Московское детское речное пароходство (МДРП).
В воспоминаниях полковника в отставке, Столбова Евгения Павловича

Я учился в Московском детском речном пароходстве с осени 1961 г по июнь 1963г.
МДРП тогда размещалось в двухэтажном дебаркадере, который был пришвартован на Шлюзовой набережной недалеко от входа водоотводного канала в Москву- реку (300 метров от станции метро "Павелецкая" ). Последний раз этот дебаркадер ( с разбитыми стеклами и др., с оставшейся табличкой "Московское детское речное пароходство", я видел в каком-то фильме про бандитов. Дебаркадер находился в каком-то заросшем затоне и на его фоне проходила бандитская разборка…
После того как я увидел наш дебаркадер нахлынули воспоминания - в основном радостные - о том счастливом детском времени... И было очень обидно, что такое общественно полезное и прекрасное учебное заведение было порушено...

Начальником МДРП в то время был КУКИН (имя и отчество его я, к сожалению, не помню)- заслуженный речник и вообще замечательный, добрый и умный человек. Такими же хорошими людьми и преданными речному делу профессионалами были и наши преподаватели в МДРП. Готовили и воспитывали нас ( я скажу, что очень хорошо) по специальности - рулевой-моторист. ( в 1962 году осенью в МДРП открылась и новая специальность - радистов).
Занятия были 2-3 раза в неделю по вечерам (так что после школы - быстро готовил школьные уроки и в дорогу : автобус- метро ( во время пути – чтение конспектов по изучаемым в МДРП предметам)- на Павелецкий рынок (за семечками - для «шелушения» в перерыве занятий ) - на занятия. После занятий –домой (а это где около 22часов).
Морскую форму (фуражку с кокардой, тельняшку, морской воротничок (гюйс), флотский ремень, синию (шерстяную) и белую рубахи (форменку), брюки, т.е. в полном комплекте выдали сразу же, и мы обязаны были на занятиях быть в форме. Это мы с удовольствием и выполняли. ( На многих моих детских фотографиях ( с 2- летнего возраста) я – в одежде с элементами морской формы,- в бескозырке, с биноклем и др.). В дальнейшем мы вводили модные изменения в ширину брюк, цвет гюйса, длину воротничка, "тельника", кокарду, погончики и др.

Учится морскому-речному делу, ДВС и др. было очень интересно – поскольку все мы были (по-современному) фанатиками флота. И многие мечтали потом поступить в морские или речные училища.
Перед ноябрьскими праздниками, для подготовки к участию в демонстрации, у нас проводилась на набережной Москвы-реки строевая подготовка и мы ходили, так, что начальник военной академии, слушатели которой готовились к параду неподалеку, ставил нас в пример своим подчиненным.

В МДРП сначала было два речных "трамвайчика" постройки 30-годов (иногда их использовали при съемках фильмов о довоенной Москве) - характерная особенность этих "одноэтажных" теплоходов (название одного из них было «Смелый», а название другого, точно, -не помню) в основном деревянная надстройка, наличие носовых дверей у пассажирского салона.
Эти теплоходы использовались МДРП в навигацию - как пассажирские (платные для пассажиров). При этом цены на билеты были очень щадящие, точно не помню , но где-то 10-20 копеек). Теплоходы ходили по маршруту -"малой кругосветки" , а именно : Дебаркадер ( водоотводной канал) - и, затем влево, вверх по Москве- реке (мимо Кремля) до " стрелки" потом опять влево (вход в водоотводной канал) и затем по каналу до Дебаркадера). Имелось несколько остановок по маршруту -на причалах (одна из них у ныне широко известной Болотной площади).
Мы исполняли должности - по скользящему графику - рулевых (в присутствии капитана), мотористов (обслуживание двигателей – 3Д6), матросов (швартовка, уборка, сопровождение пассажиров) и др.

В начале весны 1962 года МДРП был получен новый красавец- озерный теплоход "ОМ" (потом его как-то назвали -но как я не помню). На нем мы летом 1962 г. совершили плавание по маршруту Москва - Коломна - Рязанская область (должны были дойти до села Константиново (родина С.Есенина), но из-за сплошного тумана, который был продолжительное время по маршруту до села не дошли) - Москва. Был ли сбор средств на питание во время этого плавания или было все за госсчет я не помню. Но питание было хорошее в т.ч. с компотом. Вообще-то все для нас было бесплатное..

