ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО 2013г.

В начало...

26 июля, пятница.
о.Кярпянсенсари – о.Путсари.

Вчера мы несколько увлеклись сериалом про викингов, что не прошло бесследно: славный экипаж бесславно дрых без задних лап до середины дня, то есть как раз до того момента, когда по июльскому расписанию выключают утренний ветер.
Вышли-то мы ещё довольно бодро, но после Кильписаретов ветер немного сдулся и началась форменная медитация на бакштаге, впрочем приятная, я даже позагорала на солнышке. Ветер попутный, но довольно слабый, поэтому мы несли все паруса, включая геную. По дороге пытались троллить рыбу, но ничего не поймали, зато несколько раз видели нерп, причем довольно близко. Вот уж у кого рыбалка явно идёт успешнее!
На Путсари стоянка с пляжиком в южной бухте оказалась свободной, хотя рядом, на пологих скалах широко раскинулся лагерь байдарочников. Нам они нисколько не мешали, ибо оказались соседями мирными и нешумными, а перед нашим уходом даже подкинули продуктов: хлеба, картошки и ещё кое-что по мелочи. За что им большое спасибо.

Вечером, объевшиеся и довольные, мы с трудом переползли от костра в палатку.
Пройдено за день: 22км.

27 июля, суббота.
о.Путсари – о.Валаам

С утра мы решили немного прогуляться по острову, чтобы взглянуть на внутреннее озеро. Единственный удобный сход к нему перекрыли монахи своим гребаным скитом, поэтому мы отправились искать обходной путь.
Началась прогулка прекрасно: солнце, ветерок, тепло. Вокруг живописные скалы, густые сытые папоротники, тополя с огромными капами на стволах.

и….. ГАДЮКИи!!!

После встречи с одной из них мне гулять по лесу категорически расхотелось. Перспектива пробиваться к озеру по девственным буреломам сквозь полчища саблезубых гадюк не вдохновляла, так что мы попытались пройти по горам, но найти путь не получилось. Не солоно хлебавши, мы вернулись на берег и стали медитативно собираться. Я любовно приныкала в трюмы дары соседей-байдарочников, хотя часть вкусняшек пришлось оставить, так как при всем желании столько нам было не съесть.
Вышли мы бодренько, обменявшись любезными спасибками с дарителями продовольствия, которые с тоской смотрели нам вслед. Им до Валаама - как нам до луны. Впрочем, уже через полчаса лафа закончилась, и ветер начал медленно затухать, так что пришлось поставить геную. Скорость с 11 км/ч. неумолимо падала, несмотря на вполне благориятный бейд. В небе толпились облака, а солнце просвечивало сквозь них бледное и невнятное.
По дороге видели лодку добровольных лесных пожарных, спешащих на очередной пожар.
Когда до Валаама оставалось примерно треть пути, окончательно заштилело.

Грустный Кэп пытался вызвать ветер при помощи флейты, однако у ветра оказались крепкие нервы :) - не подуло ничегошеньки. Матроска с горя завалилась спать, оставив Кэпа караулить ветер в одиночестве. Впрочем, одиночество тут весьма относительное: метеоры, теплоходы и мелкие моторные блохи то и дело мелькают в пределах видимости, орут чайки, летают стрекозы, ныряют нырки и нерпы. Короче, жизнь кипит.

Часа через полтора маринования в штилевой Ладоге включили небольшой бризок, который позволил нам подтянуться ближе к Валааму.
Напротив Фёдоровской бухты мы вновь заштители. Дойти, как планировалось, до Байового острова у нас явно не получалось: очень слабый бейд, на котором даже со всеми 20 квадратами мы тащимся не более 2 км/ч. Посему было решено бросить якорь в Фёдоровской бухте.

Стоянка оказалась свободна, более того, здесь явно очень долго никого не было. Возможно, причина кроется в неимоверно расплодившихся муравейниках, а может попы гоняют.
Кэп в третий раз закинул невод сетку в маленьком заливчике, да поймается нам золотая рыбка рыбка- судак. Я немного покидала спининг, скорее для очистки совести, чем в надежде на улов.
Картошка, подаренная байдарочниками, оказалась очень вкусной :).
После ужина играли в нарды. Кэп постоянно проигрывал и со злости зашвырнул кубики в кусты, на чем игра и закончилась.
Вечером плановый киносеанс.
Пройдено за день: 26км.

