сел обозревать окрестности в свой 50ти кратный бинокль. Почти штиль, солнышко, хорошо. Теплоходик переделанный из рыболовного сейнера как раз собирался зайти в Монастырскую бухту. В общем идиллия.
И вдруг... раздался скрежет и... по тихой солнечной Ладоге, усиленный судовым мегафоном, разнесся великий и могучий... русский мат, во всем его разнообразном великолепии.
Это теплоходик на полном ходу вылетел всем днищем на пологую подводную луду.
Я взял себе еще пива и поудобнее устроился с биноклем в кресле, приготовившись наблюдать развитие событий.
На теплоходике забегали от носа до кормы и обратно. Затем он издал натужный рев и попытался сойти с луды задним ходом. Не получилось. Его потуги продолжались примерно час и я изрядно обогатил свои познания в Великом и Могучем Русском языке :)
За это время мими прогребло некое странное сооружение.
Это был катамаран с деревянной вязанной рамой, Л-образной мачтой и рулевым веслом, и бушпритом. Когда катамаран повернулся кормой, я увидел даже некое подобие шверта. Парус представлял собой черный латинский грот безобразно задранный к верху. Судя по всему, они гребли в Монастырскую бухту.
Тем временем на теплоходике мат затих, и от него отвалила шлюпка в сторону берега.
Вскоре пришел Дядя Миша и я, сдав ему вахту, направился к монастырю позвонить и пополнить поредевшие запасы пива. На дороге я встретил всю компанию. Они сидели и пили пиво, не дойдя 300м. до стоянки. Увидив меня все сразу и дружно решили меня проводить до магазина и заодно опять пополнить свои запасы пива. Как будто сам я не дойду. Какая забота о человеке. :)
Вечером опять резали салатики и готовили всякие вкусности. Был День рождения Юльки.
Отметили.
Я обожрался. Все было вкусно.
Четыре дня обжорства. Я лопну.
Хочу куда нибудь идти, но в то же время двигать организмом уже не хочется. Парадокс, однако :)
Пройденно за день: Догадайтесь сколько? :-)

23 июля.
Встали в 10-00
Сегодня идем. УРА!!! Я собрался быстрее всех.
У Успенских куча барахла и собираются они очень медленно.
Отошли курсом на "Красный скит". Ветер крепкий. Солнце. Курс галф-бейд. Вчерашний теплоходик сидит на мели на прежднем месте.

При входе в Никоновскую бухту, "Красного скита" "Фараон" распрощался с нами и направился в некрутой бейд в сторону Приозерска.
Красиво пошли.
Мы же начали лавироватся в бухту. Ветер крепкий. Меня задирает на баллон. Несусь. Кайф. Встали на пляже у лодочных сараев. Стоять там нельзя, но мы сказали, что скоро уйдем и нам разрешили постоять. В Никоновской бухте расположен "Красный скит". Он представляет собой кирпичную двухэтажную церковь и комплекс скитских построек. В бухте находится причал для больших пассажирских теплоходов. У причала сувенирные ларьки. "Туристов" с больших теплоходов в монастырь возят на монастырских теплоходиках ОМах.

Осмотрели скит и отвалили на о.Лембос (Лембач).
Ветер крепкий. Идем , обратно в крутой бейд, мимо Никольского скита.
По дороге зашли на о.Святой. На острове расположен очень древний скит с очень строгим уставом. Есть пещера, где установлен древний деревянный крест и церковка. Мы уже договорились с местным монахом о посещении скита, но ветер и волна разыгрались, накат, появилась мерзкая морось и надо было срочно отходить. Мы отошли, так и не осмотрев скит.
Как тоько отвалили пошел дождь. Так под дождем мы и дошли до о.Байовый. Самое хорошее место в бухте, с пляжиком, было занято группой Москвичей на двух сплавных катамаранах с моторами и одним "Простором". "Простор" использовался ими как игрушка для детей. Они ходят исключительно под моторами и таскают "Простор" на буксире. Встали в небольшом заливчике на каменных лбах. Я поставил на ночь сеть.
Поужинали и легли спать.
Пройденно за день: 25 км.

24 июля.
Встали поздно.
Позавтракали, и я поднял сеть.
В сети оказалось несколько стандартных 25-30см. рыбешек, а так же не большой сомик и много мелочи. Мелочь была с палец величиной. Она попадалась в сеть, налетая ртом на леску и застревая своими мелкими зубами. Сом, ползая по дну, наткнулся на сеть и начал пожирать из сети мелочь. У него брюхо быо набито ею. Ну и сам попался.

