Волга 1995г.

Поход проходил в то незабвенное безвременье, когда социализм уже почил, а капитализм с его изобилием еще не наступил. Берега были девственны и незастроенны уродливыми "котеджами" новых русских. Парусов на воде практически небыло. Народ еще не очухался от реформ. Церкви стояли в руинах, и только некоторые востанавливались. Время конца брезентовых палаток. Повсеместно продавалась водки "Распутин", "Белый орел" и спирт "Рояль". И на улицах переодически стреляли и взрывали.

Составил: Виговский И.О.,капитан тримарана "Лучина".
ioklmn@bk.ru
iv70.narod.ru

Маршрут: ст.Московское Море- г.Конаково - г.Дубна - г.Кимры - Белый городок - район п.Скнятино (Шучья протока, Сахара).

Цель похода: Пройти данным маршрутом и дойти до лагеря длительной стоянки около п. Скнятино, где и продолжить отпуск.

Лодка: Байдарочный тримаран "Лучина" на базе байдарки "Луч". Площадь парусности: 5,5м2.(4м2-грот и 1,5м2-стаксель).
"Подробнее тут."

Экипаж:
Виговский И.О. -Рулевой.
Виговская Е.В. -Матрос.
Дик - судовой пес (помесь кокер спаниэля с пуделем), ходячая сигнализация, грелка и кладбище тушенки.

Навигационное оборудование: Топографическая карта района, масштаба 1:200000 Карта Иваньковского водохранилища масштаба 1:500

Жирным шрифтом выделены места днёвок.

Число, месяц.

10 августа 36,5 км. Бак-Фордак Ниже г.Кимры
11 августа 0 км. ------------- Ниже г.Кимры
12 августа 24 км. Бак-Галф-Бейд Остров напротив устья р.Медведица
13 августа 15 км. Бак-Галф-Фордак Скнятино (Щучья протока)
12 дн. 149 км.

Продолжительность похода: 12 дней.
Ходовых дней: 9.
Количество днёвок: 3.
Пройденно за поход: 149 км.
Средний переход за ходовой день: 16,5км.
Самый длинный переход в день: 36,5км.
Сила ветра оценивалась визуально.

2 августа.
С утра дособирав вещи вышли пешком к метро.
У нас было два рюкзака, тачка с байдарочным тримараном и пенал с мачтой. Дик бежал своим ходом. Он еще не знал, что сегодняшняя прогулка затянется на целый месяц.
До метро дошли за 20 минут и сев на электричку доехали до станции Каланчевская. Перебравшись на Ленинградский вокзал узнали что Калининские (Тверские) электрички отменили и нам предстояло ждать 2,5 часа.
Дождавшись электрички, мы погрузились и поехали. Удалось устроится около тамбура. Народу было порядочно. Жара.
Мы так бы и доехали без приключений, но на Петровско-Разумовской ввалилась такая толпа народу, что я даже порадовался, что мы сидим. Наши вещи частично загораживали проход, поэтому в течении всего дальнейшего пути мы услышали о себе много интересного о чем и не подозревали :).
Особенно в деле очернения нас и наших вещей, разными непотребными словами, отличились женщины, а точнее бабцы (иначе и не назовеш). Больше всех возмушалась из них та, которая сошла на следующей остановке. Следует отметить, что по мере удаления от Москвы народ становится менее стервозным. Видимо все дело в экологии :).
По мере приближения к Калинину (Твери) народу все прибавлялось. Появилось опасение, что мы не сможем сойти на станции Московское море и нам придется ехать до Калинина (Твери). Однако после Завидова у меня созрел план высадки. Энергично умяв часть пассажиров мы, со всем барахлом , протиснулись в тамбур. Затем, попросив нескольких пассажиров нам помочь, я организовал бригаду выброски. Выброска прошла мнгновенно.
Первыми выскочили Лена и Дик.
За ними Я.
Потом на латформу полетели наши вещи.
Осмотревшись, мы обнаружили слева по ходу поезда грунтовую дорогу, по которой и направились к воде. Жара. Неимоверно хочется пить, а воды нет. Дошли до заливчика с западной стороны от полотна Ж\Д. Вода мутная и грязная, масса солитерной рыбы. Я стал собирать байдарку, а Лена пошла искать воду. Мачту и аутригеры я решил поставить уже выйдя в Волгу.
Жара.
Лена нашла всего кружку воды на дачах по соседству (на дачах проблеммы с водой).
Собрав байдарку я обнаружил дырку в шкуре. Пришлось ее зашивать и заклеивать.
Мы отошли на противоположный берег разлива в надежде найти стоянку.

