Ладога 2008г.


Капитаны не вычисляют высоту волны, они не физики .
Капитаны - лирики, они ее сочиняют.

________________________________________

Отчет составила: Репина Анастасия.

Цель похода: Участие с маршрутной регате "Ладога 2008"., Парусном ориентировании "BETTER 2GETHER", Изучение шхерных районов и продвижение на юг
по восточному берегу.

Экипаж:


Виговский Игорь - капитан катамарана.


Репина Анастасия - старпом, а так же: Командор, Кок, СУПЕРинтендант, Летописец похода.

Координаты для связи:
ioklmn@bk.ru
iv70.narod.ru

Катамаран:


"Шалунья" М 450. - "Ветер" 1999г. выпуска.
Баллоны от Успенских,
Мачта и паруса от катамарана
"Лучина" (паруса шил С.Новицкий). Площадь парусов 12м2.+ генуя 8м2.= 20м2.
Центральный шверт- на шарнире. Ламинированная фанера, 1,5м длиной.

Навигационное оборудование: Использовался атлас Карелии и морская карта Ладожского озера. Имелся GPS Garmin 76, карманный компас, монокуляр, определитель ветра - курительная трубка.

Маршрут (Жирным шрифтом выделены места днёвок.) :

Число,месяц Км. Курс. погода Место стоянки.
29 июня 5,29 Бейд Облачно,дождь В зал. Лехмалахти
30 июня 10,52 Переменн. Солнце. Около пос.Берёзово
1 июля 41,35 Бейд Солнце.штиль о.Кугрисари
2 июля 32,94 Переменн. Солнце.штиль Р-н.Семенгиеми
3 июля 37,4 Бейд Дождь.Туман о.Койонсари
4 июля 5,4 Переменн. Солнце.
5 июля 27,8 Переменн. Солнце.Дож.Град. о.Койонсари(better)
6 июля 8,4 Бакштаг. Солнц. Обл.Дож. о.Лавуатсари
7 июля 0 ------------ Солнце. о.Лавуатсари
8 июля 17,5 Бейд Солнц. штиль о.Кухка
9 июля 36,4 Переменн. Солнце.Дождь. пр.Путсаренсалми
10 июля 23 Бакш.Бейд Солнце. бух.Тихая
11 июля 15,6 Бейд Солнце. Около о.Орьятсари
12 июля 17,36 Бейд Облачно.Дождь пол-ов.Хунука
13 июля 48 Бейд Солнце. о.Хейнялуотто
14 июля 37 Бейд Солнце. 9км. к N от Варашева камня
15 июля 24 Бейд Солнце. о.Хейнялуотто
16 июля 37 Бейд Солнце. о.Байовый
17 июля 20 Бейд Дождь.Туман. о.Байовый
18 июля 0 ------------- Солнце. о.Байовый
19 июля 10 Бейд Солнце.штиль. о.Голый
20июля 0 ------------- Дождь. о.Голый
21 июля 38,6 Бейд Солнце. о.Рахмансари
22 июля 15 Бейд Облачно о.Лавуатсари
23 июля 12 Переменн. Солнце. о.Лавуатсари
24 июля 23 Галф.Бейд Солнце. о.Монтасари
25 июля 0 -------------- Солнце. о.Монтасари
26 июля 18,3 Переменн. Солнце. р-н.п.Сторожевое
27 июля 4 Переменн. Солнце. Стапель
29 дней 566,47


Продолжительность похода: 29 дней.
Ходовых дней: 23 дня.
Количество днёвок: 6.
Пройденно за поход: 549,07 + 17,4 (во время дневок.) = 566,47км.
Средний переход за ходовой день: 22,6 км.
Самый длинный переход: 48 км.
Преобладающий курс: Бейд.

Пополненный (с учетом похода) список GPS координат Ладожского озера,здесь.

Сотовая связь: GSM - есть. МТС - местами, но много. Би Лайн - местами, но мало. Мегафон почти везде.
Если отойти от берега в озеро, то берёт.


Зеленым шрифтом помечен текст Капитана.(Игоря)
Черным шрифтом помечен текст Старпома (Насти)

29 июня.
Стапель.

Прибыли в Питер на поезде в 5-30 утра.


Машина до Финляндского вокзала, как и в прошлом году, обошлась в 1000 р.
Первая электричка на Приозерск в 7-08. Билеты стоили 180 р. с носа + 12 р. багаж. В Приозерске машина до воды обошлось уже 300 р. Ехать примерно 7 км., водители на слова "пляж напротив Бурнева" реагируют с полным пониманием:)
Погода лягушачья: тепло и сыро. Посему собрались мы быстро. Вокруг слонялся всякий отдыхающий люд, но вел себя смирно,не доставал. Когда мы отваливали, был абсолютный штиль и конкретный такой настырный дождик. Уныло поплелись в сторону пос.Березово.
Тепло и сыро плавно трансформировалось в холодно и сыро:(. Вспоминали добрым словом нашу косу, которая сломалась перед самым походом. На ней бы мигом додырчали! Но увы...
Плестись под дождем быстро надоело, и мы с тоски воткнулись в первый же попавшийся островок. Стоянка так себе. Натянули тент, поужинали, выпили - жизнь наладилась.
Уснули, как убитые.
Пройдено за день: 5,29 км.

30 июня.
Зал.Лехмалахти - пос.Берёзово.

Спали до 12-00. Густой туман: видимость 5-10 м.
Почти целый день занимались перепаковкой вещей и продуктов по-походному и мелким ремонтом катамарана.
В 18-00 вышли в сторону п.Берёзово. Туман постепенно рассосался. Солнце. Бакштаг. Скорость 8-10 км\ч. Волны нет. По пути встретили "Простор" на "Фрегатовских" баллонах, номер СП-72.


У него интересная конструкция уишбона: он настолько большой , что на нем висят и стаксель и грот. Получается одна верёвка на два паруса. На фордаке мы его обошли и первыми причалили к плавучему пирсу фирмы "Илакс". Там моментально обозначились знакомые лица: смоляне и наша олимпийская надежда - Яна, которую ее матрос тут же метко окрестил "Великим Янусом". С местами под палатку плохо. Так что мы только выяснили, во сколько и где завтра старт, и отвалили на ближайший мыс на стоянку. Здесь я нашла первую в этом году землянику.
После ужина кэп просветил меня по поводу истории близлежащих деревень, благо шпаргалка в виде его "Справки по островам Ладоги" оказалась под рукой:)


Сегодня у нас случились две незначительные поломки: наотрез отказался подниматься грот (немного порвался в ликпазу) и сломалось крепление бушприта. Что касается ликпаза, то Кэп матерно клянется починить его уже третий год. Когда-нибудь клятва осуществится. Это как в притче про Ходжу Насреддина - "за 20 лет кто-нибудь да помрет: или осел, или эмир, или я...":) Вот бушприт - другое дело, новое. И вот Кэп сидит напротив и деловито его ковыряет. Эх, нелёгкая это работа - ковырять ножом дырочку в дюрале под болтик шестёрку.
Вечер просто волшебный. Мягкое закатное солнце, радуга и легкий бриз. Даже комары особо не досаждают. Оказавшись снова на Ладоге, я чувствую, что как будто вернулась домой.
Кэп раскурил трубочку и отложил бушприт. У него тоже настроение лирическое.
Мораль сегодняшнего дня: нельзя вытаскивать груженую лодку на берег за бушприт.
P.S.Неожиданно подрулили три катамарана: СП-30, СП-1, и 88("Кузя") и попросились встать рядом на ночлег. Мы милостиво дозволили :). Они тоже шли на Березовскую регату.


Вечером потрындели вдоволь и расползлись спать.
И был вечер, и будет утро, и будет гонка.
Пройдено за день: 10,52км.

1 июля.
п.Берёзово - о.Кугрисари. - (1 этап "Ладога 2008").

Этапы на схеме помечены разными линиями.