28 июля, воскресение.
Набег на монастырь Линдесфарн Валаам. :)

Вопреки ночному дулову и затянутому в тучи горизонту, утро выдалось солнечным и почти безветренным. Мы постановили, что это отличный день для набега на Валаам.
В свете активно поглощаемого нами по вечерам сериала про викингов, набег на Валаам чётко ассоциировался с набегом викингов на монастырь Линдесфарн в Англии. С этого набега, собственно, официально берёт начало эпоха викингов.
Про Линдесфарн Читать.

Про Линдесфарн Смотреть.

Я конечно не фанатка этого поповника и на Валаам можно было бы и не ходить, однако у нас катастрофически заканчивается туалетная бумага и овощи, а капитанский пивной трюм показал дно.
Перед отправлением в набег мы проверили наш невод. «Золотая» рыбка нам всё-таки попалась, аж целая одна, (какая то краснопёрка длиной около 20 см). Мы, особо не ропща, немедленно соорудили из рыбы супчик. Перед отходом Кэп совершил подвиг разгребания багажника на лодке, так что, там теперь нашлось место и для меня. Заодно был подтянут провисший до неприличия трамплин. Захватив с собой все наши ценные вещи, документы и деньги, мы отправились на катамаране в кемпинг, до которого всего 2 км.
На пустой лодке мы досвистели довольно быстро, в два галса.

В кемпинге местный абориген вызвался присмотреть за нашим «чудом техники», а мы пешком направились к монастырю. По пути на меня напала малина, что на время примирило меня с существованием на свете монахов.
Мы с Кэпом отметили достроенную нефтебазу и новую пожарную часть с гаражами для пожарных машин. Правда, польза от неё не очевидна, поскольку на острове всего полторы проезжие дороги и перемещаться по большей части острова можно либо пешком, либо на вертолёте. Машина вряд ли сможет добраться до потенциального очага пожара, если он в глубине леса. Да и вообще перекапывать Валаам под какую ни будь стройку – это варварство. В этой связи нас откровенно позабавили вывешенные в кемпинге «правила для проживающих»: не мусорить, лишайники не топтать, животных не беспокоить и.т.д. Правила, в общем-то, разумные, но на фоне того, что творят с природой монахи, выглядят они просто нелепо.

Туристов в монастыре – тьмы и тьмы, сразу чувствуешь себя как в Московском метро, и хочется немедленно ретироваться куда ни-будь туда, где нет этой суеты и толкотни.
Пока Кэп отправлял свои религиозные надобности в монастыре, я ждала его на лавочке, греясь на солнышке. Рядом девушка – гид старательно зубрила методичку к экскурсии, а позднее я её видела, вдохновенно вещающую толпе туристов что-то явно душеспасительное. Да, гидов тут подбирают неплохо: они вполне профессионально и искренне пытаются донести информацию до самой разной аудитории. Мимо прогуливался поп с дамочкой в платочке. Ветхие японские туристы, по виду явно ровесники Русско-Японской войны, старательно щёлкали фотиками.
Когда появился Кэп, то мы постановили, что самое время подкрепиться, и направились к кафе под названием «Трапезная». В «Трапезной» на вопрос о яичнице, нам довольно грубо предложили почитать меню. Рожа тётки за прилавком столь явственно просила тухлого помидора, что лишь отсутствие оного, а также присутствие Кэпа, отработанным жестом схватившим меня за шкирку, спасло сию гнусную тетку от неминуемой расправы. В общем, сервис на Валааме год от года становится всё хуже, ассортимент всё беднее - даже выпечка пропала. В магазине (единственном оставшемся на Валааме) мы стоически протолкались к кассам и пополнили наши запасы свежими овощами и молочкой, а Кэп затарился пивом, любовно уложив заветные баночки на дно драйбега.
На обратном пути мы стали свидетелями забавного эпизода – «сафари по Валаамски». Перед нами по дороге неспешно катила забавная таратайка – вездеходик без дверей с несколькими серьёзными и объёмными мужиками внутри. Время от времени один из них вылезал и пытался из пневматического ружья отстреливать ворон под шквал советов, исходящих изнутри неведомого драндулета. Метким стрелок не был, так что таратайка, попыхивая выхлопом, уныло укатилась в направлении нефтебазы. Мы с Кэпом от души посмеялись над этим неожиданным цирковым представлением.
Обратно на стоянку мы докатились без проблем, на попутняке, предварительно презентовав нашему сторожу баночку пива.
В лагере всё было тихо и спокойно, никто не пытался тревожить покой нашего временного дома. Добычу, привезённую из набега, мы распихали по ящикам, дабы не соблазнять полчища алчных муравьёв. После чего отдали должное рыбному супчику и салату из свежих овощей.
И наступило чувство вселенской гармонии, изредка нарушаемое зудящими в отдалении моторными блохами, снующими вокруг с сетями и прочими приспособлениями, предназначенными толи для добычи рыбы, толи для повергания её в чувство глубочайшего изумления.
Через некоторое время я тоже решила пойти «купать червяка». Пока я, стоя на каменном лобике, под обильные советы Кэпа старательно метала спининг с силиконовым червяком на конце, прямо у меня под ногами, где глубина дай бог по колено, величественно и лениво проплыла РЫБА!!!, а именно вполне себе приличный судачок, длиной примерно с мою руку от кончиков пальцев до локтя. Я аж присела от изумления, а рыба меж тем торжественно удалилась в глубину. И вот тут во мне взыграл азарт, незамедлительно приведший к фатальному зацепу. Обожранный комарами Кэп, посчитал вопрос с рыбалкой на этом закрытым.
Ну не везёт мне, блин. :( ХОЧУ РЫБУ!!!
В утешение Кэп вырезал из дерева новые кубики для нард, и я его опять обыграла. :)