Эта часть Иваньковского водохранилища (Шошинский плес) произвела на нас удручающее впечатление. Вода напоминала, какую то сточную канаву. Она была мутная, коричневая, с гнилостным запахом. Везде где хватало глаз, кишела солитерная рыба. Дойдя до противоположного берега Шошинского плеса, мы обнаружили в корпусе два ведра воды, а в шкуре байдарки две новые дырки. Байдарка очень старая. Шкура вся в трещинах и ее приходится постоянно зашивать и заклеивать. Ремонт отложили до завтра и начали ставить лагерь.
Лена быстро отыскала дрова и разожгла костер, а я поставил палатку и мы с наслаждением напились чаю
Пройденно за день: 5км.

3 августа.
Встал раньше всех. Лена спит, и даже Дик храпит как пьяный бендюжник, развалившись лапами кверху. Погода прекрасная, как вчера :(. Ветра нет :(. Солнце. Жара.
Когда все проснулись, мы неспешно позавтракали свежесваренным грибным супчиком. Лена нашла вчера пяток крепких белых. Суп был бесподобен. Дик, грибы есть не стал. Призрительно скривил морду и недовольно пробурчав, что-то не разборчивое спрятался в тени, и остался голодным :).
После завтрака мы искупались и приступили к ремонту. Заклеивали новые дырлочки в дряхлой шкуре нашего "Динозавра". Как только заплатки подсохли, спустили байдарку на воду, загрузились и отвалили.

Пройдя под мостом и помахав ручкой охранникам с автоматом ППШ, мы покинули этот малоприятный участок Московского моря, и взяли курс на автомобильный мост.
На месте бывшего парусного берега все поросло камышом, и там никто не стоял. Грустно.
Чем дальше мы удалялись от Ж\Д моста, тем чище становилась вода и стало меньше солитерных рыб. Миновав мост мы всретили группу из трех байдарок лихо нагрябывали в сторону Конакова. Обменявшись с ними любезностями мы пристали к берегу в протоке около о.Винный.
После легкого перекуса и макания Дика двинулись дальше и без приключений дошли до р.Волга. Напротив впадения Шоши в Волгу мы обнаружили неплохую стоянку. Сготовили ужин и славненько посидели.
Пройдено за день:16км.

4 августа.
Сегодня дневка. Надо ставить мачту и аутригеры.
Погода пасмурная. Накрапывает мелкий дождик.
Позавтракали и отправились исследовать окрестности. Через пересохшее болото мы вышли вглубь берега и пошли вдоль него. Места прекрасные. Сосны , песок, мох. Нашли много грибов-моховиков.
Прийдя обратно на стоянку Лена стала готовить грибной жюльен, а я ставить мачту и аутригеры.
Вечер был прекрасен.

5 августа.
Встали в 9-15.
Погода мерзкая, пасмурно. Настроение скверное. Ветер поменялся и теперь будет нам в морду.
Неспешно позавтракали, собрались и отвалили. Ветер был несильный. Стал накрапывать дождик. Сделали пару галсов, ветер резко усилился и ливанул дождь, ДОЖДИЩЕ.