Старт дали в 12-30. Почти штиль.
Первый рванул "Кузя", второй СП-30, мы третьи. Выползали из залива долго и нудно, так как дуло очень невнятно и, разумеется, в морду. Выйдя из залива мы мертво зависли между о.Кильпола и о.Харалуотто, в объятиях мерзкого и жаркого штиляка. Мужественно вялимся на трамплине. Я начинаю понимать, как чувствует себя вобла в процессе приготовления.
Питерцы, которые шли первыми, решили не тратить драгоценное время на штилевые гонки, и сошли с дистанции. Разумные люди! Так, совершенно неожиданно, первыми оказались мы. Где-то сзади еле виднеется Янка, а на горизонте, под берегом крадутся смолянки на "Три в одном". Больше никого не видно. Штиль.


Постояв еще немного, вздрючили геную и с мега-скоростью в 1,5-2 км\ч начали выкарабкиватся в бейд на о.Хейнясейму. На пол пути зависла Спепановская "Мечта" мы к ней и пришвартовались. Ветер сдулся совсем. Ладога - зеркало. Целый час мы неспешно попивали чай и вели важные моряцкие разговоры. Но вот неожиданно потянуло бризочком. Мы бодро прыгнули на свою лодку и отошли.
Крадемся на Хейнясейму. Дует невнятно, а то и вовсе не дует. Тоска. Считаю, что все участники заслужили награду за мужество:), ибо все-таки доплелись до финиша, и не померли при этом от скуки и теплового удара. Ура! Ура! Ура! Кстати, мы приплелись первыми:)
После финиша организаторы, потеряв терпение, собрали всех гонщиков на поводок, и "Мечта"отволокла всех на стоянку на о.Кугрисари. Местечко оказалось вполне сносным.
Песчанный пляж, пологие скалы, места под кострища, однако с дровами напряг. Над стоянкой видны следы взрывов. На соседнем островке знаки радиации. Б-р-р. Не самое приятное соседство.

Прямо на берегу мы заметили, что в скале выдолблена траншея до самой воды. На дне траншеи видны остатки не то рельса, не то кабеля.
Уже в час ночи мы поставили палатки и поужинали. Глобальные посиделки-выпивалки не сосотоялись, так как все очень устали и мечтали о горизонтальной плоскости в родимой палатке. В моем случае, правда, плоскость была не шибко горизонтальная, но супер-мега-штилевая гонка любую постель делает мягче. Проверено на собственных боках!:)))
Пройдено за день: 41,45км.

2 июля.
о.Кугрисари - пляж в районе м.Семенгиеми. - (Второй этап гонки "Ладога 2008".)

Старт опять дали в 12-00.
Предполагалось, что мы быстренько дойдем до пролива за мысом Семенгиеми. Но увы, штиляк опять спутал все гоночно-победные планы.

Уже второй день к ряду Ладога лениво отражает облака - ветра нет. Вообще нет. Только если под носом... Наше унылое висение между о.Кугрисари и о.Рахмансари скрашивает только переругивание Янки со своим матросом да и наша веселая пикиравка со смолянками которые ползут на 0,2 км\ч. быстрее нас (наша скорость 0,5км\ч.).


В итоге организаторы потеряли терпение и "Европа", нанизав катамараны на верёвочку, потащила нас мимо о.Рахмансари к о.Кюнсари, где виднелись (или мерещились?) полосы бриза. Ан нет, не мираж. Некоторое количество ветра там имело место быть. Нас отвязали и выпустили в свободное плавание, как утка утят.

Мы с Кэпом опять первые, потому что Кэп лучше всех рулит. Янка почему-то отстала, хотя ее генакер гораздо больше нашей генуи. Курс фордак - бакштаг.
В общем, хорошо прокатились.
Стоянка в проливе за пляжем Семенгиеми хорошая, закрытая от ветра. Сосны, скалы, песчаный пляж - полный набор туристических благ, включая явные следы пребывания других туристов в виде банок и прочего мусора. Что делать - место популярное, в том числе, увы, и у организованных коммерческих групп. Результат на лицо, т.е. на лице, в смысле - на земле, и везде вокруг. Спотыкаясь об очередную брошенную бутылку, я начинаю выражаться, как... как приличные девочки не выражаются, а в голову лезут мысли о минах, напалмах, ружьях, арбалетах и способах применения всех этих интересных вещей против ТУРЫСТОВ МНОГОГАДЯЩИХ и РЫБОИСТРЕБИТЕЛЕЙ МНОГОПЬЮЩИХ. Кэп меня утихомиривает. В общем я отвлеклась. Прошу прощения и вещаю дальше.
Не успели мы пристать и поставить лагерь, как Ладога решила повыпендриватся и продемонстрировать нам своё коварство. Лёгкий бриз быстро сменился сильным ветром с противоположного направления. Вдуло явно более 10м\с. Наша палатка попыталась взлететь, но Кэп оказался проворнее. Он её отловил и намертво пришпилил колышками и верёвочками.
После ужина мы совершили экскурсию по "Европе". Кэп в восторге.
"Европа" - это старый катамаран типа"Центаурус" конструктора Эглайса. Он капитально отремонтирован: заново оклеен стекломатериалом и покрыт гелькоутом. Установлена мачта-крыло. Палуба покрыта тиковыми планками. Есть даже небольшой штурвал. В корпусах имеется 4 двухместные каюты, штурманский уголок, камбуз, гальюн. Для него Ладога - как для резинового утёнка ванна.

"
Картина дня: идут жесткие шквалы. Яна сидит у костра и, осыпаемая песком и пеплом, пытается сварить суп. Кэп возится у катамарана. Получив очередную оплеуху песком и пеплом, Янка кричит Кэпу: "Игорь, а здесь бывает НОРМАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ПОГОДА!!!??? Чтобы не шторм и не штиль!!!???"
Против ветра кричать можно только риторические вопросы. Кэп так и ничего не услышал.
Занавес.
Пройдено за день: 32,94км.

3 июля.
р-н.Семенгиеми - Бухта Терву (о.Койонсари) - (Третий этап регаты "Ладога 2008")

Погода мерзкая - дождь. Надо просыпаться, вылезать из палатки, собирать лагерь…. Бр-р-р-р. Куда-либо переться в такую погоду - это насилие над организмом.
Однако, пришлось.
На старте, как обычно, штиль, но на этот раз щедро сдобренный дождём. Немного повисели, потом подуло. Мы идём первыми. Бейд. Несём все свои 20 квадратов (9м грот, 3м стаксель и 8м генуя). Красота. Дождь не выключают. Мерзко.
Я мёрзну. Пытаюсь спать. На траверзе о.Рахмансари дождь выключился. Мокро, холодно!!!.
Неожиданно вдуло и мы понеслись. Галф. Кэп всучил мне руль и ринулся убирать геную, но на сильном ветру это оказалось не так то просто. Я рулю, мне стрёмно. Кэп сражается с парусом. Я боюсь и жалобно попискиваю, чтобы Кэп побыстрее заканчивал свою эротику с генуей и взял бы поскорее у меня румпель, а то купаться как-то не хочется. До берега далеко, а вода мокрая и холодная... Генуя запуталась. Кэп что-то там яростно бормочет про Блинское море. "Мать, мать, мать..." - вторит ему эхо.
Наконец фал распутался, генуя укрощена, румпель у Кэпа. За нами в тумане виден "Тайфун" Злобиных.

"

Когда туман рассеялся, в пределах видимости обнаружились "Простор" и Янка. Остальных вообще не видно. Впереди маячит Степановская "Мечта". А позади всех "Европа".
Я дошла до состояния трупного окоченения, и Кэпу ничего не оставалось делать, как запихнуть меня в спальный мешок. Вскоре мне получшело, жизнь почти наладилась. Временами шквалит, и я надеюсь, что Кэп меня не утопит, как котёнка в мешке.
Лавируемся вдоль Лавуатсари. Я сижу в мешке. Вдруг зазвенела рында. Я высунулась из мешка и увидела "Мечту". Это был финиш. Ура!!! Мы первые!!!
Помахали ручкой Степанову и остальному экипажу "Мечты" и пошли в б.Терву.
В бухте косяками лавируются ЯЛы.


