Отчет составила: Репина Анастасия.
Цель похода:
Исследование шхер и посещение древних карельских крепостей, которые обычно носят названия Линнамяки, Линнавуори и Линнасари, так же активный матрасный отдых.
Экипаж:
Виговский Игорь - капитан катамарана. |
. . |
Репина Анастасия - старпом, а так же: Командор, Кок, СУПЕРинтендант, Летописец похода. |
Катамаран:
Навигационное оборудование: Использовался атлас Карелии и морская карта Ладожского озера. Имелся GPS Garmin 76, карманный компас, бинокль, монокуляр, определитель ветра - курительная трубка.
Маршрут (Жирным шрифтом выделены места днёвок.) :
число | место | км. | погода | |
8 | о.Койонсари | 28 | Переменная, ветер средний | |
9 | о.Койонсари | дневка | Солнце, ветер средний. | |
10 | Каувонсари | 20 | Переменная, ветер крепкий. | |
11 | Каувонсари | дневка | Шторм | |
12 | Солоронсари | 16 | Шторм | |
13 | Ойтонсари | 15 | Переменная, ветер слабый. | |
14 | Рахкасари | 28 | Переменная, ветер крепкий | |
15 | Хирьятсари | 24 | Шторм | |
16 | Хирьятсари | дневка | Шторм | |
17 | Мякисало | 22 | Шторм | |
18 | Байовый | 30 | Пасмурно, ветер - от штиля, до шторма. | |
19 | Байовый | дневка | Шторм | |
20 | Байовый | 31 | Шторм | |
21 | Байовый | дневка | Шторм | |
22 | Лункулансари | 31 | Солнце, ветер умеренный. | |
23 | Байовый | 31 | Солнце, ветер умеренный. | |
24 | Валаам | 21 | Солнце, ветер умеренный. | |
25 | Валаам | 4 | Солнце, ветер умеренный. | |
26 | Валаам | дневка | Пасмурно, ветер умеренный. | |
27 | Васинойсари | 30 | Пасмурно, ветер - от крепкого, до штиля. | |
28 | Веркосари | 15 | Пасмурно, ветер слабый - штиль. | |
29 | Заячий | 20 | Шторм | |
30 | Приозерск | 10 | Пасмурно, ветер слабый - штиль. | |
31 | ||||
376 |
Обшее количество дней: 23
Ходовых дней: 17
Дневок: 6
Пополненный (с учетом похода) список GPS координат Ладожского озера,здесь.
Сотовая связь: GSM - есть. МТС - местами, но много. Би Лайн - местами, но мало. Мегафон почти везде.
Если отойти от берега в озеро, то берёт.
Зеленым шрифтом помечен текст
Капитана.(Игоря)
Черным шрифтом помечен текст
Старпома (Насти)
В этом году целью похода было исследование шхер и посещение древних карельских крепостей, которые обычно носят названия сходные с Линнамяки, Линнавуори и Линнасари.
Краткий экскурс в историю:
Древние скандинавы называли ладожские шхеры: Страной карел (кирьяла) в конце заливов - "Кирьялаботнаар". Они уважали, если не сказать - побаивались,
самих древних карел.
В те времена карелы доминировали на этой территории и отличались независимостью и воинственностью. До принятия крещения они то вступали в союзы с Новгородом,
то воевали с ним. Новгородцы именовали этот народ "карелой сердитою".
Карелы вели активную колонизаторскую деятельность. Они освоили обширные територии : от Ладоги до Ботнического залива, северной Норвегии и Белого моря.
Карелы обложили данью Лопарей и потеснили Норвегов в их владениях.
Карелы и новгородцы - единственные народы в истории, которые долго и успешно противостояли набегам викингов.
В 1187 году их объединенная дружина сожгла и разграбила тогдашнюю столицу шведов - город Сигтуну, находившийся близ современного Стокгольма.
Ворота поверженного города были привезены в Новгород и повешены на всеобщее обозрение в Софийском соборе, где и висят до сих пор.
Для скандинавов это был страшный удар.
Они даже не стали востанавливать город, а заложили неподалёку новую столицу - город Стокгольм.
В этот год Москва отмечала свое 40-летие…
Вот как это событие описано в "Хронике Эрика" - поэтической летописи Швеции, написанной в 1320-е годы. Перевод А. Ю. Желтухина.
Свеям урон наносили огромный
козни карелов - язычников темных.
До вод Мелара они доплывали,
будь сильный шторм иль спокойные дали.
Шли, не стесняясь, шхерами свеев,
гости незваные, злобу лелея.
Плыли до Сигтуны раз корабли.
Город сожгли и исчезли в дали.
Жгли всё дотла и многих убили.
Город с тех пор так и не возродили.
Материялы по истории древних карел можно найти на сайте Кирьяж
4.08.09. Вт.
Подскок.
Во второй половине дня выехали на Волгу, в Конаково.
Добрались до места довольно быстро и без происшествий.
Приключения начались ночью: на меня напал огромный ежик.
Сначала он долго топал и сопел вокруг палатки, распугивая мои трепетные сны. В итоге, стеная и чертыхаясь, я все же выползла из теплого спальника, чтобы шугануть
вконец обнаглевшего ежа. По закону бутерброда, пока я вылезала, "страшный зверь", разумеется, куда-то испарился. Посетовав на птицу-обломинго, я поплелась обратно
под теплый капитанский бок - собирать в кучу разбежавшиеся сны.
Вернувшись в палатку, совершенно неожиданно обнаруживаю убежище ежа - он привольно расположился под полом палатки, прямо под моей пенкой.
Вытурить его оттуда с ходу не вышло - зверюга кололся и возмущенно шипел. Пришлось призвать на помощь тяжелую артиллерию в лице Кэпа.
С ворчанием он могучими капитанскими лапами вытолкал ежа из-под пола палатки, попутно читая мне нудную лекцию о том, что надо делать по ночам приличным
матроскам вместо того, чтобы ежиков гонять.
Короче говоря, ночь получилась насыщенной, причем, увы, отнюдь не снами.
Кстати, я уже упоминала, что дятлы просыпаются в 5 утра?...
5.08.09. Ср.
Авария.
Встали рано утром, собрали лагерь и в тумане переправились на клизме, везя баул с барахлом за собой на буксире.
Погрузились на железного коня и направили свои шины в сторону Питера.
Все шло хорошо, погода радовала, настроение отпускное. Приключения ждали нас далеко впереди, а именно, на объездной вокруг Новгорода.
На скорости 120 км/ч лопнуло заднее колесо. От рывка сорвало с крыши багажник, и все наши длинномеры вывалились на трассу. Две трубы улетели на встречку,
где были размолочены фурами в прах. Остальное удалось спасти, благо трасса была относительно свободна, и сзади нас никого не оказалось. Так что мы никого
не убили и сами не убились, но катамаран серьезно пострадал.
Беглый осмотр показал, что мы остались без передней и задней поперечных балок, одно колено мачты слегка сплющено,
на другом оторвало ликпаз и чуть ли не завязало его бантиком вокруг мачты. На гроте пострадал ликтрос - сильно потерся об асфальт.
Совет стаи постановил: заночевать, не доезжая Питера, а на следующее утро заехать в "Тритон" и попробовать купить там балку для "Ветра".
Кэп оперативно заменил колесо, и мы поехали дальше. Место для ночевки нашли с трудом - местность густо заселенная и загаженная сверх всякой меры.
В конце концов, остановились в поле, на опушке леса: бурьян, комары, зато чисто и спокойно.
Вечером был туман.
Похолодало.
6.08.09. Чт.
"Тритон".
Встали пораньше (по капитанским меркам) и прямиком направились в "Тритон", охотиться на поперечные балки.
Нам повезло: в недрах склада обнаружилась искомая железяка, и мы тут же ее купили.
Также в "Тритоне" обнаружились Борода со Зверевым, которые помогли нам привести в божеский вид паруса и железо.
За это им большое парусно - туристическое и человеческое спасибо.
При ревизии железа оказалось, что я захватил с собой недоделанную поперечную балку, которой хотел заменить более тонкую заднюю.
Так что вырубать на месте ничего не придется - у нас полный комплект.
После починки пришлось потратить время и заехать на авторынок за новой запаской, что есть дело нудное и небыстрое, усугубляемое жарой.
Наконец после всех перипетий легли на правильный курс - на Приозерск.
Дорога до Приозерска меняется от нормальной до условно проезжей.
Машину можно оставить на лодочной станции на озере Вуокса, около железнодорожного вокзала. Стоит 100р. сутки. В других местах дороже.
В Приозерске встали на стапель на городском пляже, чуть дальше Валаамской пристани на Ладоге.
Место неплохое, но поскольку погода стояла хорошая, то вокруг постоянно шнурковались местные, которые табунами приходили купаться.
Впрочем, они нам не сильно мешали.
7.08.09. Пт.
Сборка.