Наши брезентовые штормовки промокли в один момент. Стало мокро , мерзко и холодно. В байде набралось воды. Отчерпывать времени не было. Двигатся дальше под дождем смысла не имело и я, по быстрому, выбросился на правый берег Волги, в двух километрах от места старта.
Пристав к берегу мы мгновенно поставили палатку и скинув всю нашу мокрую одежду у входа, залезли в сухой двухспальный спальник. Какой же это кайф. Немного согревшись мы хлебнули немного "Белого Орла" (водка такая) и перекусили бутербродами с тушенкой. Дик похоронил в своем брюхе полбанки тушенки и завалился спать, а мы за ним следом.
Проснулся в 18-00 идет дождь. Я занялся ремонтом наших походных нард и записями в журнал. К 20-00 проснулась Лена с Диком и дождь прекратился.
Поскольку было уже поздно куда либо идти, то мы решили заночевать здесь. Я отправился на поиски дров. Стоянка оказалась припоганейшая. Все вокруг загажено пустыми консервными банками. Дров нет. С трудом нашел немного осины. Удалось вскипятить чай и заварить китайскую лапшу, а так же немного просушить вещи. Сыграли несколько партий в нарды и завалились спать.
Всю ночь у нас под боком орала какая то пьяная компания и по лагерю шлялись какие то люди.
К 2-00 мы всетаки заснули.
Пройдено за день: 2км. Бейд.

6 августа.
Утром встали, быстро собрались и отошли в 10-30 в сторону Конаково.

Ветер приличный, белые барашки, шквалы. Идем галсами в бейдевинд. Лена на руле, а я открениваю. Дик беспорядочно мечется по байдарке с носа на корму. Он в ужасе. Его ужас был вызван не качкой, или величиной волн и ветра, а тем , что ему никак не улыбалось тонуть не позавтракав :). Мы отошли так поспешно, что забыли про завтрак.
Где то к полудню, устав от изнурительной лавировки пристали к островку у левого берега, напротив села Свердлова, чтобы пообедать. Дрова нашли с трудом. Лена занялась приготовлением обеда. Дик контролировал этот процесс, а я занялся ремонтом тримарана.
Поменял блок штуртроса и подтянул сам штуртрос. Подремонтировал колдшток (рулевой рычаг)
В 15-00 отвалили. Лена на руле, я на стакселе и откренке. Ломим в лавировку, заливает.
Решил пристать у с.Свердлова чтобы приодеться в непромокаемые штаны. Я сошел на берег и тут порыв ветра отнес байдарку от берега и Лена с Диком стали неспешно удалятся в бейд. Однако Лена не растерялась и попыталась сделать поворот оверштаг, чтобы поменять галс, но попытка не удалась. Тогда она лихо развернуласи через фордевинд и пристала к берегу.
После этого я всегда привязываю свою лодку. Всегда.

Идем в лавировку дальше. Ветер немного изменился и правые галсы стали длиннее, ветер стихает.
В 21-15 встали на небольшом островке, у левого берега, напротив деревни Плоски.
Сделали ужин. Поставили палатку. Немного посидели.
Ночь была прекрасна. На небе ни облачка, звезды и молодая луна, а над водой, подсвеченный луной, серебрился легкий туман и стояла полнейшая тишина, до звона в ушах.
Пройдено за день: 10км. Бейд.

7 августа.
Лена проснулась первой. Приготовила завтрак и разбудила меня. Я вылез из палатки. На улице солнце. Погода просто чудная, но ветра нет :(. Решили идти на веслах.
Где-то в 13-00 мы отошли. Я на руле, а Лена на весле :)

Пройдя пионерлагерь мы пристали к берегу. Искупались и немного позагорали. После чего двинулись дальше тем же порядком.