Одновременно с нами в бухту вошли Питерцы - СП-1, СП-30, и 88й.
Встали традиционно, на о-ве Койонсари.
Вечер просто чудесный: мягкое закатное солнце, лёгкий ветерок, мошка и комары. Мы предались чревоугодию, потом пообщались с народом.
В небе радуга. Вдалеке громыхает гроза.
Снова пошел дождь. Мы спрятались в палатку.
Пройдено за день: 37,4км.

4 июля.
Днёвка на о.Койонсари.

Мы наконец-то выспались. Утро приятное - солнце, ветер.
Позавтракав, принялись за обычные днёвочные дела, т.е. за перетряску и сушку вещей. Я даже загнала Кэпа чистить зубы. Вот.
Часам к 16-00 мы собрались в магазин. По пути зашли к Янке и выслушали её животрепещущий рассказ о вчерашнем этапе гонки. Они упустили генакерфал и цепляли его на верх с помощью удочки:)))!!!.
Пока Яна соображала, чтобы нам заказать привезти из магазина её матрос Лёньчик робко заикнулся о паре литров пива.
Янка отрезала - "Никакого пива!"… и после паузы - "Уж если брать, то водку. Купите нам водки и хлеба".
Настоящая морская волчица :).
На обратном пути из магазина мы зашли на о.Линнасари (Шапка Мономаха). Просто сложно удержатся от искушения полюбоваться открывающимися оттуда видами.
Тем временем в бухту всё прибывают и прибывают катамараны. Есть даже такие экзотические как Т-33 и ВЛ-1. И где они там катаются, во Владимире и Твери?
Вдувало сегодня не хило. Наш разгруженный катамаран постоянно подрывало на баллон. Хорошо прокатились. К вечеру нарисовался Ярослав (Ярва) и Новицкий со товарищи.


Слегка "жахнули" и отпочковались спать.
Пройдено за день: 5,4 км.

5 июля.
Better 2 Gether (парусное ориентирование).


Соревнование представляет собой парусное ориентирование. надо побывать на всех точках в любом порядке. Выполнить задание судей, которые сидят там, или прочитать кодовые слова и цифры. Существует контрольное время. Соревнование интересно довольно непредсказуемыми ветровыми условиями. Много высоких островов и из-за которых ветер задувает по разному.
Старт обещали дать в час, но стартовали мы только только ближе к трём. Было много совещаний, ожиданий и переминающихся с ноги на ногу гонщиков. Взъерошенный Ярослав уже по 25-му разу объяснял, как стартовать и финишировать. Некоторым персонально и на бис.


Старт был с берега. Мы стояли очень удачно, на самом краю пляжа и ближе всех к одной из точек - к магазину.
По заданию, надо было купить в магазине пол литра любого напитка и выпить его на глазах судей.
На одном из первых BETTERов был случай когда один из экипажей, не зная, что надо будет выпить покупку, купил пол литра водки.... пришлось пить :-). По этому я благоразумно ограничился пивом.

До магазина пришлось долго и нудно лавироватся. Ветер дул со всех сторон по очереди, к тому же не слишком сильный. Мы с большим трудом доползли до причала. Тем, кто шел за нами, повезло больше. Ветер усилился, и они довольно быстро прошли пролив в камышах. Причалили мы к магазину первыми , а уходили чуть ли не третьими.
После магазина все рванули на выход из бухты, и только Иван Фролов поехал перетаскиваться через мост на Койонсари.
Второй точкой которую мы взяли была о.Шапка Мономаха.
Здесь надо было найти "Каменный стол" (культовый памятник древних карел.) и судий рядом с ним. Задание было простоять на одной ноге , на камне 15 секунд.
Следуюшей точкой был остров Полосарет. Здесь надо было найти бумажку формата А4 с кодовым словом, прикреплённую к дереву.
Потом мы направились к башне на о.Лавуатсари. И здесь половина эскадры нас сделала. Народ разведал тропу к башне со стороны Ладоги, а мы традиционно зашли со стороны пролива и потеряли на этом много времени. Зато на следующей точке, задание вскипятить воду мы выполнили быстрее всех.
В Лавуатсарском проливе мы увидели Яну, которая мужественно висела там в затишке. В итоге они с Лёньчиком пришли предпоследними и пребывали по этому поводу в глубочайшем трауре.
Перед стартом Яна спросила у Кэпа, можно ли пройти Лавуатсарским проливом. Кэп, замороченный подготовкой к гонке, честно и без задней мысли сказал, что можно. Но вопрос же не стоял, стоит ли туда соваться! Пройти проливом, конечно, можно. Однако лучше это делать на моторе или, на худой конец, на весле. Но в гонке-то это запрещено.
Вот Великий Янус и провисела чёрти сколько в ентом самом проливе, не поддавшись жгучему искушению пособить себе веслом. Так что большой респект этому доблестному экипажу за сугубо спортивное поведение:)
Еще одна точка была на самом дальнем пляже острова Койонсари. Заданием было ответить на несколько вопросов опросного листа. вопросы на морскую тему.
В итоге мы хорошо прокатились. Наша генуя великолепна, о чём мы и доложили ее автору, Сергею Новицкому, со всеми полагающимися дифирамбами. Финишировали мы четвёртыми, но после всех пересчётов съехали на совсем не почётное 8-е место :(.
Я расстроилась. Вот.
Мне тоже хотелось красненькую футболку с корабликом!
Вечером был день рождения Анхен, "жаханье", кино и запечённый лосось. Костёр горел плохо, я замерзла и пошла спать. Кэп остался жахать за двоих.


Приполз он под утро совершенно счастливый, полный пива, водки, рома, вина и еще бог знает каких напитков. Принялся вдохновенно нахрапывать мне на ушко.
День прошел не зря :)
Пройдено за день: 27,8км.

6 июля.
о.Койонсари - о.Лавуатсари.

Мы долго, долго спали. Кэп с похмелья, а я за компанию. Погода странная. По небу проносятся небольшие тучки, и каждая отмечается коротким дождём. Холодно. Изредка, вклиниваясь между туч, проглядывает солнце.
Съездили в магазин. Туда скатились на тухленьком фордачке, а на обратном пути вдуло настолько сильно, что мы не смогли выгрести из устья речки. Пришлось протягивать катамаран хватаясь за камыши. Выползли с большим трудом.
Вернувшись на о. Койонсари, мы попрощались со всеми, неспешно собрались и отошли на о.Лавуатсари в поисках уединённого и живописного места для днёвки. Остановились в приятной бухточке с песчаным пляжем. Много дров и комаров. В этой бухте в июле обычно стоит "Шевницкая эскадра". Но пока бухта пуста.
Завтра намечается великая помывка и постирушка.
Пройдено за день: 8,4км.

7 июля.
Днёвка на о.Лавуатсари.

Мы долго - долго дрыхли. По плану сегодня помывка, постирушка и лазание по скалам.
Переменная облачность с преобладанием солнца.
Из палатки получилась прекрасная мыльня. Кэп подвинул спальню и образовалось довольно много места. Мылась я долго и основательно. Кэп только успевал подносить котелки с костра. Он обозвал нашу мыльню "Кайфовым домиком", который стонет и чешется :) Кэп помылся гораздо резвее и уселся вычислять наш километраж. Я в это время постирала и отправила Кэпа полоскать.


Потом был ОБЕД - праздник желудка.
Третий пункт программы - скалы.

Кто-то из "добрых" питерских катамаранщиков сказал Кэпу, что на западе о.Лавуатсари, на горе, есть каменное сооружение, напоминающее Н\П. Мы с Кэпом как два шизанутых стрекозла облазили все горки в окрестности и ничего похожего на Н\П не нашли. Зато вдоволь налюбовались живописными видами и покормили комаров.
После ужина сразу завалились спать.
Пройдено за день: 0 км.

8 июля.
о.Лавуатсари - о.Кухка.

