Часть вторая

Назад

23 – 24 августа.(четверг – пятница)
Стояние на Пертищах.

С утра пасмурно и холодно. По плану у нас сегодня помывка, однако, при мысли о намокательных процедурах передёргивает от холодного озноба. Однако, лиха беда начало. Дров у нас вполне достаточно, ветра почти нет, так что после завтрака приступаем к банному подвигу.
Как ни странно, даже в холодную погоду при отсутствии сильного ветра мыться оказалось довольно комфортно. Сидишь в горячей ванне, в клубах пара и созерцаешь сквозь прозрачную полиэтиленовую крышку хмурое низкое небо и густые лохматые тучи. Кэп, при этом умудряется ещё курить трубку и пить пиво.

В палатке бормочет газовый обогреватель и разложены тёплые полотенца и одёжки.
Не успели мы помыться, как зарядил противный нудный дождик. Остаток дня мы не без удовольствия промедитировали у костра под тентом.

К вечеру поднялся ветер и замученные дымом мы ретировались в палатку. Cила ветра достигла 9 м/с, а ночью …. Ктож её мерял.
Начался типичный осенний шторм.
Палатку сильно трепало и крутило. Кэп периодически вылезал и подтягивал катамаран повыше. Прибой разбушевался не на шутку, палубу катамарана захлёстывало до самой будки, пришлось вытащить лодку до самого края пляжа, но и здесь, особо крупные волны ее доставали….

….Утром над нашей палаткой нависла большая сосна, так что палатку пришлось срочно переставлять.

Шторм и не думал стихать. Острой необходимости идти не было, а купаться в холодном прибое Кэпу явно не улыбалось. И мы решили задержаться на Пертищах ещё на денёк.
Вокруг стоянки и прямо на ней повылазили целые колонны маслят, перемежающиеся белыми и подосиновиками. Устоять перед таким соблазном мы не могли и меню мы утвердили единогласно. После обеда прогулялись по лесу. Брусника на пике зрелости и ее МНОГО.

Черника и голубика тоже есть. В лесу мы вспугнули куропатку. Она отлетела метров на 15 и села на дерево. Я никогда не думала, что это такая солидная птица – вполне себе полноценная курица., довольно упитанная на вид. Кэп долго потом сокрушался, что не взял на прогулку ружья. В нём проснулся охотничий инстинкт.
Между тем развиднелось и : ветер немного стих и поменял направление.

Накат уменьшился. По пляжу носятся мелкие птички, что-то выковыривая в песке. При виде нас они неторопливо отбегают всего на не сколько метров.

К вечеру стало проглядывать солнце. Но оно уже совсем осеннее – бодрит и радует. Но не греет. Кэп опять отобрал у меня читалку и наслаждается сагой о Хорнблауэре, а меня засадил за писанину, чтобы не скучно было , наверное. Вот пишу.

25 августа (суббота)
<Бухта Пертищи – о.Василисин.

Переменная облачность, ветер 3 м/с, попутный бакштаг.
В середине дня покинули гостеприимную стоянку на Пертищах и пошли по направлению к острову Василисин.

Утренний штиль сменился умеренным попутным ветром, позволяющим нести геную. Горизонт со всех сторон затянут облаками, но над нами большая голубая дырка в небе, из которой выглядывает солнце. Такой феномен мы часто наблюдали и на Ладоге: видимо большой водоём генерирует специфические воздушные потоки, которые мешают продвижению циклона. Это, как вражеская крепость, которую не смогли сразу взять штурмом и оставили в осаде в тылу.

По пути мы зашли на островок Северный Кузовец – самый крайний в сторону Онеги остров Унойских шхер. На острове установлен высокий металлический маяк. Маяк разумеется, давно заброшен. Мы смогли забраться на маяк и полюбоваться окрестностями.

На острове , так же есть рыбацкая изба довольно ухоженная внутри. То, что здесь обитают именно рыбаки очевидно. Много мусора и пустой стеклянной тары из-под не слишком изысканной выпивки.
Осмотрев остров – отвалили. Идём на остров Василисин. Несём все паруса. Средняя скорость 12 км/ч. По дороге поймали на спининг вполне себе добротного 30 см. окунька, который единогласно был приглашен на ужин :)

Остров Василисин расположен почти напротив устья р.Водла, но не пользуется популярностью у водной братии, потому, что расположен далеко в озере. Остров скалистый, удобных стоянок практически нет. Но в случае нужды можно вытащить катамаран на пологие скалы.
Остров насыщен поваленными и абсолютно сухими деревьями, стоянок, как и штатных кострищь, нет. На острове установлен уникальный деревянный маяк.
БУДТЕ ПРЕДЕЛЬНО ОСТОРОЖНЫ С ОГНЁМ. если необходим костёр , то жгите его на скалах у воды.