Удачно разошлись с самоходным паромом.
Пристали у Конаковского стадиона на прекрасном песчанном пляже с большим количеством народа. Надо было сходить в город позвонить и прикупить продуктов. Оставив Лену и Дика купатся и загорать на пляже, я одел штаны и куртку, взял парусный мешок и отправился в город. Прошел мимо стадиона. Он представляет жалкое зрелище. Трибуны порушены, на поле пасутся козы и козлы.
Дойдя до первого же магазина я купил хлеба, водки "Распутин", лука и шоколада. Уложился в 27тыс.руб. Затем посетил переговорный пункт. Когда я вернулся на берег было около 20-00. Поэтому мы решили срочно искать стоянку.
По прежнему на весле отошли к противоположному берегу. Прошли ЛЭП и обнаружили неплохую стоянку, но к сожалению занятую группой парусных катамаранов. Поскольку уже начинало темнеть я решил встать на крохотном островке на середине Волги напротив ГРЭС.
Островок 10-15м. в ширину и где-то 40м. в длинну. Нашлось место под палатку, костер и дрова. Есть даже небольшой пляжик. На острове мы обнаружили скелет чайки и нарекли этот островок "Островом скелета"
Пройдено за день: 10,2км. На весле.

8 августа.
Сегодня ВЕЛИКИЙ ПАРУСНЫЙ ДЕНЬ!!! Ветер попутный !!!
Поэтому быстро позавтракали, собрались и отвалили в 11-30.
Идем галвинд - бакштаг.

Сначала ветер был небольшой силы, светило солнышко, и мы неспеша дошли до поворота реки, по дороге отметив на карте не обозначенные на карте дома. Кстати группа катамаранов стоящих у ЛЭП отвалила и прошла поворот раньше нас.
Повернули за поворот реки, то увидели их отходящими от одного из островов. Вероятно они высаживались.
Я поставил большой стаксель 3м2, и раскрылив паруса бабочкой мы неспешно пошли дальше. Мимо проплывали живописнейшие берега и "пиратские" островки, светило солнышко и настроение было прекрасным. Не доходя острова, с типично пиратским названием Грабиловка, обнаружился маленький островок не обозначенный на карте. На островке высился створный знак. Обходя островок на значительном удалении, мы сели брюхом на мель!!! Пришлось вылезать и сталкивать тримаран. Дик ошалело смотрел, как его хозяин на значительном удалении от берега шагнул за борт и не утонул.
Когда прошли Грабиловку ветер начал крепчать. Потом раздуло не на шутку. Довольно быстро образовалась полуметровая волна. Затем разогнало еще больше.
Мы скользили на гребнях волн. Прокатываясь под нами, волны накрывали нас по самый фальшборт и заплюхивали внутрь. Нос зарывался в переднюю волну, и в байдарку стала поступать вода. Как обычно я сидел на откренке в районе аутригеров, а Лена в корме на руле. Дик в ужасе забился в самый нос и дрожал оттуда. Развернутся в бейд небыло никакой возможности. Нас бы тут же кильнуло.
Лена уже с трудом справлялась с рулем.
Ослабли штуртросы и тримаран рыскал на курсе. Я сидел на откренке, стараясь держать тримаран ровно, чтобы аутригеры не зарывались в волну.
На траверзе Новосельского залива волнение усилилось и нас стало основательно заливать. Я решил выбрасыватся на берег. Прямо по курсу виднелся мыс о.Уходово на котором расположенны домики рыболовной базы. На полной скорости, не имея возможности убрать паруса, мы неслись между валунов торчащих у берега. Дик почуяв приближающийся берег, носился в нетерпении по байдарке, создавая серьезные проблемы управлению.
Думал, что мы сможем легко выбросится на песчанный пляж, но приближайшем расмотрении он оказался галечным. При таком раскладе и на такой волне пропорем себе все днище.
Когда показалось дно, пришлось мне сигануть в воду по пояс и остановить "Лучину" и развернуть ее против ветра.
Я держал ее, пока Лена не спустила грот.
Затем развернув Тримаран на бакштаг, я на ходу запрыгнул в него, и наше путешествие продолжилось.
Теперь за рулем был я, а Лена на откренке и стаксельшкотах. Под одним стакселем мы неслись в сторону о.Омутня. Дик обиженно удалился в нос лодки. Его прогулка не удалась :).
Мы немного довернули на о.Могильный и достигли его в 16-00.
Остров Могильный или по другому Св.Елены, торчит посреди дубнинского разлива ввиду города Дубна. Остров представляет собой плоский овальный кусок земли поросший высоким и редким березовым лесом. Стоять на острове сурово. Кустов нет, и он продувается насквозь. Несмотря на это на нем были люди и стояли палатки.
Прогулявшись по берегу, мы отвалили на о. Земляничный в поисках стоянки. На Земляничном стоянки были заняты и мы встали около него на материковом берегу.
Пройдено за день: 30км. ОГО!!!
Фордак, бакштаг, бейд.
P.S. Нет слов. ВОСТОРГ!!! Наибольшая средняя расчетная скорость в фордевинд - 10км\ч.