Стапель занял два дня вместо одного. Сказались последствия аварии и раздолбайство Кэпа, который ухитрился забыть....весь паук и крепление рулевой коробки :) Теперь вот медитирует - изобретает велосипед:)
Собирались мы в спешке и я предполагал, что что-нибудь, по мелочи, мы забудем и поэтому захватил с собой:
Большой моток 4,5 мм тросика.
Жменьку талрепов со стройрынка.
Пластинки толстого алюминия.
Штук 10 такелажных скоб.
Свой большой - "просторовский"- ремнабор.
Несколько дюралевых трубочек 20 мм. в диаметре.
Килограмма 2 различных болтов и гаечек.
Вырубил зубилом новый паук. Поскольку медных трубочек для обжима не было, то все огоны пришлось заплетать ленивым огоном.
Для изготовления крепежа рулевой коробки просверлил отверстия в пластинках АМГ и развернул их ножом. В общем геморроя было много.
Весь поход паук и рулевка отработали без нареканий.
8.08.09. Сб.
Отход и переход Приозерск - о.Койонсари.
Полдня Кэп доделывал катамаран. Потом мы паковались. Потом Кэп отгонял машину на стоянку и искал для меня плюшки.
Потом мы расправлялись с плюшками:… После обеда, наконец, отошли.
Дуло неплохо, но и не слишком сильно. На плавно скисающем попутняке дошли до о.Койонсари, в бухте ветер стих совсем, и Кэпу пришлось даже немного погрести.
Народу, вестимо, как тараканов. Мы воткнулись в левом углу внутреннего пляжа, рядом с выездным детсадом, путешествующим на прикольном деревянном каютном швертботе
со странным названием "Аванс".
Утром пришли соседи и выменяли у меня литр молока на сушки, печенки и большую дровину. Хорошие дрова на Койоне - самая ходовая валюта, ибо их там нет :).
9.08.09. Вс.
Дневка на о.Койонсари
Сегодня отдыхаем и посещаем исторические места.
После завтрака, по традиции, отправились на самую известную карельскую крепость - Линнасари (Шапка Мономаха), расположенную в бухте Терву.
Остров довольно известный и часто посещаемый. Вероятно, поэтому никаких валов на вершине не сохранилось. На остове есть только "каменный стол" -
плоский камень -плита, окруженный камнями поменьше - табуретками. "Стол" - это судилищный камень древних карел.
Неприятной неожиданностью стало то , что на вершине острова кто-то основательно покопался.
Мы увидели на вершине два правильной формы раскопа, в одном из которых обнаружили обломки мастерка и рабочие перчатки. Скорее всего, копали археологи.
Раскопы довольно большие, а черные копатели ковыряются выборочно, а не вскапывают целый участок сплошняком. То, что мы увидели, очень напоминает разведочный раскоп.
Впрочем, археологи сработали не чисто. В отвале мы обнаружили наконечник стрелы, медную иглу, кучу кованых гвоздей и металлическую ручку от чего-то.
У подножия горы обнаружились остатки гигантского туристического лагеря. Видимо, тут и прописались археологи. Много-много мусора!
Тропы, ведущие к вершине, оборудованы перилами. Вокруг каменного стола все вытоптано, и некоторые "табуретки" перевернуты.
Короче говоря, стадо слонопотамов на променаде.
Археологи оставили гору мусора на стоянке. Такое ощущение, что по острову носилось стадо бизонов. Мрак.
Как впоследствии оказалось, это действительно была археологическая экспедиция, вполне вроде как официальная.
Смотри тут.
Вечером я регулировал паук, а Настя стирала. Потом посидели у костра, поиграли в нарды.
10.08.09. Пн.
о.Койонсари - о.Каувонсари.
Сегодня идем на север. По дороге осмотрим еще одну Линнамяку.
Погода стоит отличная, что радует. Кэпу жарко и плохо, а мне тепло и хорошо. Локальная матросская радость - это когда не нужно напяливать много флисовых штанов.
Курс галф, потом бакштаг. Кэп слегка заблудился в шхерах, но в итоге мы нашли искомую Линнамяку.
Меня подвел атлас Карелии (южная часть) в котором просто не было???!!! острова Котосаари, примерно километр на полтора в поперечнике. Картографы блин.
Сдаю с потрохами: атлас в глянцевой обложке подготовлен к печати фирмами ООО "Ультра Эксент" и ООО "Арбалет". Проверяйте карты, не отходя от кассы.
При осмотре крепостной горы выяснилось, что вопреки названию, она довольно пологая и мало напоминает классическую Линнамяку. Побродив по ней, мы спустились вниз.
Зато Кэп обнаружил руины старого финского хутора, густо поросшие малиной. Локальное матросское счастье Nо2 - много спелой, вкусной, осыпающейся сладким
дождем малины. М-м-м…:
На хуторе видны руины дома, хлева, бани. От дома осталось только два самых нижних венца из бруса.
Посередине дома сохранилась печь, сложенная из плоских камней без раствора.
Печь высотой в 1,5 м правильной прямоугольной формы. Сводом выложена небольшая топка. Шедевр. К сожалению, фото нет.
Уставшие и полные малины, а также черники, брусники и голубики, мы пошли шхерами дальше.
Вдуло очень хорошо. Благо волны нет и не надо особо рифиться.
Душевно прокатились на галфе.
Встали на чудесной стоянке на острове Каувонсари, которая на удивление оказалась свободна.
Блаженствуем.
Пройдено за день: 20 км. по генкурсу.
11.08.09. Вт.
Дневка на Каувонсари
Погода начала постепенно портиться. С утра переменная облачность, ходят тучи, но дождя пока нет.
Несмотря на сильный ветер, совсем не холодно, соответственно состояние духа, точнее тела, матроски вполне теплое и боевое.
Мне устроили помывку. Освободив продуктовый баул, Кэп налил туда горячей воды и посадил меня в эту импровизированную ванну. Я там как раз помещаюсь - только голова
торчит. Получилось нечто похожее на японскую баню. Я отлично помылась и даже ни чуточки не замерзла: Кэп, по своему обыкновению, мылся в Ладоге.
Кэпы - это особо морозостойкая порода. Эндемик, однако :).
После помывки мы наслаждались жизнью. Кэп вдохновлялся книжкой про пиратские сокровища, а я дремала. Потом мы отправились на мыс с целью оценить ветро-волнову.
обстановку. На Ладоге вдувает, все в барашках.
По дороге Кэп нашел огромные грибы, белые и подосиновики. Мы их решили засушить. Кэп нанизал их на нитки и повесил над костром. Лагерь приобретает все более
уютный вид - грибы над костром, белье на веревке. Красота!
Малина, которую мы вчера собирали, отлично пошла со сгущенкой. Однако, одними ягодами сыт не будешь, и Кэп погреб ставить сеть.
В сумерках ветер немного подстих, на небе кучкуются тучки.
Кэп обыграл меня в нарды :( Матросское несчастье - это когда тебя обыгрывают в нарды9 У-у-у.
P.S. Люблю малину и ванну, не люблю проигрывать в нарды.
Пройдено за день: 0 км.
12.08.09. Ср.
о.Каувонсари - о.Соролансари
Штормит уже третий день, ветер сильный, солнца нет, дождя - к счастью - тоже нет. Мы не спеша собрали лагерь и взяли курс на очередную Линнамяку.
Выйдя со стоянки мы пошли на восток, проливом между о.Кухка и о.Каувонсари.
Пройдя Кухку, повернули на север, огибая остров. В это время вдуло: идем зарифленные на одну полку (10 м2).
Проходя между о.Кески-Рускеасари и Селькя-Рускеасари, расположенными у восточной оконечности о.Кухка, попали в место с усиленным волнением.
Волна 1,5-2м. Идем на фордаке, глиссируя на волнах. По карте здесь подводные банки, поэтому и такое волна такая брыкучая.
Пройдя пролив, увалились на бакштаг и пошли в шхеры между островами Паяринсари и Тимонсари. Пошел дождь. Скорость 20 км/ч.
Где то в 15-00 вошли в шхеры и снова повернули на север, в пролив между о.Тимонсари и берегом. Фордак - бакштаг. Дождь перерос в ливень.
Барометр состояния духа матроски упал ниже плинтуса.
Достигнув пролива между о.Солоронсари и о.Тимонсари, мы нашли искомую Линнамяку.
Лезть на гору категорически не хотелось, уж больно мерзкая погода. Шквалит так сильно, что даже в шхерах вода вскипает барашками. Поэтому мы расположились на
записной байдарочной стоянке в устье пролива между о.Тимонсари и о.Солоронсари.
Дров нет - сплошной осинник. Я долго пыталась сварить уху из утреннего улова на осиновых дровах. Даже с помощью Кэпа получалось неважно.
В итоге уха все-таки состоялась. Дождь ненадолго прекратился, и даже солнце выглянуло пару раз, посмотреть, чем мы там занимаемся. А мы играли в нарды.
Кэп выигрывал, большая круглая бяка. Барометр состояния духа матроски застыл на отметке "ярость".