Пройдено за день: 4 км.

29 июля.Понедельник.
Валаам(Фёдоровская бухта)- о.Байовый – Валаам(мыс Олений)

Погода по-прежнему стоит чудесная: солнце, лёгкий ветер, тепло.
Ветер нам попутный, чем мы и не преминули воспользоваться. Расслабившись на бакштажке, пытались троллить рыбу. Безрезультатно.
Стоянка на Байовом острове, в бухте «У Христа за пазухой», была свободна, но мы сделали здесь лишь короткую остановку, чтобы обозреть результаты поповской строительной активности. Перешеек в середине острова застроили основательно: причал, церковь и часовня, несколько домов и коттеджей. Через перешеек, в самом узком месте прорыли канал.

Мы не поленились и обошли остров вокруг, чтобы в полной мере оценить это безобразие. Прекрасная стоянка с пляжиком в Южной бухте теперь находится на территории скита и недоступна. На полуострове, где были расположены каменные дороги, и вероятно было городище, теперь стоит неслабый коттедж. Канал теперь делит остров на две части.
Так что Байового острова больше нет. Есть два острова. В интернете их уже зовут: Большой и малый Гундяи.

Далее мы намеревались пойти в бухту Дивная на южной оконечности Валаама и устроить там банный день, однако воцарившийся мёртвый штиль опять спутал наши планы. С помощью весла и какой-то матери мы кое-как дотащились только до Оленьего мыса, где и встали на скалах.

Стоянка здесь открытая, в ветреную погоду явно не комфортная. Костёр мы делать не стали, дабы не плодить новых кострищ, обошлись газом. Каменные лбы на Оленьем пологие и ровные, так что место под палатку нашли легко.
К вечеру, меня возбудили рыбные плюхи на акватории, и мы с Кэпом пошли на рыбалку: я купать червяка, а он медитировать с пивом. Оставив озёрному богу пару блёсен, я видимо заслужила его милость - и мне улыбнулась удача в виде солидного горбатого окушка в 35 см. длиной.

Поскольку Кэп показывал мне только как забрасывать спиннинг, но не удосужился объяснить, как вытаскивать рыбу, пришлось истошным голосом взывать к его мужчинской совести. Пришлось ему срочно прибегать и вываживать мою рыбку, которая моментально была выпотрошена и съедена.
Кэп опять предсказывает шторм... по облакам. :)

Пройдено за день: 20км.