Поход начался. Флажками показаны места стоянок.


Мы вышли около 1-30. Неспешно идём вдоль о.Лавуатсари, гадая, где же начинается та тропа к бетонной финской башне. С воды ничего не видно. Мы потеряли много времени на регате именно из-за того, что не знали, как подняться к башне со стороны Ладоги.
Кэп обещал показать мне пиратскую бухточку на островах Палосаретах. Потыкавшись между островами, бухту мы так и не нашли. Разочарованные, поплелись дальше. Жара. Ветер стихает. Штиль. Ползём-с.


И какой парусный турист не проклинал такую штилевую тошниловку в бейд! Я разделась и улеглась загорать. Как говорится - матрос спит, а служба идет.
Видели "Альбатрос" с красным гротом и зелёным стакселем, бодро чешущий под мотором к о.Хянесейма. У него на борту было 5 человек!!!
В итоге мы порешили встать на о.Кухка, в Южной бухте. Народу здесь - как тараканов. Веслорукие братья по разуму, бурно трахающиеся парочки, катера…. Впрочем, нам это не мешает наслаждаться жизнью.
Сытно поужинав, мы отправились прогуляться по окрестным пригоркам. Виды открываются обалденные. Скалы живописно усеяны мхом, чабрецом, бумажками и туристскими сюрпризами. Все почему-то любят думать о вечном непременно на самой верхотуре. Романтики, блин. На одном пеньке кто-то даже заботливо оставил рулон туалетной бумаги.
Вернувшись с прогулки, мы приступили к финальному пункту вечерней программы - отпариванию капитанских ног, которые


частично потеряли функциональность в результате появления трещин на пятках. Кэп вооружился ведром с горячей водой и принялся возвращать ногам их первоначальные эксплуатационные качества. Выражение морды лица у него при этом блаженное.
У комаров тоже :)
Пройдено за день: 17,5 км (по генкурсу).

9 июля.
о.Кухка - прол.Путсаренсалми.

Вышли около 1-30. Ветер сильный, южный.
Мы решили пойти шхерами за о.Кухка. Основной курс галф, но в шхерах ветер крутит, как хочет.
Обошли о. Кухка и повернули на бакштаг.
В шхерах встречаются старые финские знаки судоходной обстановки.

Они и по сей день исправно выполняют свои функции и не дают заблудиться в шхерах.
Мы прошли проливом между о.Кухка и о.Кярпянсенсари. Затем, обогнув о.Кухку, прошли западнее о.Паяринсари, повернули в пролив между о-вами Ойратсари и Паяринсари и наконец вышли в Ладогу около м.Пельвиниеми
Перед выходом из шхер раздуло. Вокруг барашки. Идём в бейд, нашего совокупного веса не хватает, чтобы откренить 12 квадратов. Пришлось пристать к берегу в небольшом заливчике и взять первую полку рифов. Выскребаемся в Ладогу на 10м2. Жестко. Идёт короткая ломанная волна. Опасаясь за мачту, ложимся в дрейф, берём ещё полочку рифов и уже на 8м2 выруливаем в Ладогу.
На галфе-бакштаге несемся орону о.Путсари. Ветер продолжает усиливаться. Скорость в среднем 17км\ч. Разогнало волну. Сзади нас догоняет огромная чёрная туча.


Когда показался пляж у мыса Семенгиеми, волну разогнало до совсем уж неприличных размеров 1,5м. Мы сидим на задней балке, как на жердочке, и катаемся с волны, как на серфе. Кайф! Укрылись от шторма в проливе Путсаренсалми - здесь затишок, о шторме напоминает лишь наш зарифленный грот да гул с Ладоги.
Встали у второго бетонного маяка, там как раз есть место под палатку.


После ужина полазили по скалам, скользким и мокрым после дождя. Потом Кэп залез на маяк. Меня не взял, бяка.
По проливу шнуркуются табуны веслоруких. Один даже пригрёб с Ладоги. Респект.
Сидим пьём чай. Ляпота!
Пройдено за день: 36,4км.

10 июля.
прол.Путсаренсалми - бух.Тихая.

Погода мерзкая, часто идёт дождь. Кэп меня очень долго будил и ещё дольше уговаривал вылезти из палатки.
Наконец собрались и тронулись. Дождь кончился. Идём проливом на север. Нам попутняк, ветер ровный, скорость 8км\ч. Навстречу то и дело попадаются то косяк веслоруких, то вереницы гребунов на вёсельных лодках.
На о.Рахкасари мы нашли неплохую стоянку со стороны коренного берега. Пляжик, оборудованное кострище. Немного подзагажено, но жить можно.


На северной оконечности о.Сикасари со стороны коренного берега есть стояночка на камнях. Кострище.
Ветер сначала слегка усилился -мы даже разогнались до 12-13км\ч., затем начал плавно затухать.

Затем заштилело. После вчерашнего дутья осталась неприятная зыбь, и нас здорово колбасит. На затухающем ветре дотащились до о.Кельсари. Остров замечательный, с небольшой бухточкой. Однако стоянка изрядно загажена, вероятно, там стоят местные рыбаки.
На вершине острова мы обнаружили следы финской артбатареи - яму, вырубленную в камне, с болтами для крепления пушки на дне.
По западному берегу сохранились проволочные заграждения на столбах и деревьях.


Кэп счастлив, день прошёл не зря.
Мы покинули о.Кельсари и на встречном штиле направились к так называемой "бухте Тихой" Собственно, это не бухта, а пролив между островами Тамханка и Маркатсимансари, который, расширяясь, образует небольшой разлив между островами.
Ветер стих совсем, мы еле ползём со скоростью 2 км\ч. Зыбь. Пришлось даже немного попадлить.
Про бухту Тихую Кэп узнал от веслоруких братьев по разуму. Они правда забыли упомянуть, что проскрестись южным проливом может только байдарка. Пролив оказался длинным, извилистым и очень узким. Прогребаясь по нему, мы чувствовали себя, как на маленькой речушке в средней полосе - сплошные камыши и кувшинки. Катамарану туда соватся определенно не стоит. Под конец пролива Кэп протаскивал катамаран через камыш за переднюю балку, бредя по пояс в воде. Грести было невозможно.
В самой бухте есть несколько неплохих стоянок, но они явно часто посещаемые. Бухта - настоящий рыболовно-комаринный рай.


Пройдено за день: 23км.

11 июля.
бух.Тихая - о.Сури Сортосари.

Я проснулась в 8 утра, к 10-00 разбудила Кэпа. Хмарь и штиль.
К моменту выхода подуло. Идём на остров Воспоминаний, бейд, 10км\ч. Мимо снуют "Метеоры".
о.Воспоминаний высокий, скалистый и неприветливый. Стоянок нет. Причалить можно только с северной стороны.
Кэп обещал мне шикарное лазание по скалам. У него в голове прочно засела идея найти финскую батарею, которая когда-то была (а может и не была?) на этом острове. Лучше бы мы туда не лезли. Остров состоит из крутых скальных откосов, покрытых девственным лесом. Везде сплошные завалы. Невозможно пройти и трёх метров не уткнувшись в очередной бурелом. Идёшь по поваленному стволу, а перед и над тобой сплошные поваленные деревья. Продираться сквозь эти вековые заросли - удовольствие сильно ниже среднего. Приходится карабкаться по расшелинам, сплошь поросшим молодыми деревцами - врагу не пожелаешь. И все это на протяжении 2-3км. :( Я испытываю непреодолимое желание покусать Кэпа, потащившего ничего не подозревающую девушку на такую "романтическую прогулку".
С большим трудом мы всё-таки добрались до вершины. Вид оттуда потрясающий, но наслаждаться им уже не было никаких сил.