После окончания 2 курса МДРП (что совпало с окончанием мной 8 класса (неполной средней школы) я был направлен в июне 1963 г. ( даже не побывал на выпускном вечере в школе) на месячную плавательскую практику в качестве нештатного рулевого-моториста на грузовой теплоход ГТ-422, который был приписан к Южному порту. На ГТ-422 мы выполняли рейсы (все время с различными грузами) Москва-Ярославль-Москва, Москва- Тверь-Москва. Что интересно – в Ярославле мы прибыли один раз тогда, когда в космос запустили землячку ярославцев В.Терешкову и видели всеобщее веселье народа. Однажды на Волге при прохождении Иваньковского водохранилища – попали в настоящий шторм – пришлось теплоходу прятаться за островами.

Специальность и работа на реке мне очень понравилась и после консультаций с капитаном и командой теплохода, я решил поступать в Горьковское речное училище им. И.П.Кулибина (ГРУ)- (лучшее из всех речных училищ, как мне сказали, - так фактически и оказалось), в которое в августе этого же года, после сдачи соответствующих экзаменов и поступил ( но в связи с недостатками моего здоровья - близорукость) на специальность «Водные пути сообщения» (гидротехник).
Вместе со мной учились в одной группе (взводе) ребята, которые закончили Горьковское детское речное пароходство- Саша Панов, Леша Платонов, Витя Гриб .
Наша специальность оказалась очень интересная и многогранная - это и геодезия, и топография, и судовой механик, и специалист по земснарядам, и по шлюзам, и по путевой речной обстановке....
Качество преподавания в ГРУ было выше всех похвал. Некоторые предметы, которые в училище преподавали, я помню до сих пор.
Практику (после окончания 3 и 4 курсов проходили на различных реках на штатных должностях - практически на территории всего СССР ( На Волге, Печоре, Свири, Неве, Оби, Лене, Кубани, Дону …)

Училище (ГРУ) закончил в 1968 году и был направлен в качестве техника в Научно-изыскательскую партию (лабораторию) Управления Канала имени Москвы . Работа была очень интересная, но…
Но военкомат мне не дал там долго поработать - встал вопрос о призыве в армию - мне было 20 лет ( как и другим выпускникам ГРУ).
Ранее в ГРУ была военная кафедра и курсантам ГРУ после прохождения ими на 5 курсе 6-ти месячной стажировки на флоте и сдачи госэкзаменов, присваивали звание "лейтенант" и отправляли в запас - и они спокойно работали на речном флоте по своим специальностям – необходимым и в военное время. Но Хрущев - это все поломал.... И вот, в результате, после 4,5 лет обучения в училище закрытого типа (которым и было ГРУ - у нас были и взвода и роты, командиры рот, строевой отдел, дежурства, наряды, увольнения, строевая подготовка, настоящая флотская дисциплина, кубрики и др. т.е. все - как в любом военном училище (кроме присяги и оружия) - выпускников ГРУ почти сразу после окончания училища призывали на флот ( 3 года службы) или в армию- 2 года службы)- рядовыми - на разные специальности, и почти никогда по тем специальностям, которые получены были в ГРУ (служили и связистами, и в стройбате, и в боцманских командах, сигнальщиками, эхолотчиками, и в штабах, и в охранных войсках и др. В результате после службы в армии на свои «речные» специальности возвращались далеко-далеко не все… Это я узнал, когда встретились на 20-летие окончания училища)

В военкомате мне предложили поступать в высшее военное училище (срок обучения 4 года) - практически по одной из полученных мной специальностей. Это было Ленинградское высшее военно-топографическое командное училище. Куда я поступил в августе 1968 г. и затем прослужил в Вооруженных Силах 29,5 лет .

Вот такие мои воспоминания о родном Московском детском речном пароходстве.

Столбов Евгений Павлович- полковник в отставке.

26 сентября 2013 г.

Hosted by uCoz