В глубине острова есть небольшая стояночка с относительно ровным местом под палатку, но с берега таскать туда барахло далеко. Дров на острове полно. Много поваленных сосенок и ёлочек. Бурелом вполне проходим.

Мы встали на дальнем от маяка, юго-восточном, конце острова, главным образом для того чтобы избежать наката. С трудом нашли ровное место под палатку. Костёр развели на скалах у воды из соображений пожарной безопасности.

Маяк на острове Василисин прекрасно сохранился, несмотря на то, что построен полностью из дерева. Ступени на лестнице ещё очень крепкие, так что мы смогли подняться на самый верх. На верхней площадке сидел сокол, которого мы спугнули. Он вспорхнул, посмотрел на нас выпученными охреневшими глазами и улетел.

С верхней площадки открывается потрясающий вид на Онежские просторы, романтично подсвеченные заходящим солнцем.

Интересно, что маяк стоит на голой скале без фундамента.
Прямо на первом этаже построены срубы – загородки из брёвен, и внутрь этих огромных ящиков насыпаны камни. Очень оригинальное инженерное решение, которое не требует специального оборудования и металлических конструкций.

Снаружи маяк покрашен чёрной и белой краской. Дверь отсутствует, нет и самой лампы маяка, хотя сохранилась металлическая подставка под лампу. Рядом с маяком виднеются остатки двух сожжённых домов.

Сегодня, по случаю субботы, Онега заметно оживилась. Рыбаки повылезали из всех щелей, даже ночью, где-то невдалеке назойливо жужжат моторки. В устье Водлы, в Стеклянное, потянулись караваны барж, наконец - то, дождавшиеся тихой, хорошей погоды.
Ночью над нами раскинулось бескрайнее звёздное небо, какого не увидишь в городе.
Ветер опять поменялся. Со стороны Петрозаводска небо затягивает чёрной полосой облаков. Прямо над нашими головами висит «Млечный путь».
Красота.

26 августа (воскресение)
о.Василисин – Лосьи острова.

Бог Онеги сегодня исключительно милостив к нам: утро нас приветствует ослепительно солнечной погодой. На нас напала блаженная истома, шевелить конечногстями бесконечно лениво.

Где то там Бесов нос.

Поскольку запасы провизии постепенно подходят к концу, кэпу на завтрак вместо сыра выдали порцию матросской овсянки с местными ягодами ( ягоды натуральные, собранные в двух шагах от палатки: черника, брусника, голубика), и Кэп безропотно эту субстанцию умял :)
Примерно к часу дня включили лёгкий ветер и мы направили свои баллоны в сторону Лосьих островов. Нам не крутой попутный бейд.
Во мне проснулся охотничий инстинкт и выпросив у Кэпа спининг я устроилась на корме, вытравив за корму воблер, в надежде поймать большую рыбу.

Рыбу желательно зубастую, а из всех зубастых желательно судака. Он вкусный, вкуснее окуня. Увы Бог больших судаков сегодня к нам не слишком милостив. Рыбы обходят наш дорогущий воблер стороной. То ли скорость маловата. Толи удочка не той системмы, толи звёзды вчера ночью сложились в большую фигу…
В пролив между Лосьих островов вошли с наветра и устроились на стоянке, примостившись на каменном лобике. Место довольно удобное, относительно неплохо защищено от ветра. Лодку можно без труда вытащить на берег. Есть места для нескольких палаток.
Поставив лагерь и перекусив, я продолжила свои рыболовецкие потуги. Кэп научил меня кидать спининг и наивно надеялся, что моё внимание, на какое то время будет полностью поглощено этим занятиям и он сможет спокойно помедитировать с бутылочкой пива, но не тут то было :)
Проблема в том , что пролив довольно мелкий и в нём полно камней и затопленных брёвен. После того как Кэп окончательно задубел, в очередной раз слазив в ледяную воду за зацепившемся воблером, его терпение лопнуло.
Меня отконвоировали на соседний мысок, где по мнению Кэпа , донных неприятностей быть не должно. Понтовый воблер был заменён на простенькую блёсенку, от греха подальше. Однако, я горя первобытным охотничьим энтузиазмом, и тут нашла пичальку: блесна, при первом же забросе зацепилась и навек осталась во владениях жадного судачьего бога. Так бесславно закончилась моя героическая рыболовная эпопея. Воблер от меня спрятали, спининг отобрали и велели поискать себе более безобидное и менее хлопотное…для Кэпа :) занятия.
Пришлось идти собирать ягоды на компот.
Тем временем, Кэп приметил в лесу очередную куропатку. Схватив ружье, он стремительно удалился. Увязаться за ним не удалось, мне было велено стеречь очаг, по возможности не нанося урона лагерному инвентарь.
Курицу Кэп не добыл. Зато нашел на вершине острова странные ямы и сооружение из камней, судя по мху, довольно старые. Назначение сооружения не ясно. Копоти внутри нет, значит не печь. Для убежища маловато, человек не влезет. Схорон?....врядли, очень заметен, да и расположение странное, на вершине острова. Вот такие вот местные странности.