Мысль об обратном пути приводит в отчаяние. Хочется прибить Кэпа. Обратно мы пошли немного другим путём, через первобытный лес. Для полноты картины не хватало только эльфов, гномов и бабы Яги. Как мы добрались до берега, помню смутно. В этот момент я страстно ненавидела Кэпа, и от растерзания его спасла только обнаруженная в расшелине земляника. Я ее тут же приняла на баланс, и настроение моё улучшилось. И Кэп уже кажется милым и замечательным:)
После того как мы отошли я показала острову язык. Пусть другие дураки туда лазают. БЕ-БЕ-БЕ.
Затем мы пошли в сторону о.Орьятсари, и я заснула. На ночевку мы встали на рыбачьей стоянке на о.Сури Сортосари (около о.Орьятсари). Стоянка на пологих плитах, средней паршивости, но много дров. После лазаний по буреломам мы чесались, как вшивые бобики, поэтому пришлось срочно устроить помывку.


Вечером у нас обнаружилась локальная трагедия: в самый большой шмотник пролилось моющее средство для посуды. Грустный Кэп поплелся полоскать свой ремнабор.
"Мать, мать, мать..." - по привычке вторило ему эхо.
Пройдено за день: 15,6км.

12 июля.
о.Сури Сортосари - бух.Хунукалахти.

С утра облачно и штиль. Пока мы предельно лениво собирались, подуло.
Вышли в сторону Хунуки. Вдуло. Лавируемся, ветер отменный. Скорость 10км\ч. Через некоторое время пришлось лечь в дрейф и зарифиться.
Нам повстречались два сплавных катамарана с мачтами и парусами. Паруса, правда, были спущены, и народонаселение катамаранов грустно гребло против ветра.
Постепенно разогнало приличную волну. Ветер продолжал усиливаться, пошел дождь. Мы не рискнули дальше испытывать судьбу и встали в бухте Хунукалахти. Переход получился короткий - мы долетели до бухты часа за три. Стоянка не ахти: песчаный пляж, лиственный лес, и все вокруг подзагаженно местными рыбаками. Судя по всему местные здесь стоят часто и подолгу.
После ужина Кэп пошёл искать внутреннее озеро и финскую батарею, а я, наученная горьким опытом, предпочла остаться в лагере, с тентом, костром, и прочими благами цивилизации. Тем более, что идёт дождь, скалы мокрые, а лес ещё мокрее. Во мху шевелятся огромные слизняки, я даже приняла одного за гадюку. В общем, обстановка к прогулкам не располагает.
Кэп вернулся через час. Он нашел батарею, внутреннее озеро и остатки укреплений.


Стрелковая ячейка в полный рост.


Непонятная яма, залитая бетоном. Диаметр 1,5 м.


Бетонированный орудийный дворик.

Болты для установки орудия.
Кэп счастлив - день прошел не зря.
Пройдено за день: 17,36 км.

13 июля.
бух.Хунукалахти - о.Хейнялуотто

Мы отлично выспались. Утро солнечное и ветренное.
Сегодня мы решили засечь, за сколько времени мы неспешно собираем лагерь. Оказалось, за 1 час 15 мин, из которых 15 минут Кэп, матерясь, поднимает грот. Просто на мачту надо поставить блок, а не изогнутую направляющую трубку. Поэтому-то грот и поднимается с помощью отчаяных кэповских приседаний и специальных заклинаний, в основном оканчивающихся на "мать".
Стоило только отчалить, как солнце немедленно скрылось. Мы идём в бейд одним галсом, курс на остров Мантсинсари.

Ветер ровный, волна небольшая. Скорость 9 км\ч. Во второй половине дня хмарь рассосалась и снова выглянуло солнце. Я пытаюсь спать, но безуспешно - на волне сильно качает, а в бока впиваются всяческие блочки.
Дошли до мыса Сирокко на острове Мантсинсари, и поскольку время и ветер ещё были, то решили лавироватся дальше вдоль Мантсинсари.
Встали на стоянку на о.Хейнялуотто.


Остров Хейнялуотто несмотря на не совсем удобное место стоянки (на камнях) является единственным укрытием на участке от о.Мантсинсари и далее до Дедовых островов. Есть кострище, место под палатку. Дров мало. Пролив между Мантсинсари и Хейнялуотто изобилует камнями. Глубина 0,5м.
В бухточку острова лучше не соватся. Много камней и при навальном ветре не выйти.

Остров этот низкий и каменистый. Есть рыбачьи стоянки. С местами под палатку и дровими плохо.
Зато на Хейнялуотто стоит офигительный финский маяк, сложенный из кирпича и покрытый бетоном. Внутренняя лестница цела, наверх можно подняться без проблем. Вид с вершины маяка просто шикарный. Остров - как на ладони. Сейчас маяк не работает, но на закате его разбитые стекла горят похлеще любого фонаря.


Ещё мы нашли на острове остатки финской береговой батареи, состоящей из двух орудийных двориков и траншей.
Кэп счастлив - день прошел не зря, а я разочарована - с земляникой опять напряг.
Вечер. Кэп работает говорящим канделябром (без кнопки выкл!). Он держит мне фонарик, а я расписываю впечатления дня в судовом журнале.
Пройдено за день: 48км (по генкурсу).

14 июля.
о.Хейнялуотто - м.Варечной - 9 км к N от мыса.

Выспаться нам не дало солнце. Оно выгнало бедного Кэпа готовить кофе, а я как более жаростойкая поспала ещё немного.
Погода отличная - солнце, тепло, ветер. Я нашла немного земляники, кайф.
Отвалили в половине первого. Идём в галф примерно на посёлок Погранкондуши. Поём всякие песни и даже сочиняем свои вариации,
например:
Кэп:
На речке, на речке, на том бережочке, мыла Марусенька белые ножки.
Я:
А за Марусей, ругаясь матом, плывёт зелёный А-а-аллигатор.
Потом я залезла в кэпов бушлат, пригрелась и разомлела, а Кэп бухтит, сидя на руле.
Подошли к Варашеву камню и осмотрели его. Пристать трудно: мелко и кругом бульники.

Пришлось лезть лапами в мокрую воду. Бр-р-р. Стеная: "Изверг, куда завёз", я поковыляла к камню. Он представляет собой неправильный паралеппипед, размерами примерно 5х2х3 м. На верху сквозь вековой чаячий помёт смутно проступают какие-то знаки. Прочитать их невозможно. Кэп заметил , что все знаки выложены в интернете, соответственно, на натуру можно забить:)
От камня мы пошли на север, лавируясь вдоль берега. В момент отхода "ласковая" Ладожская волна шаловливо хлопнула Кэпа по попе. Он выпучил глаза и издал вопль раненого команча. Кэп не любит фамильярностей даже от Ладоги :). Я счастлива. Ветер подстих, под всеми парусами в бейд делаем не больше 7км\ч. В итоге мы проплелись 9 км на север вдоль берега, и встали на диком песчанном пляже.

После ужина Кэп узрел на горизонте три катамарана, идущих с юга. При ближайшем расмотрении оказалось, что это два "Альбатроса" и "Ветер" Все лодки явно перегруженны народом и вещами. "Ветер" пристал к нам. Оказалось, что они идут от Шлиссельбурга к северу уже 14 дней!!! Поговорив, народ отвалил на следующий пляж на стоянку.
Нас обозвали "Тайфуном". Кэп загордился, и в его голове сразу зароились мысли о героических пересечениях и прочих подвигах.
Из тента и жердей Кэп соорудил над палаткой вигвам, чтобы утром солнце не мешало нормально спать.


Пройдено за день: 37 км.

15 июля.
9 км к N от м.Варечной - о.Хейнялуотто.

С утра штормит. Отойти сложно, да и идти холодно. Собрали лагерь, оставив только палатку.

В ней, родимой, и сидим в тоске и раздумьях, соваться или не соваться в эту жопу. Ветер нам чётко в морду, причем явно больше 10 м\с. С трудом подняли паруса, зарифились по вторую полку. Сильный накат. Стрёмно. Кэп решил, что будем сидеть и ждать, пока не стихнет. Пошёл парус спускать.
Вернулся, шуршит снаружи - снова вигвам строит и прикалывает палатку получше, чтобы я не улетела вместе с ней, как Элли из сказки.