Вскоре дождь проснулся и ударил с утроенной силой, ветер усилился, и мы вынуждены были ретироваться в палатку, где Кэп моментально захрапел.
Пройдено за день: 16 км.
13.08.09. Чт
Линнамяка - Хутор -о.Ойтонсари
о.Ойтонсари интересен мне потому что в 1939-40 и 1941-44 годах на островке Мёйсансари, расположенном западнее о.Ойтонсари, располагался минный склад Финской
Ладожской Флотилии, и там должны были остаться постройки и причал.
Погода переменчивая: то солнце, то дождь. Сегодня у нас в программе карабканье на Линнамяку Nо 3 (возле Харвиа). Гора оказалась весьма крутая.
Подход к вершине неочевиден, пришлось поискать, зато на скалах много малины, а у подножия растет красная смородина и черника.
Линнамяки расположена на перекрестке трех водных путей. Тут нужно было строить не крепость, а пиратское гнездо с большой катапультой :).
На горе мы обнаружили остатки оборонительных валов, сложенных из больших валунов. Судя по остаткам, стена была не ниже человеческого роста.
В местах, где крутые обрывы, камней нет. Либо обороняющиеся не видели нужды укреплять обрывы, либо камни со временем скатились вниз.
Камень для строительства стены добывался, по всей вероятности, прямо на вершине горы. Строители таким образом убивали сразу двух зайцев: не только строили, но и
спрямляли площадку на вершине. Барометр состояния духа матроски заело на отметке "хочу большую катапульту!".
Спустившись с вершины, мы решили обследовать развалины хутора рядом с нашей стоянкой на о.Солоронсари, но тут удача повернулась к нам попой: налетевший ливень
спутал все планы. Я была целиком в непромоканце, а Кэп взял с собой к хутору только куртку, за что и поплатился. У меня сердце разрывалось от жалости, глядя на то,
как Кэп, пряча на груди, под непромоканцем, величайшую ценность - сухие штаны, шагает голыми ногами по мокрой крапиве. Бр-р-р! (Барометр состояния духа матроски -
"птичку жалко").
Ветер тем временем почти стих, и из шхеры мы выползали медленно и величаво. На Ладоге дует не намного сильнее, но все же ехать можно.
Мы прошли проливом между о.Солоронсари и о.Тимонсари и, обогнув м.Кельпяниеми, вошли в Якимоварский залив.
К вечеру стухло окончательно, и стоянку мы искали на капитанско-весельном ходу.
Со стоянками в Якимаварском заливе тухло. Мы встали на острове Ойтонсари. Тихое и удобное место, но явно часто посещаемое местными рыбаками и охотниками
(вокруг полно гильз).
Мимо нас шарились местные на катере, кидали спиннинги в заводи. Они чуть не залезли в нашу сеть, но Кэп проявил похвальную бдительность во имя спасения ужина.
Впрочем, они все равно распугали всю рыбу, и наша сеть осталась пустой. Блинское море :(
Мы нашли финский минный склад. Осмотреть его нам удалось только издали, так как там стояла местная молодежь на катере. Склад представляет собой основательно
построенный бетонный ангар, причал и рельсы на нем, по которым выкатывали мины для погрузки на корабли.
Вечером выглянуло солнце, но по небу со всех сторон бродят стада жирных туч. Циклон никак не угомонится.
Барометр состояния духа матроски на отметке "жизнь прекрасна!"
Пройдено за день: 15км.
14.08.09. Пт.
о.Ойтонсари - о.Рахкасари.
Погода спучая.
Первый подвиг в этот день начался прямо с утра - это вылезание из палатки.
Ветер - невнятный бейд. Пока мы лавировались из Якимоварского залива в Ладогу, навстречу шли две яхты, "Пионер" и "Герда". "Герда" очень прикольная,
с кормы напоминает тазик :) . Яхты принадлежат яхт-клубу "Балтиец" (по крайней мере, так написано на "Герде"). Эта парочка явно удирала от грозы, под которую мы
перлись по моему нехотенью и Кэпову веленью. Кроме шуток, гроза неумолимо надвигалась. Чернильное небо с классическим ветровым валиком производило неприятное
впечатление. От сознания того, что ты сидишь на ма-аленькой скорлупке посреди большой воды, а из скорлупы торчит вверх 7 м дюраля, становится слегка не по себе.
Кэпу, правда, все нипочем. У него есть спирт и орешки на закуску.
К счастью, гроза прошла берегом. Когда грозовой фронт проходил мимо, унылый бейд
сменился бодрым бакштагом, на котором мы дошли почти до Путсаари. Здесь нас крепко прижало, и пришлось оперативно рифиться сразу на две полки (8м2).
Мы прошли проливами между о.Юкансари и Хепонсалонсари и о.Сикасари и берегом. Потом направились к восточному мысу о.Путсаари - Пуликаниеми.
Когда вдуло, я подумал ,а не смыться ли нам в южную бухту о.Путсари, но вроде особого экстрима не наблюдалось, и Настя еще не замерзла. Решили идти дальше.
У Кэпа кончился спирт и появилась идея слинять в Южную бухту на Путсаари. Однако мы мужественно двинулись дальше, к удобной стоянке на о.Рахкасари.
После мыса Пуликапиеми ветер стал стихать, и мы разрифились сначала на одну полку, а затем и вовсе подняли полный грот. К стоянке подходили на последних
дуновениях ветерка. К тому же нас наконец-то настиг весь день ходивший кругами, дождь. Нет ничего противней штилевой погоды с мелким досадным дождем.
Барометр состояния духа матроски показывает "хочу большую грелку!".
Кэп натянул тент, раздобыл дрова (как он умудряется это делать на записных стоянках, где дров по определению нет, - это его фирменный секрет!),
я сварила супчик - и жизнь наладилась.
Кэпу сегодня изменила его многодневная удача в нардах. Показания барометра духа матроски: "абсолютное счастье".
Ночью дождь прекратился, и снова задул сильный шквалистый ветер, прямо в дверь нашей палатки. Жалко юбки у палатки нет. У меня заболело ухо, лечим его.
Я старательно заполняю судовой журнал. Кэп читает написанное и периодически консультируется с атласом Ладоги. Надо заканчивать свои писания, пока он не захрапел :).
Сочиненный Кэпом стих:
Как струны натянуты ванты
Гудит под трамплином паук,
И шкоты отчаянно рвутся
Из наших уверенных рук
Пройдено за день: 28 км.
15.08.09. Сб.
о.Рахкасари - о.Хирьетсари
Сегодня идем на о.Хирьетсаари.
Остров примечателен тем, что о нем существует древнее предание о людях великанах - Метиляйненах.
Легенду записал в позапрошлом веке финский краевед и археолог Теодор Швиндт.
Настроение траурное: прошло уже пол-отпуска, и мы внезапно это осознали. Вернемся в Москву, а лето кончится. Печа-а-ально.
Барометр состояния духа матроски на отметке "кризис середины похода".
Сегодня дует очень сильный шквалистый ветер, и резко похолодало. Тем не менее, пока мы собирали лагерь, развиднелось и выглянуло солнце.
Жизнь сразу же показалась веселее, барометр состояния духа матроски пошел вверх.
Перед отходом взяли одну полку рифов.
Ветер навальный, отошли с трудом, со второй попытки.
Галф - несемся со свистом.
Миновали остров Воспоминаний, о котором остались наиярчайшие воспоминания еще с прошлого похода.
Бодро проехали до о.Ханкосало и завернули в пролив Хонкасалонселькя.
В проливе нас прихватило по полной программе. Ветер изменился на бейд. Лавируемся, зарифленные уже на две полки (8м2).
Потом слегка подстихло, разрифились на полку - и зря…
И тут нас с распростертыми объятиями встретила настоящая жопа. Вода в проливе вскипела, а поверх сплошного поля барашков еще шли жесткие шквалы.
К счастью, ветер дул поперек пролива, и волна была невысокой, но короткой и жесткой. Пытаемся идти в полный бейд на одном стакселе с растравленным гротом.
Получается плохо: нас откровенно задирает на баллон. Так мы и долетели до о.Хирьетсари, поспешив укрыться в бухте с южной стороны острова.
Беглый осмотр показал, что бухточка явно искусственная: из камней сложен небольшой "мол", сейчас уже густо поросший осинником.
Мы с Кэпом с чувством воздали хвалу неизвестным строителям.
Бухточка показалась нам исключительно уютной: в ней была очень спокойная вода, и нашлось место катамарану. На фоне кипящей воды в проливе - просто как у
Христа за пазухой. Рядом обнаружилась удобная, но сильно загаженная стоянка.
При ветре с моря в бухте стоять опасно. Когда-то она явно имела защитный мол, закрывающий ее от Ладоги, но он был разрушен временем.
Гораздо безопасней стоять по другую сторону "мола".
Дело было к вечеру и мы решили не ходить на осмотр ближайшей Линнасари, а становится.
Несмотря на штормовой ветер, ярко светило солнце, а на небе не было ни облачка. На фотографиях - так прямо курорт:
Кэп нашел грибы, и барометр состояния духа матроски тут же двинулся к отметке "праздник желудка".