Почистил рыбу .
Потом отвалили на осмотр острова Лембос.
От пляжика вверх идет тропа, обрамленная неохватными пихтами, посажеными монахами. В конце тропы на покатом склоне выровнена горизонтальная площадка примерно 50 на 30 м. на которой расположен каменный колодец и фундамент скита. Колодец диаметром 2 м. По его краю выбита надпись, что сделан он при игумене Дамаскине. Игумен, в свое время, много чего понастройл на Валааме и окрестных островах и его монахи очень почитают. На фундаменте растет красная смородина.
Осмотрев остров, отвалили на стоянку. На о.Святой не пошли Серегу заломало, а одному идти лень. На обед была уха, спирт и жареная рыба.
Кайффф.
После обеда Серега и Юлька завалились спать, дядя Миша, куда то пропал, а я пошел на разведку на противоположный берег острова. Там оказались загадочные кменные дороги. Каменная кладка представляет собой ровную, горизонтальную поверхность, типа дороги шириной 2м.. Причем складывается ощущение, что клали ее в тех местах, где есть наклон берега к воде. Типа спрямляли поверхность.
Кладка идет по периметру полуострова с примерным радиусом 40м. Может быть, это основание для деревянных стен или остатки каменных валов древнего поселения?

Берегите это сооружение и не растаскивайте его на каменки и кострища. Не будьте варварами.


По логике, поселение расположенно в самом выгодном месте по пути на Валаам. Если двигатся по цепочке островов от о.Мантсинсаари - о-ва.Крестовые -Сосновый , то о.Байовый является единственным островом где судам можно укрытся от непогоды. Здесь есть удобные бухты.
Вечером натянуло тучи и пошел дождь.
На ночь поставил сеть.
Пройденно за день: 1км.

25 июля.
Встали в 10-00. Переменная облачность. Ветродуй с Сортаваллы. Нам бакштаг. Дует хорошо. Флаг и вымпел вытягиваются в струнку.
Успенские решили ждать ослабления ветра до полудня. Я поднял сеть. Попалось пол ведра рыбы. Почистил ее, пожарил, и мы неплохо пообедали. После чая стали собиратся. Ветер немного стих, но дует еще ощутимо.
Уже выходя из-за острова, заметили народ с того Папелаца, который я видел на Валааме. Пользуясь затишком, они дошли до Байового острова, и видать, надолго здесь зависнут из-за непогоды. Погода пасмурная, дымка, крепкий галф, волна 0,5м. КК 70 град. Движемся вдоль цепочки островов.
Прошли о.Сосновый. Сплошные бульники и лес.
На первом по ходу Крестовом острове заметил, какую то каменную кладку и как будто дьверь в блиндаж. Надо будет в следующем году разведать. Пройдя Крестовые острова, подкачал правый баллон.
На траверзе о.Ряпой стал виден город Питкяранта, а точнее труба местного ЦБК. Открылся м.Сиракко, северный мыс о.Мантсинсари. Ветер немного стих, волна улеглась и "Кентавр" поднял спинакер. Я соответственно поднял геннакер.
Через 20минут, прямо по курсу мы заметили грозовую тучу. Быстро убрали лишнюю парусину, оделись в резину, и стали ждать шквал.
И он пришел.
Сначало не слабо вдуло в морду, а потом пошел дождь. Да что там дождь, ДОЖДИЩЕ. Вода вскипела. Выдирает на баллон. Кайффф.
Я только успел взять пеленг на м.Сиракко на о.Мантсинсари как берега пропали из виду. Вслед за берегами я потерял из виду и "Кентавр", лавирующийся в 200м. от меня. Стал лавироватся одинаковыми галсами по пеленгу.
Где-то впереди начал угадыватся "Кентавр", а затем и берег.
Минут через 30 ветер немного затих, а от дождя осталась морось.
Высадились на пляже о.Мантсинсари. Пляж мелкий, много подводных камней.
Поставили лагерь, поужинали и завалились спать.
Пройденно за день: 24 км.