9 августа.
Сегодня дневка. Надо отдохнуть, и подготовится к волоку через Дубнинскую плотину.
Ветер. Пасмурно, но дождя нет. Встали в 9-30. Позавтракали и развесив наши мокрые вещи сушится отправились на осмотр окрестностей. Лена углядела два огромных белых гриба, по 20см. высотой.
После прогулки мы валялись в палатке, дремали и играли в нарды.
Вдруг сработала сигнализация - Дик. Он постоянно сечет периметр в радиусе в 50м. и мы всегда знаем о приближении посторонних.

На всякий случай вынул мачете и положил его под рукой вдоль бревна на котором сидел. Через некоторое время на нас вышли двое мужиков. Как оказалось это местные Дубнинские рыбаки, и мы заняли их место, а они стали на соседней стоянке. У них рядом стоит сеть, и они пришли поинтнресоватся не будем ли мы ставить свою. Я заверил их, что мы вообще не рыбаки их сети нас не интересуют. Они в свою очередь расказали нам о месте, где они перетаскивают моторки посуху, минуя шлюзы.
Вечером Лена набрала грибов и сготовила жульен. Он был великолепен.
Когда стемнело, на соседнюю стоянку приехала моторка. Потом там рубили и пилили дрова, после чего моторка удалилась и придырчала через пол часа. Все это время на стоянке лаяла и выла собака. Мы было подумали что собаку просто привезли и бросили и у нас разгорелась горячая дискуссия на тему жестокого обращения с животными.
Потом отправились спать.

10 августа.
Сегодня волок через дубнинскую плотину.

Поставив себе целью на сегодня только волок, мы особо не торопились с отходом. Тем более вчерашние знакомые пообещали подкинуть рыбки. Позавтракали, и развесили все сушится. Погода ветренная. Временами проглядывает солнце. Нагрели воды, помыли головы. Потом стали собиратся.
Когда мы уже отваливали, подошли вчерашние рыбаки на моторке и сказали, что у них сперли одну из трех сетей (тогда сети дорого стоили). Ясказал, что ночью слышал моторку. Они поблагодарили и мы отвалили.
Идем на фордевинде с расчетной скоростью 7км\ч. Подошли к дамбе как раз в том месте о котором нам расказали рыбаки. Волок длинной метров 100 с большим перепадом высот.

Мы разгрузили тримаран и сняли с него все лишнее и тяжелое. Мачту и аутригеры оставили. Уложили все вещи.
Затем:
Подняли тримаран и шмотки по откосу на асфальт у дороги.
Перенесли шмотки через дорогу и привязали к ним Дика, чтобы он не носился по дороге.
Выбрав перерыв в потоке машин быстро перенесли тримаран.
Снесли вещи по насыпи к воде.
Хотели уже сносить и тримаран, но тут проезжающие мимо два местных жителя любезно помогли нам снести лодку к воде.
Поблагодарив помошников мы начали укладывать вещи и готовится к отходу.
После сборов мы отпрвились дальше вниз по Волге. Подошли к набережной г.Дубна . Я остался на "Лучине", а Лена отправилась за хлебом. Потом пошли дальше. Нам надо было уйти от города и найти удобную стоянку. После деревни Прислон есть лесной массив который я и наметил для стоянки.
Лес оказался на достаточно обрывистом и крутом берегу между двумя пионерлагерями.
Пошли дальше. Фордак.