За два с копейками часа делали 24 км по генкурсу. Вот что значит хороший ветер!
16.08.09 Вс.
Дневка на о.Хирьетсари.
С утра хорошо дует.
Вот что писал об этом острове финский Краевед и археолог позапрошлого века Петер Теодор Швиндт : "... Между островами Риеккала и Тулолансаари есть два островка: один совсем маленький - Лиеритсаари, а другой чуть побольше - Хийретсаари ("Мышиный").
На них сохранились длинные низкие ограждения из камня, протянувшиеся вдоль берега. На Хийретсаари, кроме этого, имеется еще один вал, длиной примерно с
версту, который окружает почти весь остров, - причем оба вала расположены на расстоянии десятка саженей от берега. С внутренней стороны кругового
вала насыпано много камней величиной с кулак. По преданию, метелиляйнены (люди великаны) собирали эти камни для военных целей и во время сражений, спрятавшись
за валами, кидали их за версту друг в друга с острова на остров..." Первоисточник тут:
Народные предания северозападного приладожья. П.Т.Швиндт. 1879 ГОД.
Остров как будто самой природой приспособлен для обороны. По его краям тянутся небольшие горушки и взлобки, а в середине -
низина, покрытая лесом и мхом.
Примерный план острова:
У нас воскресенье - заслуженный отдых :) .
После завтрака экипаж в полном составе отправился обследовать окрестности.
По периметру острова просматриваются остатки каменного оборонительного вала, похожего на тот, который мы видели на Линнамяке в районе Харвиа.
В каменном валу, недалеко от нашей стоянки, есть прогал, похожий на входные ворота.
У нас в плане было посещение еще одной Линнасаари неподалеку, в 2 км к западу, но сегодня мы решили никуда не ходить, ибо уж больно мерзкая погода. Кэп притащил в палатку всю еду, горелку, воду и прочие важные вещи. Мы забились внутрь, и решили, что только крайняя необходимость может выкурить нас из норы.
Впрочем, Кэп уже три раза бегал проверить катамаран и один раз натянуть тент
в качестве барьера от ветра, чтобы нас не сдуло.
Я лежу с грелкой на больном ухе, и даже отчаянно давящий на гидроклапан брусничный чай не может заставить меня высунуть нос наружу.
17-00 Шторм усиливается. Ветер крепчает. Вся акватория в барашках. Ветер пытается сдуть палатку, невзирая на ветрозащиту из тента. Идет дождь. Жоопаа.
21-00 Ветер немного стих, дождь перестал.
Через 30 минут все началось сначала и продолжалось всю ночь.
Пройдено за день: 0 км.
17.08.09 Пн
о.Хирьятсари - о.Мякисало.
7-00 Ветер немного стих, пасмурно, дождя нет.
Теодор Швиндт, Краевед и археолог позапрошлого века, о острове Линнасари:
Первоисточник тут:
Народные предания северозападного приладожья. П.Т.Швиндт. 1879 ГОД.
У Насти уже несколько дней болит ухо - сидит на "кетонале", бедняжка.
13-00 Жопа такая же, как и вчера: шторм, дождь. Единственное отличие- ветер с другой стороны.
Решили идти. Ветер пока вроде бы попутный - бейд-галф-бакштаг. Я зарифился на одну полку, а Настя одела весь свой внушительный запас флиса.
Идем на о.Линнасари - это всего в 2-3 км. от нашей стоянки.
Много флиса не бывает, ла-ла-ла! Зато попе тепло: Вот.)
"...Совсем рядом, тоже в заливе Токкарлахти, у подножья уже упоминавшейся горы Линнамяки, есть остров Линнасаари ("Крепостной"),
на котором заметны остатки валов, местами достигающие ширины в две сажени и общей протяженностью около ста саженей..."
На вершине острова мы обнаружили знакомые каменные валы. Пройдя по периметру, легко вычислили место, где были "ворота". На самой высокой точке кто-то воткнул большой, 3-4 м, новодельный деревянный крест, растянутый тросиками. Кэп оглядел его опытным взглядом и отметил, что конструкция может служить источником тросиков, альпинистких ушей и прочих нужных в хозяйстве штучек. Пока мы обследовали вершину, снова полило. Дурацкая погода.
Некоторые могут сказать - что это богохульство.
На что я отвечу, что отношусь к этим новоделам без малейшего трепета.
В последние год - два, на Ладоге кто-то понаставил немерянное количество деревянных крестов.
Меня абсолютно не трогают религиозные символы, поставленные по разнарядке. Мы это уже проходили - памятники Ленину стояли в каждом ауле.
Крепость расположена довольно удобно: в глубине небольшого залива в непосредственной близости от берега, на котором когда-то находились
карельские поселения, а сейчас можно увидеть фундаменты финских хуторов. С горушки открывается прекрасный вид, прям Рерих с Васнецовым.
Обследовав крепость, мы отвалили и направились на север по проливу Хонкасалонселька.
Ветер бакштаг, сильный и шквалистый. Волна небольшая, барашки. Моросит мелкий дождик.
В проливе стоят два бетонных финских маяка, двойники тех, что в Путсаренсалми.
Места красивые, но удобных стоянок практически нет.
Выйдя из пролива, мы повернули налево, в сторону поселка Ляскеля. Ветер усилился -зарифились на вторую полку (8м2).
Несемся на бакштаге - фордаке. Ветер шквалит. Через некоторое время стали рыть носами, пришлось убрать стаксель. Идем 13 км/ч под 5м2.
Вечером он в очередной раз бил себя пяткой в грудь и клялся набить еще одну полку рифов. Свежо предание: я эти обещания слышу уже третий год :).
Прошли мимо о.Юхвонсари (Ювень), на котором некогда была каменоломня. Здесь добывали камень для строительства Санкт-Петербурга, который доставляли на
галиотах по Ладоге и Неве в столицу.
Далее мы завернули в пролив между о.Мякисало и о.Кярпянсари и решили высадится на о. Лаппи.
Остров Лаппи (Лопарский) тоже является островом - крепостью. Его берега совершенно отвесные и поросшие лесом. Мы нашли только одно место, условно
пригодное для причаливания. С подветренной стороны острова скалы немного положе, и катамаран теоретически можно вытащить на камни, хоть и не без труда.
Однако, подойдя ближе к берегу, мы оказались в ловушке. Волны, огибая остров, создавали накат с его подветренной стороны, и нас стало нещадно бить о
скалы. Ветер, завихряясь вокруг крутых берегов острова, не давал нам отойти.
С большим трудом и матами нам удалось вырваться. Впрочем, глобально легче от этого не стало, поскольку шторм все крепчал, и у нас явно были все шансы
лишиться мачты.
Нужно было срочно искать стоянку, и тут я заметил маленький галечный пляжик, приютившийся среди отвесных скал острова Мякисало. Мы подняли стаксель и,
энергично откренивая, отлавировались к пляжику. На берег пришлось выбрасываться через жесткий прибой. Соскочив с лодки, я быстро подложил под катамаран
надувные катки и выкатил его из полосы прибоя.
Стоянка сносная: есть кострище, место под палатку, столы и табуретки из больших чурбаков и много дров. От стоянки идет натоптанная тропа в
глубь острова, где примерно в 50 метрах от берега стоит деревянная избушка.
Сегодня у нас запланирована помывка. Кэп притащил много дров и, мужественно борясь с дымом, накипятил мне воды на целую бауло-ванну. Хорошоо...
Потом мылся Кэп, который, как оказалось, тоже помещается в баул:). Если я смотрелась в бауле забавно, то Кэп просто феерически Гы-гы :):):).
Было уже совсем темно, когда мы наконец угнездились в палатке. Кэп порывался лечить мое больное ухо, но я не далась, больше доверяя "кетоналу".
Многочисленные и богатые адреналином впечатления дня долго не давали заснуть.
Вечером стихло.
Пройдено за день: 22км. по генкурсу.
18.08.09. Вт.
о.Мякисало - о.Байовый.
Утро нас встретило солнцем и штилем.
Мы собрались и неспешно двинулись к о. Лаппи.
По пути встретили забавный сплавной гребной катамаран с деревянной рамой. К раме веревками были примотаны видавшие виды баллоны.
Народ на нем весело нагрябывал по штилю в четыре весла.
Приставать к о.Лаппи оказалось гораздо приятнее в штиль, чем в шторм. Единственное относительно пригодное для этого место находится с восточной стороны острова.
Весь остальной берег - это сплошные обрывы и скалистые уступы. Воистину, природная крепость!
На вершине Лаппи мы обнаружили каменные валы, наиболее четко различимые в местах, где они перегораживали расщелины. Таких расщелин несколько, все они идут от
берега и сливаются в один большой распадок в глубине острова. Чайки явно считают Лаппи своей вотчиной и носятся с дурными криками над соснами. Весь остров
покрыт лесом, но такого бурелома, как на о. Воспоминаний, нет - при желании вполне можно пройти.