30 июля, вторник.
о.Валаам – о.Рахмансари

Сегодня, рано утром Кэпа разбудило солнце, которое сделало атмосферу нашей палатки малопригодной для его обитания. Шторм не состоялся. В надежде захватить утренний бриз, Кэп оперативно приготовил кофе и начал выманивать меня из палатки, хотя мой порог жаропрочности ещё превышен не был. Пока мы собирались, ветер начал неумолимо сдуваться.
И вот мы гордо несём все паруса супротив встречного штиля, то бишь еле ползём. Миновав о. Оборонный и о.Дивный мы поймали невнятный попутный бриз, на котором величаво вползли в бухту Дивная.

Бухта действительно шикарная, но все стоянки здесь были заняты, а у камней стояла большая яхта - килёвка «Глория». Мы высадились на полуостров, делящий бухту на две части, перекусили и двинули дальше. Наша цель на сегодня – Терву. Лихо, в четыре галса вышли из дивной бухты и двинулись в бейд одним галсом вдоль Валаама. Ветер слабый. С 22м2 парусов делаем всего 4-3 км/ч.

В Лещёвом заливе видели большой лагерь и нечто двухмачтовое.
Путь наш пролегал, как обычно, мимо островов Микерюкку, и Ялонсаари.
Волны практически нет, скорость временами достигает 8 км/ч., так что мне удалось даже нарезать салатик и изготовить нам бутерброды. Кэпу был обеспечен массаж нижних лап.
На подходе к северной оконечности о. Рахмансари ветер стух окончательно и бесповоротно.

У старого дебаркадера стоял на якоре небольшой рыбацкий кораблик, опутавший сетями ближайшие аква – окрестности. Вокруг сетей нерпы с энтузиазмом гоняли рыбу, поэтому всяких соблазнительных всплесков и кругов на воде было предостаточно. Я попыталась было что- нибудь поймать.

Но после второго зацепа Кэп прикрыл лавочку, посадил меня на руль, а сам сел на весло. Так путём тоскливого падлинга мы прошли вдоль о.Рахмансари и встали на бульниковом пляже с северной стороны.

С пляжа виден белый дым в районе острова Лавуатсари, что не удивительно. Погода стоит сухая уже дней 10. Грибов нет.
На стоянке мы устроили вожделенную помывку с постирушками и сварили гороховый супчик на ужин.

В процессе лагерных работ видели два катамарана, которые шли на моторе от Лавуатсари, миновали нас и встали на другом конце пляжа. Вечером мы сходили поздороваться с братьями по разуму: оказалось, что это «Крапивные» ребята. Мир катамаранщиков воистину тесен!
Кэп опять предсказывает шторм :)
Пройдено за день: 44км.

31 августа, среда.
о.Рахмансари – о.Кильпола.

Утро выдалось довольно приятным и ветренным. В коем-то веке предсказание Кэпа сбылось.
Попрощавшись с братьями по разуму, мы двинулись в направлении Лавуатсарского пролива.
Ветер свежий, бакштаг. Когда вышли из-за тени о. Рахмансари, то пришлось взять полочку рифов. Хорошо, что существенной волны ещё не нагнало. Кэп счастлив: наконец то настала нормальная Ладожская Жопка, а то всё штиляки, да штиляки.
Пользуясь попутным ветром, мы с удовольствием продулись Лавуатсарским проливом, который мы нежно любим за его живописность. Стоянок в проливе много, и люди кучкуются довольно плотно. Свободных стоянок практически нет. Пользуясь случаем, мы немного потроллили , но безрезультатно.
Выйдя из пролива, мы поймали бодрый галф и понеслись в сторону о. Кильпола в надежде найти стоянку на острове Монтасари пустой.
Волна уже доходила местами до метра, когда пройдя о.Селькямарьянсари (Селька) мы решили, что пора зарифиться и одеться, так как солнце скрылось и ветер усилился. Оценив обстановку, мы решили отлавироваться чуть назад, на Сельку, и там передохнуть или встать на стоянку.
На Сельке мы обнаружили самодельный катамаран с майларовым парусом от С. Новицкого и его экипаж, состоящий из двух мужиков. Обменявшись любезностями, мы надели на себя ещё пару слоёв одежды, взяли ещё полочку рифов и понеслись дальше.
На подходе к о.Кильпола ветер предательски стих, так что, офигевшему от таких выкрутасов погоды Кэпу пришлось сначала разрифливаться , а потом и вовсе входить в шхеры на весле.
Записная стоянка в «Блядской бухте» на острове Монтасари уже была занята очередной бандой бухариков, так что мы отправились дальше вглубь залива. Неподалёку отыскалась неплохая стоянка с прекрасным видом на шхеру.