Сидим, ждем у моря погоды :(
Поели макаронов с тушенкой. :)
Сидим, ждем :(
Кэп починил мне плеер - локальное матросское счастье.
Сидели до 8 ч вечера. Кэп успел пришить 125-ю заплатку на свою кепку. Рукоблудник, блин. Наконец вышло солнце, ветер подстих, и Кэп решил, что пора идти.
За три часа мы долавировались до о.Хейнялуотто. Волна 0,5 метра. Скорость 10км\ч. Два раза сели швертом далеко от берега - очень неожиданно. Мелей на юге много.

Хорошо бы завтра ветер дунул в направлении, отличном от крутого бейда! Куда бы мы не шли, ветер всегда в морду :(. Ну сколько можно?!?
Пройдено за день: 24км.

16 июля.
о.Хейнялуотто - о.Байовый.

Жара выгнала Кэпа из палатки рано. Он приготовил чай и разбудил меня. Собирались лениво. Солнце и ветер. Пока я паслась в землянике, нашла ещё два окопа.
Отвалили. Нам некрутой бейд. Как только вышли из-за острова, зарифились на две полки. На о.Крестовый шли одним галсом в бейд. Дошли за три часа. Средняя скорость 11-12 км\ч.
Высадились на Крестовом. Нашей целью было наполнение моего желудка земляникой. Я, конечно же, объелась:)
Перед отходом разрифились, скорость 11 км\ч. При подходе к о.Байовому ветер стих. Стоянка оказалась свободна, и мы вольготно там расположились.


Как только запахло ужином, к нам подошла компания стоящих неподалёку ЯЛоходцев. Мы с ними мило потрындели. Обсудили всяческие животрепещущие парусные вопросы. Они ходят на ЯЛе от клуба "Штандарт"
Ребята расказали интересную историю, характеризующую наших "святых отцов". Когда они подошли к берегу острова Лембос с целью посетить скит, то пара братков (братией их и не назовёшь) заявили им дословно следующее:
"Если вы сейчас же отсюда не уберётесь, то будете свой ЯЛ по всей Ладоге разыскивать." Вот такие у нас попЫ, иже еси их......мать.

Пройдено за день: 37км.

17 июля.
о.Байовый - о.Валаам - о.Байовый.

Ночью шел дождь, но утро тем не менее оказалось солнечным и тёплым.
Решили сходить на Валаам за продуктами. Лагерь оставили на о.Байовом и пошли налегке.
Вышли в полный штиль. За Байовыми, правда, подуло. С генуей на скорости 8-10 км\ч мы славно пролетели до "кэмпинга" около Никольского скита, куда обычно сгоняют туристов. Там стоял Федонов со своим швертботом и кучей народа. Швертбот разборный, весом 180 кг и парусностью 19 м2.


От "кэмпинга" до магазина примерно 1,5 км. На острове остался только один магазин около монастыря. Другой магазин, в котором ассортимент был получше, монахи выжили. Пришлось нам довольствоваться тем, что есть. (Пиво и тушенка есть. С хлебом и овощами могут быть проблемы.) Цены...как в аэропорту! Презервативы можно купить только в ларьках у причала. Торговцы реализуют контрабандный товар из-под прилавка, по 20 р. штука. ГРАБЁЖ !!!. В кафешке у монастырского садика можно перекусить и купить копчёную рыбу. Цены просто неприличные. Асортимент в кафешке как в фастфуде у любой заправки.
В музей не смогли попасть, равно как ивпрошлом году. Такое впечатление, что он открывается только для избранных.
Нас поразило развернувшееся на острове масштабное строительство. Дорога, нефтебаза, фундаментальные постройки. Появилась сотовая вышка.

Ничего удивительного, ведь Валаам - весьма успешный бизнес-проект. Впечатления от посещения острова сугубо негативное, впрочем, как всегда. На острове видели несколько разновидностей такси. У причала стояло симпатьчное водное такси - жёлтенькое и пузатенькое, с шашечками.

Еще есть маршрутное и конное такси.
Добычу мы еле дотащили до берега. Отходили уже в полный штиль и под дождём. Мерзко. Километров 5 пришлось грести, а потом подуло. Попали в туман.
В лагерь мы вернулись уставшие и замерзшие.
Знаете что человеку нужно для счастья? Сухие штаны!
Подуло нам в бейд, да еще натянуло туман. От острова Святой пришлось лавироватся в тумане. Вышли точно на Лембос. На случай блуждания в тумане был в резерве GPS.
Небо наглухо затянуто тучами. Дождь изредка прекращается и тут же начинается снова. Хочу солнышка!
Пройдено за день 20км.

18 июля.
Днёвка на о.Байовом.

Всю ночь лил дождь. Погода сплючая, мы долго нежились в объятиях Морфея. Но утром Кэпа из палатки выгнало солнце. Потом был кофе.
После завтрака мы занялись хозяйственными делами: просушили всё что было, разобрали продукты. Солнце, жарко, хорошо. Я позагорала в своём купальнике с черепушками и немного попозировала Кэпу.

Кэп зашил свой спасик, а я съела всю землянику в радиусе 100 м от палатки.
К вечеру к нашей стоянке подрулил "Альбатрос" "Смак" с тремя человеками на бортую Николай, Александр и Евгения встали рядом с нами. Кэп вдохновенно протрындел с ними весь вечер.


Ихний Кэп бывает в "таверне надутых парусников" под ником Хансен.
Пройдено за день: 0км.

19 июля.
о.Байовый - о.Голый.

Встали в 12-00. Жара. Штиль.
Утром Хансен приготовил настоящий кофе в турке из консервной банки и кашу со сгущенкой. Было вкусно.
Потом мы с ним потрындели на счёт стоянок на Белом море и Ладоге и стали собираться.
Штиль.
"Смак" оттащил нас на буксире из-за острова Лембос и неспешно потарахтел в сторону полуострова Хунука.


Мы подняли всё: грот - 9 м2, стаксель - 3 м2 и геную - 8 м2. В итоге лихо "понеслись" в сторону о.Святой с "бешенной скоростью" - 1-2 км\ч. До Святого еле дотянули. Потом появился бризок, и я решил идти на о.Голый в бейд одним галсом.
Вскоре ветер выключили совсем.


ПОЛНЫЙ ШТИЛЬ Ж:( БЛИН.
Когда мне надоело жарится на солнце, я взялся на весло и пропадлил 3 км до острова Голый. Судя по приметам, завтра погода поменяется и будет ветер. Вот только куда он будет дуть? На острове мы нашли неплохую стоянку и что-то типа каменоломен.
Вечер был обалденный.


Пройдено за день: 10км.

P.S. А ещё мы ведели наглого, большого, откормленного КАБАНЯСТОГО ЗАЙЦА, который шарился по нашему лагерю в отсутствие хозяев. Зайцы здесь - как кабаны.
P.P.S. Просто рядом была его лёжка. Интересно, а зайцы вкусные?
P.P.P.S. Они наглые.

20 июля.
Днёвка на о.Голый.

Ночью, как я и предполагал, погода изменилась. Ветер поменял преобладающее направление и задул с северо-востока. Причём задул сильно. Пришлось вставать и раскреплять палатку, натягивать тент для защиты от ветра. Нагнало облаков и пошел дождь. Утро встретило нас сильным ветром и дождём.
Встали в 12-30. Завтракаем, сидя в палатке.

Неожиданно раздался голос: "Есть кто живой?". Оказалось, это наш сосед по острову. Познакомились.
Зовут соседа Андрей, ему где-то лет 45, пенсионер из Питера. Бывший альпинист, работает промальпом. Путешествует с женой Раей на байдарочном тримаране с распашными вёслами и парусом от серфа. Кэп вспомнил, что мы его видели издалека в прошлом году.

Наши новые знакомые стоят на подолгу на одном месте. Ставят сети, ловят и коптят рыбу, ведут здоровый образ жизни.
Андрей пригласил нас на чай. Рая показала нам чудесные фотографии нерп, снятых с очень близкого расстояния. Респект!