Солнышко, сосны - лепота!
После осмотра трех островных "крепостей" - о.Линнасари (Шапка Мономаха в б.Терву), о.Хирьетсари и о.Лаппи и меня родились некоторые мысли.
1. Эти острова находятся по середине проливов и контролируют все окрестные острова.
2. Острова явно не являются убежищами в которых укрываются при опасности, поскольку до них надо еще добраться на лодке, а быстро это сделать нелегко. Тем не менее, острова основательно укреплены валами по периметру. Следовательно, это чисто военные "крепости" с постоянным гарнизоном, который опасался нападения извне. Взять эти "крепости" очень сложно, даже в зимний период, по льду.
3. Есть упоминание о предании, что когда-то в этих местах жили огромные люди, так называемые метелиляйнены, или мунккилайнены, которых постепенно
вытеснили отсюда лапландцы и финны, и что они обитали по крайней мере, на одном острове - о.Хирьетсари:
"...Между островами Риеккала и Тулолансаари есть два островка: один совсем маленький - Лиеритсаари, а другой чуть побольше - Хийретсаари ("Мышиный"). На них сохранились длинные низкие ограждения из камня, протянувшиеся вдоль берега. На Хийретсаари, кроме этого, имеется еще один вал, длиной примерно с версту, который окружает почти весь остров, - причем оба вала расположены на расстоянии десятка саженей от берега. С внутренней стороны кругового вала насыпано много камней величиной с кулак. По преданию, метелиляйнены собирали эти камни для военных целей и во время сражений, спрятавшись за валами, кидали их за версту друг в друга с острова на остров..." Теодор Швиндт.
Мителяйнены были враждебны Карелам и по приданиям , воевали с ними.
Поскольку рост среднестатистического мужчины в древности составлял 150-160 см., то человек выше него на голову мог казатся просто высоким,
а если таких людей было целое племя, то это уже племя великанов.
Отсюда напрашивается вывод, что некое племя высоких людей (Мителяйненов), занимая тактически выгодные острова, контролировало окрестные карельские поселения
и, возможно, даже взимали с них дань.
Но это только гипотеза.
Вернувшись к лодке, мы преисполнились тоски по поводу штиля. Оголтело орут чайки, потревоженные нашим вторжением. Я нашла большое перо, став заправским Чингачгуком. Уныло лавируемся в Ладогу. Вечереет. Небо затянула сплошная сине-серая дымка. Сквозь эту пелену слабо просвечивает солнечный прыщик. Похолодало. Вода и небо становятся одинакового мутно-серого цвета. Мужественно "тошним" в сторону Валаама. Бейд - 5км/ч.
Прямо по курсу о.Келло с небольшим маяком.
Подняли геную (как всегда поминая при этом добрым словом ее автора С.Новицкого).
Побежали резвее.
Ветер плавно крепчал и постепенно отходил. Начинали мы переход с неспешного полного бейда, а к о. Байовому уже подлетали на галфе. Самое приятное -это то,
что еще не успела разогнаться волна. Даже грибы, которые висели на растяжках бушприта, забрызгало всего пару раз. Такая вот странная серая погода.
Геную пришлось скинуть примерно в 5 км от о. Байового - стало откровенно боязно за мачту.
Когда мы подлетали к стоянке, пошел мелкий досадный дождик. Ветер стал совсем свежим, сулящим очередной шторм. Барометр состояния духа матроски падает.
На стоянке мы к вящему удовольствию обнаружили достаточное количество дров, что удивительно. К тому же очень чисто, даже банок нет. Такое впечатление,
что кто-то регулярно чистит стоянку. Кэп даже решил, что подсыпали песка на пляж:).
Ужинали уже в полной темноте, отдавая должное грибному супчику.
Ветер шпарит прямо в нашу стоянку. Ощущение дежавю: в позапрошлом году мы именно в этом месте пережидали точно такой же шторм. Ночью палатку чуть не сдуло,
а Кэп был вынужден вытащить лодку аж до линии деревьев, спасая от наката.
Пройдено за день: 30 км.
19.08.09. Ср.
Дневка на Байовых островах.
Утром дутье продолжается. Мы даже не стали вылезать из палатки, чтобы разжечь костер. Кофе варили прямо в палатке на газу, не вылезая из спальников.
Сегодня у нас в планах значится прогулка по острову.
В южной бухте, помимо каменных дорог, мы нашли ровную площадку, обложенную по периметру камнями,
с хорошей и ровной землей. Скорее всего, здесь был небольшой огород. На пригорке мы обнаружили небольшую канавку 1,5 м длиной и 0,5 м шириной,
грунт аккуратно вынут и просеян. Очень похоже на разведочный раскоп, только почему-то не прикрытый землей. Вероятно, здесь стояло какое-то строение, так как в
отвале виден битый кирпич.
Похожий раскоп мы обнаружили и на пляже в северной бухте. Песок снят и просеян на большей части пляжика. На работу черных копателей не похоже.
Те копают маленькие ямки, а здесь большие сплошные раскопы. С другой стороны, профессиональные археологи не оставляют раскопы открытыми, а закрывают их после
отработки землей. Может быть, среди монахов нашелся "археолог"- любитель:).
В южной бухте шторм почти не ощущается.
Вернувшись с прогулки, мы пообедали в палатке, так как ветер не унимался.
После обеда Кэп злостно обыграл меня в нарды.
К вечеру немного подстихло, выглянуло солнце, и мы переползли к костру. Впрочем, блаженство было не долгим. С коренного берега натягивает сплошные темные полосы туч.
Солнце вскоре скрылось и началось новое дутье. Такой вот у нас получается матрасно - штормовой поход.
Кэп уже не хочет идти на Мантсинсаари, так как если будет и дальше штормить, то есть опасность надолго там зависнуть.
20.08.09. Чт.
Круг почета по Валаамскому архипелагу.
С утра погода нас порадовала, впервые за последние дни. Выглянуло солнце, дует ровный свежий ветер (как утверждает Кэп - северо-западный). Отличный ходовой день.
У нас заканчиваются продукты, поэтому мы собрали лагерь и отправились к "кемпингу" у Никольского скита на Валааме, чтобы сходить в магазин, пополнить наши трюмы.
До Валаама нам бейд.
В кемпинге встретили команду молодежи из Иванова, на яле. Пообщались с ихним руководителем.
По солнечной погоде гулять по Валааму удивительно приятно, несмотря на холмистый ландшафт. Правда, все впечатление портит
свежепостроенная, рычащая и хрюкающая дизель-генераторная станция и ведущая к ней желтая труба.
На Валааме все как обычно: попы, туристы, паломники.
Попы отстроили сгоревшую деревянную гостиницу, сохранив прежнюю архитектуру, только теперь она кирпичная, а не деревянная.
В лавке мы набили рюкзак провизией, а затем зашли в летнее кафе, где пасутся стада кошек всех мастей, осы и залетные туристы.
Кэп купил себе много пива, у него большое капитанское счастье. Мне достались квас и плюшки. Барометр состояния духа матроски на отметке: "тепло и сытно".
С Валаама мы отчалили на о. Голый, чтобы еще раз хорошо его осмотреть, а может и заночевать там перед броском на Мантсинсари.
Нашли укрытие в камнях. Похоже на древнее жилище.
Дальнейший осмотр ничего не дал, и новых идей не появилось. Зато мы чудно прокатились на свежем бакштаге.
Я - Надо сказать, что после того как Попы закрыли частный магазин рядом с монастырем, на острове остался только один продовольственный магазин
прямо у входа в монастырское каре. Асортимент стал скуднее, но все основные продукты есть.
Ночевать решили вернуться на Байовые, но встали на этот раз в южной бухте, с подветренной стороны острова.
Уставшие и замерзшие, мы первым делом развели костер. Поужинали, и предались ежевечерней игре в нарды. Сегодня мой день! Ура!!! Я выиграла!
Впрочем, у Кэпа много пива, которым он активно скрашивает горечь поражения.
Завтра надо проверить паук...
В воде, в темноте, бойко плещется какая-то зверюшка. У меня проснулся охотничий инстинкт:
Пройдено за день: 31 км.
21.08.09. Пт.
Дневка на Байовом.
Балдежный день
Сегодняшняя погода - это просто какой-то праздник. Солнце, на стоянке затишок. Дует довольно сильно, но на другой стороне острова. С утра было холодно, но постепенно солнце нагрело воздух, и стало совсем-совсем хорошо. Кэп ремонтировал паук, а я охотилась на бруснику. Вместо брусники нашла грибы. Кэп признал грибы съедобными, нарезал на кусочки и разложил сушиться. Ехать куда-либо было лениво, и Кэп постановил, что будет дневка.
Я рисовала грибы, а Кэп поставил сеть. Хочу большую рыбку! Муррр:
Единственная ложка дегтя в сей прекрасный день: у меня не на шутку разболелось ухо.
Вечереет. Сижу с грелкой и все равно обыгрываю Кэпа в нарды.
Пройдено за день: 0 км.