К вечеру ветер немного стих, что очень приятно. Несмотря на солнце, довольно прохладно. Холодный ветер способен не только взбодрить, но и выдуть всё тепло напрочь.

Далее вечер пошел на перекосяк.
Опрокинулся в костёр котелок с компотом.
Ветер задувал дым от костра во все стороны и Кэпу приходилось с прибаутками постоянно перемещаться вокруг костра. Я же, при этом, сидела на одном месте :)
Потом в Капитанской читалке сел аккумулятор и разумеется на самом интересном месте.
Поняв, что сегодня вечером звёзды явно не на нашей стороне мы отправились в палатку….

27 августа (понедельник)
Острова Лосьи – пляж у пос. Стеклянный (антистапель)

В преддверии крайнего перехода погода не удалась. Утро вылалось сырое, дождливое, холодное и зело мерзкое. Крайне печальная противоположность вчерашней солнечной феерии.
С трудом заставив себя покинуть палатку, мы нехотя принялись собирать лагерь. Только перспектива предстоящей на переходе охоты на большую зубастую рыбу , примирила меня с окружающей действительностью.
Мы вышли из пролива на север, на бодром фордачке. Я медитирую на корме со спинингом, а Кэп рулит.

Не успели мы отойти от берега, как зарядил монотонный и противный дождик, не прекращающийся уже до завтрашнего утра. Пока мы в рыболовном азарте плавно огибали Лосьи острова, прикрывающие нас от ветра, всё ещё было ничего, но как только мы легли на курс в сторону Стеклянного, то нас принял в свои обьятья холодный осенний шторм. Ветер в морду.
Мы благоразумно зарифились на две полки, но, несмотря на это, перспектива лавировки под дождём не внушала оптимизма. Как назло, путь к конечной точке нашего маршрута утыкан отмелями и лудами, но хозяйничавший на акватории шторм пометил их все огромными белыми бурунами.
У меня, от старости, стал протекать Декатлоновский непромоканец. Холодные струйки воды стали неумолимо проникать под многочисленные слои флиса, в который я была тщательно упакована. Пять лет непром служил верой и правдой.
Кэп сидит на руле синий и мокрый , но бодрый и сосредоточенный. И даже напевает, какую то скабрезную боевую песенку. Мне уже как то не до песенок. Хочется скорее в тёплую палатку к обогревателю и кормушке, а лавировать ещё долго.
Наконец замёрзшие и отупевшие от ветра холода и сырости, мы выбросились на искомый пляж. Дождь не унимался ни на минуту, как если бы репетировал второй акт всемирного потопа.
Негнущимися пальцами поставили палатку и воскурили газовый обогреватель. Непромы сырые, то что под ними тоже. Спальня палатки некоторое время напоминает сауну. Очки. Сволочи запотевают.
Сушимся…
Съев по две банки разогретых консервов каждый, и запив их чаем и спиртом (это Кэп), мы примирились с действительностью.
В крышу палатки молотит дождь, в тамбуре , уже образовалось противное, чавкающее болото, ветер беснуется так, как будто старается взять штурмом невидимую крепость.
Хорошшоооо…
Поразмыслив на сытый желудок о делах наших скорбных, Кэп принял ещё и ….принял волевое решение – не идти сегодня за машиной в Стеклянный и за неимением читалки стал возится с ЖПСкой.