У Андрея стоит небольшая палатка, а над костром сделан шатёр наподобие вигвама из ткани для воздушных шаров.
Тепло, уютно, но довольно дымно. Дождь не унимается. Сидим, пьём чай с копченым сигом. Андрей явно стосковался по общению, и они с Игорем протрындели весь день.
Хорошо, что мы никуда не пошли. Дождь закончился только к вечеру.


Пройдено за день: 0км.

21 июля.
о.Голый - о.Рахмансари.

6-00 вдуло так, что сносит палатку. Вышел и сделал барьер от ветра из тента. Дождь, туман, сильный ветер.
Вчера ветер был с северо-востока, к вечеру с востока, а сейчас дует с юга. Вероятно, циклон. Всё раскрепил и залез в палатку, в тёплый спальник, досыпать.
Проснулся в 13-40. Позавтракали прямо в палатке.
После завтрака сходили фотографировать "каменоломню" и начали собирать лагерь.


Ветер немного подстих, и можно идти.
Мы попрощались с Андреем и Раей, подарили им на прощание пакетик пряников и отвалили. Было уже почти 17:00.
Пошли в бейд на о.Оборонный, что на южной оконечности о.Валаам. Дует хорошо, барашки. Идём зарифленные на одну полку. Солнце.
Около Оборонного разрифились.
Прошли маяк Ханхипаси. Скорость 11км\ч. Кэп вдоволь нафотографировался.


На о.Мекирюкку сделали остановку. Немного погрелись. Один баллон слегка травит, блин.
Дальше пошли на о.Ялансари. Андрей с Раей разведали там месторождение земляники, и мы решили совершить туда набег. Землянику пришлось долго разыскивать в зарослях, но усилия оправдались. Ягод оказалось много, и они были очень крупными.


После того, как я наелась до отвала, мы пошли на остров Рахмансари. (Дулово не прекращалось, и нас сильно заливало). Скорость 15 км\ч. На переходе замёрзли, как суслики.
На Рахмансари уже стояло два катамарана на разных концах пляжа. Мы впёрлись посередине, четко между ними.
Поужинали. Кэп хорошо приложился к фляжке со спиртом, и теперь ему хорошо - несёт вдохновенно всякую пургу :)
Я на него шиплю - будет всю ночь на меня перегаром дышать, бяка.
Замёрз я, грелся я так.
Пройдено за день: 38,6км.

22 июля.
о.Рахмансари - о.Лавуатсари

Как обычно, мы долго-долго спали. Отпуск же :)
Кэп выполз из палатки пасмурный и квёлый. У него похмелье, осложненное насморком или наоборот - насморк, осложнённый похмельем. Мне его очень жалко. Поели. Сходили посмотреть поклонный крест, который кто-то поставил на мысу острова.
Вообще-то в этом году на Ладожских островах понавтыкали кучу однотипных поклонных крестов 3-4 метра высотой. Похоже, монахи активизировались и метят територию, а может просто так ставят. Короче, служители культа задолбали своей гиперактивностью.
Отошли на Лавуатсари. Пасмурно , но тепло.
Поём с кэпом песни, каждый свою :).
Зашли на Палосареты. Нашли "пиратскую бухту". Она оказалась довольно открытой и совсем не пиратской.
На Лавуатсари, в заливе, где останавливались прошлый раз, увидели скопление катамаранов.

Это был авангард Шевницкой эскадры. Мы встали там же, на отшибе. Место отличное, но народу целые табуны шатаются.
Хочу требушет или большую катапульту :-Е Покакать спокойно не дадут, изверги :-(.
Кэп ходил общаться: делился инфой, собирал инфу. Ему понарассказывали гадостей про юг Ладоги. Я туда не хочу.
У нас стал нехорошо постукивать шверт. Кэп завтра полезет под катамаран смотреть.
Пройдено за день: 15 км.

23 июля.
Днёвка на о.Лавуатсари.


День тёплый и солнечный.
Испив утреннего кофею, мы отправились в магазин в Терву.
Дуло очень хорошо, и нам пришлось взять полочку рифов.
Неожиданно у нас на пути образовался Степанов (то, что из Москвы, не путать с Степановым из Питера) с сыном на своем "Тайфуне".
Мы стали играть в перегонки. Они тоже зарифились.
Всё это кончилось тем, что Степановы кильнулись.


Катамаран лёг на бок и воткнулся мачтой в дно.


Спасработы были долгими и оживленными.


Посильную помощь предложили роящиеся вокруг моторки.


"Тайфун" наотрез отказался подниматся. Кэпу пришлось искупатся прямо в одежде. Он поплыл на помощь и любезно предоставил пострадавшим свои полноценные 80 кг капитанского веса для откренивания. Это решило дело.


С помощью Степанова, Кэпа и двух моторок "Тайфун был поднят. Процесс занял как минимум час. При поднятии катамарана сломалась мачта, так как была отдана не та ванта, и мачту практически выдирали из дна.
Наконец, пострадавший корабль подтянули к берегу. Степановы наладили мотор и пошли на свою стоянку, а мы - в магазин.
Кэп мокрый и счастливый.
На обратном пути мы замёрзли.
По возвращении я долго грелась в двух спальниках - не помогло. Окончательно отогреться удалось только в процессе общественно-полезной трудовой деятельности - чистя картошку у костра.
Мы наелись, нам хорошо и лениво.
Повесили геную сушиться. Пусть все завидуют :-)
Кэп разбавляет спирт - к чему бы это? :-)
Пройдено за день: 12км + много кругов вокруг "Тайфуна".

24 июля.
о.Лавуатсари - о.Монтосари.


После завртака попрощались с Адъмиралом Московского моря, Поповым, и остальными братьями по разуму.
Отвалили.
Был почти штиль.


Мы подняли все паруса и на бризочках под берегом подкрались к мысу Куркиниеми. Нам нравится этот мыс и маяк. Мы не могли не заглянуть туда.
Вид с маяка чудесный.


Народу в шхерах - как тараканов. Мимо постоянно снуют байдарочники, моторщики, грёбальщики и изредка катамаранщики. Поставить бы на каком нибудь островке катапульту - и можно с проходящих мимо собирать дань сгущёнкой и тушенкой :-) А еще лучше запретить движение по Ладоге на моторках, а для всех гребущих ввести квоты - не более трёх байдарок в группе : )) Было бы здорово! : )))
После м.Куркиниеми мы зашли в два залива, за о.Петросари и Лакинлахти, откуда в войну эвакуировались наши части. Все стоянки заняты.
Заглянули в залив Сукмылахти - ситуация та же. Сплошной тараканник.
Уставшие и голодные, мы всё-таки нашли неплохую стоянку на острове Монтасари. Пляжик, кострище, место под палатки.
За ужином Кэп узрел зайца, пробегавшего в 20 м от нас, и мы пошли на "охоту". Охота не задалась. Заяц очень быстро бегает и держится на расстоянии. Он явно не любит позировать.


Вслед за зайцем мы вскарабкались на близлежащую горку, но он смылся, гад. Зато проснулись комары и быстренько нас атаковали. Пришлось с почётом отступать в палатку.
Пройдено за день: 23км.

25 июля.
Днёвка на о.Монтосари.


День начался с того, что Кэп вытолкал меня из палатки готовить кофе.
После завтрака к нам подошел пожилой мужичок, который стоял на яхте неподалёку. Он явно жаждал общения. Примерно с час мы с ним мило протрындели. Когда он уходил, к нашей стоянке подкатила клизьма с мотором и нагло вперлась рядом. К нам послали гонца на разведку. Гонец был вежливо послан с пожеланием ехать дальше.
Через некоторое время припёрлись еще три моторки из их компании - форменное нашествие саранчи.
От них пришел человек, назвавшийся "инструктором по туризму" с базы "Красный треугольник", и заявил, что у них тут якобы слёт. Мужичонка был больше похож на инструктора по литр-болу. "Инструктор" был немедленно и с большим удовольствием ВЕЖЛИВО послан.
Я просто кипела от ярости: стоят люди, отдыхают, обязательно надо впереться всем своим колхозом и обломать весь кайф.
Надо раздобыть сигнальных мин.
Нарыть пейнтбольные гранаты.
Купить ружьё.
И селёдку в костёр супостату.
Короче, весь этот чертов кагал встал в 10 м от нас.
Поддерживаем "вооруженный" нейтралитет только потому, что у нас нет ружъя >:-Е
Я очень зла.
Зато день был тёплый, и Кэп нашел мне ванну в скалах. Я помылась и подобрела.
Потом Кэп сделал нарды.