22.08.09. Сб.
о.Байовый - о.Лункулансари
С утра Кэп вытащил сеть и поймал рыбу, а я опять нашла грибы.
Поскольку день был солнечный и почти штилевой, то мы решили, что рыба до вечера может испортиться :). Соответственно,
у нас состоялось ритуальное действо - жарка добычи. Мы расчитывали отложить её на ужин. Рыбка оказалась отменная и до вечера не дожила, и мы с удовольствием умяли с
хлебом котелок рыбы - все пять штук. В результате всех задержек отошли в 16-30.
Солнце, легкий ветерок - попутняк в сторону о.Мантсинсари. Подняли геную, держим курс на островок Ряпой.
Кэп решил поискать здесь остатки финской береговой батареи. Скорость 8-10 км/ч.
По финским данным, до 1939 года, здесь была береговая батарея - два 75 мм орудия. Я хотел поискать на местности ее следы.
Островок совсем маленький, скорее большая луда. Деревьев нет, только редкие кусты. На самой высокой точке острова стоит маяк (навигационный знак).
Мы быстро обежали островок, но никаких следов батареи не нашли. За то Кэп нашел в кустах большой надувной кранец, диаметром 0,5м, красный, прикольный, со
светоотражающими нашлепками. Кэп уже бурно строит планы по его использованию: сделать буек в крапиве, поставить как знак на гонке "Отмороженных" и.т.д.
Кроме того, на Ряпом мы приятно провели время, воспользовавшись уединением и хорошей погодой.
Остров 50х50 м. Возвышается над уровнем Ладоги в среднем на 1м., только самая высокая часть выше на несколько метров. На острове есть несколько
сложенных из камней укрытий от ветра. Никаких следов батареи не обнаружилось. Вероятно, она была временной, и морские орудия не вмуровывали в бетон, а ставили на
деревянных основаниях. Такой способ часто практиковался финскими военными. Они довольно активно тасовали стволы в зависимости от обстановки.
Перетаскивали даже 120мм орудия.
Перед войной 1939 года с постройкой новых, дальнобойных 152 мм береговых батарей на островах Крестовом и Мантсинсари, сектора обстрелов которых перекрывали
друг друга, надобность в батарее на о. Ряпой отпала, и ее ликвидировали.
После осмотра острова мы отошли и направились к мысу Сиракко на о.Мантсинсари. Ветер начал потихоньку стихать. Когда до мыса оставалось 4 км, мы заштилели
окончательно, и Кэпу пришлось героически грести до самого мыса.
Стоянка у маяка когда-то была, но сейчас там сплошная помойка и кучи битых аккумуляторов. Палатку воткнуть просто негде, разве что прямо на мусорной свалке.
Разочарованные, мы двинулись дальше, гребя навстречу быстро опускающимся сумеркам.
Обогнув мыс, двинулись в сторону дамбы между о.Мантсинсари и о.Лункулансари.
Для нас было шоком обнаружить, что вдоль берегов идут сплошные камыши, целые чертовы поля, иногда до полукилометра шириной. Нет не то что стоянок, а даже сходов к воде.
К берегу подойти просто невозможно.
Я замерзла и спряталась в спальник, а Кэп продолжал грести уже в полной темноте. Он пропадлил еще 4 км, когда задул слабый бриз в морду.
Над нами раскинулось шикарное звездное небо. Я сумела там найти только "ковшик", на этом мои познания в астрономии закончились.
Кэп идентифицировал еще Кассиопею и кучу других созвездий. Тишина стояла почти абсолютная, прерываемая иногда только чувственными репликами Кэпа про "Блинское море",
гадюшники, "етитские матери" и тому подобные философские категории. Барометр состояния духа матроски нервно курит отметке "трупное окоченение".
В итоге, уже в 2-00 ночи, уставшие и замерзшие, мы притулились-таки к берегу о. Лункулансари, долавировавшись почти до самой дамбы.
Берег категорически непригоден для высадки - сплошные камни и бурелом. Впервые за все наши совместные походы пришлось ставить палатку на трамплине,
Ужинать уже не было сил.
За о. Мантсинсари делать абсолютно нечего. Там не только нет стоянок, но даже к берегу не пристанешь. Сплошные камыши и бульники. Между о. Мантинсари и
о. Лункулансари протянута ЛЭП, но довольно высокая.
Пройдено за день: 31 км.
23.08.09. Вс.
о. Лункулансари - о.Байовый.
Я проснулась раньше обычного, так как спать на катамаране не очень удобно, плюс беспокоило сильно болевшее ухо. Кэп вставать отказался наотрез, пришлось выманивать его из палатки завтраком (кашей с курагой). И вот помятый морской волк в видавшем виды бушлате, очень несчастный, не выспавшийся и ежащийся, сидит на трамплине и грустно пьет какао с конфетами.
День солнечный, с утра штиль. Кэпу снова пришлось поработать веслом, пока не включили ветер.
Нашей целью изначально была заброшенная деревня на о. Мантсинсари, но все подходы к ней намертво заросли камышом. Продраться сквозь его буйные заросли нет
никакой надежды и желания, тут комбайн нужен! Мы решили, не теряя времени, возвращаться на Валаам. Выйдя из-за мыса Сиракко, с неудовольствием констатировали,
что ветер в морду. Лавируемся: без генуи скорость 5км\ч., с генуей (+8м2) - 8км\ч. Когда ветер усилился, понеслись уже 15км\ч. Минус генуи в том, что она немного
уваливает нас под ветер. С ней лучше все же ходить по штилям: в сильный ветер выгода от прироста скорости нивелируется большим углом лавировки.
При этом приходится все время следить за ветром, чтобы не кильнуться ненароком.
К вечеру мы дошли до о. Байового. По случаю выходного дня народу сюда набилось как тараканов. Все лучшие стоянки оказались заняты моторщиками.
Пришлось нам встать на скалах, впрочем с комфортом и с видом на о. Лембос. От нечего делать обозреваю окрестности.
В сильный бинокль Кэпа видно, как у баньки на Лембосе сверкают голыми задницами святые отцы. Вездесущий Кэп очень не к месту заинтересовался, что я там с таким
интересом разглядываю. В результате у меня отобрали бинокль, отшлепали по попе и прочитали нотацию.
Барометр состояния духа матроски на отметке: "оскорбленная невинность".
Попы весь вечер жужжали чем-то вроде генератора. Мы с Кэпом гадали, зачем им генератор, когда на острове есть ветряк. Впрочем, уж лучше это "ж-ж-ж",
чем орущее на весь архипелаг радио, которым щедро делятся местные моторщики.
Мимо прогребли веслорукие братья на байдарках. Пользуясь штилем они иногда забредают сюда. Гребите, гребите милые, у нас здесь свой тараканник:
Ухо стреляет невыносимо, видимо, придется завтра ехать на Валаам в аптеку.
Пройдено за день: 31 км (лавировка).
24.08.09. Пн.
о.Байовый - о.Валаам
Охота за лекарствами
С утра над нами свинцовое небо, неторопливо протекающее мелким дождем. Уныло и мерзко, единственная радость - не холодно. Кэп с трудом выгнал меня из палатки.
В нашем перекошенном после аварии ликпазе стало клинить грот. Кэпу даже пришлось валить катамаран на бок, чтобы поднять парус.
До Валаама нам некрутой бейд, несемся по волнам с приличной и приятной скоростью. Ветер свежий, не слишком сильный, позволяющий нести полную парусность.
Волна не выше 0,5 м.
По дороге нагнали и обогнали "Альбатрос", неторопливо чапающий со стороны Питкяранты. Экипаж Альбика сказал, что завидуют нашей скорости.
Наверное, по сравнению с Альбиком, наша лодка кажется просто супер-скоростной. Мы обменялись приветствиями и разошлись. Кэп сказал, что нас сфоткали фотоаппаратом
с большим фаллическим объективом. Хочу фотку! Мы там, должно быть, такие красивые :).
Большое спасибо за предоставленные фото.
На Валааме пристали к "кемпингу" у Никольского скита. Народу мало - паломники разбежались из-за непогоды. Дождь постепенно прекратился, небо стало менее тоскливым,
появились рваные облака.
С аптекой нам не повезло - не удалось найти аптекаря. Этот достойный человек работает по сверхжесткому графику - с 16-00 до 18-00, а в этот день, как сказали
местные, "он, наверное, уехал за лекарствами". Мы пошли на набережную искать утешения в плюшечной. Утешились на славу:. С интересом посмотрели, как в
монастырскую бухту входит большая крейсерская яхта "Дева", ведущая на буксире надувнуху и небольшой швертбот. Кэп не смог определить его тип.
Вернувшись в кемпинг, мы обнаружили, что ветер подстих, а грот вновь отказался подниматься. Кэп долго и смачно ругался, вгоняя в краску редких паломниц.
В итоге он в ярости пригрозил: "отправлю мачту на свалку... обоих... и грот тоже". Не поверите: парус немедленно поднялся.