26 ииля.
Дождь шел всю ночь.
Проснулся в 7-00. От звука наката. Закралось беспокойство, как там катамаран.
Вылез. :(
Даа…, мы в ловушке.
Рваные облака. Солнца нет. Переодически идет дождь. Ветер сильный, все в барашках и пене. Волны с грохотом накатываются на пляж, разбиваясь о булыганы, торчащие из воды даже в 50м. от берега.
Позавтракали. Затем решили сходить в деревню Мантсинсари, в магазин. По дороге видели заброшенные поля, конюшню с остатками упряжи. Потом пошли брошенные дома, и никого. Брошенные теплицы, сеялки-веялки и комбайны.
Жутковатое зрелище.
Один дом выглядит жилым. К нам вышел колоритный старикан с немаленькой финкой в кожанных ножнах на поясе. Старик малоразговорчив. Оказалось что он финн и коренной житель острова.
Раньше на острове был колхоз. Была школа, магазин, почта. Регулярно ходил паром. Сейчас ничего этого нет.
Кроме финна на острове никого нет, и вроде бы еще у переправы живет человек. Все это оставляет удручающее впечатление.
Вернулись в лагерь.
Ветер не унимается. Пришлось прикопать палатку.
По дороге набрали грибов. Вечером хорошо посидели.
Пройденно за день: 0 км.

27 июля.
Встали в 11-00. Пасмурно. Переодически дождь.
Ветер навальный и не унимается. Вся Ладога в барашках, волны более 1м. Решили ждать, пока стихнет и идти. После завтрака все разбрелись. Кто за черникой, кто за грибами.
Вечером ужинали грибами.
Пройденно за день: 0км.

28 июля.
Сегодня ветер подстих.
Дядя Миша разбудил нас в 10-00 и мы стали собиратся.
Отошли с трудом при навальном ветре, лавируя в бейд по мелкой воде без шверта между валунов. > Лег на генеральный курс в 12-40. Дует легкий бакштаг - фордак. Тащимся 5км\ч.
14-20 были на траверзе островов Варпасарет. Стали искать стоянку. Единственное приличное место, галечный пляж в проливе, был занят. Там стоял рыбак. Пошли дальше. В пролив между островами надо входить с севера. С юга камни. С трудом нашли место для стоянки. Встали на материковом берегу, за островом. На небольшом пляжике, не доходя поселка Иля-Уксу.
После обеда поставил сеть.
Вечером отмечали день ВМФ. Было торжественное построение, салют из газового пистолета, и сытный ужин с огненной водой.
Пройденно за день: 12,5 км.

29 июля.
Встали поздно. Отсыпались. Наконец то погода поменялась в лучшую сторону. Легкий бриз, жара. После завтрака народ рассасался, кто за черникой, кто за грибами. Я искупался и поехал прокатится на катамаране. Обошел острова Варпасарет, и ветер выключили.
Вечером был ужин, уха, жареная рыба.
Пройденно за день: 4 км.

30 июля.
Сегодня встали рано. Последний переход. Легкий бейд, солнце, жара.
Вышли в 10-35.
Дошли без приключений. Я снимал "Кентавр" на видео. Пришли в 12-30.
Встани на галечном пляже недоходя г.Питкяранта. Местные называют зто место "Эстонский пляж". Мы с дядей Мишей немедленно начали разборку катамаранов, а Сергей и Юлька пошли в город на разведку. Я довольно быстро раскидал и упаковал катамаран и натаскал дров. Кагда пришли Серега и Юлька, мы разожгли костер.
В это время к нашей стоянке подкатила белая восьмерка, из нее вышел мужик в камуфлированной футболке и направился к нам. Я напрягся. Или нам шас вломят штраф за костер, или это просто бандиты, что не намного лучше.
Оказалось, что это двое очень миролюбивых местных земцев. Они купили пару бутылок вина и решили его распить, но у них не оказалось штопора, и они решили попросить его у нас.
Слово за слово, мужики оказались моими коллегами.
И тут началось и покатилось...
Сначала распили ихнее вино. Потом, они во чтобы то не стало решили показать нам местные водопады. Поскольку Успенским надо было собиратся, а я уже был собран, да и коллеги были мои, то я взял удар на себя. Как делегат от нашей эскадры поехал смотреть водопад.
По дороге заехали в магазин за водкой. Какая же экскурсия без нее :).
Немножко раскажу об местных обычаях езды на автомобиле. Дороги в Карелии извилистые, поэтому местные ездят крайне не торопливо 40-60км\ч. и частенько под мухой. Все встречные машины исправно мигают фарами, предупреждая о ГАИшных засадах. Перед засадой надо просто сбавить скорость, поменьше вилять и сделать трезвое лицо. Так что до водопада мы доехали не торопливо и без приключений.
Водопад не высокий, метра 3-4. Посидели. Выпили за единение с природой. Потом еще… и еще. Водитель пошел наверх по нужде и пропал. Мы подождали…, выпили…, еще подождали и пошли его искать. Облазили все окрестные кусты. Его нигде не оказалось. Тут его напарник вспомнил, что в машине еще осталось пиво. Он полез в машину и обнаружил водителя, мирно спавшего на заднем сидении.
Вылез он с пивом и в задумчивости и после первого глотка огорошил меня вопросом : умею ли я водить машину? Водить я умел, в чем чистосердечно призннался.
На что он изрек : "Ты поведеш.".
Я было спросил, а машину тебе не жалко, ежели чего.
Не жалко, икнув ответил он, она же не моя.
Логика была железной. :)