Он нарисовал на пеньке доску, вырезал кубики, а фишками послужили чёрные и красные камушки. Кэп меня обыграл :-( Пришлось на время прерваться для выяснения отношений. Выяснение было долгим и обоюдоприятным :-)
После этого мы слазили на гору и сыграли еще несколько партий в нарды. Комары загнали нас в палатку.
Соседи трындят рядом, прямо как в "КрапивоМалине"
Может, завести ручную гадючку? : )
Пройдено за день: 0 км.

26 июля.
о.Монтосари - плях в районе пос. Сторожевое.

Ночью была сильная гроза, зато утром - переменная облачность и почти штиль.
Кэп накормил меня завтраком. Потом мы сыграли пару партий в нарды, собрались и отвалили.
Дует слабо. Мы решили исследовать залив Сукмылахти. На легком фордаке вдуваемся в залив.
Стоянок много, но все они заняты - выходные, мать их. Видели несколько симпатичных пароходиков и катеров. В конце залива, спрятавшись за островом, стояла большая чёрная байда - супер-мега-катер.

Кэп считает что она переделана из военного кораблика.
И тут мы увидели ЕГО, великий и ужасный ГИМС на РИБе. Обработав зашедшую в залив яхту "Ника", они направились к нам.
Два инспектора, слегка поддатые и красномордые, потребовали права и судовой билет.
Я, естественно, заявил, что к ГИМСу парусники никакого отношения не имеют с 2007 года, и в Москве нам отказывают в регистрации. Инспектор достал книжку с палец толщиной и стал туда тыкать, утверждая обратное. "Умная книжица" оказалась наставлением для инспекторов ГИМС, изданным в 2006 году :)
Когда я указал на это, красномордые озадачились, и старший стал звонить начальству.
Он долго и безуспешно пытался обрисовать ситуацию, и в итоге передал трубку мне.
Я бодрым голосом отрапортовал - что, мол не подотчётны...не регистрируют в Москве....мотора нет, и вернул звонилку инспектору.
Не знаю, что там ему вещал начальник, но выражение лица ГИМСовца сразу стало серьёзным и приобрело еще более насыщенный пунцовый цвет. Закончив разговор, инспектор путано нам объяснил, что мол начальник у них сегодня добрый, и посему нас отпустил :) (ГЫ-ГЫ. Так я ему и поверил!)
В общем, разошлись мирно и без финансовых потерь. Мы направились к выходу из залива, а ГИМС вернулся свою засаду на берегу.
По воскресеньям ГИМС пасётся в районе Приозёрска и в частности на о.Кильпола. Тормозят всех подряд и всегда находят, к чему прицепиться.
Местные просто отдают 500р. при встрече. Рыбакам проще отдать деньги и вовремя проверить свои сети, а отдыхающие не хотят портить себе выходные.
По донесениям местных, в ГИМСе работают бывшие менты, пожарники и прапорщики. Зарплата 10 000 руб. + лодки и право сбора штрафов.

Мы немного поштилели в устье залива и на бризочках выбрались в Ладогу. Лавируемся в сторону о.Заячий. Там стоянка оказалась занята, и мы попытались приткнутся около навигационного знака, но стоять там оказалось негде.

Видели две жилы розового гранита в чёрном монолите, пересекающиеся под прямым углом.
Ветер выключили, и мы кое-как доплелись до о.Бурнев, но стоянок на северном берегу не нашли - сплошной булыжник.
Пришлось идти дальше, на пляж около пос.Сторожевое.
Доползли на последних дуновениях ветра.
Народу никого. Кайф. На пляже нашли вот такую, только что вылезшую из кокона ночную бабочку.


Пройдено зав день: 18,3 км.

27 июля.
Пляж в районе пос.Сторожевое - место стапеля.

Сегодня идём разбираться. Погода отличная - солнце, ветер. С Ладоги гонит волну. Накат.


Отходили четыре раза. Ладога выкидывает обратно на берег, как будто не хочет нас отпускать. Но уходить надо, и с четвёртой попытки, с большим трудом, отходим.
Пронеслись в галф вдоль берега и повернули за мыс, на бакштаг.
С накатом выкинулись на пляжик, с которого и начинался наш поход.
На пляже полно народу. Праздно гуляющие и пьяные аборигены.
Поход закончен. Грустно.
Пройдено за день: 4км.

___________________________________________________________________________________________

И в заключение несколько слов о Ладожской нерпе.


Мне удалось сфотографировать лёжку Ладожской нерпы на одном из островов. (При съёмке ни одна нерпа не пострадала и не была побеспокоена).


Многие яхтсмены и туристы неоднократно видели этих любопытных созданий. Можно подумать,что Ладога кишит ими, но это, к сожалению, не так. Как ни странно, но одной из опасностей для нерп являемся мы, люди. Ни в коем случае нельзя пугать животных, когда они отдыхают на берегу. Лучше посмотреть и тихо удалиться. Или проходя мимо острова заложить галс мористее (зверушки пугаются парусов).
Берегите покой этих животных.
Они у себя дома, а мы у них в гостях.

Ладожская кольчатая нерпа
Phoca (Pusa) hispida ladogensis Nordq.
Отряд Ластоногие - Pinnipedia
Семейство Настоящие тюлени - Phocidae (во как, они настоящие :) )

Самый мелкий из всех подвидов кольчатых нерп. Вместе с балтийским (Ph. Hispida botnica Nordq.) и сайменским (Ph. Hispida saimensis Nordq.) подвидам, населяющими Балтийский бассейн, являются реликтами постледникового периода.
Ладожская нерпа является эндэмиком Ладоги, то есть обитает только в Ладожском озере. Она - единственный представитель морских млекопитающих, жизненный цикл которых проходит в условиях пресноводного озера. Учитывая современное состояние популяции, этот подвид включен в Красные книги России и Карелии, а так же в список видов IUCN, находящихся под угрозой.
Численность ладожской нерпы за последние несколько десятилетий резко сократилась - с 20 тысяч особей в первой половине XX века до 2 - 3 тысяч в настоящее время. Этот факт требует принятия решительных мер для сохранения этих животных, не дожидаясь дальнейшего падения численности, которое может привести к утрате такого уникального элемента генетического разнообразия планеты.
Главные причины, угрожающие существованию ладожской нерпы - это рыболовные сети и другие ставные орудия лова, а также "фактор беспокойства" (появление человека на моторных лодках и снегоходах) в местах отдыха и размножения животных.
В связи с этим сохранение нерпы возможно при ограничении рыболовства и организации охранных зон в местах летних и зимних концентраций, позволяющих минимизировать беспокойство животных человеком. Средняя продолжительность жизни ладожской нерпы 30 - 35 лет. Половой зрелости нерпа достигает в возрасте 6 - 7 лет. Общая продолжительность беременности у ладожской нерпы около 11 месяцев. В феврале-марте самки приносят по одному детенышу в норах, которые выкапывают в снежных торосах на льду. Весит новорожденный 4 килограмма. Молочное кормление продолжается в течении 1,5 - 2 месяцев. Основные места щенения расположены в южной части Ладоги и в шхерных районах.
Основу питания ладожской нерпы составляет мелкая рыба (корюшка, ряпушка, плотва, окунь). За день ладожская нерпа съедает от 3 до 4 килограммов.
С сайта:http://www.ticrk.ru/ru/

Hosted by uCoz