На затухающем ветре мы отошли на стоянку в Федоровской бухте.
Стоянка отличная, пляжик, стол, много дров. Видимо, здесь подолгу стоит большая компания. Вокруг шныряют рыбацкие моторки - мы явно обломали кого-то со стоянкой.
Ну и ладно :), наша совесть не привыкла просыпаться по столь мелким поводам.
Кэп поставил сеть, как всегда вплавь, и отплясывал у костра замысловатый воинственный танец.
Я нашла грибы прямо на стоянке - получился ужин. Постепенно снова неслабо задуло, посмотрим, что будет завтра.
Пройдено за день: 12 км.
25.08.09. Вт.
Федоровская бухта - "Кэмпинг" и обратно.
В поисках неуловимого аптекаря.
Сегодня мы задались целью отловить-таки аптекаря. К 16-00 пришвартовались в кемпинге. На этот раз нас встретил пожилой и бородатый мужичок, представившийся
"инспектором острова". Он предложил нам зарегистрироваться. Гы-гы :). Мы отказались. Очевидно, таким образом попы пытаются оценить поток "диких" туристов.
Сегодня упрямый Кэп все-таки отловил местного знахаря, но ушных капель у того не оказалось. Удалось раздобыть только глазную тетрациклиновую мазь,
да и та хранилась в горе-аптеке не в холодильнике, так что ее лечебные свойства сомнительны. Тем не менее, я ее мажу каждые три часа, как написано в инструкции.
Ухо сильно опухло и болит. Видимо, воспалился лимфатический узел. Зато хоть стрелять перестало - кетонал рулит.
Завтра Кэп поедет на метеоре в Сортавалу и попытается купить мне капли там. Я останусь в лагере, буду охранять добро.
К вечеру Кэп поймал большую щуку, а я поймала грибы. Получился праздник желудка.
Правда, мне больно жевать из-за больного уха, что значительно портит все удовольствие.
"Аптека" на Валааме - это полный отстой. Это даже не аптечный ларек в привычном понимании, а просто какой-то закуток в лазарете. На неструганых полках лежат
коробочки, среди которых преобладают обезболивающее и геморроидальные свечи. Видать, на Валааме все, что серьезней головной боли и геморроя, не лечится - это прямо
к богу. Кстати, собор напротив местного лазарета.
Вывод: если (не дай бог) срочно понадобятся медикаменты, то лучше не тратить время зря, а либо сразу идти молится, либо седлать "комету" - и прямиком в Сортавалу.
Пройдено за день: 4 км.
26.08.09. Ср.
Дневка в Федоровской бухте.
Утром перед уходом Кэп меня разбудил: наказал быть умницей и убежал. Больше заснуть я не смогла, потому, что ухо проснулось вместе со мной, причем боль быстро
становилась невыносимой.
Челюстью двигать больно, рот еле открывается. Теперь я понимаю состояние, когда хочется лезть на стенку. Кетонал можно пить всего два раза в сутки. Утром я его
уже пила, так что теперь довольствуюсь пенталгином, который лишь слегка притупляет боль.
В ожидании, когда лекарство подействует, я с подвыванием нарезала круги по поляне, вызывая явное удивление у рыбака, примостившегося на лодке неподалеку.
Впрочем, на бегу я попутно нарезала целую кучу грибов Кэпу на ужин.
Кажется, я перебрала с обезболивающими - мне стало очень плохо. Пара часов из жизни вычеркнута.
Погода стоит пасмурная, но дождя нет и довольно тепло.
Так весь день и прошел впустую. Ухо не давало сосредоточиться ни на чем.
Кэп вернулся поздно вечером, когда я уже отчаялась его дождаться, и принес мне ушные капли. Спаситель! Премного обожаемый и неподражаемый Кэп! Ура!
Первым делом Кэп пошел отмываться, так как был по колено в грязи. Спасибо строителям Валаамских дорог, чтоб им повылазило.
Потом был супчик с тушенкой, грибы, после которых он мне в красках поведал о своих приключениях.
Поход в Сортавалу.
Вышел я рано в 7-30, чтобы к 10-00 быть на Валаамском причале и сесть на первый же"метеор". Утренний холодок бодрит, и я быстрым шагом иду по тропинке.
Насколько я помню, дальше тропинка должна была вывести меня на заросший проселок, а потом на живописную монастырскую дорогу. Однако я попал на какой-то хренов
танкодром. Выйдя из леса, я вытаращил глаза: проселок превратился в сплошное глиняное месиво шириной метров 10. В этой грязи стоял бульдозер, и два мужика копались
в его внутренностях. Я просто охренел!!! Оказалось, что это идет прокладка линии электропередач на столбах. Поскольку другой дороги не было, пришлось мне закатать
штаны и лезть своими светлыми сандалиями в эти говны. Обойти вокруг было невозможно, так как по краям сплошной стеной стоял лес. Говны оказались мне аж по колено,
и так я добрел до монастырской дороги, которая оказалась не в лучшем состоянии.
По пути попадались брошенные и завязшие в грязи трелевочники, бульдозеры и экскаваторы с разобранными механизмами. Только ближе к игуменскому кладбищу дорога
стала наконец сухой и чистой. Я долго не мог оправиться от шока - так изгадить Валаам! Нет слов (один мат).
Придя на причал и отмывшись от глины, я узнал, что "Метеоров" в Сортавалу сегодня не будет. Конец сезона, паломников мало.
Тут мое внимание привлек небольшой пароходик, переделанный из малого рыболовного траулера. Около него стоял колоритный персонаж, как я понял, капитан,
повелительно размахивающий руками. На кораблик грузились шкафы, стулья, узлы, чемоданы и прочая рухлядь. Периодически с него доносились не совсем цензурные реплики
и, что меня особенно заинтересовало, волшебное слово "Сортавала".
Я подошел к капитану и поинтересовался, не собирается ли он навестить сей славный город. Оказалось, что я угадал, и - более того - за скромную сумму в 350 р.
меня с удовольствием подбросят до места назначения. Кораблик намеревался вернуться на Валаам в тот же день, отчалив из Сортавалы в 18-00. Ударив по рукам с капитаном,
я отправился закупать пиво на дорожку.
Пароходик нагрузили под завязку: палуба была завалена барахлом так, что рубка едва виднелась из-под вещей. Вместе со мной в Сортавалу ехала парочка велосипедистов
и три семьи местных аборигенов, переселяющихся в новые квартиры в Сортавале.
Во время плавания я услышал интересную историю про валаамских жителей.
Оказывается, они живут на острове на всем готовом. Монастырь БЕСПЛАТНО обеспечивает их дровами и электроэнергией. Кормежка тоже дармовая.
Иными словами, любой местный житель может придти в монастырь, съесть и взять с собой столько еды, сколько ему нужно. К тому же, на Валааме есть какая-никакая работа,
а в Сортавале ее нет совсем. Естественно, местные аборигены вовсе не жаждут переселятся на материк, где придется за все платить.
Еще интереснее обстоят дела валаамских жителей с жильем.
Для местных жителей построили дом в Сортавале. Те благополучно получили ордера, но тут же продали новенькие квартиры и остались жить на Валааме.
Им построили второй дом - история повторилась. Третий дом построили без права продажи, и теперь валаамских аборигенов постепенно и окончательно выдавливают на
материк. Годика через два на острове останутся одни попы, без благословления которых и в сортир не сходишь.
Через два с половиной часа я сошел на пристань Сортавалы.
Первым делом, конечно, я разыскал аптеку и купил ушные капли. Поскольку времени до 18-00 было навалом, то решил обследовать местную почту на предмет интернета.
Отделение связи в Сортавале располагается в живописном и колоритном здании, немного напоминающем средневековую постройку. Вообще, в городе местами сохранились
дома довоенной финской постройки, довольно своеобразные и красивые. Здание госбанка, например, выглядит неприступной крепостью с кованными решетками на окнах.
Грабить его почему-то нет никакого желания :).
На почте интернет есть! Ура!
После утоления жажды общения с внешним миром зашел в кафе, где с удовольствием утолил жажду иного рода: накатил 150 грамм, закушав пирожками.
В книжном магазине
мне попалась замечательная и, как ни странно, нерелигиозная книга по истории Валаама: Яровой О.А., Смирнова И.А. Валаамские острова: история в памятниках и
ландшафтах. - Сортавала, 2009. Очень рекомендую, если вам попадется этот справочник-путеводитель.
После прогулки по городу я еще немного посидел в баре на пристани и пообщался с местными жителями, один из которых оказался владельцем "Ассольки".
Мы обсудили с ними перспективы развития яхтинга в Сортавале.
Как оказалось, перспективы обнадеживают - в городе уже есть один яхт-клуб. Развитие всяческого туризма тормозит отсутствие нормальной дороги из Питера.
Вернулся на Валаам около 21:00.
Затем, снова погрузившись по колено в Валаамские дорожные говны, добрел до стоянки, где меня ждала Настя, ужин и чудный вечер.
