Разборная каютная каркасно-надувная яхта «Ямал» (яхта малая), перевозимая любым видом транспорта , ( две упаковки: рюкзак + пенал по 29 кг ) .
Корпус непотопляемый и незаливаемый при перевороте (повышенная безопасность), не боящийся ударов о камни, легко вытаскиваемый (или выкатываемый при помощи надувных валиков) на пологий берег.
Швертбот собирается просто и быстро – за полчаса втроём.
О первой попытке создания народной яхточки (парусно-гребного каноэ с изменяемой шириной) можно прочитать на страницах сборника «Катера и яхты» №99.
Технические характеристики швертбота «Ямал»:
Длина наибольшая | 4,7 м. |
Ширина наибольшая | 1,65 м. |
Масса | 58 кг. |
Пассажировместимость | 3-4 чел. |
Парусность | 10 м2. |
Время сборки | 0,5-1 час. |
Материал каркаса | лёгкий сплав |
Наличие ходовой каюты | есть |
Заливание при оверкиле | нет |
Количество упаковок | 2 |
Габариты упаковок | 1,8х0,25х0,20 + 1,10х0,40х0,30 |
Такая яхта, не требующая стоянки и трейлера, соответствует географическим и климатическим особенностям нашей страны с нежарким климатом, множеством удаленных друг от друга акваторий, коротким навигационным периодом. «Ямал» сравнительно недорог и долговечен, прост в обслуживании, удобен в ремонте и хранении., надёжен и безопасен в эксплуатации. Снабжен устройством для автоматической установки оптимального угла атаки шверцев к набегающему потоку. ( Возможен гоночный вариант без каюты и со швертовым колодцем в ДП.)
Целью при разработке проекта народной яхты «Ямал» было создание недорогого универсального быстрособираемого швертбота для прогулок и путешествий под парусами, с веслами или ПМ. В упакованном виде эта мини-яхта достаточно компактна для перевозки любыми видами транспорта и для хранения в городской квартире. Время сборки силами опытного экипажа (3 чел.) при известном навыке должно составлять не более 30 мин. Швертбот снабжается удобным тентом-каютой, который должен легко устанавливаться во время плавания, не осложняя безопасности, а на стоянке обеспечивать ночлегом двух человек.
Для решения этой непростой совокупности технических требований пришлось проработать множество вариантов. На эскизе изображён базовый вариант корпуса мини-яхты и поперечное сечения по миделю. На фотографиях: «Ямал» в процессе сборки и собранный корпус.
1.Оболочка
2.Корпус
3.Баллоны основные
4.Баллоны дополнительные
5. Кильсон
6.Штевень
7.Шпангоут
8.Фальшборт
9.Транец
10.Стрингер
11.Фиксатор шпангоута.
Основными находками в конструкции швертбота (ноу - хау) являются решение проблемы сопротивления корпуса на скручивание и обеспечение поперечной остойчивости при больших углах крена. Обе проблемы необходимо было решить минимальными средствами, т.е. без существенного увеличения веса и времени сборки.
Первая проблема решена с помощью использования в качестве кильсона тонкостенной коробообразной слегка изогнутой в продольном направлении балки (5) на которой фиксируются шпангоуты, штевень и транец.
Вторая проблема решена без использования жестких элементов шпангоутов и привальных брусьев. Развал бортов обеспечивается с помощью дополнительных надувных баллонов (4), вставленных в карманы оболочки.
При выборе швертового устройства предпочтение было отдано двум откидным шверцам, снабженным винтовыми зажимами на шверцбалке служащей одновременно местом крепления вант.
В настоящее время прорабатываются перспективные модификации этого проекта «карманной» яхты. Так для гоночного варианта готовится образец со швертовым колодцем, расположенным сбоку от короба-кильсона. Интересен вариант с изменяемой шириной корпуса. Это позволит, не усложняя конструкцию, варьировать в некоторых пределах такими параметрами, как остойчивость, осадка, скорость в зависимости от конкретных условий плавания.
Не бесполезно было бы и применение амортизационного пенополиэтиленового коврика, расположенного под кильсоном и стрингерами, описанного когда-то автором на страницах КЯ.
Базовый образец без парусного вооружения, швертового и рулевого устройств представляет собой катер со съёмным тентом-каютой или вёсельную лодку.
Валентин Строгонов....
Промышленный вариант лодки изготовленнй в двух экземлярах в мастерской ФМК.