Я никогда не водил машину в пьяном виде. Да и прав у меня с собой не было. Но, рассудив, что машина тоже не моя и я как нибудь доеду, сел за руль. Завелся и смело, врубив первую скорость, уехал задом в кусты. Оказалось у восьмерки задняя скорость включается вперед.
Я об этом не знал :(
Разобравшись со скоростями, мы тронулись в обратную дорогу. Это непередаваемое ощущение, вести чужую машину в пьяном виде. Кружение в голове, отсутствие внутренних тормозов. Временами столбы двоились.
По московской привычке я разгонялся от поворота до поворота до 80-90км\ч., а перед ним тормозил. Пронесся мимо ГАИшников. Обгонял длинные фуры на поворотах.
В обшем оторвался по полной.
Больше я никогда не садился за руль пьяным.

Повторять не рекомендуется. Опасно для жизни.


Когда приехали на стоянку Успенские уже собрались.
Шофер проснулся, и мы продолжили знакомство с местными горячительными напитками.
Успенские ушли спать, а мы с местными земцами куролесили до утра.
Потом непомню.
Помню пытался поставить палатку, но не смог. Завернулся в нее и заснул.
Пройденно за день: 8км.

31 июля.
Утром меня нашел Дядя Миша.
Проснувшись, пошел отмокать в Ладогу.
Кайфф…
Затем подъехала "Газель". Мы погрузились и отправились на вокзал. Поезд опоздал на 40 мин.
В Лодейном поле пересели на Мурманский поезд.
Посадка в Лодейном поле, это тяжелая атлетика вместе с бегом. До последнего момента не известно, куда подадут поезд. И если обьявляют 1 платформу, то поезд точно придет он на вторую.
Так и произошло.
Юльку отправили сторожить стопкран, а мы с Сергеем метали два катамарана и барахло через переходной мостик и далее до вагона, который оказался в самом конце состава Ж:-P.
Погрузились и поехали.

1 августа.
Проснулся рано. Все болит.
Попил чайку с лимоном. Не помогло.
Часов в 10-00 я вышел в Твери, а Успенские поехали дальше в Москву.
За перенос вещей с перрона на площадь я отдал 100р.
За "Газель" до воды отдал 100р.
Собрался и вышел в 16-00.
Легкий бейд. Лавируюсь. Вся Волга в дыму, горят торфянники. Вода мутная, по воде плавают дохлые ерши. Солнце стоит высоко, но оно красное как на закате. Ощущение апокалиптическое.
Был момент, когда стал просто задыхатся. На Волгу натянуло облако дыма, и ветер выключили. Дышать стало нечем. Я намотал на лицо мокрую футболку и так пролежал на катамаране 20 минут, пока ветер не включили, и дым не отнесло в сторону.
Встал на ночевку около деревни Поддубье. Сделал тент из паруса и, завернувшись в палатку, лег спать на катамаране.
Пройденно за день: 8 км.

2 августа.
Встал в 8-00. Солнце. Ветер слабый, бейд, длинными галсами.
Перед о.Низовка попал под грозу. Дуло неплохо. Задирало на баллон. Нарезаю в бейд.
После поворота у с.Городище стали видны трубы конаковской ГРЭС и я поймав крепкий галф понесся как бешенный мустанг. Пена из под носов. Кайффф…
Когда я подошел к ГРЭС, стемнело и ветер стих почти до штиля. Ловя порывы, обогнул поворот у Плывучих островов и в легкий галф направился к крапиве.
Над Конаково бушует сильнейшая гроза. Молнии нереальны. Как фотовспышки. Будто родные берега приветствуют меня салютом.
Пристал к берегу.
Пройденно за день: 71км.

Поход закончен.

Hosted by uCoz