Кэп купил в Сортавале умную и нерелигиозную книжку про Валаам и теперь ее внимательно изучает.
Вечерний чай с таблетками, нарды, костер, отбой.
27.08.09. Чт.
о.Валаам - о.Воссинойсари
С утра пасмурно, дует слабо, идет мелкий противный дождь. Одним словом, лягушачья погода: тепло и сыро.
Мы мужественно собрали лагерь и пошли попутным бейдом на встречу всей этой мерзости. Курс - на о. Восиннойсари.
Пока мы огибали Валаам, дуло еще вполне приемлемо. За удивительно короткое время успело разогнать волну. Так мы бодро шли, то с генуей, то без, до маяка Ханхипаси.
На траверзе острова ветер стал неумолимо стихать, и начался мой персональный Ладожский ужас - ЗЫБЬ!
Я ненавижу зыбь, ибо меня на ней зверски укачивает, даже если приклеиться взглядом к горизонту. КОШМАР! Такая я вот уникальная матроска - меня укачивает в штиль:).
Мои страдания продолжались весь остаток пути. Лодка то ползла, то не ползла. Последние 4 км до острова пришлось грести.
Бывшую монастырскую бухту с пляжем, единственное приличное месте стоянки, оккупировали местные рыбаки. Посему мы погребли дальше вдоль берега к юго-восточному
мысу. Все побережье острова - это сплошные бульники. Волей-неволей пришлось на них вытаскивать катамаран. Место под стоянку мы нашли не шоколадное, но приемлемое.
Ставились уже в сумерках.
Дров мало, костер еле теплится. Сырость и холод быстро загнали нас в палатку.
Cтоянка на камнях чревата тем, что если вдует прямо в берег, то отойти практически невозможно - придется сидеть и ждать перемены ветра.
Пройдено за день: 30 км.
28.08.09. Пт.
о.Восиннойсари - о.Веркосари
Погода такая же, как и вчера - пасмурно и штиль. Кэп торопится снять лагерь, пока дует хотя бы этот дохлый утренний бриз. Он всерьез опасается,
что по такому ветру мы не успеем вовремя в Приозерск. Меня штиль тоже не слишком вдохновляет - слишком свежи еще воспоминания о вчерашней зыби.
Однако, когда у Кэпа зуда в одном месте, то где уж нам, простым матроскам, ему противостоять :).
Неожиданно на наш мыс приперлись рыбаки с удочками, весьма непосредственные ребята. Еще одна лодка стала выбирать сети прямо напротив нашей стоянки.
Рыбаки нам стали травить байки про место, где мы стоим. Типа, оно несчастливое. Два года назад на этих самых камнях погибли два инспектора рыбоохраны.
Разбитый катер нашли на этом берегу, обломки и сейчас можно лицезреть, дабы убедиться в правдивости рассказчиков. С тех пор здесь водится жуткая нечистая сила. У-у-у!
Кэп решил, что нам таким образом угрожают и намекают, чтобы мы поскорее проваливали. Сторонник принципа разумной осторожности, Кэп поспешил отпихнуть
катамаран от берега.
Мы бодро проехались на бризочке вдоль острова и только миновали косу на его оконечности, как ветер стал постепенно сдуваться и скоро окончательно стих.
Небо полно туч такого же серого оттенка, что и вода. Хорошо, что нет ни зыби, ни дождя. Временами, сквозь прорехи в тучах, проглядывает солнце. Штиль. Полный.
Коротаем время за игрой в нарды. Когда это занятие наскучило, Кэп со вздохом взялся за весло. Из 16 км шесть мы шли на весле.
К Веркосаари подходили на робком вечернем бризке.
Встать решили прямо на пологих скалах, так как рыбачья стоянка в маленькой бухточке около кормы старого парохода, засрана сверх всякой меры.
Отстреливать нужно этих рыбаков многогадящих. Барометр состояния духа матроски мечется между отметками: "хочу базуку!" и "хочу ту штуку с ручкой из кина про самураев"
Вечер был на удивление прекрасен - мягкое солнце, штиль. Мы разложили костер на пологой скале в трех метрах от воды. Одна очень любопытная и непосредственная
нерпа весь вечер нарезала круги около нашей стоянки. Ее мордочка выныривала в 5 м от берега, т.е. в 8-9 м от нас. Кэп попытался ее фотографировать, но в сумерках
плохо получилось. Чудное ощущение единения с природой.
Мимо нас на горизонте весь вечер снуют "метеоры", пароходы и пароходики. Прямо федеральная морская трасса какая-то!
Где-то вдали прошел многопалубный катер-монстр, сопровождаемый позади двумя катерами охраны. Через 20 минут нас накрыло цунами. Волна от этого монстра
появилась внезапно и ниоткуда, едва не смыв наш костер и котелки с едой. Благо, бдительный Кэп проявил невероятную резвость по спасению своего законного ужина.
Топить надо таких монстров, топить. Большому кораблю - большую торпеду!
(Барометр состояния духа матроски стабилизировался на делении: "ха-ччу торпеду!")
Дабы отвлечь меня от вредных мыслей, Кэп всучил мне карандаш и судовой журнал, а сам нагло захрапел. Где справедливость!?!
Пройдено за день: 15км.
29.08.09.Сб
о.Веркосари - о.Заячий(Яниссари)
Утро сырое и прохладное.
Мы долго-долго просыпались. Потом я делала Кэпу массаж, потом был завтрак. После завтрака мы пошли прогуляться по острову.
Сейчас для этого хорошее время - трава пожухла, и видно все достопримечательности. Кэп нашел несколько новых окопов и дополнил свой план финских укреплений
на о. Веркосари.
Уточненый план восточной оконечности о.Веркосари :
Вернувшись с прогулки, сразу отошли. Берегов не видно - все затянуто дымкой. Кэп взял курс на о.Заячий по GPS. Проходя вдоль острова, мимо
останков выброшенного на берег корабля, с сожалением отметили, что нос уже почти полностью разобрали на металл, а крма нетронута. И какому идиоту может показаться рентабельным
вывозить черный металл с дальнего острова!?! Тут до Приозерска около 30 км - бензин дороже выйдет. В общем, жалко корабля, я ведь всего два года назад по нему лазила
- такой старый, клепаный, клевый.
Ветер свежий, галф, но волна небольшая, так что можно нести полную парусность. Настроение отличное: иногда проглядывает солнце, хорошая скорость (17км/ч),
кэп бухтит по поводу мокрой задницы. Он легкомысленно не одел непромоканец, за что теперь расплачивается. Волна щедро одаривает его брызгами.
Между нами и берегом пролегла полоса тумана шириной в несколько километров. В тумане ходить стремно, так как у нас не огней ни дуделки.
К тому же, как говорит Кэп, на радарах нас не видно, поскольку мало металла. Хорошо хоть "метеоров" можно не бояться: в тумане они, по правилам, должны ходить
медленно, в водоизмещающем режиме. Впрочем, на нашу долю хватит и катеров. Пройдет какая-нибудь дура, вроде вчерашнего "цунамщика", мало не покажется.
Туман густой. Мы с Кэпом пристально вглядываемся в пелену тумана, каждый на свой борт. Напрягаемся от каждого всплеска. К счастью все обошлось, и мы благополучно
вылетели на чистую воду около о.Заячий.
До о. Заячего мы досвистели часа за полтора.
На стоянке занялись обычными хозяйственными делами: поставили лагерь, помылись в бауле, постирались.
Солнце, ветер, отличный вид на залив Лехмалахти.
Волшебный вечер!
После ужина, который Кэпу показался сытным, а мне не очень :), мы поохотились на брусничный лист. Набрали полпакета, и Кэп предложил предаться более
традиционным занятиям, в смысле, поиграть в нарды. Лучше бы я не соглашалась - меня нагло обыграли. Даже я никогда не кидаю три пятерочных дупля на сбросе!
Допинг в виде сгущенки не помог :(.
Зато у нас сегодня классный чай - мята, брусника, шиповник и веточка зверобоя.
Шиповник часто встречается на Ладожских островах. Он здесь чахлый и низкорослый, но тем не менее плодовитый.
Черви съели часть наших сушеных грибов, досадно, блин. Больше высушить мы уже все равно ничего не успеем, так что весь сегодняшний урожай маслят отправился
прямо в котел.
Мы сидим в затишке, а на Ладоге сильно раздуло. Мимо прошло несколько глухо зарифленных яхт и катеров. Все удирают в Приозерск.
И мы завтра туда же - на разборку.
Кэп любуется растворяющимися в закатной дымке островами.
Барометр состояния духа матроски заливается слезами на отметке: "грусть-тоска".
Пройдено за день: 20 км.
30.08.09. Вс.
о.Заячий(Янисари)- г.Приозерск, пляж.
Последний переход.
После завтрака отвалили. Пасмурно , накрапывает дождь.
Курс бакштаг.
До пос.Сторожевое дошли на стихающем ветре. Дальше ненавистный падлинг под дождём.
Пройдено за день: 10 км.
Поход окончен. Как всегда, немного грустно.