Правда, место тут есть только для одной лодки и одной палатки, и несмотря на мегакострище, с дровами проблема. Сосен здесь нет, зато есть много сухостойной осины - именно сухой, которая отлично горит. В заливе соблазнительно плещется рыба. Напротив, на маленьком островке есть ещё одна стоянка с кострищем, пригодная для швартовки катеров и яхт.
Кэп мастерски разжёг костёр из сухой осины, за что был вознаграждён вкусным ужином.
После еды мы на катамаране отправились на рыбалку: я вооружилась спиннингом, а многомудрый Кэп – сетью. Рыба играла очень активно, но у моей удачи, видимо, в этом походе хронический выходной. Опытный Кэп аккуратно поставил сеточку вдоль камышей, и, отобрав у меня спиннинг, погнал экипаж спать.
Пройдено за день: 32км.

1 августа, четверг.
о.Кильпола. Днёвка.

Утро выдалось пасмурное и унылое. После завтрака Кэп поднял сеть, откуда вытащил большую щуку и вполне себе упитанную плотвичку. Плотву мы отпустили (нам столько не съесть было)- а из щуки сварили знатную уху - хватило два раза поесть от пуза.

Не успели мы разделаться с рыбой, как подул сильный ветер и включили мерзкий, моросящий, а временами наглеющий дождь. Хорошо, что мы заранее догадались натянуть тент, под которым и просидели целый день, читая книги, играя в нарды, медитируя и любуясь видом, открывающимся с нашей стоянки.

В нарды мне везло,так что приходилось следить, чтобы Кэп опять не выкинул кубики в кусты или не треснул бы меня нардами по голове.
В целом, не смотря на не прекращающийся дождь, получился довольно приятный и медитативный день. Вечером мы посидели у костра, который Кэп развёл при помощи «трофейного» сухого спирта из армейского пайка который нам достался от «Шевницкой эскадры», и, доев остатки ухи, поползли в палатку смотреть сериал про викингов.
Дождь не прекращался всю ночь.
Пройдено за день: 0 км.

2 августа, пятница.
о.Кильпола – г.Приозерск.

Дождь шедший всю ночь, к утру прекратился, как по мановению волшебной палочки. Однако было пасмурно и не уютно, ежащиеся в утреннем тумане шхеры вид имели унылый. Кэп трезво оценил обстановку и притащил завтрак в палатку. Пока мы собирали лагерь, тучи рассосались и солнце принялось старательно высушивать следы вчерашнего природного безобразия. По случаю пятницы движение в шхерах весьма оживлённое - катера и моторки снуют туда-сюда постоянно, изредка можно увидеть катамаран или яхту, одна из которых – «Аура» - встала на стоянку напротив нас.

Её капитан пожелал нам попутного ветра, когда мы героически пытались выскрестись из нашего уютного заливчика.
Стоило нам лечь на курс, как ветер тут же начал стихать, а как только мы вышли из залива Сукмылахти в Ладогу ветер выключили вовсе. Перед нами замаячила мрачная перспектива пилить всю дорогу до Приозерска на весле. При помощи каких то невнятных бризочков, генуи, весла и какой-то матери мы кое-как доползли до Заячего острова.
Потом Ладога смилостивилась над нами и ниспослала измученным штилем морякам бодрый попутный ветер, на котором мы радостно долетели до Приозерского пляжа. По пути встретили «Альбатрос», рубившийся против ветра … на железном фордаке.
Под конец пути наша скорость под всеми парусами перевалила за 12 км/ч. На пляж пришлось выбрасываться через прибой. Благодаря хорошей погоде, у воды и на воде полно народу, а на акватории всяческих судов.
После выброски мы оперативно разгрузились и поставили лагерь в лесу. Кэп оттащил лодку прямо к палатке - на разборку, а затем пошел машиной. До ночи мы раскидали и упаковали катамаран и вещи, чтобы утром сразу тронуться в путь.