До самого города Кимры стоянок не нашли. Смеркается. Посовещавшись решили идти за г.Кимры на нашу прошлогоднюю стоянку. Ветер скис совсем. Идем на весле, уворачиваясь от речных трамвайчиков и толкачей с баржами, снующими в темноте.
В 2-15, уже порядком уставшие, в темноте и под дождем мы пригребли на стоянку.
Мгновенно поставили палатку, перекусили и упали СПААТЬ.
Пройдено за день: 36,5км.

11 августа.
Сегодня дневка.

Волок и ночная гребля сильно нас вымотали, поэтому решили отдохнуть.
Проснулись. Идет моросящий дождь. Вылезать из палатки не хотелось, но всетаки мы встали в 13-00. Я нашел три прекрасные сухие сосенки, и мы сделали костер. Затем готовили еду, греясь у костра, и пили какао с сухим молоком.
К вечеру дождь прекратился, и даже показалось солнышко. Поэтому мы пошли прогулятся по окрестностям. После чего легли спать.

12 августа.
Встали в 10-00. Позавтракали. Ветер обещает быть попутным, бакштаг-галвинд.
Стали собиратся. Лена сворачивала лагерь, а яосмотрел лнище байдарки. Оно представляло жалкое зрелище. Заплатки частично отвалились. Подмазав их кое где решил идти, но до появления воды в корпусе.
Дик с тоскливым видом наблюдал за погрузкой.
Загрузившись, мы отвалили курсом бакштаг. Прохладно. Ветер свежий. Несемся. Я на руле.

Около ЛЭП ветер поменялся на бейд и после неудачного поворота нас снесло в камыши. Пришлось лезть в воду и выводить "Лучину" вручную. Дальше одним галсом дошли до острова напротив Белого городка. Расчетная скорость была 10,6км\ч. Неплохо.
Высадившись, немного побегали-погрелись, погоныли Дика.
На этом острове мы стояли в прошлом году. За островом в протоке стоял старый колесный пароход "Казань", вбетонированный в берег и превращенный в пансионат. Сейчас он был полностью разграблен. Немного согревшись, отвалили. Ветер теперь в морду. Надо пройти кусок реки километров 5 от Белого городка до турбазы "Калинов ручей" и повернуть на галф. Решили прогрести этот участок. Второй год здесь нас встречает мордотык.
Пройдя "Трубу" повернули на галф в сторону устья р.Медведица. Ветер подстих и нас накрыл дождь. Лена опять замерзла. Поэтому до островов в устье р.Медведитца мы не дошли, а встали на маленьком островке. Стоять на острове негде. Я вырубил место под палатку, а костер жгли на пляжике 10х10м.

Поужинав, легли спать.
Пройдено за день: 24км.

13 августа.
Сегодня последний переход.

Встали поздно и особенно не торопимся.
Ветер галвинд - бейдевинд. Солце, тучки.
Позавтракали, посушили вещи, погрелись на солнышке, успели поссорится и помирится.
Отвалили в 16-00. Не успели мы отойти и 500м. как нас настиг сильный шквал с дождем и градом. Мы тут же промокли до нитки. Пришлось срочно выбрасыватся на следующий остров и переодеватся. Сухих вещей не оказалось. Лену я завернул в палатку, и ей было тепло, а сам натянул на сухую фуфайку мокрую штормовку.
Приодевшись, пошли дальше. Ветер стал в бейдевинд и не стихает.
Прошли устье р.Медведица и в 17-20 открылся Скнятинский разлив.
Ветер стал в Бакштаг - фордак и мы лихо вошли в Шучью протоку. И в 18-20 ступили на берег.
Поход закончен.

На берегу встретили множество старых друзей.
Пройдено за день: 15км.

Сейчас на этом маршруте многое изменилось и далеко не в лучшую сторону.